Румба в соне

daybert-linares-d-az-1.jpg
Print Friendly

Когда переходить на гуагуанко в касино?

Предлагаем вашему вниманию перевод статьи с одного из любопытных блогов, посвященных сону и касино (ссылка на оригинал). Разумеется, изложенные мысли не декларируются автором как непреложные истины, однако «Сальсе по-русски» импонируют некоторые из них — особенно те, что вещают о близости к румбе. Да и русскоязычных статей на эту тему, увы, пока еще очень мало.

 

Автор статьи — кубинец Daybert Linares Díaz, кандидат наук в области латиноамериканской литературы, с упором на Карибы. Учился в Университете Колледж Парка, штат Мэрилэнд. Подробнее — его англоязычное био на оф.страничке.

 

Перевод выполнил Николай Попов, литературная правка и редактура — Капранов Марат.

Введение

Одна из самых ранних статей, которую я написал для этого блога, была посвящена смешению румбы с касино. В ней я утверждал, что такой фьюжн происходит не из-за мимикрии танца на самой Кубе (большая часть кубинского населения, за исключением некоторых областей, не знает, как танцевать румбу), но является результатом маркетинговой стратегии танцевальных инструкторов, в основном в Европе, призванной подпитывать моду на экзотику — на все афро-кубинское.

Если вы любите афро-кубинские танцы или имеете представление о них, то можете не согласиться со мной. Тем не менее, я хочу прояснить, что исхожу не только от исключений, когда говорю о данных вещах. Когда дело доходит до афро-кубинских танцев, мне нравятся светские танцы (религиозные несовместимы с моими атеистическими взглядами). В частности, мне нравится румба, а в ней — guaguancó. Так что я за применение шагов guaguancó в каcино, но не без разбора, что делают многие люди.

Что касается меня (и это не неожиданность для тех, кто следит за моим блогом), я двумя руками за танец guaguancó — или любой другой светский афро-кубинский жанр, но только когда музыка призывает к этому. Вы можете применять все, чтобы танцевать в музыку, приспосабливаясь к изменениям в ней. Если играет сон, то я буду танцевать сон или касино. Но если в соне звучит явная румба, то я использую движения из румбы.

Речь пойдет о том, как совместить касино или сон с румбой guaguancó в пределах одной песни, и не только потому, что это круто и нужно обязательно сделать, или потому, что я это умею, но из-за того, что это уместно в музыкальном плане. Почему гуагуанко? Дело в том, что когда в песне появляется румба, зачастую это именно гуагуанко. Здесь вы не найдете информации об основах гуагуанко — об этом достаточно сведений в сети, в Youtube и т.п. Мы поговорим о том, как определить, что в музыке, под которую вы танцуете касино, появилось гуагуанко, и чтобы вы смогли вставить его в свой танец, даже если танцуете его совсем немного.

Как мы определяем guaguancó в соне?

Ответ прост — я буду стараться объяснять как можно проще — он находится в структуре ритма, исполняемого на конгах.

Guaguancó является перкуссионным музыкальным жанром (т.е. исполняемым на ударных инструментах — прим. СпР). Действительно, единственная мелодия есть только в вокальной партии rumbero во вступлении, в guaguancó эта часть называется diana. Так как ритмы перкуссии сами по себе сложные, то легко выяснить на слух, что фактура сона резко изменилась, и сейчас играет что-то другое. Отличный пример вставки guaguancó слышен в песне Jovenes clásicos «Tambor en el alma» в интервале 2:36 до 3:00. Давайте послушаем:

      Jovenes Clasicos del Son - Tambor en el Alma

Во время этого брейка струнные и духовые инструменты замолкают, остаются только ударные. Сравнив с остальной частью песни, отчетливо слышно, что в течение тридцати секунд музыканты играли что-то другое, даже если вы не знаете, что это было guaguancó.

Но иногда это не так четко слышно, и становится немного сложнее распознать румбу, потому что не все инструменты прекращают играть, оставив лишь ударные. Композиция «La cosita» Manolito y su Trabuco — отличный пример такой ситуации. Послушайте эту песню, приблизительно до отметки 1:36:

      La cosita - Manolito y su trabuco

В этом треке звучала румба вплоть до 0:51, и потом после небольшого припева, с 1:15 до 1:36, но ее звучание было основано не только на ударных инструментах. Там слышно фортепьяно, а также духовые. У этого есть смысл — почему бы не использовать имеющиеся инструменты?

Если вы не смогли определить, что в этой песне был переход от сона к guaguancó в течение первых полутора минут, то вам повезло: этот пост предназначен для того, чтобы научить вас различать такие вещи на слух. Но если вы cмогли самостоятельно определить guaguancó, значит, я не смогу вам сказать больше того, что вы уже знаете. Все же призываю вас продолжать чтение: может быть, найдете для себя что-то новое или полезное.

Прежде чем говорить об основной мысли заметки — о конгах как о способе определения румбы guaguancó — я должен сделать важное замечание:

Некоторые люди могут делать упор на клаве, утверждая, что если мы слышим румбу клаве, то это звучит guaguancó.

Румба клаве

Проблема в том, что любой клаве, который вы слышите, это — румба клаве. В самом деле, то что мы знаем как «сон клаве» является, по сути, клаве yambú, yambú — один из трёх стилей румбы (третий стиль — колумбия). Причина этого в том, что сон — родственник румбы. Сон путешествовал с восточных провинций Кубы до запада и достиг провинции Матансас, родины румбы. Сон впитал румбу клаве и двухтактовую структуру румбы, соединив ее с напористым монтуно и антифонным пением («вопрос — ответ»). Это произошло в стиле «сон монтуно», поджанре сона, именно этот жанр — основа «сальсы», или «тимбы». (Более подробно об этом и роли Арсенио Родригеса в развитии сона монтуно в моей записи.)

Ну что же, давайте послушаем румбу yambú. В самом начале вы можете заметить, что в ямбу абсолютно такой же клаве, как и в соне; если говорить точнее, то сон основан на клаве ямбу.

      Conjunto Clave y Guaguanco - Ve y dile a tu mama

Так что когда вы услышите чье-то мнение, что нужно танцевать гуагуанко лишь потому, что звучит румба клаве, что ж, он не очень понимает, о чем говорит.

Любой кубинский сон, который мы слышим, в своей основе имеет румба клаве.

Просто так исторически сложилось, что ритм клаве, с которым тесно связан кубинский сон, происходит от румбы, о которой знают не так уж много народу, и тем более ее танцуют. В самом деле, когда большинство людей говорят «румба клаве», они имеют в виду «guaguancó клаве», потому что guaguancó является самым популярным из трех стилей румбы. Но так сложилось, что в румбе это далеко не единственный вариант клаве. Черт, даже в guaguancó может быть клаве ямбу! Послушайте эту песню в стиле румба guaguancó и скажите, какой вариант клаве вы слышите:

Я заостряю внимание на этом моменте потому, что многие люди, кто не очень разбирается в музыкальной составляющей румбы, но которым нравится сама идея румбы, будут танцевать, скажем, под песню «Mi música» Александра Абрэу, а с 3:40 по 3:46, и еще с 4:30 по 4:40, услышат клаве гуагуанко, перестанут танцевать касино и начнут румбить.

      Mi musica - Alexander Abreu y Havana D'Primera

В музыкальном отношении это ошибочная интерпретация. Здесь мы имеем дело не с румбой гуагуанко, а, скорее, с заранее спланированной сменой инструментов или рисунка одним или несколькими музыкантами ритм-секции. (Более подробную информацию о изменениях ритма в сальсе можно послушать и посмотреть на английском языке здесь.)

Повторюсь, клаве гуагуанко не всегда автоматически означает, что звучит румба. В самом деле, нужно ли танцевать румбу гуагуанко в следующей песне лишь потому, что там звучит клаве гуагуанко? Да и кто так будет поступать?

      Se Ponen - Tiempo Libre

Ну что же, теперь вы убедились в том, что аргумент «клаве = румба» противоречивый, этого мало для определения guaguancó внутри кубинского сона.

На помощь приходит паттерн ритма, исполняемого на конгах. (Я прошу прощения за длинный рассказ о клаве, но нужно, что бы эта тема была раскрыта).

Конги — ключ к румбе

Ритм конг в румбе guaguancó довольно легко узнать. Посмотрите это видео, начиная с отметки 3:30, сразу там, где Майкл де Миранда играет шаблон конги (вместо того, чтобы его разжевывать). Вы отчетливо услышите три открытых тона, самых громких в шаблоне — один на «тумбе» и два на конге. Мы постоянно слышим их в румбе гуагуанко, и благодаря им можем быть уверены, что это — румба. (Если вы не знаете, что такое открытый тон, или как этот тон исполнить на конге, не переживайте —  посмотрите видео с самого начала, и Майкл подробно все-все расскажет и покажет).

(Вы, возможно, заметили, что на видео идет речь о каком-то «гаванском стиле». Дело в том, что есть еще один стиль, родом из Матансас, который отличается в исполнении, но очень похож на слух. Все же когда румбу вставляют в сон, чаще всего это именно гаванский стиль).

Теперь, если снова послушать песню Jovenes clásicos и трек Manolito — вооружившись знаниями о том, что играют конги — то в указанных мною временных отметках услышите секцию guaguancó. Ну а если еще раз послушать песню Александра Абрэу там, где явно звучит румба клаве, вы убедитесь, что там конги не играют румбу.

Я могу с уверенностью 99% сказать, что именно изменение ритма на конгах обозначает переход от гуагуанко к сону, и наоборот. Основной шаблон ритма в соне — marcha — кардинально отличается от гуагуанко. Посмотрите, начиная с 0:33, что такое марча:

Вы видите? Очень разные ритмы (у нас этот ритм называют также тумбао на конгах — прим. СпР).

Песня «Medias Negras» Willy Chirino — отличный материал для того, чтобы вы поупражнялись в умении определять секцию румбы. В течение первых 18 секунд на конгах исполняется обычный шаблон кубинского сона, а затем переходят на guaguancó, который можно отчетливо услышать в партии конг (там еще и бас подчеркивает ритм румбы. И да, этот пример особенно хочется посвятить всем линейщикам прим. СпР). На 0:58 происходит обратное переключение на соновскую марча.

      Willy Chirino - Medias Negras

Для того, чтобы проследить, как это выглядит, когда вы танцуете, предлагаю вам собственное видео, как мы говорим на испанском, «predicando con el ejemplo» (практикую то, что я проповедую). Существует и другие вещи которые я делаю на этом видео, а именно despelote, но это тема для отдельного разговора.

Таким образом, пока это все, что вам нужно знать на эту тему. Конги снова помогают разобраться в том, что звучит и что надо танцевать, так, как это уже происходило ранее в посте.

Опять же, я не против афро-кубинских танцев в касино. Кажется, из текста это очевидно. Я выступаю за то, как уже много раз говорил в своем блоге, за танец в музыку.

Итак, мы танцуем касино под песни Charanga Habanera, Adalberto, Maykel Blanco, Los Van Van, и т.д. Если есть вставки guaguancó в музыке, то теперь вы знаете, как их выявить. И когда вы их определите, сможете использовать guaguancó в танце!

Ну или не использовать, если вы не знаете, как танцевать румбу. Кубинцы на видео ниже явно не знают, поэтому продолжают танцевать касино. Если вы перемотаете видео на 1:17, услышите секцию румбы в партии конг. Но при этом никто не танцует guaguancó. Не стоит доверять инструкторам, которые восхваляют кубинцев — многие кубинцы и сами не знают, как танцевать румбу! (обязательно посмотрите это убийственное видео! прим. СпР).

 

Практикум

В заключение — несколько треков для тех, кто хочет попрактиковаться в определении секции guaguancó в песнях. Я не буду говорить вам, где находятся эти секции и как долго они длятся, но во всех этих треках точно есть guaguancó.

Прислушивайтесь к тому, что играют конги — это и будет ключом.

FavoriteLoading В закладки!

Поделиться

Об авторе - Марат Капранов

Музыкант, сальсеро, переводчик. Редактор сайта "О сальсе по-русски".