Вшитые субтитры | Оригинал | Оригинал с субтитрами | Файл SRT |
⇑ Страница цикла лекций | Смотрите продолжение: «Румба и конга»…
Четвертая лекция, которая называется «Касино и сальса» — одна из моих любимых. Потому что именно этот танец — касино — в наше время является наиболее распространенным во многих странах Америки и Европы как, например, Италия, где мы находимся сейчас. И я буду опираться на эту книгу. Как вы помните, книга называется «От кубинского контраданса до касино», поскольку, позвольте повториться, имело место спонтанное и естественное развитие танца в среде кубинского народа благодаря танцорам, которые в течение времени шаг за шагом усовершенствовали целый ряд шагов и фигур.
Прежде всего, надо разъяснить, почему это называется «касино», да? И здесь давайте вспомним, что предшествующие жанры, такие как дансон и ча-ча-ча, имели соответствующую музыку. Существует музыка для дансона и шаги и фигуры для дансона. То же самое мы можем сказать и про ча-ча-ча и про другие жанры. Но в случае касино мы можем говорить о возникновении новой хореографической формы, которая не имела соответствующей музыки. Это хореографическая форма, не имеющая соответствующей музыки.
Давайте посмотрим на фото с руэдой. Потому что первой формой касино в момент его возникновения, является руэда. Вы наверняка помните фото, которое мы видели ранее, где был изображен контраданс, в котором, как мы говорили, разные пары в унисон исполняли различные фигуры. В данном случае была еще заимствована и форма круга (или «руэда»), но в случае касино отсутствует «бастонеро» за пределами танца. Однако один из танцоров, находящихся в руэде, мог управлять танцем. Как говорят на Кубе, он «поет» фигуры или объявляет фигуры, если говорил: «Я буду петь руэду, буду командовать, какие фигуры надо делать».
Итак, касино как хореографический жанр возникло в конце 50-х годов прошлого века в клубе «Спортивное казино» («Casino Deportivo»), который находился в Гаване, там, где сейчас расположен муниципалитет Плайя. Это был клуб, откуда уходили в море, где проходили морские соревнования, где проводилось много чего, и поэтому он назывался «Спортивное казино». В этом «Спортивном казино», во второй половине дня, в пять часов, проводилась танцевальная вечеринка, которая называлась «Чайные танцы». Я не знаю, почему ее так называли, может быть, имели в виду английскую традицию пить чай в пять часов дня, да?
Эта танцевальная вечеринка проводилась для довольно молодых людей, поэтому там не продавали алкогольные напитки. Понимаете? Поэтому вечеринки такого типа были пятичасовыми. Вечером же начиналась вечеринка уже другого плана, для людей постарше, и там уже алкоголь мог присутствовать. Именно на этих «Чайных танцах» зарождается мода на руэду. Когда разные пары выходят и начинают делать фигуры и движения в унисон. В результате, когда эта молодежь приходила на другие вечеринки в другие клубы или в частные дома и танцевала каждый со своей парой, они говорили: «Давайте сделаем круг, как в „Казино!“» или «Давайте сделаем круг из „Казино!“» («rueda del Casino»), и это выражение само собой осталось в наименовании как «Руэда де Касино».
И таким же образом происходила популяризация и распространение в других районах и регионах страны. Обратим внимание на имеющийся ряд типичных фигур, которые по-прежнему используются, несмотря на то, что им уже 50 лет: vamos a arriba, vamos abajo — в этой фигуре нашел отражение базовый шаг, о котором мы говорили — «1,2,3, пауза, 1,2,3, пауза». Эта фигура делается на этих шагах. Это продвижение в руэде по ходу круга и обратно. Кроме того, есть еще фигура «dile que no», которая является одной из форм раскрытия пары: девушка отходит от партнера, держась только за одну руку, и после совершается ряд движений для смены пар, имеющих соответствующие названия: «dame una», «dame dos», «dame una con una», когда речь идет об одном хлопке.
И таким образом начинают образовываться новые хореографические фигуры. Довольно известной среди них является фигура, называемая «enchufla». На самом деле это искаженное слово, поскольку по-испански правильно следовало бы сказать enchufa. Но в простонародной речи стали говорить именно «enchufla» — это смена мест внутри пары с использованием поворота.
И появляется фигура, которая является основной в касино — «setenta» («70») Говорят, что если спрашивали кого-нибудь: «Ты касинеро?» подразумевая под этим словом человека, танцующего касино, тот отвечал: «Да, я касинеро». «Тогда пошли танцевать!» — и танцевали. И если при этом он не знал «сетенту», про него говорили: «Нет. Он говорит, что он касинеро, …но он НЕ касинеро». Потому что все, все касинерос с 50-х годов по наши дни знают сетенту и умеют ее танцевать.
Хочу сказать, что популярность имел целый ряд устаревших сейчас фигур, бывших неотъемлемой частью этого танца, и об этом нельзя умолчать. С тех времен было создано множество новых фигур, ибо это довольно креативный танец, в котором каждая пара может создать новую фигуру. И каждый руководитель, ведущий руэды старался изобрести и сделать что-нибудь новое. Проводился большой конкурс… к сожалению, сейчас уже конкурсов мало… была телевизионная программа «Bailar casino», которая была очень популярна. В ней принимали участие пары и руэды со всей страны, которые съезжались в Гавану на этот ежегодный конкурс. Можно сказать, что они все были чрезвычайно… мм… каждая руэда имела свои собственные фигуры, свою собственную хореографию.
Но говорить об этом стоит с осторожностью, так как это не смонтированная хореография. К примеру, танцоры знают фигуры, но должны ждать команды ведущего руэды, понимаете? и один раз он скажет одно, в другой — другое, и все танцоры должны быть внимательны к тому, что говорит ведущий и не ошибиться. Пара, которая много раз ошиблась, могла быть попросту исключена из руэды. Понимаете? Те, кто оставались в руэде, старались хорошо танцевать, все знать, все уметь делать хорошо, потому что это была очень забавная форма взаимодействия друг с другом различных пар. Особенно между довольно молодыми людьми. Ведь это танец для молодых людей, однако его танцуют люди, которые уже не так молоды, как, например, я, потому что я всегда танцую касино при любой возможности.
Итак, корни касино, как мы уже ранее отмечали, формировались под влиянием других фигур: из сона урбано или хабанеро, как мы видим: шаги, прогулка (paseo), повороты (быстрые, в паре), dile que no, которое пришло из сона. Но тут осторожно: в соне у фигур не было специального названия. Названия они получили уже в касино, потому что нужно было, чтобы все пары совершали движения в унисон.
Кроме того, из ча-ча-ча пришли такие фигуры, как «paséala», «vuelta al hombro» или «bayamo» — это те фигуры, которые делались сначала еще в ча-ча-ча. И еще стоит отметить влияние рок-н-рола, который был очень модным в конце 50-х годов. Это раскрытие, которое сегодня мы называем «pa' ti pa' mi» («тебе и мне»), или «vuelta sobre el hombre izquierdo», который раньше не делался.
И все эти фигуры, я хотела бы подчеркнуть, осваивались не учителями и не хореографами, а непосредственно народом и самими танцорами и естественным образом интегрировались в новый модный танец, которым был касино.
Здесь мы видим фигуру, которая вероятнее всего, является «усложненной сетентой». Это можно определить по позиции, немного неудобной, в которой находится девушка в паре по центру. Это вполне может быть одна из частей фигуры, которая называется «усложненная сетента», потому что сейчас мы можем видеть, как на базе «сетенты» появляются разные варианты как, к примеру, «сетента и уно» («71»), «сетента и дос» («72»), «сетента и синко» («75»), «усложненная сетента». И каждый раз придумываются все новые, и новые, и новые фигуры.
Прежде чем закончить эту часть, необходимо отметить еще один момент, с музыкальной точки зрения. Так под какую же музыку танцуется касино? Давайте вспомним, что в это время, в конце 50-х и в начале 60-х годов, начинают использовать электронные музыкальные инструменты. Так было в «Оркестре Реве», и в составе «Оркестра Реве» был известный басист Хуан Формель, совсем недавно скончавшийся.
Формель — личность наиважнейшая для кубинской музыки, для танцевальной кубинской музыки. Он не только стал использовать электрическую бас-гитару, но и создал аранжировки, которые придали новое звучание той музыке, под которую мы танцевали. Он является создателем нового жанра, называемого «сонго», ведь новые танцы требовали новых ритмов. Таким был Хоррин для «ча-ча-ча», создавший новую музыку. Так и Формель создал «сонго». Однако, что происходит, когда создается «сонго»?
К тому времени уже несколько лет танцоры называли свой танец «касино», и это название так и сохраняется. Тем не менее, он танцуется под «сонго» или под «тимбу», под «сон модерно», который, к примеру, играет группа «Adalberto Álvarez y su son» И, конечно, когда на Кубу приходит сальса — музыка сальса — под нее тоже танцуют касино.
Таким образом, это танец очень богатый, очень креативный, где постоянно придумывается что-то новое, и который включает в себя многое из иных музыкальных и танцевальных жанров. Давайте еще раз посмотрим на фотографию, которую мы уже видели ранее, на ней мы видим фигуру, сформировавшуюся на базе одного из поворотов в касино.
Мы видим, что 50 лет спустя, касино продолжают танцевать в нашей стране. Оно распространилось в провинциях в 60-х годах. В 1961 году произошло важное событие — на Кубе провели «Кампанию по ликвидации безграмотности». Всё население поголовно учили грамоте, и революционное правительство постановило подготовить преподавателей и отправить молодых учителей преподавать во все регионы страны, чтобы научить жителей деревень читать и писать. Как только закончилась кампания ликвидации безграмотности, государство предложило различные виды обучения всей этой молодежи в столице. И все эти молодые люди из различных регионов страны начали обучение в столице. И по окончании учебы, в субботу или воскресенье, они приходили в клуб, в нынешнем муниципалитете Плайя: Náutico, Abreu Fontán, в сам «Casino Deportivo», чтобы потанцевать и повеселиться. И само собой, там они учились танцевать касино. Многие из этих молодых людей, закончив обучение в Гаване, возвращались в свои провинции и естественным образом распространяли там танец касино.
В продолжение лекции, отметим, что 70-е годы стали годами больших руэд. Руэд на 30 пар. И еще была телевизионная программа, которая называлась «Para Bailar». В 80-х годах начинается распространение касино в других странах. Касино начинают танцевать не только на Кубе, но и Мексике, в Венесуэле, в Колумбии и чуть позднее — в Европе. К примеру, когда я впервые приехала в Италию в 1992 году, я начала преподавать касино, когда у меня появилась возможность преподавать касино здесь, в Италии.
В XXI веке была передача, о которой мы говорили, «Bailar casino» («Танцевать касино»), созданная Адальберто Альваресом, имевшая огромный успех. Но, к сожалению надо отметить, что к 2014 году не осталось ни этой программы, ни какой-либо другой похожей, которые бы побуждали практиковать наши популярные традиционные танцы, которые мы танцевали более 50 лет, каким является касино.
В любом случае, надо продолжать танцевать. В Гаване есть ряд мероприятий, которые называются «Касинируя на пляже», где, как следует из названия, танцуют касино. Это такие фестивали, где танцуют только касино и ничего больше, в парах или в руэде. И во многих провинциях по-прежнему продолжают танцевать. Так что для меня касино из всех традиционных кубинских танцев является самым важным, потому что, повторюсь, спустя 50 лет после создания, его продолжают танцевать.
Перевод: Алла Зайцева, 2017 г.
Субтитры и монтаж: Капранов Марат.
Специально для проекта «Сальса по-русски»