Pérez Prado

Перес Прадо

Автор: Ландыш Ахметгараева

Знаменитый кубинский пианист, композитор и бэндлидер Перес Прадо (Dámaso Pérez Prado) родился 11 декабря 1916 года в городе Матанзасе на Кубе.

Перес родился в семье учительницы и журналиста «El Heraldo de Cuba». С ранних лет он обучался игре на фортепиано, а затем освоил орган. На них он играл в местных клубах, а затем стал пианистом и аранжировщиком знаменитой кубинской группы «Sonora Matancera». Он начинает экспериментировать со свингом, вдохновляясь гармонически сложной музыкой оркестра Стэна Кентона. В Гаване не торопились принимать его инновации, многие музыканты сопротивлялись «вторжению» джаза в их культуру.

В 1947 году Прадо уезжает в Пуэрто-Рико, а потом обосновывается в Мехико, где формирует собственный бэнд, «фишкой» которого было исполнение музыки в стиле мамбо. Слушатели сразу могли отличить стиль Прадо – в своих композициях он использовал много духовых инструментов (трубы, звучащие преимущественно в высоком регистре, и контрапукт саксофонов). Много гармонических идей он задействовал из джаза. Сам Перес начинал играть на рояле, но потом входил в раж и начинал танцевать, прыгать, гортанно выкрикивать и часто вставлял фразочки типа «¡Dilo! (“Say it!»). Начинаются гастроли в других странах, и танцы в стиле мамбо становятся популярными со скоростью света.

Католическая церковь Перу пригрозила запретить отпущение грехов для тех, кто танцует мамбо…

Аранжировщик Сани Бёрк, будучи проездом в Мексике, услышал песню «Que rico el mambo» и выпустил её в США под названием «Mambo Jambo». Сингл стал хитом, а Перес отправился в тур по Штатам, благодаря которым волна популярности латиноамериканской музыки стала еще мощней. Его новаторство и талант шоумена сделали его одной из ключевых фигур популяризации в мире стиля мамбо.

Перес не останавливается на достигнутом, в 1954 году он пишет «The Voodoo Suite» для афрокубинского оркестра, в которой использует элементы джаза и экзотики. Он применяет новые ритмы и музыкальные формы – например, добавляет скрипки, осваивает ча-ча-ча.

Такие композиции Переса Прадо, как «Patricia», «Cherry Pink (and Apple Blossom White)», «Caballo Negro», «Lupita», и «Mambo no.8», стали народными хитами, отметившись чартах многих стран. Они до сих пор звучат в фильмах «La Dolce Vita», «Goodbye, Columbus», «Space Cowboys», «Santa Sangre», «On the Road» и многих других.

В конце 1950-х мамбо затмевается набирающим обороты рок-энд-роллом. И здесь Прадо не теряется – добавляет в свою музыку твист. Но популярность Переса Прадо в США идёт на убыль, выступлений и записей становится всё меньше и меньше. К счастью, это не относилось к Латинской Америке, там он был и остаётся «Королём мамбо». Именно здесь он становится «гигантом» музыкальной индустрии, работает на радио и телевидении и много гастролирует.

Музыкант плодотворно работал вплоть до своей кончины, Перес Прадо скончался от инсульта 14 сентября 1989 года. Его жизнерадостная музыка до сих пор очень популярна, а его оркестр и ныне существует, и руководит им Перес Прадо-младший, сын великолепного маэстро.

Оригинал записи в ВК

Об авторе - Марат Капранов

Музыкант, сальсеро, переводчик. Редактор сайта "О сальсе по-русски".

Top