Orlando Ríos “Puntilla”

orlando puntilla

Оригинал статьи: https://esquinarumbera.blogspot.ru/2008/08/orlando-puntilla-ibbae.html

Перевод: Зинаида Сидорова, специально для “Сальса по-русски”, 10 ноября 2017 г., Санкт-Петербург

Публикуется с любезного разрешения автора статьи

(примечание: Эта статья была написана Patrice Banchereau и первоначально появилась в его блоге Echú Aye на французском языке)

Puntilla родился в Гаване 26 декабря 1947. В 1981 во время третьей волны кубинской эмиграции он приехал в США и в одиночку быстро изменил batá-сообщество, став кумиром с большой буквы для американских bataleros.

Он также был известен как великолепный румберо и определённо поразил Штаты своей версией “Oferere” и “Arere” в альбоме 1992 года “Totico y sus Rumberos” (MONTUNO MCD 515), где он выступал в качестве музыкального директора.

На обложке альбома (ниже) Puntilla – это невысокий мужчина, прислонившийся к фонарному столбу, застёгнутый на все пуговицы, руки в карманах кожаной куртки.

totico - totico y sus rumberos

Totico y sus rumberos

Ниже приведена десима из “Arere”:

Oye señores caramba,
le voy a hacer un relato
que por un río yo pasé
Parado allí yo me quedé
a contemplar el agua limpia
fresca y clara
Mi alma recocijada
una Santa me encontré
al verla yo me impresioné
Oye, que me dijo vacilante:
“camina muchacho un poco más pa’lante
y encontraras a Eleguá,
Santo que sin ninguna mata
te limpiará tu camino
Obatalá es tu camino,
oye, pues te cuida sin cesar
y te librará, muchacho
de toda tu males y manías
tu ves…
Omoni Alawana mama ke nya irawo, e…

Щелкните, чтобы отобразить весь упоминаемый альбом

Наряду с успешным руководством многими tambores в подвалах и частных домах Нью-Йорка и Восточного побережья, сразу после приезда в Соединённые Штаты он основал собственную группу “Nueva Generación”, выпустившую в 1987 году альбом с записью живого выступления “Spirit Rhythms” (LATITUDES LAT50603). Этот диск сейчас недоступен даже на сайте LATITUDES (но пока еще доступен на Amazon – прим. ред. СпР).

фото из “Orin Oricha” John Mason

Román Diaz & Puntilla

Román Diaz & Puntilla

Затем он принял участие в создании первого альбома амбициозного проекта Emilio Barretto “Santísimo”, который имел эффект разорвавшейся бомбы.

Каждый руководитель каждого conjunto folklórico на Кубе до сих пор мечтает о таком бесподобно звучащем coro, как на этом замечательном диске.

Помимо этих хоровых чудес на нём есть много вокальных дуэтов Emilio Barretto (многим его нетрадиционные интерпретации покажутся в некотором смысле возмутительными) и Amelita Pedroso, демонстрирующей своё мастерство в исполнении гимнов. Puntilla предлагает великолепную iyesá для Iroko и Ochún – ¡sabrosísimo!:

Kó kó kó Iroko mo iyesá
E bí abba uchiche Arabba
Arabba sise oguedde
E bí abba sise Arabba
Arabba sise oguedde
Iroko lo iyesá
Gba ilé kó kó kó

“Santísimo” первый альбом. Цвет обложки был изменен

Второй альбом Santísimo был “tambor doble”. Он был записан в условиях религиозной церемонии с довольно плохим, но в то же время более аутентичным звучанием:

В это же время Puntilla записывает 2 диска с Deep Rumba (или “Rumba Profunda”), своего рода Latin Jazz All-stars. Первый – “Alto en la Fiebre de la Rumba” с участием Horacio “El Negro” Hernández, Robby Ameen, Xiomara Laugart, Andy González, Richie Flores, Paoli Mejías, Haila Monpié, Giovanni Hidalgo, Román Díaz and Pedrito Martínez:

Второй – “This Night Becomes a Rumba”, при участии почти тех же музыкантов, а также Milton Cardona, Rubén Blades и Jerry González:

Намного позднее, в начале нулевых Puntilla возобновил контакты с румберо из Гаваны для создания двух новых альбомов, на которых записана исключительно румба. Первым был саундтрек к фильму Marta Moreno Vega и Bobby Shepard “Cuando los Espíritus Bailan Mambo”:

К сожалению, диска с этим фильмом сейчас нет в продаже.

Ура! Специально для “Сальсы по-русски” был сделан перевод этого фильма на русский язык. Его можно посмотреть в сети ВК по ссылке.

Вот небольшой клип из этого фильма, найденный на Youtube (доступны русские субтитры, нажимайте кнопочку “CC”):

13 просмотров

На этом двойном диске представлены четыре группы:

  • Los Egun Hablan (по факту часть Rumberos de Cuba).
  • Grupo Yoruba Andabo
  • Conjunto de Clave y Guaguancó
  • El Conjunto Estrellas Cubanas, известный чаранга-оркестр, исполняет трек “violín a los Orichas”
  • а также кубинская рэп-группа “Anónimo Consejo”.

Второй альбом гаванской румбы “A Tribute to Tío Tom”, записанный ещё в 2003, был выпущен только в 2007.

В записи принимали участие Rumberos de Cuba, которые на обложке указаны как “el Conjunto Todo Rumbero”.

Вы можете найти большую часть песен с этого альбома в блоге Cancionero Rumbero.

В записи вместе с Puntilla принимали участие следующие музыканты:

  • Maximino Duquesne (tres-dos)
  • Marquito Herminio Díaz (tumbador)
  • Mario “Aspirina” Jáuregui (quinto)
  • Ernesto Gatel (chant)
  • Aidita (coro)
  • Miguel Ángel Mesa
  • El Goyo Hernández
  • Lázaro Rizo
  • Geovani del Pino
  • Juan Cámpos Cárdenas “Chán”
  • Miguel Chapottín Beltrán

(с Michele Rosewoman, в составе её группы “New Yor-Uba” )

(с Patricio, birthday rumba, январь 2004, Гавана)

К сожалению, в начале нулевых у Puntilla начались многочисленные проблемы со здоровьем.

Его неуёмная энергия начала постепенно угасать, его восхитительный голос изменился в худшую сторону, и стал подводить слух. Все его фанаты с горечью осознавали, что подорванное здоровье негативно влияет на его пение, чего никогда не случалось прежде.

Он много раз ездил на Кубу, чтобы получить лечение и поправиться, и в январе 2004 в своём доме в Гаване он организовал в доме своей семьи большую румбу. Мне очень повезло побывать там. В главной комнате его друзья смотрели клипы из “Cuando los Espíritus Bailan Mambo”. Снаружи всё время пели El Negro Triana и Salazar. Там были Chapottín, Ernesto Gatel, Chaguito и ещё десятка два великих румберос.

Puntilla не пел, так как носил под одеждой бандаж, но перед “despedir a todos” он у входной двери начал петь “Mi Arere”, но затем попросил Ernesto Gatel продолжить “El Trovador”…

Роль Puntilla в сообществе румберос и сантерос всегда была обширна, но он также оказал влияние на Latin Jazz: когда Fernando Trueda арендовал студию Sony для фильма “Calle 54”, он пригласил Puntilla для записи румбы, которая у всех крутилась в голове тем летом:

Si a Compay Galletano ¿cómo sin diente wa a mole’?
Wai, wai, wai ilaso
Wai, wai, wai ilaso
Wai, wai, wai ilaso
Kó kó wa a mole

7 просмотров

…либо этот же отрывок в высоком качестве в составе полного видео на Youtube (начиная с 01:24:20(если удалят, у редакции СпР есть скачанный файл):

Там, в “Nueva Generación”, он собрал не кого-нибудь, а Patato Valdés, Andy González, Román Díaz и Pedrito Martínez.

Я помню, когда фильм шёл по French Canal+. Я десятки раз смотрел видео, каждый раз по коже бежали мурашки. А дома дети целыми днями напевали “Ma ni Lodo, ma ikokó ka iña…”

В течение последних нескольких лет жизни он был на диализе. 12 августа 2008 года, около 01:30 в результате сердечного приступа ушёл из жизни Orlando Ríos “Puntilla”.

Ibae ibae n’tonú Orlando Puntilla…

И в завершение несколько видео с YouTube. Бесконечная благодарность людям, которые их выложили.

В этом последнем видео Amadito (сын Amado Dedeu), Ernesto Gatel (который всегда говорит, что Puntilla был для него главным источником вдохновения) и Tata (Pedro Franscisco Almeida Berriel) говорят по телефону с Орландо… Очень трогательно.

Об авторе - Марат Капранов

Музыкант, сальсеро, переводчик. Редактор сайта "О сальсе по-русски".