Румба клаве: иллюстрированный анализ

Оригинал статьи: http://rumbaclave.blogspot.com/
Автор: jemuzu, в сотрудничестве с Майком Спиро и Дэвидом Пеналоса.
Перевод: Капранов Марат, 2021, для проектов rumberosblancos.ru и “Сальса по-русски”

Что такое румба клаве на самом деле?

Я не про сборники типа “Сто и один зажигательный латиноамериканский хит”, а про то, как в реальности румберос играют клаве. Что такое “правильный” румба клаве? Насколько можно его варьировать в зависимости от личного (или регионального) стиля? Как влияет скорость исполнения на расположение пяти ударов относительно пульсации? Меняется ли в процессе исполнения песни время клаве?

Одно можно утверждать с уверенностью: клаве на нотах очень далек от реальных звукозаписей.

А что же именно исполняется? Как это можно наглядно показать? Я попробовал сделать это, вооружившись музыкальным редактором, фотошопом и записями румбы с хорошо различимым клаве.

Чтобы лучше показать разницу между нотной записью румба клаве и реальным исполнением, первые два трека – это пример “прямого”, буквального клаве (“что написано, так и сыграно”), в размерах 4/4 и 12/8. В размере 12/8 румба клаве – ни что иное как укороченная версия обычного паттерна кампаны, где у сдвоенных ударов убран один из них.

От редактора: для непрофессиональных музыкантов предлагаю небольшое объяснение самых азов музыкальной грамоты, так как без понимания, что такое “размер 4/4” и “размер 12/8”, а также термина “пульсация” и “время” дальнейшее чтение этой статьи не имеет смысла. Но на самом деле всё довольно просто. Добро пожаловать в специальный ликбез!

Еще по теме:  Клаве без нот и основы ритма 

Примечания к иллюстрациям:

Для выбранных записей румбы попробую проследить, где удары клаве попадают относительно записанного на ноты клаве в размерах 4/4 и 12/8. Для этой цели каждая иллюстрация снабжена значками:

  • В верхней половине синие вертикальные полосы:
    Заданное время, в данном случае один такт клаве может быть разбит на 16 графических единиц равной ширины (времени), соответствующие 16-м длительностям.
  • На верней границе зеленые треугольники – то, как записывается на ноты клаве в размере 4/4.
  • В нижней части красные вертикальные полосы:
    Заданное время, в данном случае один такт клаве может быть разбит на 12 одинаковых графических единиц, что соответствует восьмым длительностям в размере 12/8.
  • На нижней границе зеленые треугольники – то, как записывается на ноты клаве в размере 12/8.
  • Простая пульсация, общая во времени и для 4/4, и для 12/8, обозначена четырьмя цифрами под иллюстрацией;
  • Изображение звуковой волны, полученное из музыкального редактора. Один такт, обычно самый первый в композиции, когда клаве звучит наиболее отчетливо.

Приведенные ниже графики – изображение одного такта клаве из реальных записей румбы. После первых двух треков примеры располагаются в порядке от медленного к быстрому.

Все представленные песни содержат по крайней мере один полный такт, где звучит только румба клаве без других инструментов (особенно без палито), излишне загромождающих форму волны и влияющих на точность построения графика. Я попытался создать набор с треками (1) в разном темпе, (2) в одном темпе, но исполненные разными музыкантами, (3) разных эпох. При этом я не обращал внимания на нравится/не нравится мне трек (хотя в наборе есть и хорошая румба). Дело в том, не так много треков, подходящих по критериям этого исследования.

Примечание: я не исследовал, кто конкретно играл клаве в каждом отдельно взятом треке, обозначения группы/певца/руководителя в качестве артиста вполне достаточно.

Все графики снабжены 30-секундными фрагментами румбы, указанием темпа (удары в минуту, bpm). Выводы расположены в конце статьи.

Прямой (записанный на ноты) клаве в 4/4, 112 bpm

Прямой румба клаве 4/4 как нотируется

Прямой (записанный на ноты) клаве в 12/8, 112 bpm

Темп: 98 bpm
Исполнитель: Issac Delgado | Альбом: Rumba Pa’l Pueblo | Песня: Santa Cecilia


Темп: 100 bpm
Исполнитель: Rumberos de Cuba | Альбом: ¿Dónde Andabas Tú, Acereko? | Песня: El Trovador


Темп: 102 bpm
Исполнитель: Rumboleros | Альбом: Protesta Carabali | Песня: Linda Habana Yambu


Темп: 116 bpm
Исполнитель: Carlos Embale | Альбом: Rumbero Mayor II | Песня: Chambeleque


Темп: 122 bpm
Исполнитель: Afrekete | Альбом: Iyabakua | Песня: Timbata


Темп: 122 bpm
Исполнитель: Los Parragueños | Альбом: Rumba Rarities | Песня: Virgencita de Mi Camino


Темп: 138 bpm
Исполнитель: Los Muñequitos de Matanzas | Альбом: Rumba Caliente 88/77 | Песня: Mi Arere

lmdm138_lmdm_mi-arere


Темп: 144 bpm
Исполнитель: Pancho Quinto | Альбом: En El Solar La Cueva Del Humo | Песня: La Media


Темп: 156 bpm
Исполнитель: Clave y Guaguanco | Альбом: Dejala en La Puntica | Песня: Capricho de Abuela


Темп: 168 bpm
Исполнитель: Ecue Tumba | Альбом: En Un Solar De Pogoloti | Песня: Guaguanco Matancero


Основное, что бросается в глаза на графиках и при проигрывании музыки, это то, насколько сильно отличается “буквальный” клаве (строго в соответствии с нотной записью) от того, что реально звучит. Это не новость, но в таком наглядном виде это особенно удивляет.

До этого я думал, что в медленном темпе вроде ямбу ощущение клаве будет ближе к размеру 4/4, а затем, по мере увеличения темпа, клаве будет исполняться все ближе и ближе к тому, как записывается на ноты в 12/8. Но теперь я вижу, что это не так, о чем свидетельствует сильное сходство клаве в треке Карлоса Эмбале (темп 116) и у “Клаве и гуагуанко” (темп 156), оба сильно тяготеют к варианту на 12/8.

В целом, меня действительно поражает до глубины души, НАСКОЛЬКО велика вариативность клаве. Я вынужден заключить следующее:

Не существует единственного правильного способа играть румба клаве.

Несмотря на это, приведенные данные позволяют сделать определенные выводы и выявить общие/лучшие принципы игры клаве. Давайте разберем все по шагам:

1 нота:
Всегда точно попадает на “раз” (в постоянных темпах).

2 нота:
Во всех примерах, за исключением одного (трек “Los Parragueños” в темпе 122 bpm), эта нота попадает либо точно в 4/4, либо смещена вперед по времени, а в некоторых случаях вплоть до отметки 12/8. Хотя треки с самым сильным ощущением 12/8 здесь очень быстрые, есть и медленные примеры, в которых вторая нота тоже сдвинута ближе к 12/8.

3 нота:
Почти тот же сценарий, что и для второй ноты, но с гораздо большим разнообразием вариантов. Для приведенных примеров расположение третьей ноты повторяет сдвиг второй ноты по отношению к меткам времени (то есть, если вторая нота сдвинута/задержана, то третья будет сдвинута/задержана примерно на столько же). Единственное реальное исключение здесь – трек “Ecue Tumba” в темпе 168.

4 нота:
Что ж, эта нота является ключевой. Независимо от того, что происходит со всеми остальными нотами, эта подозрительно одинаково расположена во всех треках и темпах. Она НИКОГДА не играется точно или с оттяжкой в размере 4/4, но всегда расположена до. Всегда играется впереди времени. И при этом никогда не доходит до отметки 12/8, располагаясь четко между 4/4 и 12/8 (по аналогии с предположением Майкла Спиро о фиксации между 4 и 6) (речь идет о книге: The Conga Drummer’s Guidebook, Michael Spiro, англ. В ней имеется секция, посвященная исполнению “FIX” – читайте русский перевод этой главы на СпР. А вот тут англоязычный форум с очень любопытными комментариями – прим. ред.)

5 нота:
Практически всегда попадает ровно в 4/4 или чуть позже – но никогда до.

Другие наблюдения:
Несмотря на то, что последние три ноты никогда не бывают равномерно распределены (как если бы были сыграны в строгом соответствии с 12/8), их местоположение относительно размера 4/4 весьма далеко (с этой большой паузой между 3 и 4 нотой и двумя последними нотами, сгруппированными в конце).

Надо полагать, что девять предложенных вашему вниманию треков отражают выборку, достаточную для демонстрации реального звучания румба клаве, хотя следует иметь в виду, что для каждого трека был взят и проанализирован только один такт. Несомненно, существуют отклонения клаве и в процессе исполнения песни. Кроме того, я делал выборку из самого начала песен, и возможно, что в каких-то случаях клаве может смещаться в зависимости от остальных инструментов, или устаканиваться по мере установления ритма. Но я думаю, что для хорошо сыгранных постоянных групп это не так актуально.

Увы, поставленные в начале статьи вопросы пока остаются без однозначного ответа, и мы будем признательны за любой ваш вклад. Надеюсь, что вместе мы заполним пробелы.

Возвращаюсь на свой лесоповал,
с уважением, Джеймс.
jemuzu [at] gmail [dot] com

Благодарю Майка Спиро и Дэвида Пеналоса за вдохновение, благодаря чему и возник этот проект.

Примечание: я намеренно не стал включать в примеры румбу колумбию и другие ритмы с румба-клаве, чтобы сохранить наглядность и простоту изложения.


Некоторые любопытные комментарии к оригинальному посту:

Анонимно:
Отличный анализ! Я советую еще раз взглянуть на проблему, принимая во внимение следующую гипотезу: кубинцы играют полиритмию, таким образом одна часть клаве может быть в 4/4, а другая – в 6/8. Если вы посмотрите некоторые уроки Horacio El Negro, то увидите, что он утверждает, мол, что именно это и происходит. И ваш анализ, похоже, подтверждает это.
С уважением, Эрик.

Yahia:
Спасибо за интригующий анализ!
Эта четвертая нота действительно так выделяется на фоне остальных? Не так ли?

Мне стало интересно, сможем ли мы лучше понять ее положение во времени, сложив вместе размер 4/4 и 12/8? Это даст нам 48 суб-импульсов (каждый по 1/48 ноты) в клаве (в одном такте). В соответствии с этим, ваши графики показывают, что четвертая нота клаве попадает приблизительно на 2/3 пути через десятую по счету шестнадцатую ноту, а в моем предположении – на 29-ю 1/48 ноту. И хотя она может быть и слега до этого мгновения, но никогда настолько раньше, как 28-я, куда попадает строгая 1/12 нота. Ближе всего к строгой отметке 7/12 находится трек из Clave Guaguanco, который вообще удивительно близок к размеру 12/8, за исключением крохотной задержки в середине тройки.

Разумеется, вряд ли музыканты считают до 29 и далее! Вместо этого, я думаю, что идея Майка Спиро о “FIX” – между 4 и 6, которую вы упомянули, имеет большой смысл. Хотя, как заметил Эрик Восмейер (в комментарии выше), это может быть полиритмом – когда часть такта считается двойками, а часть – тройками.

[…]

Об авторе - Марат Капранов

Музыкант, сальсеро, переводчик. Редактор сайта "О сальсе по-русски".