Тимбалес (Паилас)

Помимо собственно самих тимбалес, тимбалеро часто использует тарелку, несколько ковбелов, вудблок и другие инструменты, производя широкий спектр тембров. На тимбалес играют тонкими, ровными по всей длине палками, сочетая их с ударами открытой ладонью по мембране левой тимбалы, настроенной несколько ниже.

Роль тимбалеро в ансамбле — это несколько рисунков на каждом инструменте в сете, таких как партия для корпуса барабана (каскара), и других рисунков для различных ковбелов и тарелок. Один из самых ярких звуков, используемых в самых разнообразных ситуациях — римшот.

Andy Gonzalez and Manny Oquendo (Conjunto Libre), Нью-Йорк. Из коллекции Майкла Спиро

Andy Gonzalez and Manny Oquendo (Conjunto Libre),
Нью-Йорк. Из коллекции Майкла Спиро

Каскара и вариации

Слово «каскара» («cascara») обозначает «скорлупа», применительно к барабанам можно перевести как «кадло», корпус барабана. Чаще всего каскарой называют двухтактовый ритмический рисунок, исполняемый по корпусу тимбалес. Ниже приводится нотация каскары относительно клаве. Обратите внимание на характерные акценты.

Каскара и клаве

Каскара и клаве

Каскара исполняется правой рукой по корпусу меньшего барабана, настроенного выше и расположенном справа, а открытой ладонью левой руки ударяют по мембране левого барабана, подчеркивая приглушенным тоном вторую долю, и открытым тоном — четвертую. У левшей руки меняются на противоположные.
Каскара с использованием ладони, партия для нижней тимбалы

Каскара с использованием ладони, партия для нижней тимбалы

Тот же самый ритмический рисунок может исполняться и на тарелке, расположенной справа (слева у левшей), опять же, под аккомпанемент открытой ладонью на нижней тимбале. При этом во время инструментальных соло или в секции монтуно может использоваться один из приглушенных ковбелов.

Ниже приведено несколько вариаций каскара, которые также исполняются по корпусу тимбалы, тарелке и ковбелу.

Обратите внимание, что в вариации 1 используются акценты стандартного паттерна.

Вариация каскары 1

Вариация каскары 1

Вариация каскары 2

Вариация каскары 2

Вариация каскары 3

Вариация каскары 3

Также популярна каскара с использованием двух палочек. Однотактовая фраза, часто используемая в болеро, состоит из восьмых длительностей, в том числе в сочетании с шестнадцатыми. Первый пример — сплошной паттерн, целиком состоящий из восьмых длительностей, во втором примере вторая восьмая нота заменена на две шестнадцатых, и, наконец, в третьем примере вторая и шестая восьмые заменены на шестнадцатые триоли.
Две палочки, сплошное заполнение 8-ми

Две палочки, сплошное заполнение 8-ми

Две палочки, вариация

Две палочки, вариация

Две палочки, с триолями

Две палочки, с триолями

В двухтактовой каскаре с использованием обеих палочек зачастую заполняют паузы в базовом паттерне. В следующем примере показано заполнение восьмыми нотами, а затем с заменой некоторых восьмых шестнадцатыми.
Две палочки, заполнение 8-ми, два такта

Две палочки, заполнение 8-ми, два такта

Две палочки, заполнение 8-ми и16-ми, два такта

Две палочки, заполнение 8-ми и 16-ми, два такта

Для наглядности можно выписать на один нотоносец базовый паттерн и его заполнения в виде двухголосия:
Два предыдущих примера на одном нотоносце

Два предыдущих примера на одном нотоносце

Абанико

На тимбалес исполняют важные риффы, которые служат вступлением к различным секциям композиции и подготовкой к смене динамики. Один из таких риффов называется абани́ко («пропеллер») — дробь на четвертой доле, заканчивающаяся римшотом на первую долю следующего такта. Стандартный абанико — это дробь, состоящая из семи ударов, заимствована из дансон-мамбо, хотя существует множество различных интерпретаций.

Абанико

Абанико

Здесь дробь выступает в роли подготовки акцентированного удара по ободу. Она может начинаться в любом месте такта, например, сразу после первого удара по ободу, как показано в нижеследующих примерах:
Абанико с римшотом на 2и

Абанико с римшотом на 2и

Абанико с римшотом на 3

Абанико с римшотом на 3

Абанико с римшотами на 3 и 3и

Абанико с римшотами на 3 и 3и

Перед абанико можно сыграть несколько римшотов. Это очень распространненный рифф, часто используемый в секции монтуно, во многослойном вступлении (см. «Стандартные брейки и риффы»).
Абанико с однотактовым вступлением

Абанико с однотактовым вступлением

Тимбал белл (сенсерро)

Самый большой по размеру ковбел на стойке тимбалеро — тимбал белл. На нем, как правило, играют, аккомпанируя открытой ладонью на нижнем барабане (акцентируя 2 и 4 доли), а также в сопровождении бонго белл. Ниже приведен стандартный двухтактовый паттерн в сочетании с партией бонго белл, в двух вариантах для разных клаве.

Тимбал белл и бонго белл в клаве 3-2

Тимбал белл и бонго белл в клаве 3−2

Тимбал белл и бонго белл в клаве 2-3

Тимбал белл и бонго белл в клаве 2−3

Тимбал белл обычно используется в секции монтуно (или в секции коро-прегон), а также в соло. Дополнительные примеры разобраны в части «Паттерны ковбелов».

Ча белл

Еще один ковбел меньшего размера чаще всего используют для основного ритма ча-ча-ча, но ему находят применение и в других стилях. В отличие от предыдущих фигур, паттерн ча-ча-ча очень простой и состоит только из четвертных длительностей. Ему аккомпанируют открытой ладонью на нижней тимбале.

Ча белл с сопровождением рукой на нижней тимбале

Ча белл с сопровождением рукой на нижней тимбале

Вариации для ча белла:

1) Приглушение 2 и 4 долей, с помощью перенесения точки звукоизвлечения дальше от края ковбела:

4.36а001

2) Дробление 4 доли на две восьмые (точно соответствует шагу в танце ча-ча-ча)

4.36б001

3) Игра восьмыми длительностями, где каждая доля «и» играется приглушенно:

4.36в001

Тарелка

Тарелка — очень важная часть установки тимбалес, часто используется для подчеркивания брейков и риффов, обыгрывания вступлений к различным секциям аранжировки. Во время соло на каком-нибудь мелодическом инструменте на тарелке могут исполнять статичный паттерн. Как было рассказано выше, рисунок каскара — один из самых распространенных ритмов, использующий для подчеркивания акцентов в том числе и тарелку.

Исполнение каскары на тарелке

Исполнение каскары на тарелке

Исполнение акцентов каскары на тарелке

Исполнение акцентов каскары на тарелке

Вудблок

К установке тимбалес периодически добавляют вудблок, внося в звучание еще больше разнообразия. Одна из важнейших функций вудблока — исполнение клаве в случае, если эта роль не досталась кому-либо другому в ансамбле. В этом случае тимбалеро (или тимбалера, если на тимбалес играет женщина) вместо партии открытой ладони на нижней тимбале начинает той же рукой играть клаве, палочкой на вудблоке. Клаве исполняется одновременно с каскара, с ковбелами (сенсерро) или тарелкой.

Клаве и каскара

Клаве и каскара

Вудблок зачастую находит применение в особых ритмических стилях, таких как сонго, где на нем исполняют простые партии, в дополнение к основной пульсации. Ниже приведен простой паттерн сонго с использованием вудблока, белла и обеих тимбалес (аппликатура для правшей):
Основной паттерн сонго для тимбалес

Основной паттерн сонго для тимбалес

Правши играют на ковбелах правой рукой, левой руке достаются все прочие партии, левши же меняют руки.

Дансон

В главе III мы упомянули паттерн под названием синкийо (cinquillo), заимствованный из контраданса — основу стиля danzon. На тимбалес синкийо представляет собой сочетание открытых и приглушенных тонов, получаемых с помощью незадействованной руки, прижимающей мембрану барабана. Часто приглушенный тон исполняется как мягкий римшот:

Синкийо (4/4)

Синкийо (4/4)

Этот рисунок исполняется на тимбалес в составе ритмического паттерна бакетео (baqueteo), приведенного ниже в варианте клаве 3−2.
Бакетео

Бакетео

Это очень упрощенная транскрипция бакетео, чаще всего его исполняют гораздо свободнее, с большим количеством украшений и вариаций. В приложении «Дискография» и в главе V вы сможете подробнее познакомиться с дансоном.

Последняя часть дансона — мамбо, в ней на тимбалес исполняют четвертные ноты по ча беллу, аккомпанируя открытой ладонью по нижней тимбале.

Меренге (merengue)

На тимбалес можно играть паттерн тамбора в дополнение к тумбадора, исполняя ритмическую «мелодию» на нижнем барабане, добавляя ковбел или вудблок (нотируется значком «х»).

Меренге с нижней тимбалой

Меренге с нижней тимбалой

Гуагуанко (guaguanco)

Традиционный стиль гуагуанко — только перкуссионный, часто исполняется ансамблем. На тимбалес могут исполнять рисунки, сочетающие каскара на ковбеле или вудблоке (цитирование palitos в румбе) с мелодической линией тумбадора и сегундо, исполняемой на обоих тимбалес. Раньше эту мелодию вписывали в такт «три» клаве, однако сейчас ее помещают в такт «два».

Гуагуанко: тимбалес и белл, или вудблок

Гуагуанко: тимбалес и белл, или вудблок

Гуагуанко с мелодией в такте 2 клаве

Гуагуанко с мелодией в такте 2 клаве

Другой вариант — тимбалеро играет только партии palitos на ковбеле или вудблоке, в то время, как ритмическую мелодию исполняют другие музыканты на конгах и бонгос.

Бас-бочка и другие вариации

С недавних пор в установку тимбалес стали добавлять дополнительные инструменты: бас‑бочку, малый барабан, рототомы, электронные пэды и т. п. В частности, бас‑бочка позволяет тимбалеро еще активнее подчеркивать риффы и брейки, приближаясь по стилю игры к барабанщику. Кроме того, бас‑бочка — важная составляющая в меренге и сонго.

Меренге с бас-бочкой

В то время, как конги держат ритм тамбора, тимбалеро может добавлять пульсацию бас-бочкой, одновременно с сенсерро или тарелкой.

Меренге с бас-бочкой, белл исполняет пульсацию

Меренге с бас-бочкой, белл исполняет пульсацию

Сонго

В сонго сочетаются самые разные стили — кубинский фольклор, джаз, фанк. «Стандартная» партия бас-бочки, очень важной для сонго, заимствована из карнавальной кубинской музыки conga de comparsa. В ней акцентируется бомбо (счет «2и»). Чаще всего этот паттерн — двухтактовая ритмическая фраза. Ниже представлены два варианта для разных клаве:

Паттерн бас-бочки в сонго

Паттерн бас-бочки в сонго

Рекомендованные музыканты

Guillermo Barretto, Tito Puente, Choricera, Carlos Montecino, Humberto Morales, Ubaldo Nieto, Rafael Cortijo, Orestes Vilató, Pascualito, Ulpiano Diaz, Chuchu Esquijarosa, Willie Bobo, Walfiedo de los Reyes Sr., Manny Oquendo, Nicky Marrero, José Luis Quintana «Changuito», Endel Dueño, Ralph Irizarry, Charlie Santiago, Francisco Angel «Kako» Bastar, Jimmy Sabater, Willie Rosario, Elio Revé, Jimmy Delgado, Roberto Vizcaino, Mike Collazo, Daniel Diaz.

*Mario Munoz «Papalito» — еще одна важная фигура, хотя его основной инструмент pailas играет несколько иную роль в ансамбле, больше похожую на бонгос.

Тито Пуенте. Коллекция Hector Rivera.

Тито Пуенте. Коллекция Hector Rivera.

Orestes Vilató. Коллекция Hector Rivera.

Orestes Vilató. Коллекция Hector Rivera.

Об авторе - Rebeca Mauleon

Ребека Маулеон — пианистка, композитор, аранжировщик, певица и танцовщица афро-кубинской музыки и фольклора уже на протяжении более 15 лет. Родилась в Санта Монике, в Калифорнии, в семье испанских басков и евреев. Впервые заинтересовалась сальсой в возрасте пятнадцати лет, на пике карьеры в качестве исполнительницы танцев в стиле фламенко. Впоследствии Ребека усиленно занималась самообразованием с помощью записей и пленок, вернулась в школу и получила степень бакалавра искусств в колледже Милз в Окленде, штат Калифорния. Она совершила несколько поездок по Карибским островам, Европе и Северной Америке в качестве исполнителя, исследователя и преподавателя. Ребека принимала участие в записи, а также выступала вместе с Карлосом Сантаной, Тито Пуэнте, ансамблем Мачете, Джо Хендерсоном, Стивом Туррэ, Исраэлем Лопесом «Cachao», Франциско Агебейа, Дэниелом Понсе, Алексом Акунья, Джованни Хидальго, Джусто Алмарио, Пете Эсковедо, Пончо Санчесом и многими другими.

Ребека является музыкальным со-директором ансамбля Мачете, также она писала музыку и аранжировки для Тито Пуэнте, Пете Эсковедо, ансамбля Мачете, Рэя Обиедо и для джазового фестиваля Сан-Франциско, а также для репертуара Театра Беркли. Ее фортепианные работы можно услышать в саундтреке к фильму «Henry and June» режиссера Филиппа Кауфмана. Ребека преподает в рамках музыкальной программы «Rythmic Concept’s», включая курс JAZZCAMP. Получив грант от художественного совета штата Калифорния, она преподает в начальной школе Сан-Франциско, а также учит исполнять сальсу на фортепиано и в ансамбле по всей Калифорнии. На момент написания этой книги Ребека сотрудничала с музыковедом-перкуссионистом Джоном Сантосом (John Santos), создавая антологию афро-карибской музыки под заголовком «Истоки сальсы» («The Roots of Salsa»).