Бонгос и бонго белл (сенсерро)

Кубинские бонгос пришли из крестьянского сона. Они использовались в качестве основного перкуссионного инструмента в популярной танцевальной музыке Кубы до появления конг в конхунто (см. главу II). Также, как и в тумбао на конгах, на бонгос акцентируется четвертая доля каждого такта, но техника исполнения несколько отличается, чаще используются только пальцы, а не вся ладонь. Иногда в соло используют барабанные палки.

Бонго большего размера называется эмбра (hembra) («женский»), а маленький — мачо (macho) («мужской»). Строй бонгос различается у разных музыкантов, но, как правило, они настраиваются намного выше конги.

Нотация бонгос

Нотация бонгос

Мартийо (martillo)

Заполнение повторяющимися восьмыми длительностями на бонгос называется мартийо (можно перевести как «молоток»), и точно так же, как в тумбао, повторяется один такт ритмической фигуры.

Мартийо

Мартийо

Огромное количество вариаций мартийо можно просто назвать импровизацией. Здесь нет каких-либо предписанных паттернов. Возможно, лучшим способом понять это — проанализировать какой-либо записанный нотами пассаж мартийо ад либитум.

Мартийо и импровизация

Мартийо и импровизация

Так как в тумбао на конгах уже есть отчетливые акценты на четвертые доли каждого такта, то бонгос, настроенные выше конг, могут играть совершенно свободно, не опасаясь за устойчивость ритма.

Бонго белл (сенсерро) (cencerro)

Бонгосеро — исполнитель на бонгос — обычно играет мартийо во вступлении, куплетах и не слишком динамичных секциях (например, в соло баса или клавиш). Но в секции монтуно (структура и форма композиций подробно описана в главе 5) он берет в руки ковбел — сенсерро (cencerro). Стандартный паттерн для него — однотактная фраза, в которой открытыми тонами акцентируется пульсация (1 и 3 доли), и приглушенными тонами — доли 2, 2и, 4, 4и. Такой тон получается за счет ударов в центр ковбела, приглушенного пальцами с обратной стороны.

Однотактовый паттерн бонго белл

Однотактовый паттерн бонго белл

Этот ритмический рисунок эволюционировал на протяжении многих лет, в итоге став стандартным двухтактовым паттерном. Вот его запись в двух вариантах, для клаве 3-2 и 2-3:

Двухтактовый паттерн бонго белл и клаве

Двухтактовый паттерн бонго белл и клаве

Вариации, а также другие ритмические паттерны для партии бонго белла вы найдете в отдельном разделе «Паттерны для ковбела».

Рекомендованные музыканты

Agustín “Manana” Gutiérrez, Rogelio «Yeyo» Iglesias, Papa Kila (with Arscnio), Chino Pozo (with Tito Rodríguez &Tito Puente), Antonio Suárez (with Arsenio), Armando Peraza, Orestes Vilató, Roberto Roena, José Mangual, Johnny Rodríguez, Chukie López, Manny Oquendo, Antonni Carrillo, Carlitos Soto, Ray Romero, «Rolito» and «Papa Gofio» (Rumbavana).

Об авторе - Rebeca Mauleon

Ребека Маулеон — пианистка, композитор, аранжировщик, певица и танцовщица афро-кубинской музыки и фольклора уже на протяжении более 15 лет. Родилась в Санта Монике, в Калифорнии, в семье испанских басков и евреев. Впервые заинтересовалась сальсой в возрасте пятнадцати лет, на пике карьеры в качестве исполнительницы танцев в стиле фламенко. Впоследствии Ребека усиленно занималась самообразованием с помощью записей и пленок, вернулась в школу и получила степень бакалавра искусств в колледже Милз в Окленде, штат Калифорния. Она совершила несколько поездок по Карибским островам, Европе и Северной Америке в качестве исполнителя, исследователя и преподавателя. Ребека принимала участие в записи, а также выступала вместе с Карлосом Сантаной, Тито Пуэнте, ансамблем Мачете, Джо Хендерсоном, Стивом Туррэ, Исраэлем Лопесом «Cachao», Франциско Агебейа, Дэниелом Понсе, Алексом Акунья, Джованни Хидальго, Джусто Алмарио, Пете Эсковедо, Пончо Санчесом и многими другими.

Ребека является музыкальным со-директором ансамбля Мачете, также она писала музыку и аранжировки для Тито Пуэнте, Пете Эсковедо, ансамбля Мачете, Рэя Обиедо и для джазового фестиваля Сан-Франциско, а также для репертуара Театра Беркли. Ее фортепианные работы можно услышать в саундтреке к фильму «Henry and June» режиссера Филиппа Кауфмана. Ребека преподает в рамках музыкальной программы «Rythmic Concept’s», включая курс JAZZCAMP. Получив грант от художественного совета штата Калифорния, она преподает в начальной школе Сан-Франциско, а также учит исполнять сальсу на фортепиано и в ансамбле по всей Калифорнии. На момент написания этой книги Ребека сотрудничала с музыковедом-перкуссионистом Джоном Сантосом (John Santos), создавая антологию афро-карибской музыки под заголовком «Истоки сальсы» («The Roots of Salsa»).