Братья Леброн: Пабло (Pablo), Хосе (Jose), Анхель (Angel), Карлос (Carlos) и Фрэнки (Frankie) — музыкальная семья родом из Пуэрто-Рико и один из самых оригинальных сальса-оркестров в Нью-Йорке, имеющих свое отличительное звучание. Они были сформированы в середине 60-х и возглавлялись Хосе Леброном (пианист, аранжировщик, композитор, певец) и Анхелем Леброном (басист, аранжировщик, композитор, певец, исполнитель на куатро[ref]Куатро – музыкальный инструмент щипкового типа из семейства гитар. Распространён во всей Латинской Америке, и особенно — в музыкальных ансамблях Мексики, Колумбии, Венесуэлы и Пуэрто-Рико. Используется как аккомпанирующий инструмент. Обычно имеет четыре струны. Существуют модификации этого инструмента с другим числом струн[/ref]).
Материал о братьях Леброн терпеливо и с большой любовью и педантичности собирала для вас Арина Старцева, окончательно и бесповоротно влюбленная в музыку. Многие петербуржцы знают ее как DJ Viejo, резидента Dance High School. Если вам нравится материал, рекомендуем еще одну работу Арины – биографию Мачито.
Большая музыкальная семья
Семья Lebrón Rosa зародилась в результате союза Франсиско Леброн Фелисиано (Francisco Lebrón Feliciano) и Хулии Леброн Росы Соса (Julia Lebron Rosa Sosa) в городе Агуадилья (Пуэрто-Рико), где на свет появились Мария Антониа, Пабло, Хосе, Анхель и Карлос Леброн. В 1952 году семья переехала в Бруклин (Нью-Йорк), где родился Фрэнки Леброн. Братья воспитывались в сугубо музыкальной среде. Отец писал десятистишия, а большинство членов семьи были музыкантами, четверо играли на куатро и гитарах и пели. Мария пела на радио-шоу в Пуэрто-Рико до того, как семья переехала в США.
Старший брат Пабло с детства выделялся своим голосом и в 1954 году, после переезда в Нью-Йорк, организовал трио Las Tres Monedas. В 1962 году Хосе и Анхель сформировали свою первую группу, которая называлась Los Eltones, а в 1965 году Пабло основал оркестр Arecibeña , к которому присоединился Хосе в качестве пианиста. В 1966 году Анхель сформировал Lebrón y su Combo, где его брат Карлос играл на пианино.
Услышать бугалу и…
В 1966 году на радио братья услышали кое-что интересное. Это было бугалу — смесь афро-американского ритм-энд-блюза (R&B) и соул-музыки с мамбо и сон-монтуно, с текстами на английском и испанском языках. Особо сильное влияние на братьев оказал оркестр The Joe Cuba Sextette, а в частности песня «To Be With You».
В начале 1967 года Хосе обратился в студию звукозаписи Cotique Records. Там он договорился с совладельцем студии Джорджем Гольднером (George Goldner)[ref]Джордж Гольднер (9 февраля 1918 — 15 апреля1970) — американский владелец звукозаписывающей студии Tico, музыкальный продюсер и промоутер[/ref] о прослушивании. Прослушивание было назначено на следующую неделю. Поскольку это событие было очень важным для братьев, Хосе и Анхель попросили брата Пабло спеть на прослушивании. Пабло был опытным певцом и имел свой неповторимый стиль. Анхель, Хосе, Пабло и Карлос исполнили в своем стиле две композиции бугалу. Джордж был впечатлен прослушиванием, но возникла одна проблема — братья не имели своих собственных песен.
Джордж попросил их за неделю написать свою собственную песню. Братья собрались вместе, чтобы обсудить, что можно придумать. Несмотря на то, что Хосе никогда не сочинял музыку, братья выбрали именно его для написания песни. За одну неделю Хосе успел написать целых восемь композиций. Джордж Гольднер предложил братьям назвать их оркестр Los Hermanos Lebrón и выпустить полноценный альбом. Пабло покинул свою группу Arecibeña и присоединился к братьям.
Дебют
В итоге, в 1967 году группа дебютировала со своим первым альбомом «Psychedelic Goes Latin». В это время смесь R&B и латиноамериканских ритмов под названием бугалу была на пике своей популярности, и оркестры Рикардо Рея (Ricardo Ray)[ref]Рикардо «Ричи» Рэй (родился 15 февраля 1945 г.) — пианист-виртуоз, певец, музыкальный аранжировщик, композитор. Известен своим успехом, начиная с 1965 г. в составе дуэта Ричи Рэй и Бобби Круз.[/ref], Джо Кубы (Joe Cuba)[ref]Джо Куба (22 апреля 1931 — 15 февраля 2009) — американский конгеро пуэрториканского происхождения, широко известен как «отец латиноамериканского бугалу».[/ref], Пита Родригеса (Pete Rodriguez)[ref]Пит Родригес — лидер группы, пианист. Самая успешная песня музыканта — «I Like It Like That»[/ref], Джони Колона (Johny Colon)[ref]Джонни Колон — американский сальса-музыкант, лидер оркестра, основатель музыкальной школы East Harlem, известен также своим вкладом в развитие бугалу звучания в 60-е годы.[/ref] записали свои лучшие хиты. Первый альбом братьев Леброн имел колоссальный успех и содержал такие хиты, как «Mala Suerte», «Summertime Blues» (также известный как «Funky Blues») и «Tall Tale».
В конечном итоге в студии звукозаписи Cotique Records группа записала 16 альбомов. Смесь латиноамериканского звучания с R&B и соулом, включая тексты песен на английском языке, протянулась через весь репертуар братьев. Они привнесли в латиноамериканскую музыку свой собственный стиль, сочетающий в себе душу Мотауна[ref]Мотаун — американская звукозаписывающая компания, в настоящее время входящая в состав Universal Music Group[/ref] и латиноамериканские ритмы.
Бейсбол навсегда
Благодаря большому успеху их первого альбома, в 1968 году братья Леброн представили публике свой второй альбом «The Brooklyn Bums», названный так в честь известной бейсбольной команды и включающий в себя девять песен на английском и испанском языках.
В 1969 году оркестр выпускает альбом «I Believe», в 1970 году — пластинку «Brother». Четвертый выпуск братьев Леброн — альбом «Brother» — ознаменовал «вступление в ряды» группы брата Карлоса (бонгосеро, вокалист, барабанщик, тимбалеро, композитор и гитарист), который был изображен рядом с Хосе и Анхелем на лицевой стороне обложки грампластинки. Успех не заставил себя долго ждать, братья стали известны уже не только латиноамериканской публике. Для оркестра наметились новые музыкальные горизонты.
Вскоре стиль бугалу начал «терять почву под ногами», и Los Hermanos Lebrón отразили эти события в своем альбоме «Llegamos». Альбом был выпущен полностью на испанском языке и содержал такие композиции, как «Mi fracaso», «Tus recuerdos», которая принесла Пабло успех в качестве исполнителя болеро.
В беседе с Максом Салазаром (Max Salazar)[ref]Макс Салазар (17 апреля 1932 —19 сентября 2010 года) — американский музыковед, специализирующийся на истории латиноамериканской музыки.[/ref], Анхель сделал такое замечание по поводу заката эры бугалу: «Эпоха бугалу подошла к своему концу, когда мы пригрозили восстать против комплексных сделок[ref]Комплексная сделка — сделка, включающая в себя несколько видов работ.[/ref]». На эту же тему, но уже другая звезда того времени, Король Нандо (Фернандо Ривьера, Fernando «King Nando» Rivera)[ref]Фернандо Ривьера «Король Нандо» — музыкант, сыгравший большую роль в развитии латиноамериканского бугалу в 60-70-х годах[/ref] рассказывает:
Бугалу убили завистливые лидеры старых групп, несколько танцевальных промоутеров и диджеи популярной латиноамериканской музыки. Мы были самыми востребованными группами и собирали толпы поклонников, но нам никогда не давали главных ролей и высоких гонораров. Лидеры бугалу-оркестров были вынуждены соглашаться на комплексные сделки, которые заставляли нас «прыгать» по всему городу…один час здесь, другой час там…и за небольшие деньги. Когда пошли слухи, что мы собираемся объединиться и больше не соглашаться на комплексные сделки, наши записи перестали ставить на радио. Эра бугалу закончилась, и вместе с ней завершились карьеры большинства лидеров бугалу-оркестров.
Boom…! Salsa…!
Тем не менее, братья Леброн сумели пережить это кратковременное общее увлечение 60-х годов, которое ненавидели многие латиноамериканские музыканты и делали записи только для того, чтобы оставаться на пике моды.
В 1970 году был выпущен альбом «Salsa Y Control», где дебютировал Фрэнки Леброн. Одноименная песня из этого альбома «Salsa Y Control» поспособствовала тому, что за обширным жанром латиноамериканской музыки закрепилось название «сальса»[ref]Это всего лишь теория, автор перевода не уверен в незыблемости этого утверждения.[/ref]. До этого времени мамбо, сон-монтуно, гуарача, гуагуанко, чачача и т.д. не были объединены в один музыкальный жанр.
Песня «Salsa Y Control» повлияла на объединение всей этой музыки под одним названием, которое теперь известно и признано во всем мире. Вместе с тем, использование такого объединяющего термина, с одной стороны весьма удобно, но с другой — не совсем правильно, да и по некоторым данным термин «сальса» использовался уже в конце 50-х кубинской группой Cheo Marquetti y los salseros. Название «сальса» активно стало применяться в конце 60-х для представления новых комбинаций звучаний и инструментов. Это были времена расцвета звукозаписывающей студии Fania, и термин «сальса» был необходим, чтобы иметь возможность продать это новое звучание.
Выражение «salsa y control» характеризует «качающий», но в то же время сдержанный стиль оркестра братьев Леброн.
Студия звукозаписи Cotique была поглощена Fania, и в 1971 году братья выпускают под лейблом Fania альбом «Picadillo a la Criolla», в который вошла известная композиция «Temperatura».
В 1972 году был выпущен альбом «En la union está la Fuerza», включающий в себя хит «Dulzura», а в 1973 году выдающийся артист Fania Ларри Харлоу (Larry Harlow)[ref]Ларри Харлоу — американский исполнитель сальса-музыки, композитор, продюсер[/ref] выпустил с братьями альбом «Asunto De Familia».
Соучредитель Fania Джонни Пачеко (Johnny Pacheco)[ref]Джонни Пачеко — доминиканский музыкант, аранжировщик, композитор, продюсер, создатель Fania All Stars; является одной из самых влиятельных фигур в латиноамериканской музыке.[/ref] в период с 1975 по 1978 год выпустил с братьями Леброн три альбома. В эти альбомы входили лучшие композиции оркестра, а также знаменитый хит «Disco Bailable», который якобы был написан Хосе наспех, в поезде метро по дороге в студию, для того, чтобы просто наполнить альбом.
Альбом «Criollo», записанный в студии Fania, стал еще одним прекрасным альбомом братьев Леброн.
Перерыв
В 1981 году Пабло Леброн перенес инсульт и оказался привязан к инвалидному креслу. Из-за этого грустного события братья сделали перерыв в своем творчестве на несколько лет. В 1985 году оркестр вернулся в студию звукозаписи и выпустил альбом «Salsa Lebrón», где в роли вокалиста выступил молодой Фрэнки Моралес (Frankie Morales), бывший участник группы Los Amigos And The Bad Street Boys.
Пабло вернулся в 1988 году для записи своего последнего выступления в рамках альбома «El Boso». Джимми Бош (Jimmy Bosch)[ref]Джимми Бош — американский тромбонист пуэрториканского происхождения, руководитель оркестра, композитор джазовой и латиноамериканской музыки.[/ref] принимал участие в секции медных духовых инструментов, к которой также присоединился заслуженный трубач Альфредо Арментерос (Alfredo «Chocolate»Armenteros)[ref]Альфредо Арментерос — виртуозный кубинский трубач, аранжировщик, композитор, продюсер.[/ref].
В этом же году был записан альбом «Loco por Ti» с любимой всеми композицией «Que Pena».
Братья Леброн заключили контракт с вокалистом Луисито Аяла (Luisito Ayala), который пробыл в коллективе более 15 лет. В 1998 году был записан мистический музыкальный альбом «Lo Místico», в котором наиболее сильно выделяются композиции «Olvidarla», «3 am», «Coinfirmación».
28 декабря 2006 года братья Леброн имели возможность отдать дань уважения Пабло еще при его жизни, в городе Кали, в театре имени Хорхе Исаакса[ref]Хорхе Феррер Исаакс (1 апреля 1837, Кали — 17 апреля 1895) — колумбийский политик, военный деятель и писатель.[/ref]. Это мероприятие было записано на DVD под названием «Family Affair 4+1+1». 13 июля 2010 года Пабло не стало.
Признание братьев Леброн
В 2012 году братьям Леброн была присуждена премия как лучшему международному сальса-оркестру в городе Кали. В 2013 году, к радости своих последователей, в студии звукозаписи Codiscos братья записали диск «Que Haces Aqui», включающий в себя такие песни, как «Si Me Permite», «Culebra», «No Me Celes» и «Complicados». Талант и мастерство братьев, умелое вплетение современных ритмов в свои композиции позволяют оркестру быть успешным и по сей день.
Союз братьев Леброн длиною в жизнь является свидетельством их крепких семейных уз. Хосе, Анхель, Карлос и Фрэнки по-прежнему являются действующими музыкантами и гастролируют по миру.