Клаве без нот и основы ритма

Марат Капранов, главред “Сальса по-русски”:

 

С незапамятных времен музыку пытались как-то записать, чтобы передать другим людям. Систем записи (нотаций) существовало довольно много, сейчас один из самых распространенных стандартов – так называемая западно-европейская, привычные и знакомые нам с детского сада ноты-крючки, расположенные на пяти линейках. Эта запись не совершенна (например, традиционную музыку Индии записывать такими нотами – сущий кошмар, не говоря уже потом о муках расшифровки записанного). Это приводит к очевидным проблемам для музыкантов, когда ритмы Африки (и клаве в том числе) пытаются записать на ноты, предназначенные для записи европейской музыки. Музыкант обучался понимать ноты много лет, он привык доверять этой системе. Перед ним стоят ноты, он играет, как ему кажется, именно то, что записано. Но в результате получается плохо и очень далеко от первоначального замысла.

Афро-Куба и ноты

Афро-кубинская музыка лишь одним боком имеет отношение к европейской музыкальной традиции, и африканцы (ставшие затем поневоле кубинцами) вообще не записывали свои ритмы. Попытки перенести их сложные ритмы на ноты почти всегда обречены на провал. Глядя на нотную запись можно лишь в общих чертах получить абстрактное представление, что же за ритм имеется в виду. Да что там Африка – даже классическую европейскую музыку никогда не записывали на ноты точно. Всегда подразумевалось, что музыкант знает манеру, в которой нужно исполнять приблизительно записанную музыку. Каждое исполнение по нотам уникально. Это вам не трек из Spotify, поставленный на повтор!

Из-за этого свойства нотной записи до сих пор для европейцев существует “загадка клаве”. Простейший ритм, общий практически для всей латиноамериканской музыки, частенько используемый композиторами каких угодно жанров от классики до рэпа, по-прежнему не всегда очевиден. Тем более в румбе. Для правильного исполнения клаве по нотам нужно понимать не только ноты, но и заложенную в ритм идею. Нужно “ловить” правильное ощущение и даже быть с этим ощущением на “ты”. Как говорят кубинцы: играть “сердцем”.

Попытки понять это “правильное” ощущение клаве через нотную запись – все равно что всерьез пытаться удалить зуб плоскогубцами. Но мы с вами не африканцы, и выбора особого нет. Берем ноты и слушаем, слушаем, слушаем клаве, учимся танцевать под него, “ловим” ощущение и развиваем все свои природные “сенсоры”. А кроме того, проводим самый разносторонний анализ (в том числе графический) клаве, шаг за шагом приближаясь к разгадке.

В предлагаемой статье я расскажу о двух вариациях клаве: африканском и кубинском. Вы узнаете о нескольких фундаментальных терминах, используемых в музыке, сможете практическим образом освоить игру клаве так, как обычно учат будущих музыкантов в школах. Я построил текст так, чтобы вы могли пропустить упражнения, вникая лишь в суть. Конечно, самостоятельное освоение приблизит вас к пониманию ритмов гораздо быстрее, но вам может потребоваться помощь со стороны, если что-то будет не получаться. Все упражнения доступны для освоения людям, которые говорят про себя “мне медведь на ухо наступил”.

Минутка нотной грамотности

Оторвите бумажный лист из тетрадки, разлинованный в клетку. В школе мы любили тетрадки для математики, физики и геометрии в клеточку, потому что в них было удобно играть “в точки”. Мы будем использовать клеточки для рисования ритмов и начнем с самого начала.

Песня от начала до конца

Музыка существует во времени. Например, песня может длиться энное количество минут и секунд, у нее есть начало и конец. Мы можем изобразить песню горизонтальной линией: – в ее начале песня как бы началась, а в конце затихла, и протяженность линии измеряем не в сантиметрах, а в длительности песни – скажем, 3 минуты 52 секунды. В любом проигрывателе на компьютере или телефоне есть такая полосочка перемотки песни.

А вот наша линия на листочке, на нее мы будем наносить пульсацию, такты и сам ритм.

Графическое изображение песни

Пульсация

Во время прослушивания ритмичной или танцевальной музыки мы можем постукивать ногой в такт (или вилкой по опустевшей тарелке, после праздничных возлияний). Такое постукивание мы умеем улавливать интуитивно. А в попсе это постукивание даже не надо улавливать – его громко играют барабаны. Эта штука называется пульсацией. Пульс музыки, если угодно.

Пульсация – это музыкальный термин, очень важный для понимания ритма, ведь нам от ритма нужно прежде всего ощущение, самое что ни на есть телесное, и мы по-разному чувствуем отклонения от равномерной пульсации. Разные ритмы могут провоцировать на танец, раздражать или усыплять. Самый яркий пример пульсации – это тикание настенных часов. Звук монотонный, от него может запросто вырубить на часок-другой крепкого сна. Занудно бормочущий лектор, у которого гласные и согласные звуки вылетают изо рта с удивительной ровностью, отключает самый любознательный мозг. Наша голова устроена так, что равномерный звук перестаем даже замечать.

Но композитор вынужден хитрить, привлекая наше внимание разными способами, в том числе и “ломая” равномерный ритм. Множество приёмов сочинения музыки направлено на то, чтобы удержать наше внимание и не дать нам заскучать.

Пульсация – это деление времени на равные отрезки, только без привязки к секундам. Маленькие отрезочки можно соединить в несколько частей побольше. Например, четыре тикания часов образуют некий кусочек, который вновь и вновь повторяется. “Тик-так, тик-так” – пусть это будет одним “тактом”. Но если часы имеют привязку к физическому времени, то в музыке часы могут ходить с любой скоростью, а не только “один тик в секунду”.

Представьте себе колбасу, ровно нарезанную кусочками одинаковой толщины. Вы уплетаете каждый кружочек за одинаковое время (например, пять секунд), при этом рассказывая с набитым ртом какую-то интересную историю. И каждая законченная реплика почему-то оказывается равна, например, четырем скушанным кусочкам колбасы. Приблизительно так строились фразы в классической музыке – на четыре куска колбасы (такта) или на восемь. Удерживать внимание слушателя длинными фразами было гораздо сложнее, а в нашем примере с колбасой можно и вовсе подавиться.

Такты и колбаса

Такт и нотоносец

Я уже несколько раз использовал слово такт, не объясняя его значение. Так и задумано. Многие музыкальные термины мы используем в обычной жизни даже не подозревая о том, что это специальные слова музыкантов. Обычно понятно, что значит “постукивать в такт музыке” или “кивать в такт музыке головой”. Давайте изобразим такты на нашем листочке в клеточку. На приведенном рисунке я обозначил четыре одинаковых такта, в каждом – восемь клеточек. Горизонтальная линия в этом примере обозначает не всю песню целиком, а небольшой фрагмент (что-то около десяти секунд).

Перед вами не просто каракули, а самый настоящий нотоносец!

Размер такта

Почти у всего есть размер, и у такта тоже. Но если в обычной жизни мы используем для обозначения размера сантиметры, метры, миллиметры, то в музыке используются условные единицы – “четвертинки”, “половинки”, “восьмушки” и так далее, при этом за целое берется некий отрезок времени, который можно просчитать на четыре счета.

Приведу аналогии – на этот раз сразу две, чтобы еще больше вас запутать. Первая аналогия будет вам понятна, если у вас есть две ноги и вы умеете ходить. Посчитайте свои шаги от одного до двух. Раз-два, раз-два, раз-два, раз-два. Условимся, что каждый такт содержит лишь два шага, а значит, на рисунке выше восемь шагов, четыре такта по два шага в каждом.

Мы можем условиться, что в такте не два шага, а больше. Внезапно три. Или даже четыре. Да хоть десять. Нам надо как-то обозначить, сколько же шагов в такте. Хотя бы просто написать на той же бумажке, мол, “в каждом такте должно быть четыре шага”. Именно это и называется размером такта.

Вторая аналогия, которая мне особенно нравится в виду аппетитности и наглядности. Представьте себе яблоко, поделенное на четыре части. В музыке есть целая длительность – это нормальное целое яблоко. А каждая долька – это четвертные длительности. Строго говоря, каждую дольку в отдельности мы будем кушать в четыре раза быстрее, чем слопаем яблоко целиком. Каждую дольку можно поделить еще пополам – получатся “восьмушки”. На нашем листе бумаги каждая клеточка обозначает “восьмушку” яблока, разделенного на восемь тонких ломтиков, а тактовая черта – это целое яблоко. Четыре клеточки – это “половинка”, а любые объединенные две клеточки – это “четверть”. В такт помещается четыре четверти, или восемь восьмых, или две вторых. Разница в том, как часто хочется “кивать” в такт музыке. В танцевальной музыке мы киваем или топаем ногой или непроизвольно постукиваем по столу по четвертям такта.

Поэтому самый популярный размер такта в музыке (особенно в танцевальной!) – четыре четверти. Записывается это в виде обычной дроби. Это быстрее и проще, чем писать словами “в каждом такте помещается четыре четверти”.

Другие длительности и размеры такта

Было бы нестерпимо скучно, если бы вся музыка в мире была написана в размере четыре четверти. А как же вальс? Ведь он считается на “три”. Ум-ца-ца, ум-ца-ца. Верно – размер вальса три четверти. А как же марш? Правой, левой, правой, левой! И вы снова правильно догадались – марши часто записывают в размере две четверти.

А вот в Африке лучше всего подходит размер шесть восьмых. В нашем случае это будет шесть клеточек в каждом такте. Но если быть придирчивым и совсем точным, то два таких такта лучше объединить в один, получив аж двенадцать восьмых. Сначала предлагаю закрепить материал, а затем познакомиться с этими странными размерами.

Практика и упражнения

Напомню, каждая клеточка в нашем примере – это одна восьмушка. Поэтому мы нарисовали четыре такта по восемь клеточек в каждом.

Зелеными штрихами мы обозначим четверти:

Четверти в такте

Попробуйте выполнить простейшие упражнения:

1. Медленно шагайте, считая вслух шаги только правой ногой от одного до четырех (зеленые засечки на рисунке). Дорожка, по которой вы идете – это синяя длинная горизонтальная линия, а всякий раз, когда вы начинаете счёт сначала (совпадает с проговариванием вслух цифры “раз”) – это вертикальный штрих синего цвета. Если вам удобнее, считайте шаги только левой ногой.

2. Сидя, попробуйте ладонью правой руки ровно и не торопясь хлопать по коленке (не сильно!), проговаривая вслух одновременно с шлепками счет: “раз, два, три, четыре, раз, два, три, четыре” и т.д. На каждый счет “раз” левой рукой шлепните по другой коленке – одновременно с правой рукой, логически обозначая начало нового такта.

3. Сидя, продолжайте ладонью правой руки хлопать по коленке, считая вслух каждый шлепок, а с каждым “ррраз!” еще и топать (не громко!) ногой. Можно правой или левой, не имеет значения. Можно при этом продолжать шлепать левой рукой, как в упражнении 2.

4. Попробуйте снова сделать три предыдущих упражнения, на этот раз считая цифры “про себя”, не произнося ни звука.

5. Наконец, попробуйте снова сделать три первых упражнения, вообще не считая никакие цифры, ни вслух, ни “про себя”.

Результат пятого пункта – это и есть то, как “считают” музыканты во время игры музыки. Поздравляю, теперь вы тоже немножко музыкант.

Осваиваем “восьмушки”

Разобравшись со счетом “на четыре четверти”, предлагаю освоить счет “восьмыми”, это ненамного сложнее. Между цифрами мы вставим букву “и”, наша скороговорка будет звучать так:

раз и два и три и четыре и … и снова, без остановки: раз и два и три и четыре и

Помните, что числа “раз”, “два”, “три” и “четыре” – это условные наши зеленые засечки. Добавив союз “и”, мы получаем восемь кусочков, соответствующих каждой клеточке в такте.

1. Медленно шагайте по дорожке в парке, считая вслух шаги правой ногой от одного до четырех, а на каждый шаг левой ногой добавляйте голосом букву “и”.

2. Продолжайте так шагать, при этом тихонько хлопайте в ладоши на каждое “и” (совпадая с шагом левой ноги), стараясь не “прихрамывать” в ритме, словно рисуя в воображении ровные клеточки из тетрадки. Попробуйте поменять ноги.

3. Сидя, считайте вслух раз и два и три и четыре и … и снова, без остановки: раз и два и три и четыре и, поочередно шлепая по коленкам то правой, то левой рукой. Получится так, что на все числа будет шлепать только правая рука, а на все “и” – левая, как если бы вы шагали в упражнении 2. Разумеется, делать это нужно ровно, а между повторами нет никакой дополнительной паузы.

4. Продолжая упражнение 3, добавьте топание ногой одновременно только со счетом “раз”, подчеркивая начало такта. Выберите удобную ногу для себя.

5. Попробуйте пошлепать по коленкам и потопать ногой, как в упражнении 4, но при этом считая “про себя”, а не вслух. Это важный момент: как только уши перестают слышать числа, мозг начинает ловить ощущения. Вы начинаете, наконец, слышать сам ритм.

6. Финальный этап – шлепать и топать вообще без счета вслух или без счета “про себя”. И вот тут вы целиком сосредотачиваетесь на своих ощущениях ритма.

Поздравляю! Вы научились считать восьмыми длительностями, в размере четыре четверти.

Еще ближе к Кубе

Сумасшедшие (по-хорошему) кубинцы – настоящие виртуозы ритма. Если европейское ухо вполне радуется привычному “дынц дынц дынц дынц”, то для кубинца это скучно, никакой кубинец не пустится в пляс под такую “долбиловку”. Ему подавай сложные ритмы. Попробуем разобрать два основных ритма афро-кубинской музыки.

Кубинская музыка – это океан, точнее, соус размером с океан. В соусе можно запросто обнаружить идеи из Африки (много, Африка большая), из Франции, Испании (Испания тоже немаленькая), из Англии, США, Доминиканы и Пуэрто-Рико. Есть арабские влияния, даже китайские. Кубинские музыканты варили свой соус, не особо заморачиваясь с ингредиентами. В ход шло буквально всё, от французских флейт до рычания леопардов.

Но самые большие куски этого соуса – это, конечно, европейская музыка (испанская и французская) и африканские ритмы. С одной стороны, это вполне понятные ритмы “квадратно-гнездовые”, отлично знакомые нам по нашей музыкальной культуре, а с другой – невероятный африканский фарш, практически непостижимый европейским сознанием.

Пока европеец вышагивал свои марши, дудел на дудочке и скрипел на скрипочке, африканец общался с богами посредством тысяч барабанов.

Клаве – так называется стандартный ритм, вокруг которого выстраиваются прочие инструменты. Сама идея, безусловно, африканская, но воплощение кубинское. Мы с вами сначала взглянем на африканский вариант, а затем посмотрим, что с ритмом произошло на Кубе.

Клаве бембé, или ритм кампаны (в румбе)

Значительная часть африканцев играет определенный ритм, выстукивая его на жестянках, свернутых в суровый кулёк. Современные музыканты эти железные кульки называют “ковбелл”, именно под таким названием они продаются в музыкальных магазинах. Но кубинцы в этом вопросе точнее – у них это не “коровий колокольчик”, а кампана, или сенсерро. На “Сальсе по-русски” есть обширная статья про историю этого удивительного инструмента. Размер такта в этом ритме двенадцать восьмых.

На помощь приходит клетка. Нарисуем пару тактов, в каждом будет по двенадцать клеточек. Да, криво, знаю!..

Такты в размере двенадцать восьмых - основа для африканского клаве

Но сложно считать 12 клеточек! В глазах рябит от клеточек, а тут целых двенадцать. Разобьем каждый такт пополам, для облегчения восприятия. Пусть будет дополнительный светло-синий штрих, и получится у нас в каждом такте 6+6 клеточек, так проще ориентироваться.

Теперь нужно это посчитать. Числа от 1 до 12 не подходят, тем более что счет символизирует отрывистый удар (хлопок, шлепок), а вот слова “одиннадцать” или “двенадцать” ну совсем не тянут на короткий слог. Если “раз”, “два”, “три” еще куда ни шло, то с “четыре” мы уже вынуждены мириться. Такие размеры считают иначе.

Предлагаю посчитать двумя “шестёрками” в каждом такте. На бумажке нарисовано два такта, значит, посчитаем четыре “шестёрки” без перерыва. Счёт будет звучать вот так:

раз два три чтЫре пять шесть раз два три чтЫре пять шесть и снова: раз два три чтЫре пять шесть раз два три чтЫре пять шесть

Но это мы с вами пока еще не изобразили ритм, а просто словами нарисовали “клеточку”. Теперь нужно сыграть клаве бембé. Играть мы будем шлепками по коленям или хлопанием в ладоши одновременно со счетом. В какие-то моменты будем считать без хлопка, а в какие-то вместе с хлопком.

Кажется, что сложновато, но никуда не надо торопиться – медленно получается всегда и у всех. Главное, чтобы было ровно. Для упрощения понимания задачи я специально для вас нарисую ритм (то, что мы будем хлопать), закрасив клеточки на листе бумаги. Ваши хлопки = зеленые точки.

клаве бембе, или паттерн кампаны

Клаве бембе

Увы, чем больше малюешь на бумажке, тем страшнее это выглядит. Но придется все же добавить цифры счета, чтобы вы понимали, с какими цифрами будет хлопок, а где – без хлопка.

Клаве бембе с привязкой к счету

Это два одинаковых такта. Поэтому разобрать достаточно лишь первый такт – и потом просто его повторить. Получается следующая картина:

На счет “Раз” – одновременно хлопок;
на счет “Два” – пропускаем;
на счет “Три” – хлопок;
на счет “чтЫре” – пропускаем;
на счет “Пять” – хлопок;
на счет “Шесть” – хлопок (тут отмечаем в голове, что мы сыграли половину такта);
на счет “Раз” – пропускаем;
на счет “Два” – хлопок;
на счет “Три” – пропускаем;
на счет “чтЫре” – хлопок;
на счет “Пять” – пропускаем;
на счет “Шесть” – хлопок (и тут же, без остановки начинаем считать и хлопать заново, закольцовывая наш ритм).

Это и есть клаве бембе в размере двенадцать восьмых 12/8. Если вы равномерно считаете и хлопаете где указано, то все получится правильно. Если захотите развить и углубить (а я на это очень надеюсь!) то следующий шаг будет добавление… правильно – топания ноги. Топать надо как всегда – на каждый “раз”. Обычно человек может без тренировки совмещать сразу два-три разных действия, так что вряд ли это будет серьезной проблемой для вас. Если вы топали в предыдущих упражнениях, то и в этот раз для ноги ничего не меняется – в первой половине такта будет одновременно хлопок + счет “раз” голосом + топ ногой, но во второй половине только счет + топ ногой, без хлопка.

Освоив клаве в таком виде, можно постепенно отключать счёт вслух, пробуя считать “про себя”. А набравшись уверенности, можно и вовсе перестать считать числа, ориентируясь на внутреннее “тикание” часов вашего сердца. Музыканты несколько лет считают вслух, тренируя это тикание практически до нервного тика.

Наконец, можно взять палку, кастрюлю и лупить в нее – ладошки-то жалко отбивать, а вот кастрюлю и соседей не жалко совершенно! Поздравляю, теперь вы не только “немножко музыкант”, но еще и “немножко негр”. Здорово же!

Превращение клаве бембе в румба клаве

На Кубе клаве бембе претерпело определенные изменения. Упрощенное и европеизированное, мы можем слышать кубинское клаве в соне, в сальсе. Леонид Агутин, например, тоже может использовать кубинский вариант. Клаве бембе осталось лишь в ритме, который играется на колокольчике (кампане), и его следы отлично угадываются в клаве абакуа – основе румбы колумбии. Впрочем, румба клаве гораздо ближе по характеру и ощущению к клаве бембе.

Каждый раз, когда я наблюдал за кубинскими музыкантами, играющими клаве, меня смущала какая-то лёгкая лажа, какая-то еле уловимая неточность. Я брал в руки клаве, играл так, как меня учили в музыкальной школе – четко по нотам, и тут же случившиеся рядом кубинцы поправляли меня… мол, я неправильно играю клаве. Да как так-то? Вот же ноты! Э-э, нет, говорили кубинцы, не так…

Друзья, я уже много лет пытаюсь врубиться, что же именно не так с этими пятью ударами палочками. В танцевальных школах клаве объясняют его нотный вариант. Кто-то с помощью нот, кто-то с помощью кубиков, листочков бумаги, как угодно, но в целом у всех одно и то же. Для знакомства с ритмом клаве этого, пожалуй, достаточно, но для точного понимания – абсолютно нет.

Более того, все эти годы я спрашивал кубинцев (и не только), что за секрет в этом клаве? Как конкретно я должен считать, в какие моменты ударять? И всякий раз получал расплывчатые ответы… просто потому, что на Кубе академический европейский подход к фольклору не применим. “Играй сердцем, чувак!” А мое сердце играло Цоя и Нирвану, например. Мне нужны были четкие инструкции!

Приблизиться к разгадке клаве позволяет клаве бембе, которое мы с вами тщательно разобрали и освоили (освоили же, да?) в предыдущей части статьи. Теперь время двигаться дальше – разберем кубинский вариант, ведь он родился из клаве бембе, затем прошел довольно грубую и нахальную обработку квадратным напильником европейской музыкальной традиции. Освоив оба варианта и узнав, что и откуда произошло, есть шанс, что вы взглянете на привычный клаве (в румбе и в соне) совершенно с другой стороны. И, что самое важное, с другим ощущением ритма. Забегая вперед, скажу, что у кубинцев в голове играет сразу два размера – 4/4 и 12/8! Но подробнее об этом – попозже.

На Кубе клаве бембе превратилось в румба клаве путем удаления пары ударов из уже выученного вами ритма. Давайте разберемся, какие именно удары кубинцы посчитали лишними:

Превращение клаве бембе в румба клаве

Видите ли, кубинцам не понравились “двойные”удары. Вы заметили, что в ритме получаются два места, где хлопки следуют сразу друг за другом? Кубинцы их “разлепили”. В оригинальном клаве бембе было семь ударов в каждом такте, а в кубинском осталось лишь пять ударов! Чтобы не отвлекали красные крестики, я стер “ненужные” удары, и теперь ритм выглядит так:

Итоговый вариант румба клаве

Румба клаве

А вот расшифровка:

На счет “Раз” – одновременно хлопок;
на счет “Два” – пропускаем;
на счет “Три” – хлопок;
на счет “чтЫре” – пропускаем;
на счет “Пять” – пропускаем; — (хотя раньше хлопали)
на счет “Шесть” – хлопок (тут отмечаем в голове, что мы сыграли половину такта);
на счет “Раз” – пропускаем;
на счет “Два” – хлопок;
на счет “Три” – пропускаем;
на счет “чтЫре” – хлопок;
на счет “Пять” – пропускаем;
на счет “Шесть” – пропускаем (хотя раньше хлопали) (и тут же, без остановки начинаем считать и хлопать заново, закольцовывая наш ритм).

Остальные упражнения точно такие же – добавляем топание ноги, пробуем считать сначала вслух, а затем вообще не считать. Потом берем кастрюлю… ну вы поняли. Поздравляю – теперь вы не только музыкант и негр, а еще и немножечко румберо! Или румбера, если женского полу.

Запись клаве в разных размерах

Если вы хорошенько освоили клаве бембе и румба клаве, научились их хлопать, одновременно топать, стучать палочкой по кастрюле, без проблем считаете вслух и про себя 12/8 и 4/4, то можно двигаться дальше. Готовы? Помните – вы всегда можете написать мне, и я постараюсь помочь!

Так сложилось, что популярная музыка США, которая доминировала в мире почти весь XX век (речь именно о популярной музыке), практически всегда записывалась на ноты в размере 4/4. Можно сказать, что вся современная танцевальная музыка тоже написана в размере 4/4. Это довольно забавный факт, особенно учитывая, что у нас не четыре ноги, а две. Когда говорят, что музыка “качает”, то физика снова вступает в спор с традицией писать музыку в 4/4 – стороны, куда качает, обычно две, вправо и влево. Если слушателя качает еще и взад-вперед, то ему точно пора баиньки. И наши кубинские прадедушки это знали – в XIX веке подобную музыку на Кубе чаще записывали все же в размере 2/4. То есть на счет “раз” “два”. И румбу правильнее считать на два счета, и даже кубинский сон.

Строго говоря, разница не слишком велика, и вариант 4/4 прижился. Но случилось нечто странное: клаве, которое мы с вами считали на двенадцать восьмых, умудрились тоже записывать в 4/4. Видите ли, так было понятнее привыкшим к 4/4 музыкантам. А нам теперь это расхлебывать!

Тема сложная, поэтому я начну издалека. Давайте приглядимся (пока без клаве) к графическому изображению размера 4/4 и 12/8. Что между ними общего, как вы полагаете?

4/4 – по восемь клеточек в каждом такте (восьмушек)

12/8 – по 12 клеточек в каждом такте (восьмушек)

На первый взгляд – ничего общего. 4/4 явно короче, чем 12/8, ну и автор картинок не смог подобрать одинаковые цвета.

А что если мы в размере 12/8 поделим эти такты пополам, как уже делали для облегчения счета? Смотрите:

4/4 – по восемь клеточек в каждом такте (восьмушек)

12/8 – по 12 клеточек в каждом такте (восьмушек), налопопам

Джазмены посмотрели на вторую картинку, плюнули, и сказали – это четыре такта 4/4. Наплевать, что там шесть, а не восемь клеточек, разницы почти нет. И записали румба клаве следующим образом:

Такая запись стала общепринятой. Именно так, скорее всего, вам объясняли клаве. Фокус в том, что это не точная запись оригинального клаве, она вводит в заблуждение музыкантов и становится камнем преткновения на пути понимания ритмов афро-Кубы.

Попробуйте прохлопать такой вариант, считая 4/4. Привожу расшифровку:

На счет “Раз” – одновременно хлопок;
на счет “и” – пропускаем;
на счет “Два” – пропускаем;
на счет “и” – хлопок;
на счет “Три” – пропускаем;
на счет “и” – пропускаем;
на счет “чтЫре” – пропускаем;
на счет “и” – хлопок; (тут следующий такт, поэтому счет начинается заново)
На счет “Раз” – пропускаем;
на счет “и” – пропускаем;
на счет “Два” – хлопок;
на счет “и” – пропускаем;
на счет “Три” – хлопок;
на счет “и” – пропускаем;
на счет “чтЫре” – пропускаем;
на счет “и” – пропускаем (и сразу повторяем сначала, без пауз).

Обязательно топайте ногой в каждый “Раз” – это буквально совпадает с базовым шагом в румбе, так что если вы знаете как танцуется румба, можно изобразить базовый шаг и хлопать румба клаве (как в 4/4, так и в 12/8). Топание ногой (то есть пульсация) позволяет почувствовать ритм. “Кач” добавит чувств.

Выходит почти такое же клаве, как и в 12/8. Почти, но не такое же. И в этих тонких деталях и кроется магия афро-кубинского ритма.

Практикум клаве

1. Попробуйте сначала посчитать и поиграть румба клаве на 12/8, и сразу – румба клаве на 4/4. Замечаете ли вы разницу в ощущении ритма?

2. Попробуйте потанцевать базовый шаг румбы, совмещая хлопки в ладоши и проговаривание вслух счета на 6+6, а затем попробуйте посчитать и похлопать на 4/4.

3. Попробуйте потанцевать базовый шаг румбы, совмещая хлопки в ладоши и считая про себя на 6+6, а затем попробуйте посчитать и похлопать на 4/4.

4. Попробуйте потанцевать базовый шаг румбы, совмещая хлопки в ладоши и не считая цифрами, но сохраняя внутреннее тикание по схеме на 6+6, а затем попробуйте также и в размере 4/4.

Самое яркое впечатление получится после упражнения 4, когда мы отбрасываем костыли в виде счета числами и целиком погружаемся в ритм. Но даже уже в третьем упражнении мозг начинает вставать на нужное место.

Как клаве считают кубинцы

Профессиональные музыканты (а не только кубинцы) не считают музыку. Отчасти потому, что после нескольких лет счета в музыкальных школах, училищах и консерваториях воспитывают внутреннее “тикание” настолько ясное, что считать числами просто не нужно. Как и танцоры не особо думают о базовом шаге, когда танцуют сальсу на вечеринках.

Но кубинцы умеют ощущать сразу два размера такта одновременно. И это уже, поверьте, очень сложный фокус даже для профессиональных музыкантов. Такт размером 4/4 ужали так, чтобы его границы совпали с половинкой такта 12/8, совместив их друг с другом в виде бутерброда. Посчитать вслух такой бутерброд просто невозможно.

Посмотрите: я взял картинку с двумя тактами 4/4, уменьшил ее так, чтобы она влезла в 12/8. Ну и посмотрите на то, что случилось клеточками. Напомню, что клеточки (некоторые) совпадают с нашими ударами. Выходит, в 12/8 удары слегка не там, где в 4/4 – где-то чуть пораньше, а где-то чуть попозже. Про этот сложнейший эффект музыканты говорят как об особом “афро-кубинском времени в музыке”.

Хаотичные клеточки с картинки – приблизительно тот самый фарш, который царит в голове кубинца. Называется это – полиритмия (несколько одновременно исполняемых разных ритмов) и полиметрия (несколько одновременно исполняемых разных размеров такта). Говорят, что это чисто африканская штука!

Зачем так сложно? А затем, что а) это прикольно и круто б) это качает будь здоров! Каждый, кто слышал живую румбу в исполнении кубинцев, это подтвердит.

…Вишенка на кубинском торте из клаве

Но даже это не все. По слухам, кубинцы первую часть клаве играют так, как если бы он был записан в 4/4, а вторую – как если бы в 12/8. Но это всего лишь слухи. Правда в том, что никакого “истинно верного клаве” попросту не существует, и кубинцы играют клаве так, как чувствуют. И здесь начинается настоящее искусство. В полном соответствии со старинной русской поговоркой:

Чем дальше в лес, тем непонятнее клаве.

Rumberos blancos

Вооружившись знаниями из этой статьи, а также практическими навыками исполнения клаве с одновременным счетом и танцем, можно почитать педантичный разбор румба клаве от Джеймса, американского фаната и большого знатока румбы. Осилив этот непростой материал, вы станете настоящий профессором клаве. Хотя вопросов у вас вряд ли станет меньше

Еще по теме:  Клаве: трансформация и развитие 

Об авторе - Марат Капранов

Музыкант, сальсеро, переводчик. Редактор сайта "О сальсе по-русски".