Армандо Родригес Руидиас, 2021 г.
Перевод: Алла Зайцева, 2022 г.
Эволюция
Кристобаль Диас Аяла в своей книге «Контрапункты кубинской музыки» описывает, как в начале XX века популярность некоторых жанров, таких как «пунто» и «сапатео» снижалась и постепенно эти жанры объединялись с другими. В результате их эволюционного взаимопроникновения появилась новая форма, названная «гуахира» или «гуахира-сон».[mfn]Díaz Ayala, Cristóbal: Los contrapuntos de la música cubana, Ediciones Callejón, San Juan, Puerto Rico, 2006, p. 162[/mfn]
В этой связи Диас Аяла отмечает, что, поскольку межжанровые связи всегда были очень активными, кубинский «пунто», как и большинство кубинских музыкальных жанров, ассимилировал структурные элементы сона и гуарачи. Целью было предложить публике танцевальный формат, который можно было бы включить в состав шумных вечеринок и крестьянских праздников, где участники предпочитали петь и танцевать.[mfn]Díaz Ayala, Cristóbal, 2006: 163[/mfn]
По словам Неда Саблетта, «начиная примерно года с 1935, на кубинском радио возникла своего рода золотая эпоха „пунто-гуахиро“, достигшая в начале 1940-х годов своего пика, главным образом потому, что музыка этого жанра стала очень популярна и была не очень дорогой в производстве». Кроме того, Саблетт отмечает: «В начале века гуахира театра „Альгамбра“ исполнялась в размере 6/8, но в течение 1920-х годов соновые септеты адаптировали гуахиры под свои нужды, превратив 6/8 в 2/4 и добавив более ритмичное сопровождение к песням».[mfn]Sublette, Ned: Cuba and its music. Chicago Review Press, Inc., 2004, p. 487[/mfn]
В качестве примера такой песни, похожей на старые народные гуахиры, но в двухдольном размере 2/4, мы можем предложить «Guajira ven a gozar» в исполнении Трио Матаморос.
…Новизна некоторых мелодических и гармонических поворотов «пунто» и литературное богатство текстов привлекали таких композиторов, как Игнасио Пиньейро, который писал соны с ощущением гуахиры, и иногда называл их гуахира-сон: «Alma guajira», «Buey viejo», «Canta la Vueltabajera», «Entre preciosos palmares», «Lejana campiña», «Quejas en la montaña» и другие.[mfn]Díaz Ayala, Cristóbal, 2006: 163[/mfn]
Гильермо Портаблес
Нет Саблетт пишет в своей книге:
«…в середине тридцатых годов XX века тровадоры, например, Антонио (Ньико Маятито) Фернандес, которые обычно пели в трио, создали для радио репертуар, адаптировав пунто-гуахиро в стиле «son de la trova». Центральной фигурой этого движения, названного «гуахира-де-салон», был Гильермо Портабалес, человек с мелодичным голосом, который посредством своих выступлений на радио быстро стал всеобщим кумиром.[mfn]Sublette, Ned, 2004: 487[/mfn]
Гильермо Портабалес, певец, которому приписывается создание стиля вокальной музыки под названием «гуахира-де-салон», родился 6 апреля 1914 года в Сьенфугосе. Он начал свою карьеру, играя гуахиры, болеро и танго на праздниках, аккомпанируя себе на гитаре. В 1937 году Портабалес отправился в Пуэрто-Рико, где стал звездой радио, а позже съездил на несколько гастролей по таким странам, как Венесуэла, Эквадор, Колумбия и Панама.
В 1940 году он вернулся на Кубу и пел на радиостудии «RHC Cadena Azul». Несколько раз путешествовал по США и Пуэрто-Рико, выступая в разных театрах и радиостудиях. В то время сформировалась группа молодых певцов, исполнявших музыку в сельском стиле, среди которых были известные исполнители кубинской деревенской музыки Рамон Велос и Коралия Фернандес. В 1970 году Гильермо Портабалес погиб на Кубе в автомобильной аварии.[mfn]Orovio, Helio: Cuban music from A to Z, Duke University Press, Durham NC, 2004, p. 166[/mfn][mfn]Sublette, Ned, 2004: 487[/mfn]
Оценить характерный для «гуахира-де-салон» ритмо-гармонический узор можно в следующих песнях Портабалеса: «La sitiera», где в монтуно появляется структура I-IV-V или F-B♭-C; «Romance guajiro», где мы слышим последовательность I-IV-V или A-D-E7 в монтуно; и «Junto a un cañaveral», где в куплете появляется минор i-iv-V или Cm-Fm-G7, а в части монтуно — мажор I-IV-V или C-F-G7.
«Soy hijo del siboney»: повторяющаяся последовательность I-IV-V ступеней, в монтуно появляется последовательность I-IV-V или F♯-B-E7;
«El buen borincano», с паттерном I-IV-V или F-B♭-C;
«Mi querer», где мы видим последовательность четырех ступеней I-IV-V-(IV)-I, которая является вариантом паттерна I-IV-V или C♯-F♯-G♯-[F♯]-C♯