Конги

Тумбадорас, больше известные как конги, обладают широкими тембральными возможностями, в их числе: открытый тон, слэп, заглушенный тон, короткий басовый тон, длинный или открытый басовый (для его исполнения нужно приподнять конгу), и целая палитра звуков, исполняемых кулаками, ногтями, кончиками пальцев и палочками — как по мембране, так и по боковинам барабана. В ансамбле тумбадор (или конгеро, исполнитель на конгах) использует, как правило, две или три конги, настроенных в низкий, средний и высокий тона соответственно, точно так же как и в румбе — тумба, сегундо и кинто. В наборе из двух конг используются тумба и конга (см. главу 2 «Инструменты…»)

Los Papines, Окланд, Калифорния, 1977. © Robert L. Henry.

Los Papines, Окланд, Калифорния, 1977. © Robert L. Henry.

Настройка

Строй у разных музыкантов может сильно различаться, хотя многие настраивают нижнюю конгу в «соль» малой октавы, а верхнюю в «до» первой октавы. Если конгеро использует три барабана, строй может варьироваться от трезвучия до кварт в любой комбинации. Некоторые музыканты известны своей особой настройкой, соответствующей тональности исполняемой песни, наподобие литавр в симфоническом оркестре.

Нотация конг: O - открытый тон; S - Слэп; H/T - Запястье-ладонь; M - приглушенный; B - басовый тон

Нотация конг: O — открытый тон; S — Слэп; H/T — Запястье-ладонь; M — приглушенный; B — басовый тон

Тумбао

Тумбао — повторяющийся ритмический рисунок, исполняемый на конгах, за некоторыми исключениями — стандартный паттерн для большинства ритмических стилей сальсы. Он представляет собой однотактный паттерн с заполнением восьмыми длительностями, в котором слэпом акцентируется вторая доля, и открытым тоном — две восьмые ноты в четвертой доли. Все остальные ноты исполняются штрихом «с пятки на носок» противоположной рукой на высокой конге, такой штрих называется марча (marcha). Если используется три конги, то марча исполняется на средней. Следующий пример иллюстрирует тумбао для правой руки:

Основной паттерн тумбао на конге

Основной паттерн тумбао на конге

Tata Güines. Из коллекции Роберто Салас, EGREM

Tata Güines. Из коллекции Роберто Салас, EGREM

Так как тумбао состоит из одного такта, его можно исполнять, не обращая внимания на направление клаве. При этом нижняя конга может подчеркивать бомбо (синкопу во второй доле) и/или третью долю такта «три» клаве. Обычно это происходит в импровизационной части монтуно.
Тумбао на двух конгах с акцентами в такте «три»

Тумбао на двух конгах с акцентами в такте «три»

Вот несколько вариантов тумбао:
Открытой тон только на четвертой доле такта

Открытой тон только на четвертой доле такта

Акцент открытым тоном синкопы во второй доле и двух восьмых в четвертой доле

Акцент открытым тоном синкопы во второй доле и двух восьмых в четвертой доле

Подчеркивание бомбо нижней конгой (тумбой) и восьмых нот, в каждом такте

Подчеркивание бомбо нижней конгой (тумбой) и восьмых нот, в каждом такте

Открытый тон на счет «три» на тумбе, и затем восьмые ноты в четвертой доле на конге

Открытый тон на счет «три» на тумбе, и затем восьмые ноты в четвертой доле на конге

Обычно эти вариации используются эпизодически и не повторяются больше нескольких раз подряд. Умелый тумбадор может балансировать между обычным тумбао и его вариациями, не нарушая при этом стабильность ритма и метра.

Тумбао используется во многих стилях, в том числе в соне, соне монтуно, мамбо, ча-ча-ча, гуараче, гуахире и других. Тем не менее, в некоторых из них используются другие рисунки.

Пачанга

Пачангу отличает особенный ритм, называемый кабайо (caballo) («лошадь» — букв.), в котором акцентируются первая, третья и четвертая доли:

Пачанга, или ритмический паттерн кабайо

Пачанга, или ритмический паттерн кабайо

В вариациях кабайо используются две конги, добавляются открытые тоны на восьмые ноты в первой доле такта:
Вариация пачанги

Вариация пачанги

Болеро

Болеро характеризуется неторопливым, балладным темпом исполнения. Тумбао в болеро похож на стандартный, за тем исключением, что в нем исполняются три открытых тона в конце такта:

Болеро на конгах

Болеро на конгах

Меренге

Хотя традиционно в меренге из Санто Доминго используется тамбора (см. главу II), ритмический паттерн был адаптирован для конг. Обычно он составлен из двух различных партий для двух музыкантов. На тумбе играют ладонью одной руки и толстой палочкой в другой руке, по мембране (обозначается ST) или по «ободу» (обозначается R). Также, как и на тамборе, партия тумбы исполняется достаточно свободно, с определенным пространством для импровизаций.

Паттерн меренге — партия тумбадора

Паттерн меренге — партия тумбадора

Этот рисунок укладывается в клаве в несколько своеобразной манере:
Паттерн тумбы и клаве

Паттерн тумбы и клаве

Конга (т.е. высокий барабан) исполняет при этом рисунок с двумя акцентами слэпом на вторую долю и двумя акцентами открытым тоном на четвертую долю:
Паттерн меренге на конге

Паттерн меренге на конге

Одна из вариаций паттерна заимствована из редкого стиля меренге perico ripia’o и исполняется следующим образом:
Perico Ripia’o

Perico Ripia’o

Бомба

Пуэрториканская бомба похожа на кубинскую румбу. Несколько различных стилей содержат уникальные паттерны для каждого инструмента. Партия барабанов состоит из трех частей — булеадор, сегидора и рекинто. Так же, как кинто в румбе, рекинто — импровизация на фоне двух других партий.

Бомба

Бомба

В ансамбле партии бомбы могут быть разделены между двумя музыкантами. При этом партия сегидора исполняется на тумбе, а конга выполняет роль рекинто.

Плена

Пуэрториканская плена традиционно играется на пандеретас (panderetas) (см. главу II), однако ее тоже адаптировали к сальса-репертуару. Основная ритмическая фраза, распределенная между низкой и высокой пандеретас, может быть сыграна на двух конгах следующим образом:

Плена

Плена

Конга

Конга — часть многовековой карнавальной традиции Кубы, вышедшей из среды африканцев в эпоху рабовладения. Конгу легко узнать по большим группам перкуссионных инструментов — «компарсас». Ее часто интерпретируют в ансамблях как танцевальную и музыкальную формы.

Мозамбик

Перкуссионный стиль кубинской карнавальной музыки, заимствованный из конги, созданный Педро Искиердо «Pello el Afrokan» в середине 60‑х годов XX века.

Гуагуанко

Как правило, фольклорный, стиль гуагуанко один из трех в румбе, часто исполняется в ансамблях.

Партии конг для этих трех стилей (конга, мозамбик и гуагуанко) рассмотрены отдельно в главе V.

Сонго

Эклектическая смесь фольклора и современных стилей, сочетание румбы, сона, конга де компарса и др. с фанком и джазом. Из великого множества разнообразных паттернов и вариаций, исполняемых на конгах, можно выделить один особый паттерн и определить его как основную партию сонго. Ее можно исполнять на двух или трех конгах. Ниже представлен вариант для румба клаве 2−3:

Простой паттерн сонго в румба клаве 2-3

Простой паттерн сонго в румба клаве 2−3

Jose Luis Quintana «Changuito» и автор книги, Гавана, 1991 г. Из коллекции Ребеки Маулеон

Jose Luis Quintana «Changuito» и автор книги, Гавана, 1991 г. Из коллекции Ребеки Маулеон

В числе конгеро, кого можно привести в качестве иллюстрации того, как много свободы творчества в сонго: Jorge Alfonso «El Nino» (поздний период творчества) и, на данный момент, Miguel Anga из Grupo Irakere (Куба); Giovanni Hidalgo из Batacumbele (Пуэрто-Рико), и «отец сонго» Jose Luis Quintana «Changuito» из Лос Ван Ван (Куба), больше известный как барабанщик и тимбалеро, но также и выдающийся исполнитель на конгах, один из самых вдохновляющих изобретателей в сонго.

Рекомендуемые музыканты:

Chano Pozo, Israel Rodríguez, Tata Güines, Armando Peraza, Los Papines, Los Mufiequitos de Matanzas, Carlos «Patato» Valdes, Milton Cardona, Ray Barretto, Mongo Santamaría, Julito Collazo, Jerry González, Daniel Ponce, Frankie Malabé, Francisco Aguabella, Jorge Alfonso «El Niño», Giovanni Hidalgo, Miguel Angá, Luis Conte, Cándido, Don Alias, Frankie Rodríguez, Eddie Montalvo, Juan Nogueras и другие.

Об авторе - Rebeca Mauleon

Ребека Маулеон — пианистка, композитор, аранжировщик, певица и танцовщица афро-кубинской музыки и фольклора уже на протяжении более 15 лет. Родилась в Санта Монике, в Калифорнии, в семье испанских басков и евреев. Впервые заинтересовалась сальсой в возрасте пятнадцати лет, на пике карьеры в качестве исполнительницы танцев в стиле фламенко. Впоследствии Ребека усиленно занималась самообразованием с помощью записей и пленок, вернулась в школу и получила степень бакалавра искусств в колледже Милз в Окленде, штат Калифорния. Она совершила несколько поездок по Карибским островам, Европе и Северной Америке в качестве исполнителя, исследователя и преподавателя. Ребека принимала участие в записи, а также выступала вместе с Карлосом Сантаной, Тито Пуэнте, ансамблем Мачете, Джо Хендерсоном, Стивом Туррэ, Исраэлем Лопесом «Cachao», Франциско Агебейа, Дэниелом Понсе, Алексом Акунья, Джованни Хидальго, Джусто Алмарио, Пете Эсковедо, Пончо Санчесом и многими другими.

Ребека является музыкальным со-директором ансамбля Мачете, также она писала музыку и аранжировки для Тито Пуэнте, Пете Эсковедо, ансамбля Мачете, Рэя Обиедо и для джазового фестиваля Сан-Франциско, а также для репертуара Театра Беркли. Ее фортепианные работы можно услышать в саундтреке к фильму «Henry and June» режиссера Филиппа Кауфмана. Ребека преподает в рамках музыкальной программы «Rythmic Concept’s», включая курс JAZZCAMP. Получив грант от художественного совета штата Калифорния, она преподает в начальной школе Сан-Франциско, а также учит исполнять сальсу на фортепиано и в ансамбле по всей Калифорнии. На момент написания этой книги Ребека сотрудничала с музыковедом-перкуссионистом Джоном Сантосом (John Santos), создавая антологию афро-карибской музыки под заголовком «Истоки сальсы» («The Roots of Salsa»).