Сон (латиноамериканский)

Сон – музыкальная форма, обычно сопоставляемая с каким-либо местным звучанием или музыкой. Сон исполняется либо в качестве инструментального танца, либо как песня. Под соном абахеньо (son abajeño), т.е. сон снизу (abajo), как правило, подразумевается сон из региона Тьерра Кальенте, на юге Мексики, штат Халиско, его размер и форма совпадают с соном халисьенсе (son jaliscience). 

Другой сон – сон уастеко (son huasteco) – исполняется в размере 6/8, составленном из двух частей со сложной гемиолой (hemiola – ритмический прием, когда трёхдольный метр изменяется на двудольный с помощью переноса акцентов  в такте, см. подробнее википрим. пер.)  или с пересекающимися паттернами. Сон уастеко родом из региона Гуастека, чуть севернее Веракрусз, в Мексиканском заливе. Конхунтос (ансамбли) из этих мест состоят из скрипки, небольших местных гитар харана (jarana) и уапангера (huapanguera) или кинта (quinta).

Мексиканская уапангера

Помимо инструментовки, сон уастеко примечателен вокальными прыжками в фальцет, наподобие стонов в вокальной технике. В одном из самых распространенных жанров мексиканской музыки, в мариачи, особняком стоят соны уастекас, их также называют уапангос (huapangos).

Сон халисьенсе имеет размер 12/8, составленный из четвертного метра со сложным ритмическим паттерном сесквиальтера (sesquialtera),  в котором две группы из трех долей (составной двухдольный, или 6/8) чередуются с тремя группами из двух долей (простой трехдольный, или 3/4). Сменяющиеся размеры создают в мелодии и гармонии ритмический эффект под названием гемиола, который также называют контратьемпо. Сон халисьенсе происходит с западного штата Мексики – Халиско, в традиционном репертуаре мариачи он обязательно присутствует. Под эту музыку часто танцуют сапатеадо (zapateado), “танец туфли”, на деревянной платформе под названием “тарима” (tarima). Танец изображает состязание между петухом (el gallo) и курочкой.

Танец сапатеадо на деревянной тариме

В отношении структуры музыка организована следующим образом: сначала исполняется энтрада (entrada – вступление, прим. пер.), затем версо (куплетная часть, исполняемая соло), а затем коро (припев, в котором хор отвечает солисту повторяющимся заданным рефреном), затем третья секция, новые куплеты и сокращенная версия энтрады в завершение. Заключительная каденция представляет собой клише под названием “Тэг Халиско” (“Jalisco tag”). Не все соны халисьенсес соответствуют описанному ритму сесквиальтера, но это старейшие в репертуаре мексиканской музыки.

6 просмотров

Сон харочо (son jarocho) – местный танец в простом четырехдольном размере с остинатной формой, из региона близи Веракрус. Известно, что его исполняли еще с 1790-х годов в национальном театре Колисео, в Мехико. Этот сон был популярен в Веракрус в XIX и XX вв., расцвет пришелся на 1830 г. в Калифорнии. Слово харочо означает “бесцеремонный”, что и характеризует манеру танца и музыки. Конхунто (ансамбли) состояли, как правило, из фольклорной арфы (arpa), родом из Веракрус, которая отличалась от похожей арфы из Халиско, а также из небольших гитар харана хароча и рекинто.

Арфа из Веракрус

Важной частью традиции сона харочо является стихотворная форма – десима. Тембр вокала высокий, но, в отличие от Гуастеки (хотя оба региона соседствуют друг с другом и обмениваются репертуарами), в пении не используется фальцет. Самый известный пример сона харочо – песня “La Bamba”.

La Bamba (original) - El Jarocho 1939

Петер Х. Гарсиа
перевод с английского – Капранов Марат,
специально для проекта “Сальса по-русски”,
март 2019

оригинал статьи: Encyclopedia of Latino Popular Culture, v. II, (ISBN 0313332118) с. 766-767

Об авторе - Марат Капранов

Музыкант, сальсеро, переводчик. Редактор сайта "О сальсе по-русски".

Top