Быстрого прогресса не будет. Я всё сказала. Расходимся.
Заранее оговорюсь, что все временные рамки в статье очень условны, и на объективность я не претендую. Я искренне рада за тех людей, чей процесс обучения танцам был безоблачным и наполнен исключительно радостями достижений и встречами с доброжелательными людьми. Но я вижу путь становления танцора таким же непростым, как процесс взросления человека, и трудностей на этом пути хватает. И на каждом условном этапе вашего развития вам предстоит научиться определенным вещам. Об этом и поговорим.
Реклама — двигатель торговли.
Не могу сказать, что минские школы танцев кормят пустыми обещаниями огромного прогресса за максимально сжатые сроки. И если вы уже представляете, как через месяц будете лихо кружить по танцполу восторженно повизгивающих партнерш, то это всего лишь ваша фантазия.
Однако по понятным причинам потенциальным ученикам танцевальную действительность важно преподнести в очень выгодном свете. Никогда ещё парные танцы не казались такими заманчиво доступными, как в рекламе новых наборов: никаких ограничений по возрасту, физической подготовке или опыту танцевания!
Никогда раньше не танцевал? Что, вообще? Не вопрос, всему научим с нуля. Кто бревно? Ты бревно? Не беспокойся, купи вот наш абонемент на пластику и скоро будешь гибким, как молоденькая тайская танцовщица. Не слышишь ритм? Да ты успокойся, слух разовьется. А не разовьется — будешь брать харизмой. Нет своего партнера? Ха, да тут ни у кого нет!
В общем, почти на любой аргумент-отговорку найдется встречный довод, излучающий позитив и сулящий большие перемены в жизни благодаря танцам.
И вот, ты купил свой первый абонемент и встал на Путь танцора. Вот только поначалу ты видишь дорожку из желтого кирпича, ведущую в сказочную страну. Но нет, друг мой, это чертова тропа войны! Войны с комплексами, ленью и даже собственным телом, которое предательски неохотно учится новому.
Скорость развития навыков танцевания зависит от различных факторов: опыта, прилежания, качества преподавания и, конечно, индивидуальных способностей.
Надо просто принять факт, что объективно одинаково хорошо
все танцевать не могут.
Но это не повод не попробовать заниматься танцами. Так же неразумно отказываться поплескаться в озере, ссылаясь на то, что вас нет разряда по плаванию на длинные дистанции. Вы даже не подозреваете, каких замечательных результатов можно достичь регулярными занятиями и какой скрытый потенциал порой оказывается заложен в людях.
Просто напоминайте себе почаще:
путь от начинающего до хорошего танцора занимает время.
Этап 1. «Младенец»
(0−4 месяца занятий)
Чему нужно учиться: терпению и уверенности.
— …И пять, шесть, семь… Отли-и-ично! Смотрите, вы уже танцуете сальсу!
Первый урок, учимся ходить базовый шаг. Смотрю на себя и неуверенно топающих людей вокруг: выражения лиц варьируются от натужной сосредоточенности до «что я тут вообще делаю». А у преподавателя улыбка какая-то слишком уж сочувствующая, чтобы я хоть на секунду поверила этому «отлично». Я не могу помнить, как я училась ходить, когда мне было 10 месяцев отроду. Но в то время, делая первые неуклюжие шаги по советской гостиной, я уж наверняка переживала меньше, чем на уроках танцев через пару десятков лет. Наверняка у меня тогда в голове вообще мыслей не было, и именно это и позволяет детям легко и безбоязненно пробовать новое.
Почему взрослым людям так нелегко начать танцевать? Не только танцевать — вообще взяться за любое новое дело. Почему так часто нас преследует страх преждевременного провала или сравнения с окружающими?
На нас давит весь огромный багаж накопленного опыта.
Опыта и комплексов.
Ты привык думать, что ты взрослый серьезный человек. Вроде бы. Быть взрослым, серьезным и преуспевающим в нашем обществе важно, чтобы было что в резюме написать, рассказать на встрече выпускников и быть социально одобряемым. У тебя поднакопились кое-какие достижения в жизни: диплом, сносная работа не по специальности, опыт пары влюбленностей (и ещё пары отказов) и смартфон не старше двух лет.
Ты живешь в своей зоне комфорта: научился за годы делать какие-то вещи весьма неплохо и, разумеется, выставлять себя новичком-неумехой совсем не хочется. В этой зоне комфорта всё, может быть, уже мхом поросло, зато своё, родное.
Но надо помнить, что самые удивительные лучшие вещи на свете обычно находятся за пределами нашего привычного мирка. Нужно решиться попробовать взяться за новое дело и найти в себе мужество не бросать его сразу же, столкнувшись с первыми трудностями.
Итак, главный совет начинающим:
На первом этапе обучения главное — набраться терпения.
Не бросайте танцы после пары уроков, даже если вам кажется, что у вас две левые ноги, а когда-нибудь во сне на вашем безвольном негибком теле совьют гнездо дрозды. Не бросайте, если вам кажется, что вы не слышите ритм этой странной музыки. (А мифические «клаве» — и вовсе одна большая подлая ложь: все вокруг делают вид, что слышат их, совсем как в сказке про голого короля)
Не бросайте из-за излишней критики одногруппников-снобов.
Не бросайте, если кто-то испортит вам настроение на вечеринке, картинно вздыхая, многозначительно округляя глаза при каждой вашей ошибке или открыто поучая. И конечно не бросайте танцы в начале своего пути, начав сравнивать себя с другими.
Получайте удовольствие от общения с новыми знакомыми, прислушивайтесь к вашим преподавателям, старательно занимайтесь, хвалите себя за каждый маленький шаг прогресса в танцах, и очень скоро результаты вас удивят.
Этап 2. «Буйные подростки»
5−11 месяцев занятий
Чему нужно учиться: усмирять амбиции.
Спустя несколько месяцев из младших групп по сальсе обычно уже успели отсеяться все, кого танцы не увлекли или кто пал жертвой лени. Остаются заниматься люди, уже вошедшие во вкус. Тут-то и начинается все самое интересное.
В этот период многие танцоры очень напоминают подростков. Назовем это даже по-научному, коллеги, танцевальным пубертатным периодом.
Объясню почему.
Какая главная отличительная черта этой возрастной группы?
Бурлящие гормоны.
Начну с перемен в поведении и внешнем виде партнерш-«тинейджеров».
Почти все уже регулярно выбираются на клубные сальсатеки города. Многие девочки начинают подозревать наличие некой зависимости между длиной юбки и количеством приглашений на танец. Пакет с джазовками все чаще сдается в гардероб на входе, а на смену им приходят каблуки разной степени неудобства. Качество танца временно отходит на второй план.
Вспомните школьные годы: что особенно будоражит неокрепшие умы девочек-подростков? Конечно, парни из старших классов, о да. Поверьте, я знаю, о чем говорю.
Это очень наглядно проецируется на танцевальную жизнь. Первые месяцы начинашки, если им вообще хватает духа выбраться на городскую сальсатеку, охотно танцуют только друг с другом: робко топчут бейсик, разбавленный правым поворотом, где-нибудь на краю танцпола.
И танцевали начинашки долго и счастливо, и смотрели друг другу под ноги,
пока опытный партнер не разлучил их.
Так уж складывается, что девочки обучаются легче и быстрее, и спустя какое-то время после начала занятий у них начинается период тотального недовольства партнерами своего уровня.
После того, как девочку начинают приглашать более опытные танцоры, у неё в мозгах происходит самая настоящая революция. На вершину пирамиды танцевальных ценностей лезет непреодолимое желание быть замеченной и больше танцевать с «хорошими» партнерами.
Свои родные одногруппники, которые со скрипом танцуют даже простые связки, начинают порой таких девочек попросту раздражать. До прямых отказов потанцевать с начинающими, конечно, доходит редко. Но в прочем, это не мешает некоторым девушкам стараться избегать таких приглашений и надеяться, что их заметит какой-нибудь преподаватель. Даже на занятиях иногда начинается самое настоящее моральное насилие: когда какие-то элементы особенно тяжело усваиваются парнями, девочки могут начать высокомерно поучать их или всем своим видом выказывать недовольство. Картина не самая приятная.
Я не говорю, что это явление повсеместное. Но я слышала подобное от многих танцоров, что дает мне основания полагать, что оно весьма и весьма распространено. И также могу покаяться, вспоминая этот период: грешные мысли лезли когда-то и в мою голову.
Так вот, совет партнершам-«подросткам» такой:
Дамы, сдерживайте свои гормоны и амбиции.
Что бы вы себе не возомнили, на этом этапе вы почти наверняка, танцуете все ещё очень слабо. Налегайте на учебу и снимите корону с головы. Конечно, танцы с опытными партнерами приносят радость и удовольствие, тешат ваше самолюбие, и, что самое важное, помогают вам быстрее развиваться. Но это не значит, что надо начинать на них охоту, уповая на то, что девушкам отказывать не принято.
Отдельно скажу про отношение к начинающим партнерам вашего уровня. Где-то вычитала забавное понятие «ад начинающего партнера». Это весьма точное определение того периода времени в начале обучения танцам, когда девушки начинают существенно обгонять в развитии парней. Так вот, девушки, не стоит в этом аду ещё помогать крутить вертела и добавлять огоньку под котлами: парням и так нелегко, как физически, так и морально. Пройдет время, и они станут танцевать в разы лучше, а вам пока стоит поумерить свои запросы и сконцентрироваться на обучении.
Рассмотрим также случай, когда нетерпеливость девушек в начале обучения и пренебрежение танцами со сверстниками выходит им боком. Особенно чревата ситуация, когда скучающие партнерши начать пропускать занятия. По их мнению, необоснованно много времени тратится на подробный разбор связок, а партнеры слишком медленно усваивают новый материал. Но так уж заведено, что период мучений парней в том самом аду начинающих не долог. Спустя какое-то время усердных тренировок, партнеры могут значительно ускориться в своем развитии. Более того, в будущем они могут обогнать девушек, которые почивают на лаврах первых незначительных успехов в обучении и не очень старательно занимаются.
Чем интенсивнее тренируется и развивается партнер, тем существеннее
становится отрыв в уровне танцевания в его пользу.
А как только партнер станет более уверен в своих силах, то в нем проснется естественный интерес к более техничным опытным партнершам. Его сверстницы, которые когда-то недовольно морщили носик, пока он не мог разобраться, как ставить её в какую-нибудь копу, станут ему просто не интересны. Так что, дамы, будьте начеку!
В целом, партнеры-«подростки» тоже заметно изменяют свое поведение: в силу танцевально-гормональных перестроек в организме или под влиянием вышеописанных перемен в партнершах этого же возраста, достоверно науке неизвестно.
Но факты таковы:
Многие партнеры заболевают возрастным недугом
«НАДО. БОЛЬШЕ. СВЯЗОК.»
Мучаясь над базой, партнеры почему-то думают, что им нечем впечатлить даму в танце. Стоят они на вечеринке, грустно похлебывая водичку, и смотрят на опытных танцоров, скручивающих партнерш в бараний рог. А партнерши-то так и хохочут, так и пищат. А что если надо лучше работать над базой?.. Да не, бред какой-то, надо больше связок, да позаковыристее, чтобы у неё аж кости трещали.
На занятиях они начинают требовать от преподавателей связок. Стоит ли говорить, что качество этих неотработанных связок, оставляет желать лучшего. Но опытных партнерш парни в большинстве случаев приглашать пока ещё боятся, а тем более вряд ли решатся тестировать ни них новые связки. Так что в роли подопытных хомяков будут выступать свои знакомые девочки.
для начинающих:
1 неопытная девочка
(желательно пришедшая на вечеринку, в наивной надежде быть примеченной опытными партнерами)
1 неопытный партнер
(со стеклянным от напряжения взглядом и железной хваткой по вкусу)
2 неотработанные связки с последнего занятия
Зациклить эти связки до готовности.
Готовность определять степенью перекошенности лица девочки.
Так вот главный совет партнерам-«подросткам»:
Не в сложности элементов кроется секрет хорошего танца.
Ни одна партнерша не останется неудовлетворенной, если вы будете танцевать просто, но качественно и при этом приятно улыбаться. Это в сто раз лучше, чем если вы, сопя от напряжения, будете пытаться протащить её на плохо отработанную на занятии фигуру. Более того, девушкам очень даже нравятся несложные связки: это позволяет им чувствовать себе увереннее в собственной технике, расслабиться и успеть придумать куда в танце наконец-то вставить выученный элемент женского стиля.
Конечно, надо пробовать новые связки, но при этом знать меру и не заставлять партнершу чувствовать себя тренажером. Больше тренируйтесь, ходите на протанцовки, помните о том, что новые элементы хорошо ложатся только на качественную базу.
Всё придет: и сложные связки, и нестандартные и элементы, и вообще, все девушки на танцполе будут твоими)
Этап 3. «Эх, молодежь»
От 1 года обучения
Чему нужно учиться: въедливости.
Страсти уже поулеглись, скорость развития существенно замедляется, теперь над каждым шагом прогресса приходится потеть, и он далеко не так заметен, как некогда на первых порах обучения.
Кому-то начинает казаться, что он и вовсе уже научился всему. Это опасная иллюзия может привести к тому, что недоученные танцоры бросают школы. Эх, молодежь. Спросишь об успехах такого молодого танцора, а он изречет что-нибудь очень глубокомысленное вроде «Я осознал ошибки юности». Черта с два, конечно, он что-то там осознал, но по сравнению с танцорами-террористами подросткового периода, он, конечно, более уравновешен и понимает в танцах гораздо больше. Те, кто въедлив по своей природе, и кто всерьез заболел танцами, заинтересован в дальнейшем развитии своих навыков.
На повестке дня два вопроса:
1. как почистить базу
2. как танцевать музыкально
На каком-то этапе, когда приходит пора изучать более сложные элементы, становится очевидно, что получается далеко не всё. Раньше можно было в принципе махнуть рукой на какие-то нюансы. И так сойдет! Препод — зануда, а этот непонятный элемент можно и не вставлять. И по большей части пробелы в базе сходят с рук танцорам, пока они заняты выбором новых туфель или поиском на ютубе новых асоциальных связок.
Но детские игры закончились, пришла пора отвечать за все грехи вроде неправильных шагов, кривой корпус или плохой баланс. Каждый решает проблемы по-своему: кто-то берет индивидуальные уроки, кто-то ходит в начинающие группы, кто-то тренируется дома сам — все средства хороши.
Отдельный вопрос — музыкальность. Пациент может почувствовать на каком-то этапе своего развития смутное раздражение от того, что музыка перестает быть размеренным зацикленным «1−2-3−5-6−7». Он начинает слышать явные изменения настроения, паузы, смены ритма и перебивки…
О чудо, вы прозрели! Вот только вместо чудотворного «Встань и иди!» вам сказали нечто вроде:
«Услышь все эти брейки и акценты и страдай от того,
что не знаешь, как их обыграть, аха-ха-ха-ха!»
Не отчаивайтесь, это говорит о том, что вы на правильном пути! Сам факт, что вы начинаете лучше слышать музыку, уже означает, что вы вышли на качественно новый уровень танцевания.
Многие опытные танцоры придерживаются мнения, что способность чувствовать музыку и обыгрывать её приходит только с опытом, а попытки форсировать этот процесс заметных результатов не принесут. С другой стороны, школы время от времени предлагают курсы музыкальности, также приезжают иностранные инструкторы с тематическими семинарами. Так есть ли в них смысл?
Смысл, разумеется, есть.
Если вы ждете, что на подобных уроках музыкальности вам покажут, где хранится Священный Грааль, то сразу предупреждаю: не покажут. Слышать музыку вас не может научить никто. Но вас там ждут полезные знания о музыкальных инструментах в латиноамериканской музыке, структуре и некоторых закономерностях композиций, наконец, о «фишках» обыгрывания. У каждого преподавателя свое видение и методики преподавания такого сложного материала.
И в заключение, хочу поделиться вроде как очень очевидным советом танцорам на все случаи жизни:
Слушайте больше музыки и танцуйте.
Работайте над собой и старайтесь танцевать лучше, чем вы танцевали вчера. И обязательно будьте терпимее к собственным ошибкам. Оставайтесь доброжелательными и вежливыми к другим танцорам. Не позволяйте кому-то демотивировать вас.
Всем успехов на пути «взросления»!