Roman Diaz

Roman Diaz — кубинец, известный перкуссионист из Ньюарк, Нью-Джерси. Знаток румбы, действительный, титулованный член абакуа (ложа Экоритонко, Гавана). Активно продвигает афро-кубинскую культуру в США. Соавтор одной из наиболее полных статей по истории кубинской румбы, опубликованной в двухтомной «Энциклопедии латиноамериканской культуры» и переведенной на русский язык М. Капрановым специально для «Сальсы по-русски» и всех, кто интересуется кубинским культурным наследием.

Еще по теме:  Румба 
Суть афро-кубинской музыки выражена в румбе: заразительная полиритмическая перкуссия, исполняемая на множестве барабанов, вторящий вокалисту хор. Выдающийся перкуссионист и вокалист Роман Диас — «живая библиотека» кубинской фольклорной музыки.

По четвергам, в полночь, в Манхэттене Роман Диас собирает своих почитателей в баре Zinc в Гринвич Вилладж. Он играет на бата и конгах, поет и читает священные тексты, время от времени танцует. Он создает музыку и инициирует ритуалы со своими старыми друзьями и свежеиспеченными коллегами, приглашая их в мир древних духов. Он открывает новые грани музыкальному сообществу Нью-Йорка.

Начинается румба.

Если у вас никогда не было опыта поучаствовать в настоящей кубинской румбе, вы потеряли что-то необыкновенное, и вместе с тем чувственное и полное благоговейного трепета, дикое и вместе с тем — строго выверенное и организованное, мощное, энергичное, но и полное тончайших нюансов и обаяния, дающее сильнейший опыт эмоционального и телесного переживания, какой только можно получить через повторяющиеся ритмы, работающие как единый организм…

Роман Диас — внушительных размеров, с бородкой клинышком, в стильной кепке, темных очках, с неизменной ухмылкой и витающей вокруг него атмосферой уважения, контрастирующей с манерой держаться непринужденно и независимо. Он напоминает мне Телониуса Монка. Особенно в том смысле, что африканская «память» Монка была узнаваемым, блистательным элементом его стиля, взрывным моментом силы современного джаза.

Диас «тащит» вперед наследие, которое создавалось для изустной передачи из поколения в поколение — через пение, игру на барабанах и танец. Это его, Диаса, «африканская память». Как лучшие кубинские перкуссионисты и знатоки фольклора, равно как и легендарные джазовые музыканты, Диас отлично понимает, что традиции чужда статичность. Участник фундаментального ансамбля «Yoruba Andabo», он продолжил работу легендарного перкуссиониста Панчо Кинто, продвигая традиционную кубинскую румбу на новый уровень осмысления.

С момента своего переезда с Кубы в Нью-Йорк в 1999 году Диас не только расширил присутствие афро-кубинской традиции в городе и в его окрестностях, он также придал джазу, звучащему на городских сценах, редкое сочетание эрудиции, энергии, острого ума и чувства юмора, заимствованные как из афро-кубинской культуры, так и из собственного творческого воображения.

— Ларри Бламенфелд, «BLOUIN ARTINFO»

Roman Diaz

Роман Диас

В качестве продюсера Роман Диас (Roman Diaz) собрал вместе несколько отличных интерпретаторов румбы с острова для записи CD. Он также принимал участие в записи диска с музыкой Абакуа — «Ecobio Enyenison» в составе группы «Африка говорит» («Enyenison Enkama»). Этот диск можно послушать на Я.Музыке либо здесь, на «Сальсе по-русски». Роман Диас записывался с «Palo!» на треке «Agua Pa' los Santos». В США Диас сотрудничал со многими музыкантами, в их числе джазовый оркестр Нового Орлеана под руководством Дональда Гаррисона, а также джазовый пианист Дэвид Виреллес, Орасио «Эль Негро» Эрнандес, Пакито Д’Ривера, «Timbalaye», Хуан-Карлос Формель, Орландо «Пунтилья» Риос и ансамбль AfroHORN.

Кубинский перкуссионист и вокалист Роман Диас заполняет весь зал уверенным особенным и ощущением непосредственного участия в происходящем. Когда он лишь подыгрывает, то собирает в центре круг людей. Когда он в центре, то свободно излучает энергию, позволяя смещаться фокусу внимания"

— Бен Ратлиф, «The New York Times»

Об авторе - Марат Капранов

Музыкант, сальсеро, переводчик. Редактор сайта "О сальсе по-русски".