Bongó Itá: один Голос

clip2net_170713050220.jpg

Èfé Ékpè (зал Экпе) Asibong Ekondo (имя основателя), Òbútòng, Калабар, 2009 г.

Calabar Mgbè №1

«Bongó Itá: один Голос»

(для кубинских Эфи, Эфо и Ору, и для Калабар — Голос един)

Ídèm Ékpe — маска Экпе, Обиоко — Крик-Таун, Калабар, 2009

Кубинское общество Абакуа, ведущее свою историю от Эфик Экпе (Èfìk Ékpè) и Эягхам Нгбе (Éjághám Ngbè) из Южной Нигерии и юго-западного Камеруна, было основано в Гаване в начале XIX века старейшинами, вывезенными с их исторической родины в Калабаре, из региона Кросс-Ривер и столицы Калабара.

Первая ложа Абакуа на Кубе называлась «Эфи Кебутон» (Efí Kebutón) в честь калабарских обществ «Обутонг» (Òbútòng) и Эфик (Èfìk). Глава (Ìyámbà — «Иямба») этих обществ недавно с гордостью узнал, что ложи на Кубе основали его предки.

С той поры в Гаване и Матансас образовалось множество других лож, также названных в честь Экпе в Кросс-Ривере. На Кубе уже давно упокоились последние представители карабали, и, как нам теперь известно, африканские Экпе с кубинскими Абакуа не имели прямых контактов, если не считать духовной связи, выраженной в общих базисах культа.

Все изменилось в 2001 году, когда группа Абакуа из Гаваны встретились с Экпе. Встреча проходила в Нью-Йорке, в рамках Ассоциации «Эфик Нэйшнл», задачей которой был культурный обмен. В числе кубинской делегации были Огдуаро «Роман» Диас, Мони Бонко из ложи Абакуа «Апапа Умони Эфи» (Ápapa Umóni Efí), Хосе «Пепе» Эрнандес, Исуе Эфори Нандиба Мосонго и Висенте Санчес, абанеке «Апапа Умони Эфи».

Вторым шагом был исторический визит «Обонга» Калабара (титул губернатора) и его свиты в США, в г. Детройт, штат Мичиган, в рамках еще одного мероприятия «Эфик Нэйшнл». На той встрече присутствовало два лидера Абакуа: «Роман» Диас и Анхель Герреро (Aberiñan из Itia Mukandá Efó). Во время частной встречи «его Величество Учитель Эдидем» Нта Элихан Хэншоу VI пригласил Абакуа в Калабар для обмена культурным опытом. Вскоре после этого из Калабара пришло официальное приглашение, подписанное Иямбой «Обутонга».

В 2004 год историк д-р Айвор Миллер впервые приехал в Калабар, где его инициировали в Экпе, назначив «представителем культуры» для упрощения установления связей с кубинскими Абакуа. Тогда же его превосходительство Дональд Дюк, губернатор штата Кросс-Ривер, выразил свое намерение пригласить делегацию Абакуа в Калабар, на «Третий международный фестиваль Экпе», организуемый Иямбой сообщества Экоретоко (Ékórétòkó) Этубомом Басси Экпо Басси. В декабре того же года «Роман» Диас, Мони Бонко из ложи Апапа Умони Эфи и абанеке (той же ложи) Висенте Санчес прилетели из Нью-Йорка. Они посетили храмы обществ Обутонга и Экоретонко и подтвердили, что калабарский Экоретонко действительно родоначальник гаванской ложи «Апапа Умони Экуэритонко», основанной в 1848 году.

Четвертое событие произошло в 2007 году, когда парижский музей на набережной Бранли пригласил калабарских Экпе и кубинских Абакуа на четыре дня для постановки театрального представления. Подчеркивая тот факт, что кубинское Абакуа было создано на основе союза различных племен региона Кросс-Ривер, старейшины калабарского Экпе образовали полиэтническую группу, назвав ее «Calabar Mgbè», в которой  были представители Эфик, Эфут, Ква (Абакпа), Умон, Окойонг и других обществ. Был выпущен официальный DVD с записью шоу.

Откликнувшись на парижское событие, братья Абакуа в Нью-Йорке («Роман» Диас, Педрито Мартинес, Анхель Герреро) записали компакт-диск «Ecobio Enyenisón». Источником вдохновения им послужили те мелодии и фразы, которые они узнали во время встреч с Экпе, продемонстрировав, таким образом, культурную и духовную связь между кубинским братством и карабали. Кроме того, они смешали джаз с музыкой Абакуа, выразив идею ее безграничности, и что она является основой кубинской популярной музыки еще с тех времен, когда были сделаны первые записи гениальным Игнасио Пиньейро в далеких 20-х годах XX века.

4 декабря 2009 года д-р Айвор Миллер (имя в Экпе Isun-Mbàkàrà of Èfé Ékpè Éyò Émà — Ékórétònkó) посетил Гавану с целью распространения медиа (компакт-диски, DVD), записанных в Нигерии и Камеруне, надеясь, что заинтересованные Абакуа узнают больше о своих истоках, также как и африканские Экпе крайне заинтересованы в сведениях о богатстве наследия кубинских Абакуа и их отношения к ранней эпохе в истории Калабара. Д-р Миллер вручил четыре символических шляпы, переданных группой Calabar Mgbè в качестве жеста доброй воли четырем титулованным Абакуа в Гаване, подчеркивая единство кубинцев с карабали.

печать абакуа

Печать Эфо (в Калабаре — Эфут), с двумя mpakas, орлом, Иреме в каноэ, пересекающем реку. Над каноэ расположена корона со шкурой леопарда.


Текст и фотографии: д-р Айвор Миллер (имя в Èfé Ékpè Éyò Émà – Ékórétònkó: Isun-Mbàkàrà), антрополог Университета Калабара, штат Кросс-Ривер, Нигерия.

Источник: http://www.crossriverheritageafricandiaspora.com/p/calabar-mgbe-es-una-assemblea-de-grupos.html

Перевод: Капранов Марат, специально для сайта «Сальса по-русски», 13.07.2017, Санкт-Петербург, Россия

Публикуется с любезного разрешения автора - д-ра Айвора Миллера

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Об авторе - Марат Капранов

Музыкант, сальсеро, переводчик. Редактор сайта "О сальсе по-русски".