Уральский дивизион армии Karel Flores

Эксклюзив-по-русски-логотип

quotesДевиз и хэштег этого масштабного проекта: #armyofbadbitches, но это не агрессивные, эгоистичные, наглые или заносчивые девушки. Напротив, они уверены в себе и в своих силах. Они знают, чего хотят достигнуть в сальсе, в работе, в своей жизни. Они женственные. Они естественно сексуальные. Они гармоничные во всем.

Предисловие редактора

Вот уже два года, с марта 2015, в русском мире линейной сальсы существует уникальный амбициозный танцевальный проект международного уровня. Karel Flores, инструктор и хореограф из Нью-Йорка, объединяет танцовщиц стиля New York во всем мире в глобальную танцевальную группу. Благодаря сотрудничеству с ней русские девушки из социальных танцев имеют реальную возможность выступить на престижных сценах зарубежных конгрессов, взамен же от них требуется умереть перед зеркалами и возродиться вновь.

Елена Серова (vk.com), преподаватель сальсы из Екатеринбурга, представляет Карэл Флорес в России. Недавно ее подопечные выступили на сцене Парижского международного сальса-конгресса в составе танцевальной группы самой Карэл, вместе с девушками из других стран, тем самым подняв проект Karel Flores Russian team на совершенно новый, прежде недосягаемый уровень.

Работа с преподавателем такого класса, как Карэл, действительно может полностью перевернуть представление о танце. Мощная энергетика, бесконечный позитив, проработка тончайших деталей, постоянная пахота, безукоризненное чувство вкуса в хореографии и стиле — все вместе дает впечатляющий результат. Теперь это доступно и в России, благодаря KF Russian team и ее #armyofbadbitches.

Предлагаем вашему вниманию интервью с Еленой, в котором она рассказывает о проекте, о парижском выступлении, о самой Карэл. Также мы предлагаем вам живые эмоции участниц проекта — не только из Екатеринбурга, но и петербурженок. Дело в том, что в мае 2016 года на ежегодной премии Salsa Night Awards в Москве KFTeamRussian выступили объединенным составом из этих двух мегаполисов, уже давно ставших городами-побратимами в мире сальсы. И, похоже, все только начинается!..

Марат Капранов

Karel Flores

Karel Flores

Родилась и воспитывалась в столице Мексики, в Мехико, в творческой семье. С ранних лет она участвовала в танцевальных и театральных постановках, от вечеринок в школьных танцевальных ансамблях до главных ролей в мексиканских мыльных операх.

В течение долгого времени она занималась театральным искусством, джазом, гавайскими национальными танцами и чирлидингом, но все это было лишь хобби и никогда не было целью для танцевальной или театральной карьеры. И все же, незадолго перед выпуском из средней школы, она открыла для себя танец, полностью изменивший ее жизнь — сальсу. Перфекционистка по складу характера, Карэл путешествовала из города в город в поиске лучших преподавателей. В Мексике это стал танцевальный дуэт с мировой славой Виктора и Гэби «Salsa con Clave». Но ее страсть к знаниям толкали на новые поиски.

Спустя полгода она решила на несколько месяцев переехать в Нью-Йорк, но эти полгода превратились в целые 8 долгих лет и в приглашение в танцевальную команду ее мечты — Ямуле (Yamuleé).

Обучаясь непосредственно под началом Осмара, она научилась танцевать, меняя постоянных партнеров. Вскоре его партнерша на тот момент решила сделать перерыв в танцах, и Карэл немедленно воспользовалась шансом, став официальной партнершей Осмара Перронеса (Osmar Perrones).

Годы тренировок и тяжелой работы позволили Карэл стать топовой танцовщицей и преподавателем международного уровня. В составе Ямуле, в качестве партнерши директора и главной солистки, а на данный момент как самостоятельная танцовщица, инструктор и хореограф, Карэл завоевала залы и сердца поклонников по всему миру — от Северной до Южной Америки, в Европе и в Азии.

Елена Серова

elenaserova

Я родилась на Урале, но детство провела и, можно сказать, впитала первые воспоминания в Африке, в Центральной Гвинее, в ее столице — Конакри. Наша семья оказалась там из-за работы отца, которая растянулась почти на 4 года. Я наблюдала, как местные жители блокируют движение транспорта прямо посреди дороги, организуя в кругу свой «опен эйр», и каждый выходил и танцевал то, что чувствовал в этот день — как ему было хорошо или плохо, обидно или радостно. Я многого не понимала, но эмоции от танца были мне понятны — тогда мне было 3 года. Потом исполнилось 4, потом 5 лет, и каждый раз, когда эти люди организовывали танцы посреди дороги, я умоляла родителей постоять и понаблюдать за ними. До сих пор помню, как тогда танцевали женщины, как вступали мужчины, и дети…

Мы вернулись в СССР, я пошла в школу, сменив танцы на классическую музыкальную школу, что стало невероятным плюсом в дальнейшем. Позднее я выбрала другую профессию, но мысль, что хочу научиться танцевать, меня не покидала. В 2006 году, узнав, что появилась первая школа сальсы на Урале, я занялась танцами (см. историю сальсы в Екатеринбурге). Сначала мы учили микс из разных стилей, потом кубинский стиль.

В 2009 году на Конгрессе в Санкт-Петербурге я увидела Карэл. Тогда я не умела танцевать New York и до сих пор невероятно благодарна организаторам, что они тогда привезли действительно много достойных танцоров. После 2009 года я поняла, куда хочу идти и зачем. И начала изучать New York.

Потом были конгрессы в других странах — Амстердам, Анталия, Берлин, индивидуальные занятия с Karel Flores, новые этапы. До сих пор помню, как она исправляла целых полтора часа мой «cross-body» и правый поворот, твердя о контакте с партнером во взаимодействии. Две фигуры — полтора часа! Мне стали понятны такие тонкости, которые позволили узнать отличия русского стиля танцевания от американского и европейского.

Где-то в то время в Санкт-Петербурге прошел конгресс White Nights, на котором Нельсон Флорес провел специальный курс для преподавателей. Он объяснял тонкости преподавания, как, что и в какой период давать, а также как сделать так, чтобы не танцующие люди легче воспринимали всю эту сложную информацию. Этот курс был поистине уникальным — система очень отличалась от ставших стандартом в России, и была очень интересной в плане преподавания.

Начала преподавать в 2013 в той школе, в которой начинала сама («Clavellina» — прим. МК) Со временем я ввела свою собственную систему, микс из всей информации, благодаря чему уже сейчас вижу достойные результаты на танцполе. Мои ученицы дают мне повод для гордости и возможность уверенно утверждать, что за полтора-два года можно добиться хороших и видимых даже на международном танцполе результатов.

Марат Капранов: Как ты познакомилась с Karel Flores? Почему именно она?

Елена Серова: Впервые я увидела ее в далёком 2009 году на конгрессе в Санкт-Петербурге. Тогда я танцевала «кубану» (кубинскую сальсу — прим. МК) и, приехав на конгресс, увидела Karel Flores. Поразила ее естественность в каждом движении, женственность, грация, взгляд. Она меня просто заворожила, и, конечно, захотелось у неё учиться. Тогда я ещё не знала, каково это — работать с ней.

— И ты просто подошла к ней и сказала: «Привет, Карэл!»

— Очень хотелось так и сделать, но не решилась. Вместо этого начала ездить на конгрессы и брать её стиль на общих классах и на индивидуальных уроках, если получалось.

— Но пришлось ездить уже зарубеж? Она больше не приезжала в Россию, после Конгресса Карлоса Торреса?

— Приезжала. В марте 2014 года я пригласила ее в Екатеринбург. Это произошло по воле случая. Я давно мечтала привезти ее к нам, но напряженный график Ямуле1Yamulee — танцевальный проект, в котором много лет работала Карэл Флоресникак не позволял этого сделать, все было расписано на много дней вперед. И вдруг, на конгрессе в Берлине, я поделилась с Супер Марио2Super Mario — известнейший танцор и преподаватель из Лондонасвоей мечтой. Он-то мне и сказал тогда, мол, сейчас самое удачное время её пригласить, так как она уходит из Ямуле. «Поговори с ней сейчас!»

Я последовала совету Марио и спросила Карэл. Она ответила: «Lets do it — great idea!» («Давай сделаем это — отличная идея!») Со сроками определились просто — у нас с ней у обеих дни рождения в конце марта, и мы решили отпраздновать их вместе.

Кстати, в организации этого уикэнда (ссылка на группу в ВК) очень помогала и поддерживала меня Полина Соболева3Полина Соболева — известнейший организатор многих крупных фестивалей в России, в частности, Рашен Бачата Кизомба Фестиваль, а также со-организатор фестиваля White Nights. Она просто мега-человек.

— Кто-то из тех девушек, которые впахивали у тебя на мастерсах в марте, полетел потом с тобой в Питер на White Nights? А может даже, и в KFTeamRussian участвует? Остались верные соратницы?

— С тех времен у меня в команде три девочки. А сейчас нас семнадцать.

— И все девочки — непрофессиональные танцовщицы, взятые из обычного соушел?

— Есть такие, кто раньше занимались бальными танцами, есть девочки из спорта, действующие преподаватели сальсы, бачаты, кизомбы… а есть просто социальщицы.

— Наверное, трудно социальщицам угнаться за привычным для бальниц темпом тренировок?

— Не все так однозначно. У бальниц годами выработанные позиции рук, которых нет в хореографии Карэл, и им приходится буквально ломать себя, убирая эти вещи.

— Как часто вы тренируетесь?

— Сначала это были общие, обязательные еженедельные тренировки по воскресеньям, по два часа. Но очень важны самостоятельные занятия дома, или вообще, где придется. Девочки сами учат хореографию, чтобы на совместной тренировке оттачивать тонкости. Но сейчас, ближе к выступлению и учитывая сложность номера, мы тренируемся по 4−5 раз в неделю.

— Синхронизировать семнадцать девушек с совершенно разным уровнем профессиональной подготовки — адская задача и для них, и для наставника. Как тебе удается постоянно мотивировать девушек на эту тяжелую работу?

— О да, четыре месяца регулярной работы — это непросто. Конечно, бывают моменты, когда чувствую, что девочки устали, что-то не получается, они начинают прогуливать тренировки… Моя задача — напомнить им, зачем они в проекте, и для чего все это нужно.

Я долго и много работала с Карэл, слышала, что и как она говорит, как мотивирует девочек работать над собой, чтобы стать лучше, чем ты был вчера. Придя в проект каждая девочка читает и подписывает некий договор, что отныне она — часть огромной армии badbitches. Этот проект создан для того, чтобы показать девочкам всего мира, что возможно все, если этого захотеть.

Если хочешь красиво танцевать, то нужно пахать. Хочешь красивые стопы и линии? Надо пахать. Хочешь четкие ноги? Надо пахать. Ведь между социалкой, танцами просто для приятного времяпрепровождения, «just for fun», и социальными танцами хорошего уровня, — и это я не говорю еще даже про шоу, — огромная разница. Каждая выбирает сама: хочешь учить простую хореографию или танцевать просто для себя — иди в другой коллектив. С Карэл так не получится. И за время проекта в рамках одного танца ни одна девочка не ушла.

GIqK2ebVDNQ_cr

— Вы с Карэл, кстати, даже внешне похожи.

— Нам все это говорят. В Париже кто-то из артистов в очередной раз спросил, не сестра ли я Карэл? Карэл по этому поводу любит шутить: «Если бы у меня и Амнерис Мартинес родился ребёнок, то это была бы Лена». Мы дружим, в некоторые моменты жизни она меня и защищала, и переживала за меня и успокаивала, а я, в свою очередь, в её трудные периоды тоже старалась найти нужные слова, чтобы поддержать её.

— Интересно, что этот проект в прямом смысле объединяет города, особенно Екатеринбург и Петербург. С одной стороны, о Карэл ты узнала благодаря нашему Карлосу Торресу, с другой стороны, выпускница питерского «Финэка», Полина Соболева поддерживала тебя во время организации приезда Карэл в марте 2014, с третьей — Светлана Рэй и Татьяна Ларшина активно работают с проектом. Так просто получается само собой?

— Это на самом деле получается само собой. Хореография Karel Flores настолько отличается от всего того «леди стайл», что мы привыкли видеть, что девочкам хочется попробовать танцевать именно так. Ну, а остальное — дело случая. Танюша просто увидела в ленте новостей очередную нашу новость, а Света привозила свои мастер-классы в Екатеринбург, и на вечеринке мы как раз показывали наш первый номер. Разговорились со Светой и решили поработать вместе, в итоге выступили на SNA. Проект действительно объединяет, и это здорово.

Светлана Рэй о проекте KFTeamRussia:

рэй

Марат Капранов: Как бы ты оценила значимость этого проекта для наших танцующих девушек из мира соушел?

Светлана Рэй: Мне кажется, что значимость достаточно велика. Еще до того, как я приняла участие в проекте, помню, просто искала в Youtube всякие связки для женского стиля и увидела номер Карэл, который впоследствии мы выучили, и помню свое удивление — видно, что они не делали ничего сверхъестественного. Все те же «сьюзи кью», какие-то шаги, обычные повороты, но при этом хореография смотрится со стилем. Чувствуется, что это не Россия. У нас много талантливых людей, но все равно, мы словно в какой-то клетке заперты, одни и те же связки. Мне кажется, что в Нью-Йорке, в США все примерно так же, ведь вторая хореография схожа с первой, но ее изучение дает нам очень много. Не могу сказать, что освоила какой-то новый стиль и могу теперь давать материал так же, как и Karel Flores, но влияние она, конечно, оказала. Мне нравится, как она смотрится, она по-особенному женственна.

Нам очень полезно добавлять что-то новое в наши связки, которые мы уже давно знаем, которые уже «сидят» в наших мышцах и в каком-то смысле не дают нам делать что-то новое.

— Твои воспитанницы используют элементы, выученные в процессе работы над номером Карэл, в обычном соушеле?

— Они говорят, что да. Самая большая проблема — это руки, Карэл не акцентирует внимание на них, а между тем там много нюансов, приходилось самой вникать и работать, и при этом руки и бедра — одни из основных черт, которые отличали ее хореографию от нашей. И теперь девочки говорят, что руки и бедра Карэл «вылезают» у них на обычных вечеринках даже неосознанно.

— А каковы твои впечатления от выступления с номером Карэл в составе смешанной группы на Salsa Night Awards весной 2016 года?

— Совместная работа всегда проходила в целом на позитиве. Поначалу, конечно, не сразу смогли притереться друг к другу. Мы тренировались два дня по три часа, и к концу первого дня мы уже более-менее сплотились.

— С одной стороны, это шоу, а с другой — очень социальное явление, все очень разные и должны слаженно выступить на одной сцене?

— Очень сложно было станцеваться, несмотря на то, что учились по одному и тому же видео. Все делали все очень по-разному, для меня это до сих пор загадка. Но в целом мне очень понравилось. Мне всегда нравится движение. Когда есть возможность куда-то выйти и внести новое вдохновение, и при этом даже не важно, какой в итоге результат, то это здорово — мы были все вместе, заодно, все друг друга поддерживали перед выступлением, как никогда. Это само по себе многого стоит.

И очень вдохновляло девчонок — два города объединились, они чувствовали какой-то уже масштаб. Жаль лишь что из Питера пришлось отобрать буквально нескольких — мы и так еле поместились на сцене.

— Еще будете танцевать номер Карэл?

— Мы вроде как закрыли сезон выступлением на дне рождения у Дмитрия Ландмана. Но я была удивлена — мы не репетировали три недели до выступления, а потом собрались ночью накануне, буквально за три часа до выхода, просто чтобы поставить «разводку», но все танцевали, как одна. У всех футворк был одномоментный, одинаковые шаги в одинаковое время. И тогда я подумала — раз они так все хорошо помнят, почему бы и нет? Может быть, выступим на каких-то местных мероприятиях типа «Золотой Пальмиры» в номинации латино.

Этот номер сильно отличается от всех. Особенно если говорить о каких-то конкурсах, то отличие разительное. Даже если мы технически станцуем не очень, все равно номер будет смотреться выгодно. Karel Flores — очень талантливый хореограф.

— Было бы совсем хорошо увидеть всю команду здесь, в Питере. Хотя у нас теперь не проводят крупные фестивали, увы, но, может быть, залетите к нам?

— (Елена Серова) Мы бы с радостью залетели в Питер всей нашей огромной командой. Люблю Питер и питерских партнеров и партнерш.

— Но пока вы летаете в Париж. Как вас туда занесло? Что это было?

— Это был шикарный конгресс, в этом году впервые организованный Муазе Конате (Mouaze Konaté) и Эллой (Eleonora Jauk). До этого, как я слышала, были другие организаторы, и отзывы были неоднозначные. Однако конгресс 2016 года буквально взорвал Фейсбук восторженными комментариями.

Ну, а для меня лично Париж был ещё и некой проверкой — ведь я должна была состояться перед Карэл. Я впервые вывезла для выступления с ней четырех своих девочек, и, если честно, сильно волновалась. Мы выступали с тем же номером, что и на SNA в Москве, этой же весной, но Карэл за 2 недели до Парижа решила поменять половину хореографии и выслала нам её учить. В итоге танец был одновременно и тот же, и не тот. Мы танцевали с Карэл в общей группе с девочками из Словении, Нью-Йорка и Ливана, но группа из России была самая многочисленная.

— Вы сами оплачивали проезд, или фестиваль компенсировал эти затраты?

— Сами, конечно. Карэл со своей стороны может в некоторых случаях помочь со скидкой на пасс, но, увы, не всегда.

quotes«Что для тебя работа с Карэл?» — «Это ;%:зец!»

— Какие впечатления у твоих учениц были после выступления на парижской сцене?

— Для меня очень интересно было узнать, что же скажут девочки после того, как впервые увидят её в работе. Одно дело, когда я им передавала настрой, посыл и ее слова, а совсем другое — ощутить все самим лично в работе с Карэл.

— На твоем видео с отзывами они кажутся просто ошарашенными.

— Девочки сказали больше, чем я могла сформулировать. Когда Аня говорит «пипец», это реально было так. Одна девочка из команды Karel Flores постоянно забывала (а, скорее всего, не очень хорошо знала) хореографию. Несмотря на это, Карэл поставила её в середину, дав ей шанс вызубрить всё до автоматизма, однако та этого не сделала. На следующий день от Карэл «прилетело» всем. Нет, она не ругалась и не кричала. Она просто говорила. Но эти слова даже для не знающих иностранный язык, заставили нас три часа без остановки репетировать уже в коридоре. У нас в буквальном смысле были дырявые носки — так мы пахали.

— Как сама Карэл отозвалась о смелой четверке твоих подопечных?

— «Good job». Это означит, что девочки выступили достойно. Конечно, на репетициях мы делали все в десять раз круче, но для них это была первая большая сцена, да еще и главное субботнее шоу, поэтому волнение просто зашкаливало.

Gbpch-1nIsA

— Как ты отбирала, кто поедет в Париж?

— Я просто спросила: «Кто готов поехать в Париж выступить с Карэл?» Конечно, я говорила им о том, что это нечто вроде экзамена для меня. Карэл будет смотреть, как я подготовила девочек и т. д. В итоге те, кто решил поехать, репетировали со мной каждый день, работая над теми неожиданными изменениями в хоряге, которые сделала Карэл. Девочки у меня — настоящие бойцы! Ни одна не струсила, все выложились по максимуму и даже больше.

Злата Деменева (г. Екатеринбург)

quotes-2…Нью-Йорк позволяет мне в наибольшей мере выразить себя, подходит мне по настроению, стилю, музыке. В проект я тоже попала случайно, хотя нет, я хотела, и удача мне улыбнулась. Проект — это не просто сложная хореография. Это испытание себя, работа в команде, танец на пределе возможностей, общее дело девушек из разных стран, которое помогает стать лучше.

Лилия Мамчук (г. Екатеринбург)

quotes-2…Для меня это невероятный скачок и развитие. Безумно приятно и ответственно чувствовать себя частью чего-то масштабного и грандиозного.

Татьяна Ларшина (г. Санкт-Петербург)

quotes-2Каждый стиль сальсы может раскрыть какую-то грань характера, но стиль Нью-Йорк как никакой другой раскрывает мою сущность — женственность, утонченность, мягкость. Главная цель в проекте — новые знания и навыки! Хореография Karel Flores бесподобна!

Анна Новикова (г. Екатеринбург)

quotes-2Проект — это несомненно развитие. Для меня он с каждым разом открывает чувственный и женственный стиль NY.

Елена Язовских (г. Екатеринбург)

quotes-2Это вызов. Это проверка себя: смогу или не смогу. Я упорна и упряма, а тут нельзя отступать. В проекте не просто, в первую очередь мне интересно участвовать в нем для себя. Мне нравится стиль Карел, без напышенности, как у многих европейских див, но при этом очень аккуратный и завораживающий .

— На видео заметно, как ты облегченно и радостно улыбаешься сразу после того, как вы стали подниматься на поклон. Как будто у тебя упала огромная гора с плеч.

— Я очень волновалась. Ведь, вдобавок ко всему волнению, у нас произошел казус. Мы вышли, приготовились, диджей включил музыку… и не с самого начала. Мы стоим и не шевелимся. Он включает трек снова, и опять не с начала. Это повторилось три или четыре раза! Пока Карэл бежит к диджею, мы стоим на сцене! Все хлопают — понимают что мы на нервах. Карэл командует, и мы уходим со сцены. Всех колбасит, мы пропускаем следующих артистов вперёд, пока там Карэл разбирается с музыкой и диджеем. И потом выходим снова.

И тут Карэл перед вторым выходом говорит, что теперь мы должны это сделать в сто раз круче, словно вообще в последний раз в жизни. У меня адреналин был везде, поэтому я прыгала весь номер, как ошпаренная.

— Какие планы у твоей команды на ближайшее будущее? Поездки, записи видео? Может быть, вас уже приглашают на какие-то мероприятия, не связанные с собственно сальсой, общегородские? Или даже зовут сняться в кино?

— В кино, к сожалению, не зовут, но мы бы этого хотели. Ну, а планы у нас далекоидущие…

— Судя по всему, ваши далекоидущие планы имеют строгую тенденцию успешно осуществляться.

— 11 июня выступаем у нас в городе на отличной и по-настоящему тёплой вечеринке со вторым номером. Затем у нас запланирована поездка в Варшаву, где мы выступим с Karel Flores на большой сцене. В сентябре начинаем учить наш следующий номер — смесь контемпа и сальсы. Опять новый этап, шикарная хореография — ведь другой у Карэл не бывает — и прекрасная музыка. Мы очень надеемся, что все это успешно реализуется, ведь мы действительно тяжело работаем над этим. О нас начинают узнавать, а команда KF Team обретает новых красоток в России, достойных представлять её стиль и её видение девушки в сальсе.

— Выходит, что любая девушка в России может запросто присоединиться к KF Team? Что для этого нужно?

— Нужно уметь танцевать сальсу Нью-Йорк на хорошем уровне. Нужно хотеть узнать основы других танцев, вроде классики и современных, ведь Карэл часто использует смешение стилей. Готовность пахать, так как эта хореография требует большой отдачи сил и внимания. Если говорить подробнее о подготовке, то необходимы сильные стопы, умение вращаться и держать ось. Желательна хорошая растяжка, музыкальность и чувство ритма, правильное положение корпуса (плечи над носками), рамка и, наконец, понимание того, что еще есть пути для развития.

Участие в проекте платное, но эта плата ниже стоимости среднего ежемесячного абонемента в школах Москвы и Питера, и даже в Екатеринбурге. Но этот проект развивает намного больше и сильнее, чем стандартный абонемент.

— И лучшие из участниц получают реальный шанс участвовать совместно с твоими девочками, не говоря уже о возможности станцевать на одной сцене с Карэл?

— Да. У девочек открывается новая возможность показать свою работу и доказать себе, что ты на самом деле можешь это сделать.

С Еленой Серовой беседовал главный редактор сайта «Сальса по-русски»
Марат Капранов
30 мая 2016 г.

  • 1
    Yamulee — танцевальный проект, в котором много лет работала Карэл Флорес
  • 2
    Super Mario — известнейший танцор и преподаватель из Лондона
  • 3
    Полина Соболева — известнейший организатор многих крупных фестивалей в России, в частности, Рашен Бачата Кизомба Фестиваль, а также со-организатор фестиваля White Nights

Об авторе - Марат Капранов

Музыкант, сальсеро, переводчик. Редактор сайта "О сальсе по-русски".

Top