Тумбадорас, больше известные как конги, обладают широкими тембральными возможностями, в их числе: открытый тон, слэп, заглушенный тон, короткий басовый тон, длинный или открытый басовый (для его исполнения нужно приподнять конгу), и целая палитра звуков, исполняемых кулаками, ногтями, кончиками пальцев и палочками — как по мембране, так и по боковинам барабана. В ансамбле тумбадор (или конгеро, исполнитель на конгах) использует, как правило, две или три конги, настроенных в низкий, средний и высокий тона соответственно, точно так же как и в румбе — тумба, сегундо и кинто. В наборе из двух конг используются тумба и конга (см. главу 2 «Инструменты…»)
Настройка
Строй у разных музыкантов может сильно различаться, хотя многие настраивают нижнюю конгу в «соль» малой октавы, а верхнюю в «до» первой октавы. Если конгеро использует три барабана, строй может варьироваться от трезвучия до кварт в любой комбинации. Некоторые музыканты известны своей особой настройкой, соответствующей тональности исполняемой песни, наподобие литавр в симфоническом оркестре.
Тумбао
Тумбао — повторяющийся ритмический рисунок, исполняемый на конгах, за некоторыми исключениями — стандартный паттерн для большинства ритмических стилей сальсы. Он представляет собой однотактный паттерн с заполнением восьмыми длительностями, в котором слэпом акцентируется вторая доля, и открытым тоном — две восьмые ноты в четвертой доли. Все остальные ноты исполняются штрихом «с пятки на носок» противоположной рукой на высокой конге, такой штрих называется марча (marcha). Если используется три конги, то марча исполняется на средней. Следующий пример иллюстрирует тумбао для правой руки:
Так как тумбао состоит из одного такта, его можно исполнять, не обращая внимания на направление клаве. При этом нижняя конга может подчеркивать бомбо (синкопу во второй доле) и/или третью долю такта «три» клаве. Обычно это происходит в импровизационной части монтуно. Вот несколько вариантов тумбао: Обычно эти вариации используются эпизодически и не повторяются больше нескольких раз подряд. Умелый тумбадор может балансировать между обычным тумбао и его вариациями, не нарушая при этом стабильность ритма и метра.Тумбао используется во многих стилях, в том числе в соне, соне монтуно, мамбо, ча-ча-ча, гуараче, гуахире и других. Тем не менее, в некоторых из них используются другие рисунки.
Пачанга
Пачангу отличает особенный ритм, называемый кабайо (caballo) («лошадь» — букв.), в котором акцентируются первая, третья и четвертая доли:
В вариациях кабайо используются две конги, добавляются открытые тоны на восьмые ноты в первой доле такта:Болеро
Болеро характеризуется неторопливым, балладным темпом исполнения. Тумбао в болеро похож на стандартный, за тем исключением, что в нем исполняются три открытых тона в конце такта:
Меренге
Хотя традиционно в меренге из Санто Доминго используется тамбора (см. главу II), ритмический паттерн был адаптирован для конг. Обычно он составлен из двух различных партий для двух музыкантов. На тумбе играют ладонью одной руки и толстой палочкой в другой руке, по мембране (обозначается ST) или по «ободу» (обозначается R). Также, как и на тамборе, партия тумбы исполняется достаточно свободно, с определенным пространством для импровизаций.
Этот рисунок укладывается в клаве в несколько своеобразной манере: Конга (т.е. высокий барабан) исполняет при этом рисунок с двумя акцентами слэпом на вторую долю и двумя акцентами открытым тоном на четвертую долю: Одна из вариаций паттерна заимствована из редкого стиля меренге perico ripia’o и исполняется следующим образом:Бомба
Пуэрториканская бомба похожа на кубинскую румбу. Несколько различных стилей содержат уникальные паттерны для каждого инструмента. Партия барабанов состоит из трех частей — булеадор, сегидора и рекинто. Так же, как кинто в румбе, рекинто — импровизация на фоне двух других партий.
В ансамбле партии бомбы могут быть разделены между двумя музыкантами. При этом партия сегидора исполняется на тумбе, а конга выполняет роль рекинто.Плена
Пуэрториканская плена традиционно играется на пандеретас (panderetas) (см. главу II), однако ее тоже адаптировали к сальса-репертуару. Основная ритмическая фраза, распределенная между низкой и высокой пандеретас, может быть сыграна на двух конгах следующим образом:
Конга
Конга — часть многовековой карнавальной традиции Кубы, вышедшей из среды африканцев в эпоху рабовладения. Конгу легко узнать по большим группам перкуссионных инструментов — «компарсас». Ее часто интерпретируют в ансамблях как танцевальную и музыкальную формы.
Мозамбик
Перкуссионный стиль кубинской карнавальной музыки, заимствованный из конги, созданный Педро Искиердо «Pello el Afrokan» в середине 60‑х годов XX века.
Гуагуанко
Как правило, фольклорный, стиль гуагуанко один из трех в румбе, часто исполняется в ансамблях.
Партии конг для этих трех стилей (конга, мозамбик и гуагуанко) рассмотрены отдельно в главе V.
Сонго
Эклектическая смесь фольклора и современных стилей, сочетание румбы, сона, конга де компарса и др. с фанком и джазом. Из великого множества разнообразных паттернов и вариаций, исполняемых на конгах, можно выделить один особый паттерн и определить его как основную партию сонго. Ее можно исполнять на двух или трех конгах. Ниже представлен вариант для румба клаве 2−3:
В числе конгеро, кого можно привести в качестве иллюстрации того, как много свободы творчества в сонго: Jorge Alfonso «El Nino» (поздний период творчества) и, на данный момент, Miguel Anga из Grupo Irakere (Куба); Giovanni Hidalgo из Batacumbele (Пуэрто-Рико), и «отец сонго» Jose Luis Quintana «Changuito» из Лос Ван Ван (Куба), больше известный как барабанщик и тимбалеро, но также и выдающийся исполнитель на конгах, один из самых вдохновляющих изобретателей в сонго.Рекомендуемые музыканты:
Chano Pozo, Israel Rodríguez, Tata Güines, Armando Peraza, Los Papines, Los Mufiequitos de Matanzas, Carlos «Patato» Valdes, Milton Cardona, Ray Barretto, Mongo Santamaría, Julito Collazo, Jerry González, Daniel Ponce, Frankie Malabé, Francisco Aguabella, Jorge Alfonso «El Niño», Giovanni Hidalgo, Miguel Angá, Luis Conte, Cándido, Don Alias, Frankie Rodríguez, Eddie Montalvo, Juan Nogueras и другие.