Гуахира-де-салон

Marisol Hernandes: festejando el dia del campesino

Армандо Родригес Руидиас, 2021 г.
Перевод: Алла Зайцева, 2022 г.

Эволюция

Кристобаль Диас Аяла в своей книге «Контрапункты кубинской музыки» описывает, как в начале XX века популярность некоторых жанров, таких как «пунто» и «сапатео» снижалась и постепенно эти жанры объединялись с другими. В результате их эволюционного взаимопроникновения появилась новая форма, названная «гуахира» или «гуахира-сон».1Díaz Ayala, Cristóbal: Los contrapuntos de la música cubana, Ediciones Callejón, San Juan, Puerto Rico, 2006, p. 162В этой связи Диас Аяла отмечает, что, поскольку межжанровые связи всегда были очень активными, кубинский «пунто», как и большинство кубинских музыкальных жанров, ассимилировал структурные элементы сона и гуарачи. Целью было предложить публике танцевальный формат, который можно было бы включить в состав шумных вечеринок и крестьянских праздников, где участники предпочитали петь и танцевать.2Díaz Ayala, Cristóbal, 2006: 163По словам Неда Саблетта, «начиная примерно года с 1935, на кубинском радио возникла своего рода золотая эпоха „пунто-гуахиро“, достигшая в начале 1940-х годов своего пика, главным образом потому, что музыка этого жанра стала очень популярна и была не очень дорогой в производстве». Кроме того, Саблетт отмечает: «В начале века гуахира театра „Альгамбра“ исполнялась в размере 6/8, но в течение 1920-х годов соновые септеты адаптировали гуахиры под свои нужды, превратив 6/8 в 2/4 и добавив более ритмичное сопровождение к песням».3Sublette, Ned: Cuba and its music. Chicago Review Press, Inc., 2004, p. 487В качестве примера такой песни, похожей на старые народные гуахиры, но в двухдольном размере 2/4, мы можем предложить «Guajira ven a gozar» в исполнении Трио Матаморос.

Trio MatamorosGuajira Ven a Gozar

Фрагмент песни «Guajira ven a gozar» ансамбля «Трио Матаморос» (Здесь и далее нотная транскрипция выполнена автором статьи)

Первые звукозаписи Трио Матаморос в постоянном составе (Мигель Матаморос, Рафаэль Куэто и Сиро Родригес) были сделаны в Камдене, штат Нью-Джерси, 28, 29 и 31 мая 1928 года. И в числе записанных был знаменитый сон «El que siembra su maíz», который установил рекорд, так как на Кубе было продано 64 000 пластинок с ним.4Molano Gómez, Carlos: Encuentro Latino Radio — 2016, Bogotá - Colombia. Derechos reservados de autor. Actualizado 2020: www.encuentrolatinoradio.com/2020/05/miguel-matamoros-mama-son-de-la-loma.html (бэкап в pdf)В части монтуно этого музыкального произведения мы можем четко отметить использование двухдольной ритмо-гармонической схемы, которая впоследствии станет важным элементом в эволюции музыкального жанра «гуахира-сон» или «гуахира-де-салон», который строится на аккордах I, IV и V ступеней диатонического звукоряда.
Trio MatamorosEl Que Siembra Su Maiz
El que siembra su maíz

Фрагмент песни «El que siembra su maíz» Трио Матаморос

В монтуно знаменитого «Son de la Loma», записанного в 1923 году теми же «Трио Матаморос», заметно выделяется та же структура, о которой мы упоминали ранее: ритмо-гармоническая последовательность, основанная на I, IV и V ступенях диатонического звукоряда.
Trio Matamoros2-04 Son de la Loma
Son de la loma

Фрагмент песни «Son de la loma» Трио Матаморос

Игнасио Пиньейро также сочинял соны под влиянием крестьянской тематики, и Диас Айала дает этому такой комментарий:

…Новизна некоторых мелодических и гармонических поворотов «пунто» и литературное богатство текстов привлекали таких композиторов, как Игнасио Пиньейро, который писал соны с ощущением гуахиры, и иногда называл их гуахира-сон: «Alma guajira», «Buey viejo», «Canta la Vueltabajera», «Entre preciosos palmares», «Lejana campiña», «Quejas en la montaña» и другие.5Díaz Ayala, Cristóbal, 2006: 163

Во вступлении к «Alma guajira», с явными сельскими мотивами, Пиньейро использует ритмо-гармоническую структуру в интервале между I и V ступенями диатонического звукоряда, так же, как и в упомянутом ранее примере с ступенями I-IV-V. В этом случае композитор пропускает шаг перед IV ступенью между аккордами I и V ступеней.
Septeto Nacional De Ignacio PiñeiroAlma Guajira
Фрагмент песни "Alma guajira" - Septeto Nacional

Фрагмент песни «Alma guajira» — Septeto Nacional

Двухдольная ритмо-гармоническая схема, которая с конца 20-х годов XX века начала проявляться в песнях исполнителей сона, стала результатом эволюционного процесса оригинального размера 6/8 пунто-гуахиро. Следующий пример — запись вступления к традиционному пунто под названием «Tonada espirituana». С его помощью можно увидеть ряд разрозненных аккордов в аккомпанементе гитары, основанном на уже упомянутой последовательности I-IV-V и исполненном в размере 6/8.
La CanturíaTonada Espirituana
Фрагмент одной из Tonada Espirituana. Пение – десима, пунто и тонада

Фрагмент одной из Tonada Espirituana. Пение — десима, пунто и тонада

Гильермо Портаблес

Нет Саблетт пишет в своей книге:

«…в середине тридцатых годов XX века тровадоры, например, Антонио (Ньико Маятито) Фернандес, которые обычно пели в трио, создали для радио репертуар, адаптировав пунто-гуахиро в стиле «son de la trova». Центральной фигурой этого движения, названного «гуахира-де-салон», был Гильермо Портабалес, человек с мелодичным голосом, который посредством своих выступлений на радио быстро стал всеобщим кумиром.6Sublette, Ned, 2004: 487

Гильермо Портабалес, певец, которому приписывается создание стиля вокальной музыки под названием «гуахира-де-салон», родился 6 апреля 1914 года в Сьенфугосе. Он начал свою карьеру, играя гуахиры, болеро и танго на праздниках, аккомпанируя себе на гитаре. В 1937 году Портабалес отправился в Пуэрто-Рико, где стал звездой радио, а позже съездил на несколько гастролей по таким странам, как Венесуэла, Эквадор, Колумбия и Панама.

В 1940 году он вернулся на Кубу и пел на радиостудии «RHC Cadena Azul». Несколько раз путешествовал по США и Пуэрто-Рико, выступая в разных театрах и радиостудиях. В то время сформировалась группа молодых певцов, исполнявших музыку в сельском стиле, среди которых были известные исполнители кубинской деревенской музыки Рамон Велос и Коралия Фернандес. В 1970 году Гильермо Портабалес погиб на Кубе в автомобильной аварии.7Orovio, Helio: Cuban music from A to Z, Duke University Press, Durham NC, 2004, p. 1668Sublette, Ned, 2004: 487Оценить характерный для «гуахира-де-салон» ритмо-гармонический узор можно в следующих песнях Портабалеса: «La sitiera», где в монтуно появляется структура I-IV-V или F-B♭-C; «Romance guajiro», где мы слышим последовательность I-IV-V или A-D-E7 в монтуно; и «Junto a un cañaveral», где в куплете появляется минор i-iv-V или Cm-Fm-G7, а в части монтуно — мажор I-IV-V или C-F-G7.

Также в перечисленных далее быстрых гуарачах мы обнаруживаем:

«Soy hijo del siboney»: повторяющаяся последовательность I-IV-V ступеней, в монтуно появляется последовательность I-IV-V или F♯-B-E7;

«El buen borincano», с паттерном I-IV-V или F-B♭-C;

«Mi querer», где мы видим последовательность четырех ступеней I-IV-V-(IV)-I, которая является вариантом паттерна I-IV-V или C♯-F♯-G♯-[F♯]-C♯

В известной песне «Alborada Guajira» в исполнении Рамона Велоса, мы также можем обратить внимание на гармоническую последовательность [I-IV-V]. В ней представлена еще одна типичная особенность испанской музыки, устанавливающая еще более тесную связь между анализируемыми нами креольскими жанрами и их оригинальными испанскими прородителями.
Ramón VelozLa Alborada
Имеется в виду последовательность в миноре, характерную для старейшей формы кубинского пунто-гуахиро, называемой «Tonada Carvajal», которая показывает характерную гармоническую последовательность i-VII-VI-V7 или Cm-B♭-A♭-G7, являющуюся производной от так называемой испанской «Cadencia Frigia» (Яндекс.Музыка) (бэкап).
La CanturíaLa Seguidilla