Гуахира-де-салон

Marisol Hernandes: festejando el dia del campesino

Армандо Родригес Руидиас, 2021 г.
Перевод: Алла Зайцева, 2022 г.

Эволюция

Кристобаль Диас Аяла в своей книге «Контрапункты кубинской музыки» описывает, как в начале XX века популярность некоторых жанров, таких как «пунто» и «сапатео» снижалась и постепенно эти жанры объединялись с другими. В результате их эволюционного взаимопроникновения появилась новая форма, названная «гуахира» или «гуахира-сон».[mfn]Díaz Ayala, Cristóbal: Los contrapuntos de la música cubana, Ediciones Callejón, San Juan, Puerto Rico, 2006, p. 162[/mfn]

В этой связи Диас Аяла отмечает, что, поскольку межжанровые связи всегда были очень активными, кубинский «пунто», как и большинство кубинских музыкальных жанров, ассимилировал структурные элементы сона и гуарачи. Целью было предложить публике танцевальный формат, который можно было бы включить в состав шумных вечеринок и крестьянских праздников, где участники предпочитали петь и танцевать.[mfn]Díaz Ayala, Cristóbal, 2006: 163[/mfn]

По словам Неда Саблетта, «начиная примерно года с 1935, на кубинском радио возникла своего рода золотая эпоха „пунто-гуахиро“, достигшая в начале 1940-х годов своего пика, главным образом потому, что музыка этого жанра стала очень популярна и была не очень дорогой в производстве». Кроме того, Саблетт отмечает: «В начале века гуахира театра „Альгамбра“ исполнялась в размере 6/8, но в течение 1920-х годов соновые септеты адаптировали гуахиры под свои нужды, превратив 6/8 в 2/4 и добавив более ритмичное сопровождение к песням».[mfn]Sublette, Ned: Cuba and its music. Chicago Review Press, Inc., 2004, p. 487[/mfn]

В качестве примера такой песни, похожей на старые народные гуахиры, но в двухдольном размере 2/4, мы можем предложить «Guajira ven a gozar» в исполнении Трио Матаморос.

Trio MatamorosGuajira Ven a Gozar

Фрагмент песни «Guajira ven a gozar» ансамбля «Трио Матаморос» (Здесь и далее нотная транскрипция выполнена автором статьи)

Первые звукозаписи Трио Матаморос в постоянном составе (Мигель Матаморос, Рафаэль Куэто и Сиро Родригес) были сделаны в Камдене, штат Нью-Джерси, 28, 29 и 31 мая 1928 года. И в числе записанных был знаменитый сон «El que siembra su maíz», который установил рекорд, так как на Кубе было продано 64 000 пластинок с ним.[mfn]Molano Gómez, Carlos: Encuentro Latino Radio — 2016, Bogotá - Colombia. Derechos reservados de autor. Actualizado 2020: www.encuentrolatinoradio.com/2020/05/miguel-matamoros-mama-son-de-la-loma.html (бэкап в pdf)[/mfn] В части монтуно этого музыкального произведения мы можем четко отметить использование двухдольной ритмо-гармонической схемы, которая впоследствии станет важным элементом в эволюции музыкального жанра «гуахира-сон» или «гуахира-де-салон», который строится на аккордах I, IV и V ступеней диатонического звукоряда.
Trio MatamorosEl Que Siembra Su Maiz
El que siembra su maíz

Фрагмент песни «El que siembra su maíz» Трио Матаморос

В монтуно знаменитого «Son de la Loma», записанного в 1923 году теми же «Трио Матаморос», заметно выделяется та же структура, о которой мы упоминали ранее: ритмо-гармоническая последовательность, основанная на I, IV и V ступенях диатонического звукоряда.
Trio Matamoros2-04 Son de la Loma
Son de la loma

Фрагмент песни «Son de la loma» Трио Матаморос

Игнасио Пиньейро также сочинял соны под влиянием крестьянской тематики, и Диас Айала дает этому такой комментарий:

…Новизна некоторых мелодических и гармонических поворотов «пунто» и литературное богатство текстов привлекали таких композиторов, как Игнасио Пиньейро, который писал соны с ощущением гуахиры, и иногда называл их гуахира-сон: «Alma guajira», «Buey viejo», «Canta la Vueltabajera», «Entre preciosos palmares», «Lejana campiña», «Quejas en la montaña» и другие.[mfn]Díaz Ayala, Cristóbal, 2006: 163[/mfn]

Во вступлении к «Alma guajira», с явными сельскими мотивами, Пиньейро использует ритмо-гармоническую структуру в интервале между I и V ступенями диатонического звукоряда, так же, как и в упомянутом ранее примере с ступенями I-IV-V. В этом случае композитор пропускает шаг перед IV ступенью между аккордами I и V ступеней.
Septeto Nacional De Ignacio PiñeiroAlma Guajira
Фрагмент песни "Alma guajira" - Septeto Nacional

Фрагмент песни «Alma guajira» — Septeto Nacional

Двухдольная ритмо-гармоническая схема, которая с конца 20-х годов XX века начала проявляться в песнях исполнителей сона, стала результатом эволюционного процесса оригинального размера 6/8 пунто-гуахиро. Следующий пример — запись вступления к традиционному пунто под названием «Tonada espirituana». С его помощью можно увидеть ряд разрозненных аккордов в аккомпанементе гитары, основанном на уже упомянутой последовательности I-IV-V и исполненном в размере 6/8.
La CanturíaTonada Espirituana
Фрагмент одной из Tonada Espirituana. Пение – десима, пунто и тонада

Фрагмент одной из Tonada Espirituana. Пение — десима, пунто и тонада

Гильермо Портаблес

Нет Саблетт пишет в своей книге:

«…в середине тридцатых годов XX века тровадоры, например, Антонио (Ньико Маятито) Фернандес, которые обычно пели в трио, создали для радио репертуар, адаптировав пунто-гуахиро в стиле «son de la trova». Центральной фигурой этого движения, названного «гуахира-де-салон», был Гильермо Портабалес, человек с мелодичным голосом, который посредством своих выступлений на радио быстро стал всеобщим кумиром.[mfn]Sublette, Ned, 2004: 487[/mfn]

Гильермо Портабалес, певец, которому приписывается создание стиля вокальной музыки под названием «гуахира-де-салон», родился 6 апреля 1914 года в Сьенфугосе. Он начал свою карьеру, играя гуахиры, болеро и танго на праздниках, аккомпанируя себе на гитаре. В 1937 году Портабалес отправился в Пуэрто-Рико, где стал звездой радио, а позже съездил на несколько гастролей по таким странам, как Венесуэла, Эквадор, Колумбия и Панама.

В 1940 году он вернулся на Кубу и пел на радиостудии «RHC Cadena Azul». Несколько раз путешествовал по США и Пуэрто-Рико, выступая в разных театрах и радиостудиях. В то время сформировалась группа молодых певцов, исполнявших музыку в сельском стиле, среди которых были известные исполнители кубинской деревенской музыки Рамон Велос и Коралия Фернандес. В 1970 году Гильермо Портабалес погиб на Кубе в автомобильной аварии.[mfn]Orovio, Helio: Cuban music from A to Z, Duke University Press, Durham NC, 2004, p. 166[/mfn][mfn]Sublette, Ned, 2004: 487[/mfn]

Оценить характерный для «гуахира-де-салон» ритмо-гармонический узор можно в следующих песнях Портабалеса: «La sitiera», где в монтуно появляется структура I-IV-V или F-B♭-C; «Romance guajiro», где мы слышим последовательность I-IV-V или A-D-E7 в монтуно; и «Junto a un cañaveral», где в куплете появляется минор i-iv-V или Cm-Fm-G7, а в части монтуно — мажор I-IV-V или C-F-G7.

Также в перечисленных далее быстрых гуарачах мы обнаруживаем:

«Soy hijo del siboney»: повторяющаяся последовательность I-IV-V ступеней, в монтуно появляется последовательность I-IV-V или F♯-B-E7;

«El buen borincano», с паттерном I-IV-V или F-B♭-C;

«Mi querer», где мы видим последовательность четырех ступеней I-IV-V-(IV)-I, которая является вариантом паттерна I-IV-V или C♯-F♯-G♯-[F♯]-C♯

В известной песне «Alborada Guajira» в исполнении Рамона Велоса, мы также можем обратить внимание на гармоническую последовательность [I-IV-V]. В ней представлена еще одна типичная особенность испанской музыки, устанавливающая еще более тесную связь между анализируемыми нами креольскими жанрами и их оригинальными испанскими прородителями.
Ramón VelozLa Alborada
Имеется в виду последовательность в миноре, характерную для старейшей формы кубинского пунто-гуахиро, называемой «Tonada Carvajal», которая показывает характерную гармоническую последовательность i-VII-VI-V7 или Cm-B♭-A♭-G7, являющуюся производной от так называемой испанской «Cadencia Frigia» (Яндекс.Музыка) (бэкап).
La CanturíaLa Seguidilla