Кубинский солар

Solar Cubano, художник — Mario Echavarria

Solar Cubano, художник — Mario Echavarria

Кубинский солар — это коммунальные поселения, организованные в огромных «барских» домах дореволюционного периода. Такой солар обычно имеет свой внутренний двор, где на глазах у всех соседей проходит жизнь жильцов огромного дома. Здесь вскладчину празднуются совместные праздники, обсуждаются новости, решаются важные вопросы… Здесь проводят досуг и занимаются воспитанием подрастающего поколения. Солар — это больше чем общага или коммунальный дом. Солар — это колыбель духа кубинского коллективизма.

3 просмотра

В моем соларе пролетают ночи,
Ночи пролетают в моем соларe…
Говорят, ночи в моем соларе проходят более чем весело,
потому что никогда нет недостатка в домино, ни тем более в выпивке
если это тебе не знакомо, приглашаю тебя зайти.
Хоть играют и жестко это никого не беспокоит
Мы продолжаем наш тамбор до рассвета

Я еще много чего могу рассказать
Потому что в моем соларе пролетает ночь
Вот у нас тут соседка-сплетница,
Вот пришел уже тепленький выпивоха,
Приходит послушать молодежь,
Ребенок приходит со своей бабушкой,
Не смолкает клаве и румба здесь в чести
если ты хочешь играть так, как я, иди и учись.
Вот уже началась румба в соларе!

Есть на Кубе любопытные многочисленные сооружения, которые наводняют все без исключения города. Многие из них когда-то были роскошными дворцами, где жили маркизы, графы или богатые землевладельцы и торговцы. В этом скоплении построек поражает обилие так называемых «соларов», разбросанных по всей стране, хотя они наиболее заметны в Гаване. В основном они сосредоточены в районах Серро, Диес-де-Октубре, в Центральной Гаване, Старой Гаване вплоть до района площади Революции и муниципалитета Плайя.

Количество существующих соларов на Кубе огромно. Их истоки восходят к XVI и XVII векам, когда многочисленные плантации сахарного тростника и фабрики по производству сахара располагались недалеко от Гаваны.

Примерно в 1740 году сахарная промышленность пришла в упадок из-за истощения земель, и начали выращивать другие культуры — кофе, пшеницу, фрукты и какао. Это стало причиной того, что постепенно владельцы покинули свои владения, что, в конечном счете, привело к исчезновению сахарных плантаций.

Крестьянское население селилось в районах, близких к расширяющемуся городскому центру, занимая фрагменты роскошных особняков, покинутых владельцами. Так появился коллективный образ жизни, основанный на уважении индивидуальности каждой семьи.

Спустя некоторое время, когда на Кубе в 1886 году было отменено рабство, многие вольноотпущенники заняли бывшие резиденции своих хозяев, разделив их на части, и поселились в своих комнатах, приспособив их к своей жизни. Это были прототипы соларов или кварталов, какими они известны нам сегодня.

Посещение типичного кубинского солара — уникальный опыт. Это шумные и разнородные дворы, доступ в которые обычно обеспечивают большие ворота перед узким коридором, не очень длинным, который ведет во внутренний двор — боковой или центральный — вокруг которого расположены жилища.

Многие солары имеют два и более этажей, поэтому здесь полно высоких лестниц, ведущих наверх. В повседневной жизни солара его обитатели проводят свою жизнь на виду, и любопытствующий зачастую может обнаружить на его открытых этажах и лестницах привлекательных мулаток, одетых в лайкру или шорты, демонстрирующих свои стройные тела, едва прикрытые маленькими топиками, на протяжении всего долгого карибского лета.

Тем временем пожилые женщины, которые знают все, что происходит в окрестностях, собираются вместе, чтобы посудачить о последних событиях. Их голоса перемежаются с голосами детей, играющих и бегающих туда-сюда, и возгласами мужчин всех возрастов, сидящих за столами, где играют в домино.

Видно, как мимо проходит человек с ожерельями и браслетами, характерными для представителя сантерии. Повсюду звучит заразительная музыка, иногда она заглушающет все остальные звуки, — своеобразное аудиосвидетельство смешения национальностей и культур, сосуществующих в одном пространстве, где обряды сантерии переплетаются с католическими мессами. И везде мы видим кубинцев, которые, кроме всего прочего, легко могут оказаться как инженерами, так и учителями, рабочими или безработнымы, без каких-либо различий.

Предметы одежды, сохнущие после стирки на воздухе, посреди переходов или на веревках, свисающих с балконов, разного объема резервуары с водой и растения, растущие между перекрытиями, образующими потолки или стены, потрескавшиеся с течением времени, — все это является частью самобытного орнамента той коллективной жизни, которая проходит на Кубе в наши дни. Зачастую этот орнамент приправляется звуком игры на барабанах и ритмами румбы.

По мнению некоторых посетителей, подлинно кубинский характер соларов выражается в патриотических символах, которые можно наблюдать в самых неожиданных местах. Кубинский флаг может быть нарисован на стене или свисать с самого высокого электрического провода, или фотография Че или Фиделя может приветствовать входящих во двор.

Рассказывается множество историй, связанных с преступлениями на почве страсти, в которых в качестве декораций используются солары, где все всегда на виду. И дело в том, что, хотя жизнь в этих местах протекает весело, историческая картина включает в себя частые ссоры, разборки, пороки, ситуации, характерные для обычного общения между несколькими живущими рядом людьми, каждый из которых имеет свою личность, привычки, характер и даже национальность.

Но солары также известны тем, что в них под звуки румбы и барабанов сформировались многие из известных исполнителей народной музыки, ставшие вехами в международной музыкальной культуре. Как, например, Чано Посо, великий кубинский перкуссионист, который часто бывал в соларе «Ла Калифорния» в самом центре Старой Гаваны, или Дамасо Перес Прадо, создатель стиля «мамбо». И пианист по прозвищу «Снежок» (Bola de Nieve).

Жители соларов гордятся этим и ежедневно рассказывают живописные басни, независимо от того, где именно произошли сами истории. Послушать их — это интересный и увлекательный способ узнать о жизни в этих самобытных местах, в городе, неоднородность которого ощущается с тех пор, как вы ступаете на его улицы, заполненные людьми, смешанными по расовому признаку и представляющими собой сплав различных культурных, музыкальных и языковых традиций.

https://onlinetours.es/blog/cuba/solar-cubano/

Однако, жизнь в соларе не так уже идеальна, как может это показаться на первый взгляд. Чаще всего, быт там сопровождается разрухой, плохими коммуникациями и постоянным гамом. Но аутентично зато

Оригинальная публикация: https://vk.com/@corizza_alla-kubinskii-solar

Об авторе - Алла Зайцева

Алла Зайцева - энтузиаст кубинской музыкальной и танцевальной культуры, преподаватель кубинского сона и касино в Санкт-Петербурге. Какое-то время проводила легендарные open-airы в СПб (на Соляном). Филолог, знаток кубинской культуры.

Top