От автора

Приступая к изучению любого музыкального стиля крайне важно всмотреться в истоки и историю этого стиля. Не имеет значения, что вы изучаете — джаз или классическую музыку. Поэтому я начну эту книгу с изложения основных сведений, с помощью которых новички смогут обрести необходимые фундаментальные знания. Эта информация очень сжата и базируется на многих годах исследований, однако уже совсем скоро будет доступен тщательный труд, посвященный афро-карибской музыке, и в нем будет очерчена эволюция этой музыки в мельчайших деталях. Речь идет о готовящейся к публикации книги «Истоки сальсы», создаваемой вместе с перкуссионистом и музыковедом Джоном Сантосом, известным ведущим преподавателем афро-кубинской музыки в США и Европе.

В настоящей книге основной упор делается на некоторых технических аспектах и фундаментальных основах сальсы. Здесь вы найдете примеры музыки, выдержки из нот, дискографию, список рекомендуемых к прослушиванию аудиозаписей, а также глоссарий используемых в тексте терминов. Вскоре будет доступна аудиокассета, на которой будут представлены фрагменты записей в хронологическом порядке. В будущих изданиях будет включен углубленный анализ импровизационной и аранжировочной техник.

Также в этой книге вы найдете ссылки на рекомендуемые к прослушиванию записи. Некоторые из них будет сложно или даже невозможно найти, но большинство все же еще можно разыскать в США и/или Европе, они перечислены в «Дискографии» (Приложение Б). В приложении А («Список для прослушивания») вы найдете отдельные композиции многих артистов и/или групп, рекомендованных автором. Любую запись, в которой принимали участие эти музыканты, стоит добавить в свою коллекцию. Дискография содержит в том числе информацию о нескольких магазинах, где можно приобрести записи сальсы, особенно очень редкие. И хотя довольно трудно разыскать записи кубинских и карибских исполнителей в США, несколько канадских, европейских и американских звукозаписывающих компаний с некоторых пор начали обращать внимание на огромную сокровищницу афро-карибской музыки, благодаря чему большое число артистов было переиздано или записано вновь. Благодаря развитию цифровых технологий у нас есть возможность слушать большое количество ремастеренных виниловых записей, и будущие поколения смогут оценить эту музыку в новом, достойном качестве.

Чтобы поддержать прекрасный и чарующий мир афро-кубинской музыки, помочь выжить ему в мире глянцевых, высокотехнологичных «музыкальных продуктов», очень важно именно вам, ученикам, любителям и профессиональным музыкантам, продолжать покупать записи, диски и посещать живые выступления артистов!

«La musica es el alma de los pueblos»
Хосе Марти
(«Музыка  — это душа народа»)

Об авторе - Rebeca Mauleon

Ребека Маулеон — пианистка, композитор, аранжировщик, певица и танцовщица афро-кубинской музыки и фольклора уже на протяжении более 15 лет. Родилась в Санта Монике, в Калифорнии, в семье испанских басков и евреев. Впервые заинтересовалась сальсой в возрасте пятнадцати лет, на пике карьеры в качестве исполнительницы танцев в стиле фламенко. Впоследствии Ребека усиленно занималась самообразованием с помощью записей и пленок, вернулась в школу и получила степень бакалавра искусств в колледже Милз в Окленде, штат Калифорния. Она совершила несколько поездок по Карибским островам, Европе и Северной Америке в качестве исполнителя, исследователя и преподавателя. Ребека принимала участие в записи, а также выступала вместе с Карлосом Сантаной, Тито Пуэнте, ансамблем Мачете, Джо Хендерсоном, Стивом Туррэ, Исраэлем Лопесом «Cachao», Франциско Агебейа, Дэниелом Понсе, Алексом Акунья, Джованни Хидальго, Джусто Алмарио, Пете Эсковедо, Пончо Санчесом и многими другими.

Ребека является музыкальным со-директором ансамбля Мачете, также она писала музыку и аранжировки для Тито Пуэнте, Пете Эсковедо, ансамбля Мачете, Рэя Обиедо и для джазового фестиваля Сан-Франциско, а также для репертуара Театра Беркли. Ее фортепианные работы можно услышать в саундтреке к фильму «Henry and June» режиссера Филиппа Кауфмана. Ребека преподает в рамках музыкальной программы «Rythmic Concept’s», включая курс JAZZCAMP. Получив грант от художественного совета штата Калифорния, она преподает в начальной школе Сан-Франциско, а также учит исполнять сальсу на фортепиано и в ансамбле по всей Калифорнии. На момент написания этой книги Ребека сотрудничала с музыковедом-перкуссионистом Джоном Сантосом (John Santos), создавая антологию афро-карибской музыки под заголовком «Истоки сальсы» («The Roots of Salsa»).