Roman Diaz

Roman Diaz – кубинец, известный перкуссионист из Ньюарк, Нью-Джерси. Знаток румбы, действительный, титулованный член абакуа (ложа Экоритонко, Гавана). Активно продвигает афро-кубинскую культуру в США. Соавтор одной из наиболее полных статей по истории кубинской румбы, опубликованной в двухтомной “Энциклопедии латиноамериканской культуры” и переведенной на русский язык М. Капрановым специально для “Сальсы по-русски” и всех, кто интересуется кубинским культурным наследием.

Еще по теме:  Румба 

Суть афро-кубинской музыки выражена в румбе: заразительная полиритмическая перкуссия, исполняемая на множестве барабанов, вторящий вокалисту хор. Выдающийся перкуссионист и вокалист Роман Диас – “живая библиотека” кубинской фольклорной музыки.

По четвергам, в полночь, в Манхэттене Роман Диас собирает своих почитателей в баре Zinc в Гринвич Вилладж. Он играет на бата и конгах, поет и читает священные тексты, время от времени танцует. Он создает музыку и инициирует ритуалы со своими старыми друзьями и свежеиспеченными коллегами, приглашая их в мир древних духов. Он открывает новые грани музыкальному сообществу Нью-Йорка.

Начинается румба.

Если у вас никогда не было опыта поучаствовать в настоящей кубинской румбе, вы потеряли что-то необыкновенное, и вместе с тем чувственное и полное благоговейного трепета, дикое и вместе с тем – строго выверенное и организованное, мощное, энергичное, но и полное тончайших нюансов и обаяния, дающее сильнейший опыт эмоционального и телесного переживания, какой только можно получить через повторяющиеся ритмы, работающие как единый организм…

Роман Диас – внушительных размеров, с бородкой клинышком, в стильной кепке, темных очках, с неизменной ухмылкой и витающей вокруг него атмосферой уважения, контрастирующей с манерой держаться непринужденно и независимо. Он напоминает мне Телониуса Монка. Особенно в том смысле, что африканская “память” Монка была узнаваемым, блистательным элементом его стиля, взрывным моментом силы современного джаза.

Диас “тащит” вперед наследие, которое создавалось для изустной передачи из поколения в поколение – через пение, игру на барабанах и танец. Это его, Диаса, “африканская память”. Как лучшие кубинские перкуссионисты и знатоки фольклора, равно как и легендарные джазовые музыканты, Диас отлично понимает, что традиции чужда статичность. Участник фундаментального ансамбля “Yoruba Andabo”, он продолжил работу легендарного перкуссиониста Панчо Кинто, продвигая традиционную кубинскую румбу на новый уровень осмысления.

С момента своего переезда с Кубы в Нью-Йорк в 1999 году Диас не только расширил присутствие афро-кубинской традиции в городе и в его окрестностях, он также придал джазу, звучащему на городских сценах, редкое сочетание эрудиции, энергии, острого ума и чувства юмора, заимствованные как из афро-кубинской культуры, так и из собственного творческого воображения.

– Ларри Бламенфелд, “BLOUIN ARTINFO”

Roman Diaz

Роман Диас

В качестве продюсера Роман Диас (Roman Diaz) собрал вместе несколько отличных интерпретаторов румбы с острова для записи CD. Он также принимал участие в записи диска с музыкой Абакуа – “Ecobio Enyenison” в составе группы “Африка говорит” (“Enyenison Enkama”). Этот диск можно послушать на Я.Музыке либо здесь, на “Сальсе по-русски”. Роман Диас записывался с “Palo!” на треке “Agua Pa’ los Santos”. В США Диас сотрудничал со многими музыкантами, в их числе джазовый оркестр Нового Орлеана под руководством Дональда Гаррисона, а также джазовый пианист Дэвид Виреллес, Орасио “Эль Негро” Эрнандес, Пакито Д’Ривера, “Timbalaye”, Хуан-Карлос Формель, Орландо “Пунтилья” Риос и ансамбль AfroHORN.

Кубинский перкуссионист и вокалист Роман Диас заполняет весь зал уверенным особенным и ощущением непосредственного участия в происходящем. Когда он лишь подыгрывает, то собирает в центре круг людей. Когда он в центре, то свободно излучает энергию, позволяя смещаться фокусу внимания”

– Бен Ратлиф, “The New York Times”

Об авторе - Марат Капранов

Музыкант, сальсеро, переводчик. Редактор сайта "О сальсе по-русски".