В прошлое воскресенье был День Учителя.
Немного наш праздник. Кого-то поздравили, кого-то нет. Кому-то важно, кому-то нет. Кто-то из преподавателей танцев считает себя преподавателем и относится к этому, как к профессии, а для кого-то это просто хобби и человек не парится особо. Как писал мой коллега Стас Швецов, «есть учителя и продавцы счастья». И я согласен, что и те, и те нужны. И те, и те несут большую пользу. Хочу немного поговорить с теми, кто преподает, ибо много говорил с теми, кто учится. Пришла пора обратиться к тем, кто несёт знания….
Для меня преподаватель танцев – профессия. Большинство из нас немного зависают, если нас спросить: «А вы профессионал?». Ибо нет такой профессии «преподаватель социальных танцев». Хотя может есть, но я не слышал. И все же, что мы имеем в виду под профессионализмом преподавателя соц.танцев? Как определяется профессионализм? Круто танцую (как определить степень «крутости» в соц.танцах, которые ничем не регламентированы)? Количество посещенных семинаров? Количество индивов у крутых преподов? Стаж танцевания? Количество выигранных конкурсов? Круто преподаю (на основании каких полученных навыков/знаний)? Интуитивно? Получил образование? Прошел спец.курсы? Стена завешана сертификатами с тренингов? Хороший вопрос, если честно…
В моей картине мира на интуиции далеко не уедешь, это точно. Ибо интуиция, помноженная на знания = сила. Для себя я пошел по пути набора знаний, как работать с людьми. Ораторское, актерское, тренинги тренеров ICBT, обучение коучингу в Эриксоновском институте, впереди еще как минимум 2 направления, где я хочу пройти обучение. Все эти сферы направлены на работу с людьми. Возможно кому-то это покажется сложным. Может быть и так, спорить не буду. Но проходя через эти программы, я столько полезного узнал именно по работе с людьми. А ведь с ними мы работаем в первую очередь. В этих науках скрыто столько информации, которая может помочь преподавать лучше, что грех от нее отказываться. По сути, преподавание – моя основная работа и она меня кормит. Хобби – нет, работа – да. В удовольствие – однозначно, но все еще работа. А значит нужно «арбайтен», чтобы стать сильным в этом работе, чтобы расти и делать свое дело лучше.
Меня спросили как-то: «На кой тебе сдались эти сложности, ведь это танцы, всего лишь танцы?». Нет, дорогой человек, это не «всего лишь танцы», это повторюсь моя работа. Работа, которая стоит на двух основах: танец и преподавание. И если я буду развивать только танец, то буду провисать по преподаванию и наоборот. И поэтому я взялся развивать еще и преподавание. Честно говоря, в соц.танцах можно не парится: на любого преподавателя будет свой ученик. Даже на самого «раздолбайского». И кого-то это может расслабляет. Но такой расклад дел существует в любой сфере деятельности.
Медики постоянно повышают свое образование после ВУЗа, дизайнеры учатся быть дизайнерами постоянно, фотографы учатся, все учатся заниматься своим делом. А у нас два дела, и чаще всего мы выбираем продолжать учиться танцевать. Но не каждый из нас учится преподавать. И я сейчас не про технику «как делать саиду» «как делать правый поворот» (с этим у многих нет забот), а про то КАК преподавать, как построить эффективно процесс обучения, из чего он должен состоять. Хотя все эти знания есть вокруг нас и кажется, пора к ним хотя бы прикоснуться…
Недавно говорил с женщиной, которая ходила с мужем в одном из городов России на бачату. Я спросил у нее как у нее дела с бачатой. Она сказала, что «никак», т.к. они перестали ходить. Причина проста: преподаватель не мог дать нормальную обратную связь. Эта женщина очень крутой бизнес-тренер и коуч. Такие люди хотят, чтобы с ними работали профессионалы. И такие люди привыкли к тому, что с ними говорят на четком и понятном языке. Это самый простой пример. Или вот еще пример. Разговаривал с директором одной фирмы в Алма-Ате и он сказал, что хочет танцевать и даже пробовал, но тоже ушел. Причина проста: преподаватель не смог ответить на вопрос «как он определяет как и с кем он говорит». Директор спросил преподавателя: «А как вы собрались работать со мной и на каком языке вы будете со мной говорить?». Этот вопрос последовал на фразу, что мы преподаватели определяем на каком языке говорить с учениками, чтобы они лучше понимали материал. Судя по результату, ответ не устроил человека. Друзья-преподаватели, кто реально знает, как определять «как и с кем говорить и на каком языке»?
Чаще слышу, что нужно делать людям, чтобы быстрее научиться, и очень редко слышу, что нужно преподавателям, чтобы круто преподавать. Почему? Не знаю… может потому, что привыкли думать, что препод всегда прав? С преподавателями боятся спорить/ругаться/не соглашаться, ведь он всемогущ. А может потребности у людей не самые высокие. Может нет потребности в качественной речи, в реальном умении найти правильный индивидуальный подход, в умении поставить реальную для каждого задачу? Знаете, как с поп-музыкой. Говорят, что какие слушатели, такая и музыка. Судя по популярности треков «Оппа, гангнам стайл» и «Я тебя бум-бум-бум, ты меня бум-бум-бум», большинство людей не напрягается. Ну, на то это и популярная музыка – музыка большинства.
Но мне кажется, что скоро все изменится. Как поменялся возраст танцующих, так и сменится отношение к процессу обучению со стороны людей. А значит изменится спрос, а за этим изменится и предложение. Ведь еще 5 лет назад в танцах было очень много студентов, и мало тех, кому за 30. Ну, у нас в Алма-Ате точно. Сейчас студентов вообще нет, а 30 лет такая норма, что не удивляешься. И я не про тех, кто уже на танцполе, я про тех, кто приходит на занятия на новые наборы. Многое меняется в нашей жизни, может и нам преподавателям пора менять свое отношение к тому, что мы делаем?
Многих из нас наша деятельность кормит или является одним из основных способов заработка и может пора взглянуть на это, если не, как на призвание, то хотя бы, как на профессию. Кстати, многие DJ сальсы/кизомбы проходили курсы DJ-нга, и при этом они не работают напрямую с людьми, а мы работаем. У многих из нас есть определенные требования к DJ помимо хорошего вкуса, он ведь еще «должен» круто “сводить” и прочие технические рабочие моменты. А что же мы преподаватели «должны»? Где наши профессиональные обязанности?
В разговорах с преподавателями часто всплывает тема «Он преподавать начал?!!! Да, как он посмел? Он же вообще не в зуб ногой». Дело в том, что сейчас очень низкий порог вхождения в сферу преподавания. Вернее, его вообще нет. ЛЮБОЙ может начать преподавать. ЛЮБОЙ. Но это будет в разы сложнее делать, если преподавать танцы будет действительно люди со знанием как работать с людьми. Люди, которые реально обладают знаниями о том, как обучать. Профессионалы…
Безмерно уважаю то, что мы делаем… С праздником, коллеги!