Лекция 7. Танец ориш и для ориш

311 просмотров

 Примечание: на мобильных устройствах субтитры не отображаются при переходе в полноэкранный режим проигрывателя. Это известная техническая ошибка. Некоторые Android и Windows устройства также могут не отображать их. Во всех подобных случаях смотрите версию со вшитыми субтитрами, опубликованную на Youtube (см. таблицу)

Вшитые субтитры Оригинал Оригинал с субтитрами Файл SRT

⇑ Страница цикла лекций   |    Смотрите следующую часть: “Ориши-воины. Обатала, Чанго”

Название этой лекции звучит так: «Танцы ориш и для ориш». Она также была представлена в виде доклада на международной встрече «Всемирный конгресс йоруба», который проходил на Кубе много лет назад, где меня попросили немного рассказать непосредственно об особенностях танцев, как они интерпретируются на Кубе в различных ритуальных праздниках. Впоследствии это меня сильно мотивировало, и спустя много лет исследовательской работы была написана эта книга, которая называется «Танец ориш и для ориш на празднике «Тамбор» в честь святого» (“El baile de y para los orishas en el tambor de santo”).

Название обосновано тем, что мы имеем дело с двумя типами танца: один из них исполняется верующими во время проведения праздника, а второй осуществляется непосредственно оришами через людей, вошедших в транс, ибо эта религия в большинстве случаев приводит к такому явлению, как транс. Иными словами, человек прекращает быть для верующих, для тех, кто верит в это, перестает быть все тем же человеком, перевоплощаясь в одно из божеств. В этом случае танец, который исполняется, гораздо богаче движениями, шагами, более экспрессивен.

Вот мы здесь видим праздник «Fiesta del Tambor», основным отличием которого является игра на барабанах бата, которые мы здесь видим. Здесь всегда три барабана, больший из которых называется Ия, второй — Итотеле, и третий — Оконколо, такие вот имена им даны. Играют на всех шести мембранах этих барабанов, что позволяет достичь большого разнообразия ритмов, или «toques», как их еще называют, для каждого из божеств, или ориш.

Давайте теперь рассмотрим различные виды ритуальных праздников. Главным, несомненно, является тот, о котором мы только что говорили — «Тамбор для святого», или «Гуемилере», где участвуют барабаны бата, и в данном случае это основополагающий момент. Что это значит, почему основополагающий? В этих барабанах воплощено божество, и для любого человека в этой религии одна из основных церемоний для прохождения – предстать перед барабанами. Эти барабаны символизируют божество Анья (Aña). Считается, что Анья — это посредник между людьми и богами. Итак, одной из наиважнейших церемоний является представление перед барабанами. Таким образом, мы можем сказать, что «Fiesta del tambor» является самым важным или главным среди всех этих ритуальных праздников.

Кроме того, существуют и другие виды ритуальных праздников, как, например, праздник «Бембé», праздник «Гуиро» и то, что называется «Кахон де санто» («Кахон для святого»). Эти праздники тоже ритуальные, но не столь значимые, как тот, что мы отметили вначале.

Здесь мы можем увидеть изображение барабанов иеса, народности Иеса, и слева – знакомые вам гуиро. Для вас — справа находятся гуирос или, как их еще называют, «агвес» или «чекере». Все эти инструменты транскультурировались на Кубе, но имеют нигерийское происхождение, йорубское, в данном случае – из Иеса.

Персона, очень важная на празднике «Тамбор» – akpown (акпоун), или певец. Это может быть как мужчина, так и женщина. Преимущественно — мужчина, но все же бывает и женщина. И так принято, что она задает тон или начинает пение. Иными словами, она первая начинает праздник, и за ней уже следуют все барабанщики.

Чаще всего, как минимум в Гаване, исполняются песни, чтобы просить благословения у кого-либо из ориш. Например: (поет) Здесь просят благословения, чтобы начать танцевать и петь для разных ориш. Она начинает петь, ей вторят барабаны.

А теперь давайте посмотрим, какая очень тесная связь существует между музыкой и танцем. Есть много «toques» («ритмических композиций»), которые идентифицируют ориш. Например, «лумбанче», специальный ритм для Элегуа. И ритм, который называется также – «лумбанче», и танец, который танцуется, и шаги, которые исполняются, относятся именно к этому «toque» (ритму).

Следующее, что имеет место быть, это то, что смена ритмов барабана или барабанов обозначает, где танцоры должны поменять шаг или движения. Кроме того, пение тоже очень важно. Потому что известно, что одинаковые ритмы или одинаковые «toques» (ритмические композиции) могут использоваться для разных божеств. Например, ритмическая композиция «якота» может танцеваться как для Йемая, так и для Очун. Единственное, что определяет, для кого из ориш звучит композиция — это пение.

Давайте теперь немного глубже рассмотрим характер наших танцев для божеств, или ориш. В них присутствует многообразие шагов. Около 26 различных шагов, которые мной описаны и зафиксированы в книге, представленной вам ранее. 26 шагов. Когда я говорю «шаги», я имею в виду движения ног и стоп. Потому что мы можем видеть, что одинаковые шаги могут исполняться как в Элегуа, так и в Йемайя — это если смотреть на движения стоп. Но когда мы анализируем движения тела, рук, смысловое значение танца меняется в зависимости от божества, для которого они исполняются.

Следующая важная характеристика – это танцы, в которых подчеркивается вертикальный рисунок или вертикаль в положении корпуса. Иными словами, находясь в спокойном положении на одном месте, мы можем исполнять разнообразные движения руками, туловищем, плечами, которые идентифицируют того, кого мы танцуем. Таким образом, отличительным признаком является сохранение вертикали и вертикального положения корпуса, это наиважнейшая черта этих танцев. Что требует, конечно же, хорошей координации работы различных частей тела. Ноги могут двигаться, при этом корпус может оставаться на месте, руки делают что-то другое, и так далее.

Кроме того, как мы убедились ранее на примере «якота», есть шаги, которые используются разными оришами. Например: шаг, который исполняется под ритм La-top-ka из Элегуа, мы можем соотнести с шагом, который исполняется под ритм Yakotá («якота») из Йемайи и Очун. Шаг, также очень важный, который исполняется под песню Eladde Оchún, может танцеваться и для Оббатала,  и для Оггуна и Элегуа.

И я еще раз повторю — одинаковые шаги в смысле работы стоп. Когда мы изучаем их, мы говорим о том, что движения верхней части тела у них изменяются в зависимости от смысловой нагрузки. Поэтому они танцуются по-разному, потому что одно божество отличается от другого. Они танцуются согласно индивидуальным характеристикам каждого из них. Некоторые шаги в наши дни на праздниках «Тамбор» очень сходны с шагом, известным как Iyessá («ийеса») с характерной ритмической композицией. А также шаг, известный как Chaсhá Lukafú («чача лукафу»). В этом случае, как вы можете заметить, шагам или танцам присвоено имя барабана или ритмической композиции, которыми сопровождаются шаги.

Также из анализа, который может быть проделан для установления взаимосвязи этих шагов, мы видим, что имеются такие, большинство из которых имеет простой счет. Что значит «простой счет»? Это 2 или 4 счета «раз, два» или «раз, два, три, четыре; раз, два, три четыре». Иными словами, в каждом такте содержится законченный шаг. Но нам встречаются еще и другие шаги, для которых требуется меньше, чем 2 такта. И они считаются немного сложнее. Я могу попробовать немного прохлопать вам ритм 6/8, который звучит так: (хлопает) и здесь могут быть шаги такие… (хлопает 6/8 и проговаривает ритм шагов) то есть, используется счет чуть более сложный.

Итак. Давайте теперь рассмотрим значения, которые имеют жесты и выражение эмоций. Например, это функциональные жесты. Что имеется в виду под словом «функциональный»? Например, это рубящее движение с мачете, или как если бы мы обмахивались веером. И есть еще много стилизованных жестов, изображающих, например, падение молний, или речные или морские волны.

Кроме того, очень важным является отражение на лице таких эмоций, как радость, недовольство и прочих, характеризующих различные танцы ориш. Например, очень часто встречается, особенно во время сценического представления, как смеется Очун, да? Смех Очун. Так же можно упомянуть и сильное выражение лица при исполнении танца Чанго, когда он надувает щеки как бы пытаясь раздуть огонь (показывает) Это характерно для Чанго.

Таким образом, практически все ориши имеют различные эмоции или выражения лица. У Оггуна чаще всего сильные эмоции, так как он является божеством войны, и во время танца на его лице изображены сила и жесткость, он работяга, он гонит зверя. Я не припомню ни одного танца Оггуна, где он улыбается. И, наоборот, Очун чаще всего изображается с милыми, нежными эмоциями, так как она символизирует любовь, красоту и т.д. Иными словами, это танцы чрезвычайной сложности.

Вот здесь фото танцовщицы в костюме Йемайи, и на заднем плане — танцор в костюме Оггуна. Между тем, ее эмоции отображают агрессию. Почему? Потому что позднее мы будем говорить о том, что божества проявляют себя по-разному в зависимости от своего так называемого «пути». В данном случае мы имеем дело с Йемайя Окуте — спутницей Оггуна, и она ведет себя соответствующе, носит мачете. И в данном случае она воительница, так же как и Оггун.

Ну и давайте вкратце повторим то, о чем мы только что рассказывали. Эти танцы имеют действительно высочайшую сложность в их освоении. Требуются годы для глубокого изучения не только движений, но и характерных черт ориш, их различий, легенд или «патакинес», рассказывающих о жизни этих божеств. По моему мнению, эти танцы, насколько я смогла исследовать их к настоящему моменту, являются более сложными, многообразными, богатыми внутренним содержанием и своей коллекцией образов, чем иные танцы африканского происхождения на Кубе.

Перевод: Алла Зайцева, 2017 г.
Субтитры и монтаж: Капранов Марат.
Специально для проекта “Сальса по-русски”

Об авторе - Марат Капранов

Музыкант, сальсеро, переводчик. Редактор сайта "О сальсе по-русски".