Глоссарий

Абакуá (abakuá) — 1. Тайное братство, родом из Кубы, наследие племени Калабар (Calabar), также известного как Карабали (Carabali). 2. Ритуальная музыка и танец секты Абакуá, оказавшие сильное влияние на светские формы кубинской музыки, такие как румба.

Абани́ко (abanico) — удар по ободу и дробь на тимбалес.

Агбе (agbe) — слово, пришедшее из Йоруба, обозначает обвязанную бусинами тыкву, известную также как чéкере, или гуиро.

Агого (agogo) — металлический колокольчик у Йоруба, использовался в сочетании с барабанами ийесá (iyesa).

Агуе (agüe) — альтернативное произношение термина «агбе» (agbe) (см. выше)

Агве (agwe) — альтернативное произношение термина «агбе» (agbe) (см. выше)

Арарá (Arara) (барабаны) — церемониальные барабаны дагомейцев. На Кубу, в провинцию Ориенте попали благодаря миграции африканцев, вызванной Гаитянской революцией.

Ареи́то (areito) — 1. Слово, происходящее из языка аборигенов, населявших Кубу до эпохи колонизации (таких племен, как Сибоней, Таино, Гуанахатабибе), имеет отношение к религиозным музыкальным, танцевальным и театральным празднествам. 2. Импровизационный, синкопированный ритмический стиль, состоящий из некоторых элементов кубинского карнавала в сочетании с соном и румбой, а также с заимствованиями из североамериканской музыкальной культуры. Позднее ареито развился в то, что сейчас принято называть стилем сонго.

Атчерé (atchere) — трещотка или шейкер, сделанный из металла, дерева, тыквы, кокосового ореха или другого материала, используется для аккомпанемента ритуальным инструментам, таким, как барабаны батá.

Афро (afro) — ритмический стиль, сочетающий адаптацию ритуальных ритмов барабанов батá, ставших популярными на Кубе в 40‑х годах ХХ века и часто используемых для интерпретаций колыбельных.

Бантý (Bantu) — африканская народность в Конго, под этим словом они известны на Кубе. Возможно, банту оказали самое существенное влияние на культуру Карибов.

Бакетéо (baqueteo) — паттерн, исполняемый на тимбалес в кубинском дансоне.

Барракóн (barracon) — бараки в кварталах рабов в колониальной Кубе, часто окружавшие внутренний двор.

Батá (batá) (барабаны) — ритуальные двухсторонние барабаны нигерийского народа Йоруба.

Бембé (bembe) (барабаны) — набор из трех барабанов из пустых стволов пальм, с прибитыми кожаными мембранами, настраиваемыми путем нагревания над огнем.

Болéро (bolero) — медленная, лиричная баллада.

Бомба (bomba) — 1. Бочкообразный афро-пуэрториканский барабан, наподобие кубинской тумбадоры (конги), но несколько короче; 2. Стиль афро-пуэрториканской музыки и танца, часто обнаруживаемый в репертуаре сальса-ансамблей.

Бомбо (bombo) — 1. Синкопа во второй доле такта; 2. Испанское название бас-бочки.

Бомбо криóйо (bombo criollo) — адаптация европейского военного басового барабана, используемого в кубинских карнавальных стилях, таких как конга.

Бонгос (bongos) — два маленьких барабана, соединенных кусочком дерева. Музыкант удерживает бонгос между коленей во время игры на них. Бонгос были созданы африканскими предками в кубинской провинции Ориенте. Изначально кожаная мембрана на них просто натягивалась и закреплялась, однако позднее появилась система подстройки натяжения. Современные бонгос могут изготавливаться как из дерева, так и стекловолокна.

Боти́ха (botija) — керамический кувшин из-под импортировавшегося из Испании оливкового масла. Использовался для басового аккомпанемента в соне.

Ботихéла (botijuela) — другое название ботихи.

Булеадóр (buleador) — одна из ритмических частей афропуэрториканского стиля бомба, которую можно интерпретировать как на пуэрториканских барабанах бомба, так и на конгах.

Гуагуанкó (guaguancó) — один из трех стилей кубинской румбы, характеризуется ярко выраженной полиритмической структурой. Гуагуанко в своей традиционной фольклорной форме — парный танец мужчины и женщины. Типичный набор инструментов для всех стилей включает тумбадорас (конги) или кахоны, палитос (палочки) или кучарас (ложки), клавес и маругас (шейкеры).

Гуахéо (guajeo) — повторяющаяся фигура на струнных или струнно-щипковых инструментах в некоторых ансамблях — рифф на тресе в конхунто, или скрипичные риффы в чаранге. Также служит для обозначения повторяющихся тем у духовых, к примеру, в многослойной секции мамбо.

Гуахи́ра (guajira) — арпеджированная песенная форма с обилием орнаментов и украшений, созданная на основе кубинского сона с элементами кансьон.

Гуарáча (guaracha) — традиционная форма музика кампесина (крестьянская музыка), развивавшаяся как вид уличного искусства. Тексты изначально представляли собой сатиру. Сегодня гуарача чаще ассоциируется с обозначением мелодий в среднем темпе.

Гуатéке (guateque) — деревенский праздник с участием музыкантов в качестве основной составляющей.

Гуáйо (guayo) — калебаса с насечками, на которой играют палочкой. Также используется для обозначения металлической версии, на которой играют металлической же вилкой.

Гуи́чаро (güicharo) — еще один термин, имеющий отношение к гуиро, обычно используется в контексте пуэрториканского варианта, в котором вырезанные желобки располагаются реже, чем в кубинском гуиро.

Гуи́ра (güira) — металлический инструмент с насечками, используемый в доминиканской меренге. При игре на гуире используют металлическую вилку.

Гуи́ро (güiro) — 1. Тыква или калебаса с насечками, по которым проводят палочкой, крайне популярный инструмент во всей Латинской Америке. Корни гуиро как в Африке, так и у аборигенов Америки. 2. Устаревшее название чекере.

Гуи́ро (güiro) (ритм в размере 6/8) — ритмический стиль, названный так же, как и инструмент вследствие того, что поначалу интерпретации этого стиля, исполняемые на обвязанных бусинами тыквах, были известны как гуирос (güiros), и лишь позднее — чекерес. В дополнение к чекере могли использоваться ковбелл и тумбадора.

Да́нса (danza) — музыкальная форма и танец XIX века, предшественник кубинского дансона.

Дансóн (danzón) — кубинская музыкальная форма и танец, созданный в конце XIX века. Предшественником дансона являются придворные танцы Старого Света, а также дансон и контраданса. Обычный набор инструментов для исполнения дансона называется оркестр чаранга, включает в себя струнные, флейту и ритм-секцию. Форма дансона состоит из следующих частей: интродукция пасео (paseo) — часть А, затем основная мелодическая тема, как правило, на флейте — часть B, повтор интродукции — часть А, и скрипичное трио — часть С. Благодаря некоторым композиторам была добавлена еще одна часть D, названная нуэво ритмо (nuevo ritmo), позднее ставшая известной как мамбо. В этой части были добавлены элементы кубинского сона, и на фоне повторяющихся риффов флейта, клавиши или скрипка исполняют импровизационное соло.

Дескáрга (descarga) — «разгрузка» (букв.); джем-сейшен, а также название импровизированной мелодии.

Десима (décima) — десятистрочный куплет, состоящий из строк в восемь слогов. Обычно используется в кубинском соне и в некоторых стилях румбы.

Диáна (diana) — вокальное вступление в кубинской румбе, которое служит для «настройки» хора с помощью мелодической темы перед куплетом (куплетами).

Иесá (iyesá) (барабаны) — набор из четырех двухсторонних ритуальных барабанов цилиндрической формы, на которых играли палочками. Иеса выдалбливались вручную из кедра.

Итóтеле (Itótele) (барабан, батá) — средний барабан в наборе из трех барабанов бата.

Ия́ (Iyá) (барабан, батá) — самый большой барабан в наборе из трех барабанов бата. Ия — «мать» на языке Йоруба.

Йорýба (Yoruba) — народность (и язык) Нигерии, сильно повлиявших на африканскую культуру Карибов.

Кахóн (cajón) (-es) — деревянный ящик или несколько деревянных ящиков в ранних интерпретациях румбы, популярные и сегодня.

Кансьóн (cancion) — простая, но фундаментальная музыкальная форма, состоящая, главным образом, из текста, гармонии и мелодии, с очень простым аккомпанементом. Чаще всего это пение в сопровождении гитары, также известно как трова.

Каскара (cascara) — 1. Корпус тимбалес; 2. Паттерн, исполняемый палочками по корпусу тимбалес.

Кастаньéлас (castañuelas) — испанские кастаньеты.

Кабáйо (caballo) — паттерн, исполняемый на конгах в пачанге, буквально означает «лошадь».

Качи́мбо (kachimbo) — партия чекере в ритме гуиро, в которой чекере держат пульсацию (или подчеркивают каждую долю).

Кихáда (quijada) — инструмент, сделанный из челюсти лошади, осла или мула, предшественник современного вибраслэпа.

Кинто (quinto) — самый высокий по тону барабан в наборе из трех барабанов в румбе. На кинто импровизируют, следуя за движениями танцора.

Клáве (clave) — двухтактный паттерн из пяти нот, основа всех ритмических стилей в сальсе. Состоит из «сильного» такта с тремя нотами (также называемого «тресийо» (tresillo)) и «слабого» такта с двумя нотами. В зависимости от того, с какого такта начинается исполнение паттерна, клаве может быть «три-два» или «два-три». С популярной музыкой (светской) ассоциируют два вида клаве — сон-клаве и румба-клаве. Другой тип клаве в размере 6/8 происходит из духовной музыки Западной Африки.

Клáвес (claves) — две полированных, круглых в сечении палочки. На них, как правило, исполняют паттерн клаве.

Колумбия (columbia) — сельский стиль кубинской румбы, содержащий множество африканских элементов в текстах, полиритмической структуре и танце.

Комбо (combo) — адаптация североамериканских джазовых комбо, имевшая место во второй половине 50‑х годов ХХ века. Набор инструментов обычно состоит из баса, барабанов, фортепиано, саксофона, трубы, кубинской перкуссии и электрогитары.

Компáрса, кóнга де (comparsa, conga de) — особый стиль инструментовки, используемый в кубинской карнавальной музыке, когда исполняется ритм конга. Набор инструментов включает конги, бомбо, сенсеррос, сартенес (сковородки) и трубы, или, как было изначально, китайские трубы trompeta china.

Конга сантьягéра (conga santiaguera) — стиль кубинского карнавального ритма conga, исполняемого в Сантьяго-де-Куба.

Корнéта чина (corneta china) — другое название китайской трубы (trompeta china), использовавшейся в кубинских компарсас для карнавального шествия.

Коро (coro) — припев.

Коро де клáвес (coro de claves) — вокальные ансамбли, известные с XIX века. Состояли из одного вокалиста и многочисленного хора. В качестве аккомпанемента часто применялись гитары, клавес, альт (без струн, в качестве ударного инструмента) и время от времени ботиха. Корос де клаве часто играли на улице и в окрестностях, перекладывая песенную форму канто де клаве (canto de clave).
Коро де гуагуанкó (coro de guaguancó) — поздние вариации групп коро де клавес, а также термин, обозначающий инструментовку румба-ансамблей. Другое название — групо де гу

Коро/прегóн (coro/pregón) — взаимодействие между солирующим вокалистом (прегонеро) и постоянным ответом хора (коро) в манере «вопрос-ответ». В сальсе коро/прегон зачастую появляется в секции монтуно на фоне исполнения риффов другими инструментами.

Конга (conga) (барабан) — кубинский барабан с африканскими корнями, известный также как тумбадора (tumbadora). Первоначально представлял собой цельное, пустотелое бревно с прибитой кожаной мембраной. Позднее появилась система настройки натяжения мембраны, а современные конги могут быть как из дерева, так и из стекловолокна.

Конга хабанéра (conga habanera) — стиль кубинского карнавального ритма conga, исполняемый в Гаване.

Конхýнто (conjunto) — особый стиль инструментовки, созданный приблизительно в 1940 г. на основе ансамблей септето. Включает в себя гитару, трес, контрабас, бонги, трех вокалистов (которые также играют на ручной перкусии типа маракасов и клавес), двух или четырех труб. Фортепиано и тумбадора были добавлены в состав легендарным тресеро Арсенио Родригезом (Arsenio Rodriguez).

Контрадáнса криóйа (contradanza criolla) — стиль, известный с XVIII века, заимствованный из европейских придворных танцев, предшественник кубинского дансона. Содержит множество элементов креольской музыки, в инструментовке и интерпретациях.

Куа́ (cuá) — основной паттерн в пуэрториканской форме (и ритме) бомба.

Куáтро (cuatro) — пуэрториканский струнный инструмент, похожий на кубинский трес, вариация на тему гитары.

Кучáрас (cucharas) — «ложки» (букв.), часто используются в кубинской румбе для исполнения клаве или паттерна палитос («палочки»).

Лукуми́ (Lucumí) — этим словом на Кубе называют афрокубинцев, происходящих из Йоруба, а также язык и религию в традиции Йоруба.

Мамбо (mambo) (секция) — часть аранжировки, в которой появляется новый материал, включающие полифонические линии духовых, известных как моньяс (moñas).

Макýта (makuta) (барабаны) — большие бочкообразные барабаны, одни из предшественников конг.

Маракасы, мара́ки (maracas) — ручные трещотки или шейкеры, сделанные из тыкв, кокосовых орехов, дерева или сыромятной кожи с наполнением горошинами. Встречается как обоих Америках, так и в Африке.

Мари́мбула (marímbula) — ящик в стиле пианино под большие пальцы рук, родом из Банту (Конго). Использовался для исполнения баса в чангуи в кубинском соне.

Марти́йо (martillo) — повторяющийся паттерн на бонгах, зачастую исполняемый в импровизационной манере.

Марýга (maruga) — металлическая трещотка или шейкер, популярный у исполнителей кубинской румбы.

Мамбо (mambo) (ритм) — 1. Секция, добавленная к дансону в 40‑х годах ХХ века, характеризующаяся повторяющимися риффами и импровизацией на инструментах; 2. Подвижный стиль танца, создававшийся в 40‑х и 50‑х годах, соединивший некоторые элементы североамериканских инструментовок и гармоний с кубинским соном.

Мерéнге (merengue) — ритмический стиль из Доминиканской республики. Характеризуется быстрым темпом и счетом на «два», традиционно играется на тамбора, гуире и аккордеоне.

Монтýно (montuno) (секция) — часть песни, в которой на фоне повторяющегося риффа исполняется коро/прегон и инструментальные соло.

Мóнья (moña) — линия духового инструмента (заранее написанная или сымпровизированная), а также секция, в которой исполняются несколько контрапунктных линий духовых, разложенных по слоям. Моньяс могут исполняться в секции мамбо, или же в монтуно, в качестве «кричащего» припева ниже солиста.

Мозамби́к (mozambique) — ритмический стиль, созданный в 60‑х годах ХХ века Педро Искиердо (Pedro Izquierdo), также известного как Пелло ель Афрокáн (Pello el Afrokán) в качестве карнавального стиля, традиционно исполняемого только на перкуссии. Мозамбик был популяризован в североамериканской сальсе Эдди Палмиери (Eddie Palmieri) и был адаптирован для игры в ансамбле.

Монтуно (montuno) (фортепиано) — повторяющийся синкопированный рифф, исполняемый в ансамбле на клавишных.

Мусика кампеси́на (música campesina) — «деревенская» или «крестьянская» музыка, содержащая множество элементов местных испанских стилей трубадуров, весьма обогатившая популярную музыку на всем континенте Латинской Америки.

Нуэво ритмо (nuevo ritmo) — «новый ритм» (букв.), обозначение дополнительной секции дансона, появившейся в 40‑х годах ХХ века благодаря Орестесу (Orestes) и Исраэлю «Качао» Лóпесу (Israel “Cachao” Lopez). Позднее эта секция стала называться мамбо.

Окóнколо (Okonkolo) (барабан, батá) — самый маленький из трех барабанов бата.

Оркéста ти́пика (orquesta típica) — инструментовка, используемая для исполнения креольского контраданса. Состоит из деревянных и медных духовых, струнных, гуиро и литавр. В конце XIX века литавры были заменены на кубинские паилас (pailas) или тимбалес, а секция духовых была сокращена.

Пачáнга (pachanga) — ритмический стиль и танец, состоящий из проскальзывающих и подпрыгивающих движений), очень популярный в 50‑х годах ХХ века. Первоначально для исполнения пачанги использовалась чаранга.

Паи́лас (pailas) — обозначение меньших по размеру кубинских тимбалес.

Пали́тос (palitos) — «палочки» (букв.); если быть точным, палочки и паттерн, исполняемый этими палочками в кубинской румбе.

Пандерéта (pandereta) — барабан, удерживаемый руками, похожий на тамбурин, но без колокольчиков. Используется в пуэрториканской плена, часто в наборе из двух или трех пандеретас.

Пасéо (paseo) — интродукция в дансоне.

Плéна (plena) — афро-пуэрториканский ритм, традиционно исполняемы на пандеретас, важная форма популярной музыки. Плена часто используется в качестве средства для выражения актуальной социально-политической повестки дня.

Пóнче (ponche) — чевтертая доля такта (в квартольном размере), а также акцент или брейк, который может исполняться как ритм-секцией, так и всем ансамблем. Часто используется для перехода между секциями.

Прегóн (pregón) — солирующий импровизационный вокал, чередующийся с фиксированным «ответом» хора (коро).

Ребахадóр (rebajador) — одна из партий для тумбадоры (конги) в конга хабанера.

Реки́нто (requinto) — ведущий барабан в афро-пуэрториканской бомба. Рекинто предназначен для постоянной импровизации.

Румба (rumba) — форма кубинского светского фольклора, сочетающая игру на барабанах, танцы и пение в манере «вопрос-ответ». У румбы как африканские, так и испанские корни. Существует три стиля румбы: ямбý (yambú), гуагуанкó (guaguancó) и колýмбия (columbia).

Румба фламéнка (rumba flamenca) — стиль румбы из южной Испании, также называемой румба гитана (цыганская румба). Этот стиль также оказал влияние на развитие кубинской румбы.

Салидóр (salidor) — одна из партий для тумбадоры в конга хабанера.

Сартéнес (sartenes) — маленькие сковородки, используемые группами конга де компарса во время карнавала на Кубе.

Сенсéрро (cencerro) — ковбелл (без язычка). На сенсерро играют с помощью деревянной палочки.

Сегýндо (segundo) — средний (или второй) барабан в наборе из трех тумбадорас в кубинской румбе.

Септéто (septeto) — стиль инструментовки, образованный около 1927 г. оркестром Септето Насиональ путем добавления к секстето трубы.

Секстéто (sexteto) — стиль инструментовки, созданный оркестром Секстето Хабанеро в 1920 г., состоит из трес, гитары, контрабаса, бонг, маракасов и клавес.

Синки́йо (cinquillo) — паттерн из кубинского контраданса, состоящий из пяти нот, составляющая ритмической фигуры бакетéо в стиле дансон.

Сон (son) — популярный в среде крестьян и рабочего класса танцевальный стиль, сочетающий несколько испанских и африканских элементов. Сон начал приобретать форму во второй половине XIX века в кубинской провинции Ориенте и дал жизнь нескольким смешанным формам, в их числе: афро-сон, гуахира-сон, сон-прегон и сон-монтуно. Наверное, сон — самый важный стиль в отношении истоков современной популярной сальсы.

Сонго (songo) — современный эклектический стиль, соединивший сразу несколько стилей, в том числе румбу, сон, конга и другие кубинские стили, как светские, так и религиозные, в сочетании с североамериканским джазом и фанком.

Сьéрре (cierre) — название брейка, перкуссионного, либо исполняемого всем ансамблем.

Тамбóра (tambora) — двухсторонний барабан из Доминиканской Республики, используемый в меренге. Тамбору вешают на шею и играют руками и одной палочкой, которой ударяют как по мембране, так и по корпусу барабана.

Тамбóрес де кóнга (tambores de conga) — барабаны, использовавшиеся в ранних исполнениях кубинской карнавальной музыки (конга де компарса), предшественники конги.

Тимбáлес (timbales) — набор из двух барабанов с регулируемой мембраной. Изобретены на Кубе, за основу взяты европейские литавры. Крепятся к треноге, для игры используются палочки, одинаковые по толщине по всей длине. К набору могут быть добавлены дополнительные инструменты, такие как ковбеллы, тарелка и вудблоки.

Тимбали́тос (timbalitos) — уменьшенная версия тимбалес, обычно настроенная на высокие тона. Тимбалитос часто добавляют к тимбалес, образуя набор из четырех барабанов.

Типле (tiple) — маленький струнно-щипковый инструмент испанского происхождения из семейства гитар. Используется в кубинской музика кампесина, а также в других жанрах латиноамериканской музыки с испанскими корнями.

Трес (tres) — кубинский струнно-щипковый инструмент, созданный на основе испанской гитары. Характерен наличием трех сдвоенных струн, на которых играют с помощью медиатора. Трес — визитная карточка кубинского сона.

Треси́йо (tresillo) — 1. Название такта «три» клаве; 2. «Тройной».

Трио (trio) — стиль инструментовки, появившийся в 20‑х годах ХХ века. Состоит из трех певцов и набора инструментов: либо двух гитар с маракасами, либо трех гитар. Использовался в интерпретациях стиля трова.

Тромпéта чина (trompeta china) — тростниковая труба китайского происхождения, появившаяся в Гаване в колониальные времена и использовавшаяся на карнавалах. Инструмент был завезен в провинцию Ориенте в начале ХХ века, где продолжает оставаться важной частью конга сантьягера.

Трóва (trova) — этим словом называют песенный стиль кансион, возникший из культуры трубадуров. Черты тровы можно найти в таких стилях как болеро, гуарача и сон.

Тумбадóра (tumbadora) — кубинская версия африканского барабана. Первоначальный вариант тумбадоры изготавливался из пустотелого бочкообразного бревна или выдолбленного куска дерева с натянутой сыромятной кожей. Позднее у тумбадоры появилась система настройки натяжения мембраны. Тумбадора также известна под названием конга. Предшественники тумбадоры, такие как тамборес де конга, использовались в ранних компарсас, а также в качестве барабанов макута у Йоруба.

Тумбáо (tumbao) (конги) — повторяющаяся фигура, исполняемая на тумбадорах (конгах), также называемая марча. Подчеркивает четвертую долю такта, а также последнюю восьмую такта.

Тумба франсéза (tumba francesa) — фольклорный стиль, а также название барабана, используемого в этом стиле. Создан в кубинской провинции Ориенте африканцами и дагомеями, в частности теми из них, кто прибыл на Кубу, благодаря Гаитянской революции 1791 года.

Тумбáо (tumbao) (бас) — повторяющаяся ритмическая фигура на басу, акцентирующая доли «2-и» и «4». Этот паттерн — смесь различных влияний из контраданса и сона.

Фотýто (fotuto) — морские раковины, используемые в качестве духовых инструментов аборигенами предколониальной Кубы.

Хабанéра (habanera) — предшественник кубинского дансона, созданный на основе контраданса и данса.

Ча-ча-ча́ (cha-cha-cha) — ритмический стиль, произошедший из раннего кубинского дансон-мамбо, созданный скрипачом Энрике Хорри´ном (Enrique Jorrin). Он дал название этому стилю из-за характерного шаркающего звука, возникающего во время танцевания. В конечно

Чангуи́ (changüí) — ранний стиль кубинского сона, включает инструменты трес, бонги, мараки, маримбулу.

Чарáнга (charanga) — особый стиль инструментовки. Состоит из ритм-секции (контрабас, тимбалес и гуиро), струнных (от двух до четырех скрипок, или любое число скрипок в сочетании с виолончелью), и одна деревянная флейта (блок-флейта?). Фортепиано и конга были добавлены к составу инструментов в 40‑х годах ХХ века. Само название (и стиль инструментовки) произошло из чаранга франcеза (charanga francesa), стиля, созданного в начале ХХ века.

Чарáнга франcéза (charanga francesa) — первоначальное обозначение стиля инструментовки чаранга.

Чарáнга вайенáта (charanga vallenata) — стиль инструментовки, сочетающий элементы чаранги и конхунто с колумбийским стилем вайенато (vallenato), с использованием аккордеона.

Чаранги́та (charanguita) — популярная инструментовка в крестьянских вечеринках (гуатéкес) (guateques), включает в себя аккордеон, тимбалес и гуиро.

Чекере\шекерé (chekere) — оплетенная бусинами тыква, африканский прекуссионный инструмент, используемый в ритуальной кубинской музыке. Также известна под названием гуиро — в соответствующем стиле музыки, а также как агбе (agbe), агве (agwe) или агуе (agüe).

Эстриби́йо (estribillo) — рефрен или припев.

Юка (yuka) (барабаны) — длинные барабаны Банту (Конго) цилиндрической формы, а также название музыкального стиля, в которых используются эти барабаны.

Ямбý (yambú) — старейший стиль румбы колониальной Кубы, часто исполняемый на кахонах. Ямбу танцуют парами — мужчина и женщина. Самый медленный стиль румбы.

Об авторе - Rebeca Mauleon

Ребека Маулеон — пианистка, композитор, аранжировщик, певица и танцовщица афро-кубинской музыки и фольклора уже на протяжении более 15 лет. Родилась в Санта Монике, в Калифорнии, в семье испанских басков и евреев. Впервые заинтересовалась сальсой в возрасте пятнадцати лет, на пике карьеры в качестве исполнительницы танцев в стиле фламенко. Впоследствии Ребека усиленно занималась самообразованием с помощью записей и пленок, вернулась в школу и получила степень бакалавра искусств в колледже Милз в Окленде, штат Калифорния. Она совершила несколько поездок по Карибским островам, Европе и Северной Америке в качестве исполнителя, исследователя и преподавателя. Ребека принимала участие в записи, а также выступала вместе с Карлосом Сантаной, Тито Пуэнте, ансамблем Мачете, Джо Хендерсоном, Стивом Туррэ, Исраэлем Лопесом «Cachao», Франциско Агебейа, Дэниелом Понсе, Алексом Акунья, Джованни Хидальго, Джусто Алмарио, Пете Эсковедо, Пончо Санчесом и многими другими.

Ребека является музыкальным со-директором ансамбля Мачете, также она писала музыку и аранжировки для Тито Пуэнте, Пете Эсковедо, ансамбля Мачете, Рэя Обиедо и для джазового фестиваля Сан-Франциско, а также для репертуара Театра Беркли. Ее фортепианные работы можно услышать в саундтреке к фильму «Henry and June» режиссера Филиппа Кауфмана. Ребека преподает в рамках музыкальной программы «Rythmic Concept’s», включая курс JAZZCAMP. Получив грант от художественного совета штата Калифорния, она преподает в начальной школе Сан-Франциско, а также учит исполнять сальсу на фортепиано и в ансамбле по всей Калифорнии. На момент написания этой книги Ребека сотрудничала с музыковедом-перкуссионистом Джоном Сантосом (John Santos), создавая антологию афро-карибской музыки под заголовком «Истоки сальсы» («The Roots of Salsa»).