Рэй Барретто (Ray Barretto)

vk_logo

Рэймонд Барретто Паган (Raymond Barretto Pagán) родился 29 апреля 1929 года в Нью-Йорке в семье выходцев из пуэрториканского города Агуадилья. Когда Рэю было четыре года, отец вернулся на родину. В свою очередь, оставшиеся члены семьи также сменили прописку, переехав из одного района Нью-Йорка в другой – из Бруклина в Южный Бронкс. Детство проходило в нищете: мать работала весь день, чтобы прокормить семью (у Рэя были еще братья и сестры), а по вечерам ходила на курсы английского языка, оставляя Рэймонда в одиночестве слушать музыку известных исполнителей по радио. Когда мать возвращалась домой, она со всей семьей делилась своей любовью к латиноамериканской музыке.

Рэймонд все меньше стал ходить в школу, зато много времени болтался на улице. Он мог окончательно «скатиться», попав в плохую компанию, но в 1946 году (Рэю было 17 лет) его отправили на американскую военную базу в Германии. Отслужив три года, Барретто вернулся в Нью-Йорк и купил конги, чтобы серьезно заняться музыкой. Его вдохновило творчество Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и Чано Посо (Chano Pozo).

Рэй Барретто:

Озарение пришло, когда я послушал произведение «Manteca», а также несколько пластинок, на которых джаз сочетается с латиноамериканской музыкой и выделяется мощное звучание тумбадорес. На мой взгляд, богатство жанра состоит в сильной музыкальной выразительности, сочетающей в себе элементы англосаксонского джаза, афро-антильской перкуссии, а также смесь бибопа и популярной кубинской музыки.

Молодой перкуссионист начал пробовать себя, исполняя традиционный североамериканский джаз с карибским оттенком, успешно выделяясь среди музыкантов того времени. Рэй Барретто рассказывал, что он часто участвовал в джем-сейшенах, чтобы совершенствовать свои навыки. Благо в те годы в Испанском Гарлеме клубы были едва ли не на каждом шагу.

В начале 50-х годов XX века Рэй Барретто стал достаточно известным перкуссионистом. Веселый здоровяк ростом выше 190 см стучал по конгам очень мощно — его ладони были неубиваемы. Американский джазовый саксофонист и композитор, один из самых влиятельных музыкантов в истории джаза — Чарли Паркер — возлагал на него большие надежды.

Свой первый контракт Рэй заключил с лейблом «Prestige Records», в рамках которого он играл в составе группы «Latin Jazz Combo» Эдди Боннмера (Eddie Bonnemere). В 1951 году Рэй Барретто вошел в состав группы кубинского пианиста Хосе Курбело (José Curbelo), в котором четыре года спустя записывает свой первый альбом “Wine Woman y Cha Cha Cha” (1955), благодаря чему он теперь мог играть с известными джазменами и выступать на крупных сценах. Его сотрудничество с группой продолжалось до 1957 года, когда он перешел в оркестр великого Тито Пуэнте, где заменил Монго Сантамарию (Mongo Santamaria). Он участвует в записи альбома «Dance Mania» (1958), но в 1961 году покидает коллектив — причиной стали денежные проблемы, а также «инцидент, разбивший сердце». Тем не менее, Рэй Барретто с теплотой вспоминал работу с великим мастером.

С тех пор Король твердых рук (El Rey de las Manos Duras) менял группу за группой, выступая с такими фигурами, как Макс Роуч (Max Roach), Арт Блэйки (Art Blakey), Диззи Гиллеспи и др.

В конце 1961 года компания «Riverside Records», специализировавшаяся на американском джазе и желавшая продвинуть талантливых исполнителей латиноамериканской музыки, предложила Рэю записать у себя альбом. В 1961 году он создал группу «Charanga Moderna», в которой к традиционной чаранге (фортепиано, скрипки, флейты, бас, перкуссия и вокал) добавил трубу и тромбон. В альбоме «Pachanga with Barretto» (1962) Рэй Барретто задал новый музыкальный стиль для оркестра-чаранги, где сильна перкуссия, а также внес свой вклад в развитие бугалу. После того, как пластинка получила положительные отзывы от критиков, Барретто записал пластинку «Latino!» (1963), в котором перкуссия гармонично сочетается с музыкой саксофониста Хосе «Чомбо» Сильвы (José “Chombo” Sylva), трубача Алехандро «Эль Негро» Вивара (Alejandro “El Negro” Vivar) и партиями на ударных инструментах в исполнении Уилли Родригеса (Willie Rodríguez).

В 1963 году Рэй Барретто выпустил на лейбле «Tico» свой первый диск, ставший золотым — «Charanga moderna». Хитом стал трек «El Watusi», на создание которого Рэя вдохновил зал «Палладиума». К слову, ватуси — это такой сольный танец, популярный в начале 60-х годов прошлого столетия.

В 1964-1966 годах на лейбле «Tico» продолжается выход альбомов с качественной музыкой – «Encendido otra vez/On Fire Again», «La moderna de siempre» и «Guajira y guaguancó». К группе присоединился пуэрториканский певец Вито Кортрайт (Wito Kortright). Вопреки воле Рэя Барретто публика ассоциировала нашего героя с песней «El Watusi», однако он отмечал, что хотя этот трек помог ему в свое время, но нужно было двигаться дальше.

После того как Рэй сменил звукозаписывающую студию на «United Artist Records», у него появилась идея проекта, близкого к конхунто (conjunto), нежели к чаранге. В состав новой группы вошли: тимбалеро Орестес Вилато (Orestes Vilató; тимбалес), Карлос Кастильо (Carlos Castillo; бас), Майк Данте (Mike Dante) и Барри Финклер (Barry Finclair; оба – скрипка), Роберто Родригес (Roberto Rodríguez; тромбон), Вилли Гарсия (Willie García; вокал) и другие. «Первый блин» в виде альбома «El ’Ray’ criollo» (1966) оказался отнюдь не комом, а вот о следующей пластинке под названием «Señor 007» Барретто предпочитал не говорить.

В альбомах «Latino con soul» и «Viva Watusi!» появляется Адальберто Сантьяго (Adalberto Santiago) – вокалист, который по мнению Рэя Барретто пусть и не был широко известен публике, но был всесторонним человеком, а также имел красивый голос.

В 1967 у Рэя начался новый этап карьеры – «Fania Records», где он дал волю своим импровизационным способностям:

Здесь я почувствовал себя свободным и креативным. У меня всегда была возможность творить, но теперь у меня появилось больше пространства для сольных партий. Мой музыкальный этикет происходит из джаза, в котором приоритет отдан импровизации. В латиноамериканской музыке такое возможно для вокалиста, в то время как остальные музыканты играют одинаковую партию. Когда же я пришел в «Fania», я смог выйти за эти рамки.

Альбом «Acid», вышедший в 1967 году, открыл для Рэя Барретто дорогу к мировой известности, что позволило ему играть со многими знаменитостями, включая Кола Чейдера (Cal Tjader) и британскую группу «Bee Gees».

В 1968 году Барретто вошел в состав «Fania All Stars», собравшего лучших музыкантов лейбла. Первый концерт (он прошел в тайне, но для потомков его все же записали) был дан в нью-йоркском клубе «Red Garter». Официальный дебют, состоявшийся 26 августа 1971 года в клубе «Cheetah», был запечатлен на двух дисках «Live at Cheetah», а также в фильме «Our Latin Thing». Гвоздем того вечера стал 16-ти минутный сон-монтуно «Quitate tu», в котором Барретто продемонстрировал свою знаменитую фишку – схватив конгу двумя руками и приподняв ее, он в такт ударил ею в пол (габариты позволяли ему это сделать). После такого яркого дебюта группа ездила с концертами по всему миру, а также выступала в Мэдисон-сквер-гарден, знаменитом спорткомплексе Нью-Йорка.

После шести плодотворных лет оркестр Рэя Барретто распался, когда ряд лучших музыкантов – Джонни Родригес (бонги), Орестес Вилато (тимбалес), Дэйв Перес (бас), Рене Лопез (труба) и Адальберто Сантьяго (вокал) – покинули коллектив и создали группу «Tipica 73».

Никто не понимает, насколько сильно меня это ранило и как сложно мне будет восстановиться. Очень сложно подобрать слова… Это большое мучение, неразбериха… Сейчас у меня два вопроса — что происходит и что я сделал?

Несмотря на это, он продолжал дружить с Адальберто Сантьяго.

Рэй Барретто решил немного отойти от сальсы. В 1973 году вышел альбом из шести джазовых композиций «The Other Road», записанный всего за одну ночь. Переосмыслив и набравшись вдохновения, он вернулся в сальсу в том же 1973 году с альбомом «Indestructible». В качестве вокалиста выступил Тито Аллен (Tito Allen), однако их сотрудничество было недолгим: Аллен основал свою группу, на смену ему пришел Тито Гомес (Tito Gómez), а затем к коллективу присоединился Рубен Блейдс (стоит отметить, что исполняемые Блейдсом песни на социальные темы Барретто не интересовали). В 1975 году музыканты записали альбом «Barretto», который стал одной из икон сальсы и был номинирован на премию «Грэмми».

Хотя Рэй Барретто был знаменитостью сальсы и одним из лидеров по проданным дискам «Фании», он решил сделать паузу в отношениях с Джерри Мазуччи (основателем «Фании») и подписал контракт с «Atlantic Records», чтобы попробовать себя в популярной музыке. Однако в 1976 году в театре «Beacon», что на нью-йоркском Бродвее, он записал альбом «Tomorrow: Barretto Live» (с участием Тито Пуэнте), который также был номинирован на «Грэмми».

На этом сотрудничество Рэя Барретто с Рубеном Блейдсом закончилось.

Пожалуй, он один из самых ответственных, пунктуальных и преданных людей, с кем мне приходилось встречаться. Настоящий профессионал своего дела. Я никогда не забуду случай, когда он до конца доиграл соло во время приступа астмы.

Несмотря на проблемы со здоровьем, Рэй Барретто продолжал экспериментировать (по его признанию, это помогало ему чувствовать себя хорошо) и выпускать альбомы. Наш герой получает множество наград: журнал «Latin New York» дает ему премии в номинациях «Музыкант года» и «Конгеро года», в 1979 году лучшим по версии данного издания признан альбом «Rican/Struction». А в 1989 году ему наконец присудили «Грэмми» за совместный с Селией Круз альбом «Ritmo en el corazón». Вскоре после этого его сотрудничество с «Фанией» завершилось.

До конца своих дней Рэй Барретто был в творчестве, постоянно придумывая что-нибудь новое. Он был открыт для общения, имел отличное чувство юмора, но в то же время был сдержанным, предпочитая самовыражаться путем музыки.

Рэй Барретто скончался 17 февраля 2006 года в больнице Нью-Джерси из-за проблем с сердцем. Но в сердцах многочисленной армии фанатов сальсы он навсегда останется Indestructible, то есть неразрушимым!

Основной источник: франкоязычный портал Busca Salsa.

Об авторе - Степан Ларионов

С чего всё началось? Вошел однажды в танцевальный зал, и всё завертелось... Теперь в голове - куча связок, мыслей на темы "Блин, вчера было круто!", "А вот в том моменте здорово акцент поймал!" и "На какой сальса-фест съездить и где взять деньги". Неделя разбита на тренировки и вечеринки. Периодически в силу своих умений настукиваю разные ритмы (как мне на работе дыроколом в репу еще не зашвырнули?) и напеваю непонятные песенки (в психушку вроде тоже пока не сдали). Пробовал даже устроить себе "неделю без сальсы". Дохлый номер - сдался в первый день.

А в прошлом году сбылась мечта - дебютировал в роли диджея! Именно поэтому я создал эту страницу, где кроме моей любимой музыки я буду делиться своими размышлениями, статьями, биографиями и многим другим, а также вещами, которые меня вдохновляют!

Группа в ВК

Top