О важности правильно шагать

Эта статья является отражением, пожалуй, самого важного моего преподавательского открытия прошедшего года. Воистину правильно говорят, что знать — это одно дело, но осознать – совершенно иное. Каждый преподаватель знает, что базовый шаг – один из самых важных этапов освоения танца сальса. Но, думаю, не каждый догадывается, насколько велико его значение.

Эпизод 1. Как мы шагаем?

Когда отправитесь завтра на работу или за пивом, обратите ненадолго ваше внимание на то, как вы идете. Если обобщить этот процесс очень грубо, то получится примерно так:  ваша нога выносится вперед и вы ставите пятку. Затем вы начинаете перемещать вперед корпус и ваш вес постепенно уходит с одной ноги и переходит на другую. В определенный момент центр тяжести (это точка, которая располагается чуть пониже пупка и является своего рода индикатором перемещения вашего тела) оказывается прямо над стопой, вы находитесь в балансе. Что важно отметить?  По мере того, как вес приходит на ногу, колено немного выпрямляется, т.е. в точке баланса вы как бы стоите «наверху» с выпрямленным коленом.

Что же происходит, когда вы приходите на занятия по сальсе? Первое, что вам говорят, — «согните колени», «мы никогда не танцуем на прямых ногах», «чем ниже центр тяжести над землей тем вы устойчивей» (с чем, конечно, не поспорить, однако…). В результате люди начинают «ползать», а не танцевать. Их центр тяжести постоянно располагается между ног во время движения, вес также распределен между ногами и, из-за того, что колени согнуты, люди перестают контролировать свое перемещение в танце. Отсюда возникает множество проблем с эстетикой, ритмикой и ведением.

Эпизод 2. Шаг в сальсе

Если вы хотите красиво выглядеть в танце, вам необходимо для начала освоить пару ключевых моментов.

Момент 1. Шаг происходит не тогда, когда вы ставите ногу, а тогда, когда вы отрываете предыдущую

Как бы высоко ни располагался ваш центр тяжести над полом, устойчивее и спокойнее всего вы будете чувствовать себя лишь тогда, когда придете на одну ногу в баланс (центр тяжести расположен над центром стопы). С моментом прихода веса на ногу связывается момент шага, он же бит в музыке, когда вы должны прийти. Попробуйте «забирать» ноги с пола в счет, и вы начнете гораздо лучше чувствовать ритм.

Момент 2. Вес «давит» в пол, но корпус поднимается наверх

Да, я, как и все преподаватели,  скажу вам, что колени в сальсе лучше не выпрямлять, но добавлю «до конца». Как уже было отмечено, человеческому организму естественно выпрямлять колено при шаге, и в танце ваше колено тоже должно выпрямляться, но в конце оставаться «мягким», т.е. едва согнутым. Другими словами, шагая, вы должны ощущать, что уходите немного вниз, ставя ногу на пол, и поднимаетесь к исходному уровню, когда вес приходит на ногу. Примерно как плавать на волнах.

Момент 3. Представьте, что вы танцуете на выровненном волной песке

Каждый ваш шаг должен оставлять четкий след. Идете ли вы с носка или с пятки или хоть всей стопой сразу. Не давайте стопе проскальзывать, ведь в этом случае ваш вес не может четко прийти на ногу, и вы лишаете себя положения баланса. Проверить это легко на слух: вы должны ходить бесшумно ну или, во всяком случае, не шаркать.

Эпизод 3. В чем преимущество?

Во-первых, в каждый момент баланса вы чувствуете, что могли бы сделать шаг любой длины и в любом направлении, а это дает уверенность и мобильность.

В-вторых, ваши ноги предназначены для того, чтобы перемещать ваш корпус. Если они не дорабатывают, то корпус начинает зажиматься, а от этого страдает ведение (или ведомость). Вам будет гораздо легче взаимодействовать с партнером, если ваши ноги будут работать, как им положено. Более того, вы станете чуть выше в танце и будете выглядеть гораздо красивее.

В-третьих, как было сказано ранее, из-за четкого шага и переноса веса вы станете более ритмичным. Помните, что ритм это не только то, что вы слышите, это еще то, что вы шагаете.

Я понимаю, что всех сальсерос занимает вопрос, как понятно и легко вести и вестись. Однако могу уверить вас, что работа с большинством проблем взаимодействия приводит, в конце концов, к исправлению базового шага. Так что, уделив работе своих ног некоторое время, вы сможете в разы улучшить свое умение танцевать. Удачи всем

Об авторе - Светлана Рэй

Я начала танцевать в 3 годика. Усердно осваивала ча-ча-ча, самбу, вальс и другие бальные танцы. В 5 лет состоялись мои первые соревнования и, как говорится, понеслось. 11 лет упорных тренировок, участия и побед в конкурсах, поездок в различные города России, Казахстана, Узбекистана, Киргизии. После окончания карьеры в бальных танцах я занялась Фламенко. В составе коллектива Del Corazon в 2007 победила на фестивале искусств «Звездный дождь» в Чехии, выступала на многих площадках Санкт-Петербурга.

Через некоторое время меня увлекла сальса, и с тех пор я всю себя посвящаю латиноамериканским танцам. Сначала очень много занималась, а через год начала и преподавать. Являясь психологом по образованию, разработала множество курсов обучения различным аспектам сальсы.

В 2010 я получила премию «Препод-дебют» и «Мисс Надежда» на церемонии вручения премий в области латиноамериканской культуры SNA в Москве. В 2013 стала призером конкурса шоу-номеров «Sabrosunsky» на White Nights salsa fest в СПб. За моими плечами множество часов ведения семинаров в Питере, Москве, Самаре, Красноярске, Краснодаре, Екатеринбурге, Перми, Одессе. Сейчас я продолжаю развиваться, осваиваю новые стили, делаю новые постановки, разрабатываю эксклюзивные курсы. Мой девиз – не останавливаться на достигнутом!

Официальная страница Светланы Рэй: http://svetlanaray.ru/