Tito Rodriguez

Дорогие друзья! 4 января 1923 года родился популярный в 1950-1960-е годы певец и руководитель латиноамериканского оркестра, звезда стиля «мамбо» – Tito Rodriguez. Так что если вам холодно и вы соскучились по чему-то горячему и зажигательному, то вам сюда!

Тито Родригес родился в семье Хосе и Северины Родригес. Рано заинтересовавшись музыкой, с детства он был окружён музыкальными игрушками: гитарами, пианино и трубами. Старший брат Тито – Джонни Родригес, был популярным в Пуэрто-Рико композитором-песенником и руководителем оркестра. Его пример и вдохновил Тито стать музыкантом.

В 1936 году, 13-ти лет от роду, он стал певцом группы Ладислао Мартинеса (Ladislao Martínez, или «El maestro Ladí») «Industrias Nativas», а в 16 лет впервые принял участие в записи пластинки вместе с «Cuarteto Mayari». В 1940 году, вскоре после смерти родителей, Тито эмигрировал в Нью-Йорк, где поселился у старшего брата Джонни, не так давно переехавшего в США. Тито нашёл работу в оркестре Eric Madriguera, играя на бонго и исполняя вокальные партии. В 1941 году он записал песни «Amor guajiro», «Acercate mas» и «Se fue la comparsa». В 1942 году Родригес присоединился к оркестру Xavier Cugat и записал такие вещицы, как «Bin, Bam, Bum» и «Ensalada de congas».

В 1947 году Тито Родригес дебютировал со своим собственным оркестром, который он назвал «Los Diablos del Mambo» (“Дьяволы мамбо”). В 1950 году Родригес поступил в Джульярдскую школу сценического искусства, где учился по классу вибрафона, ксилофона и перкуссии. В том же году название его оркестра было изменено на «Los Lobos del Mambo» (“Волки мамбо”), но чуть позже Тито отказался от обоих этих вариантов. Тогда он решил назвать свой ансамбль просто «The Tito Rodriguez Orchestra». Первая же песня, «Besame La Bemba», записанная оркестром под этим новым именем, стала хитом. В 1952 году за разработку собственного уникального стиля Родригес был поощрён премией «Century Conservatory of Music of New York». Два года подряд его оркестр становился лауреатом премии «Gran Trofeo Award».

 

Cheo (Jose) Feliciano

Cheo (Jose) Feliciano

В 1953 году Тито Родригес услышал перкуссиониста по имени Jose Feliciano. Он был так вдохновлён его игрой, что сразу же предложил тому работу в своём оркестре. Тито также решил попробовать Фелисиано в качестве певца и дал ему возможность выступить в танцевальном клубе «Palladium Ballroom». Впоследствии, конечно, Хосе перешёл в другую группу, однако их дружба с Родригесом продолжалась.

Tito Puente

Tito Puente

Среди множества групп, выступавших в «Палладиуме», особо выделялись оркестры Чарли Палмьери и Тито Пуэнте. Между двумя Тито (Родригесом и Пуэнте) быстро возникло соперничество, длившееся многие годы. Это было время бума латиноамериканских ритмов: время “ча-ча-ча” и “мамбо”. «Дуэль» между двумя Тито нашла своё отражение и на грампластинках. «Avisale a mi contrario que aqui estoy yo» (“Передай моему сопернику, что я здесь”), «Que pena me da» (“Мне жаль тебя”) – вот лишь два примера, характеризующие сложные взаимоотношения между Родригесом и Пуэнте. Это были лихие 50-е…

Интерес к рок-музыке, ставшей необыкновенно популярной к началу 60-х годов, не мог не оказать влияния и на латиноамериканскую музыку. Латиноамериканские группы начали отходить от классического «биг-бэндовского» мамбо, переключившись на звучащие более современно бугалу и сальсу, популярные среди латиноамериканской молодёжи. Родригес же решил попробовать свою удачу в жанре болеро и записал несколько пластинок, многие песни с которых стали очень популярны.

В 1970 году Тито Родригес вернулся в Пуэрто-Рико и поселился в своём родном районе Сан-Хуана. Вскоре после его возвращения на родину 7-й канал телевидения Сан-Хуана начал транслировать программу «El show de Tito Rodríguez» (Шоу Тито Родригеса), в котором принимали участие популярные музыканты. Кроме того, Родригес основал собственную студию грамзаписи – «TR Records».

Последнее публичное выступление Тито Родригеса и его оркестра состоялось 2 февраля 1973 года в нью-йоркском зале Мэдисон-Сквер-Гарден. 28 февраля 1973 года Тито Родригеса не стало.

С уваЖЕНИем, Гимер. За информацию благодарю Марину Андрееву.

Об авторе - Марат Капранов

Музыкант, сальсеро, переводчик. Редактор сайта "О сальсе по-русски".

Top