Инструменты и ансамбли

Афро Куба с церемониальными барабанами батá, Матансас, Куба, 1988. Из коллекции Майкла Спиро

Прежде чем знакомиться с техникой исполнения сальсы, важно научиться различать множество используемых в ней инструментов. Куба и другие страны Карибского бассейна (а также несколько областей Южной Америки) стали плавильным котлом для европейской, африканской и туземной культур и внесли свой вклад в создание множества инструментов в процессе развития сальсы.

Инструменты афро-кубинской музыки

Завезенные или созданные на Кубе инструменты появились в результате долгого пути развития и изобретений на протяжении нескольких веков. Из‑за частичного уничтожения местной культуры европейскими колонистами мало что осталось от них. Выжили лишь несколько названий и инструментов, которые мы рассмотрим.

Европейские инструменты

В основном, на Кубу попали струнные, деревянные и медные духовые, клавишные и перкуссионные инструменты из Испании, Франции, Германии, Англии и Италии. Многие испанские инструменты были арабского происхождения, другие представляли собой инструменты из местного испанского фольклора, включающие в себя ударные, перкуссию и разные типы флейт. Из Франции, Италии, Германии и Англии пришли оркестровые струнные, деревянные и медные духовые, клавишные — несмотря на то, что в европейских странах уже были заимствованные инструменты из предыдущих столетий еще до колонизации Америки.

Струнные

Типли

Типле

Струнно-щипковые инструменты семейства гитар пришли в Испанию из арабского мира, и впервые появились на Кубе в конце XV века. В основном они использовались в песнях трубадуров и включали в себя виуэлы, бандуры и лютни. Гитара развилась из этих ранних версий и была представлена в нескольких вариациях — рекинто (requinto) и типле (tiple).

Инструменты семейства скрипок, привезенные на Кубу, были ранними версиями скрипки, виолы, виолончели и бас-виолы (bass viol) и использовались в симфонической музыке — в опере и лирическом театре

Духовые

Ботиха

Ботиха

Многие духовые инструменты появились на Кубе в XVI веке благодаря военным оркестрам. Преимущественно это были корнеты, но в конце XVIII века из Франции пришли также флейта-пикколо, флейта five-key, гобой, кларнет, труба, фагот и волынка.

Хотя ботиха (botija), строго говоря, не является частью семейства духовых, но этот инструмент играет важную роль в ранней популярной кубинской музыке. Ботиха (или ботихуэла) — это большой керамический кувшин, изначально использовавшийся как емкость для оливкового масла из Испании, который приспособили под музыкальный инструмент (преимущественно в стиле сон) в первой половине XIX века.

Клавишные

Орган, аккордеон и фортепиано прибыли на Кубу вскоре после их изобретения в Европе. Так как Куба являлась основным торговым портом в торговой системе Карибского бассейна, самые последние разработки и причуды из Европы быстро становились частью развития кубинской культуры. Первый духовой орган прибыл из Испании в собор Сантьяго-де-Куба в 1544 году, а поздние виды органа были завезены французами во второй половине XVIII века. Кубинская версия получила название «Восточный орган», так как была разработана в провинции Ориенте (дословно – Восток) во второй половине XIX века. Он был похож на пианино, с крутящимися цилиндрами с запрограммированными вальсами, польками и кубинской музыкой.

Различные барабаны. Склад Conjunto Floklórico Nacional, Гавана, 1992. © Ребека Маулеон.

Различные барабаны. Склад Conjunto Floklórico Nacional, Гавана, 1992. © Ребека Маулеон.

Фортепиано известно на Кубе с конца 1700‑х. Оно было завезено французами, спасавшимися от Гаитянской революции. До развития популярных стилей, таких как контраданс (contradanza), гуарача (guaracha) и гуахира (guajira) в XIX веке, фортепиано использовалось исключительно для исполнения кубинской классической музыки. В начале XX века фортепиано прочно вошло в популярную музыку, где со временем стало частью ритм-секции в некоторых ансамблях (например, в инструментовке чаранги). После 1940 года фортепиано было добавлено к инструментовкам конхунто (conjunto) (см. далее), в интерпретациях стиля сон.
Аккордеон использовался преимущественно в крестьянской музыке на протяжении второй половины XIX века, в ансамблях, называемых чарангитас (charanguitas).

Перкуссия

Испания щедро одарила Кубу перкуссионными инструментами, в их числе:

кастаньеты — деревянные инструменты, надеваемые на руки, на которых играют с помощью пальцев обоих рук для аккомпанемента в некоторых танцах; пандерета (pandereta) — тамбурин с бубенчиками, и пандеро — без бубенчиков (wiki). Пуэрториканская пандерета похоже, произошла от испанского пандеро, так как тоже без бубенцов, и ее можно настраивать. (Подробнее в части книги, посвященной инструментам Пуэрто-Рико).

Пуэрториканская пандерета

 

Во второй половине XVI века на Кубе получили распространение дополнительные инструменты, в частности французские литавры.

Африканские инструменты

Инструменты Йоруба

Нигерийские инструменты, воссозданные народом Йорубá (или Лукуми´) на Кубе:

  1. Барабаны батá – набор из трех[ref]В Нигерии комплект бата может включать шесть и более барабанов[/ref] ритуальных двухсторонних барабанов: Ия´ (Iyá) – большой барабан, Итóтеле (Itótele) посередине и маленький барабан Окóнколо (Okónkolo). Барабанам бата может аккомпанировать небольшой металлический шейкер атчерé (atcheré).
  2. Агвес (agües, agwes) или гуирос (güiros), известна также как чéкере (chekeres) — украшенные бусинами тыквы, обычно комплектами по три тыквы и более, называемые соответственно качимбо (или гольпе), сегундо и каха. Агвес может использоваться совместно с железным колокольчиком гуатака или агогó.
  3. Бембé — комплект из трех барабанов, сделанных из бревна пальмового дерева с натянутой и закрепленной гвоздями кожей, настраиваемой с помощью жара от открытого огня.
  4. Иесá — комплект из четырех священных двухсторонних барабанов цилиндрической формы, выдалбливаемые из кедра. На этих барабанах играют палочками. Барабаны называются соответственно: каха, сегундо, терсеро (tercero) и бахо. На бахо играют руками. Иесá аккомпанируют с помощью гуиро и сдвоенных колокольчиков агого.

Дагомейские инструменты

Инструменты, созданные на Кубе народностями Дагомеи (Арарá) были завезены как рабами, так и теми дагомеями, кто прибыл на Кубу, в провинцию Ориенте из-за Гаитянской революции. Вот некоторые из них:

  1. Тумба Франческа (французский барабан) — четыре длинных, раскрашенных бревнообразных барабана, настраиваемые с помощью кожаных ободов. Их части называются: премьер или редублé, сéконд, булá или бебé и тамбора; катá (кадло, находящееся на деревянной подставке, по которому ударяют палочками); и чачá или маруга (металлический шейкер).
  2. Арарá — три церемониальных барабана народа арарá, очень похожих на тумба франческа, состоят из большого барабана каха или юнга (junga), юнгедде (junguedde) и юнсито (juncito) (одинаковых размеров и формы, на которых играют палочками). Иногда используется четвертый барабан юн (Jun) (в этой роли похожий на юнсито). Дополнительные перкуссионые инструменты включают в себя огáн (колокольчик), палос (палочки, которыми ударяют по корпусу юнга) и железные шейкеры черé. Эти барабаны имеют полую конструкцию, кожа натянута только с одной стороны, настраиваются с помощью натяжения, декорируются геометрическими орнаментами. Во время исполнения обычно их помещают на деревянные скамеечки или подставки[ref]Оровио, 31, 414-415; Leon, Argeliers, «Notas para un panorama de la musica popular», Ensayos de la musica latino americana, 239.[/ref].

Инструменты конголезцев

Барабаны, используемые в религии и фольклоре конголезской культуры Бантý:

  1. Макýта — большой барабан в форме бочки, предшественник конг;
  2. Юка — три длинных, цилиндрической формы барабана: каха (большой), мула (средний) и качимбо (малый). Вместе с барабанами юка используются палочки (по корпусу каха) и железные шейкеры нкемби, одеваемые на запястья барабанщиков.
rebeca034_1200px

Слева направо: Harold Muñiz, Francisco Aguabella и Michael Spiro с агвес, или чекере, 1985. © Don Klein, коллекция М. Спиро

rebeca035_1200pxДругой важный инструмент Банту — маримбула, ящик с металлическими пластинами наподобие фортепианных клавиш под большие пальцы рук, на котором исполнитель сидит во время игры. Маримбула выполняет роль басового инструмента в ансамблях, исполняющих один из старейших стилей кубинского сона, чангуи́.

Инструменты Азии

Китайский корнет

rebeca036_1200pxКитайский корнет, или китайская труба — язычковый металлический горн, завезенный на Кубу китайскими чернорабочими в период колонизации. Он прижился в китайских общинах Гаваны и использовался во время проведения карнавалов азиатских компарсас (карнавальных групп). Около 1910 года китайская труба появилась в компарсас Сантьяго‑де‑Куба, где стала постоянным элементом конгас сантьягерас (congas santiagueras) (групп конга в Сантьяго). Эта труба характерна своим гнусавым, высоким и пронзительным звуком[ref]Оровио, 102-103.[/ref].

Инструменты аборигенов

Сохранились лишь очень небольшие остатки индо-кубинских народностей, некогда населявших Кубу. Среди множества существовавших культур, истребленных в XVI веке, были Сибони (Siboney), Таи́но (Taino) и Гуанахатабибе (Guanajatabibe). Хотя до следующих поколений кубинцев музыкальное наследие этих племен не дошло, историки отмечают сходство танцев и музыкальных форм, песен и различных инструментов с современными[ref]Ортис, Фернандо. La musica afrocubana, 37-41[/ref].

Маракасы

rebeca037_1200pxШейкеры, трещотки и другие виды маракасов, часто упоминаемые историками, обычно изготавливались из дерева и наполнялись мелкими камешками. Эти виды перкуссионных инструментов обнаруживаются и в африканской культуре, что порождает споры относительно их первоначального происхождения — индо-кубинского или африканского[ref]Ibid, 42.[/ref].

Барабаны из бревен

Барабаны были важной частью индо-кубинской музыки и повседневной жизни. Различные барабаны были сделаны из пустотелых бревен, на них играли молоточками, наподобие того, как играют на ксилофонах. Такие барабаны называли майохуакáн (mayohuacán). Некоторые барабаны украшались резьбой в виде зазубренных линий, и по ним водили палочками, получая характерный треск.

Флейты и трубы

Историки также отметили существование разнообразных деревянных флейт и свистулек, трубочек «фотутос», изготовленных из кости, а также морских раковин, используемых как горны. Однако нет никаких убедительных доказательств происхождения упомянутых инструментов, кроме тех, что приводятся в качестве аргументов в спорах между историками.

Гибридные инструменты

Благодаря сочетанию элементов европейской, африканской и (воображаемой) индо-кубинской культур в процессе развития музыки Кубы появилось несколько креольских инструментов. Некоторые из них появились из-за банального отсутствия нужных материалов и необходимости заменять их на те, что можно было достать. Другие же инструменты трансформировались или подвергались улучшениям. Так, например, к некоторым барабанам были добавлены устройства для их настройки.

Трес

Papi Oviedo с тресом, Orquestra Revé в Лондоне, 1989, © Ребека Маулеон

Кубинский трес — производное от испанской гитары. Он характеризуется уменьшенным размером и наличием трех пар струн. Корпус изготавливается из легкого дерева, гриф — из твердых пород, на нем играют медиатором. В основном трес используется в группах, исполняющих сон и его разновидности. Оригинальный строй трес — ре-минор (D, F, A), но может изменяться на строй до-мажора (G, C, E), что впервые было применено гениальным исполнителем трес, слепым музыкантом Арсенио Родригесом. Пары струн соль и до настраивают в октаву, пара струн ми настраивается в унисон.

Тимбалес и тимбалитос

Слово «тимбалес» (timbales) сходно с французским «tympani», креольские тимбалес являются адаптацией европейских литавр. Преобразование заключалось в упразднении котлообразной формы, сохранении двух круглых кадл с настраиваемыми ободами, подвешиваемыми на металлическую треногу. Эта эволюция завершилась к началу XX века, когда новые креольские тимбалес стали использоваться музыкантами в чарангах, исполняющих кубинский дансо́н[ref]Оровио, 107[/ref].

На тимбалес играют с помощью палочек (в отличие от литавр, где используются колотушки), также к ним, как правило, добавляют несколько дополнительных перкуссионных инструментов: ковбелы, вудблок и тарелку. Существует также уменьшенная версия тимбалес — тимбалитос (или паилас), их иногда добавляют к основным тимбалес, образовывая набор из четырех барабанов.

Гуиро

Кубинский гуиро — калебаса или тыква с засечками, на которой играют палочкой, издавая характерный треск. Также по гуиро ударяют палочкой, по той части, где нет засечек. Принято считать, что гуиро — изобретение народа Бантý (Конго), но некоторые историки отмечают существование очень похожих инструментов в индо-кубинских культурах[ref]Оровио, 198[/ref]. Гуиро играет жизненно важную роль в сальсе — в качестве поддержания пульсации, логически выделяя плотный пульс половинными нотами, а также как источник четкого звука, усиливающего текстуру ритм-секции в различых ансамблях.

Johny Pacheco с гуиро. Коллекция Hector Rivera

Johny Pacheco с гуиро. Коллекция Hector Rivera

Кахон

Во времена колонизации порабощенные африканские племена изготавливали барабаны из подручного материала — коробок и корабельных ящиков, как правило, для исполнения светской румбы. Ямбý (yambú) — старейший стиль румбы, исполняемый на кахонах. Большие ящики для рыбы использовались в качестве басового барабана (tumba), а коробки из-под свеч поменьше, имеющие высокий тембр, в качестве ведущего барабана (кинто), для имровизаций. Кахоны до сих пор очень популярны, они часто используются в сочетании с палитос (двумя палочками), которыми ударяют либо по кахону, либо по кусочку бамбука или деревянному блоку, а также с кучарас (ложками) и любыми другими видами металлических трещоток маруга, или иными шейкерами.

Бонгос

Кубинские бонгос —  это два маленьких барабана, соединенных друг с другом тонким кусочком дерева, во время игры удерживаемые между колен. Иногда они могут рассматриваться как отдельные инструменты бонгó. Барабан большего размера с низким тембром называется эмбра (женский), тот, что поменьше, с высоким тембром — мачо (мужской). На них играют пальцами и ладонями, извлекая широкую палитру тембров. Бонгос были придуманы африканцами в кубинской провинции Ориенте и входят в набор инструментов кубинского сона. Изначально кожа барабанов настраивалась под действием жара, но впоследствии появилась система настройки мембран с помощью ободов. Современные бонгос могут изготавливаться как из дерева, так и из стекловолокна.

Yoruba Andano, Гавана, 1992. © Ребека Маулеон

Yoruba Andano, Гавана, 1992. © Ребека Маулеон

Тумбадора (Конга)

Тумбадора, или, как еще его называют, конга — бочкообразный барабан, сделанный из полос дерева твердых пород. Происходит от конголезских барабанов makuta. Изначально тумбадора обтягивались кожей, закрепляемой гвоздиками, которую настраивали под воздействием жара от открытого огня. Со временем была добавлена механическая система, позволяющая настраивать барабаны с помощью ключей.
Ранние тумбадоры использовались в компарсас (карнавальных труппах), их также называли тамборе де конга. Существует три разновидности тумбадор: большой басовый барабан тумбадора или тумба, барабан среднего размера конга и малый барабан, настраиваемый на высокий тон, кинто. В румбе кинто используется для импровизаций или соло на фоне повторяющихся ритмических рисунков, исполняемых на двух других барабанах[ref]Оровио, 414; Леон, 238[/ref].

В центре: Armando Peraza на бонгос, по ч.с., слева направо: Francisco Aguabella (конги), David Belove (бас), Eduardo Reyes (клавиши) и Carlos Santana (гитара), Сан-Франциско, 1985. © Don Klein, коллекция Майкла Спиро

В центре: Armando Peraza на бонгос, по ч.с., слева направо: Francisco Aguabella (конги), David Belove (бас), Eduardo Reyes (клавиши) и Carlos Santana (гитара), Сан-Франциско, 1985. © Don Klein, коллекция Майкла Спиро

Бомбо криоло и Сартенес

Бомбо креойо (bombo creollo)(креольский басовый барабан) —
настраиваемый, двухсторонний военный барабан европейского происхождения, адаптированный и используемый в конгас де компарсас. Для игры на нем используют один молоточек и одну свободную руку[ref]Оровио, 53-54.[/ref]. В компарса также распространены сартенес (или «сковородки»), которые привинчивались к плоским деревянным доскам и с помощью ремней вешались на музыканта, который играл на них деревянными или металлическими палочками.

Сенсерро

В фольклоре Кубы известно множество разновидностей ковбелов, но самым популярным является креольский сенсерро, сконструированный на основе абакуанского ekon. Это простой ковбел без язычка, по которому ударяют деревянной палочкой. Сенсерро обладает двумя основными тембрами: открытый тон, получаемый с помощью удара по широкому торцевому краю колокольчика, и приглушенный тон, получаемый с помощью прижатия пальцев к нижней части ковбела и ударами палочкой по его центральной части[ref]Оровио, 81.[/ref].

Кихада (quijada) (челюсть лошади, осла или мула)

Несмотря на примитивность, кихада — очень популярный инструмент с узнаваемым звучанием, «отец» современного вибраслэпа. Из челюсти (останков скелета лошади, осла или мула) получают отчетливый звук трещотки благодаря вибрации ослабленных зубов[ref]Ibid, 317-17.[/ref].

Барабанная установка

В популярной кубинской музыке барабанная установка начала использоваться с 1920‑х годов ХХ века, когда ранние джаз-бенды и другие ансамбли стали исполнять сон и другие стили. В 40‑х и 50‑х годах кубинская музыка расцвела благодаря счастливому союзу с джазом. В ту эпоху самым узнаваемым пионером барабанной установки был Гильермо Баррето, многоплановой ведущий перкуссионист, работавший в сотрудничестве с такими великими музыкантами, как Бени Мур, Томми Дорси, Нэт Кинг Коул, Чико О’Фаррилл, Исраель «Качао» Лопес и другими. Баррето много лет играл на барабанах в известном ночном клубе Тропикана в Гаване, где он помогал положить конец расизму в отношении черных кубинских музыкантов. Он также был действительным членом кубинского «Современного Музыкального Оркестра».
Стоит отметить еще одну важную фигуру в развитии барабанной установки в кубинской музыке — Вальфредо де лос Райс-старший (Walfredo de los Reyes Sr.)

В течение последних нескольких десятилетий множество барабанщиков экспериментировали с адаптацией традиционных кубинских ритмов к барабанной установке, смешивая стили с уже существующим сложными барабанными техниками джаза, рока и фанка. Кубинский барабанщик Enrique Plá из Grupo Irakere — прекрасный пример музыканта, обладающего обширными знаниями множества стилей и техник, продолжающего применять инновационный подход к смешиванию элементов джаза, рока, фанка, бразильской и кубинской музыки. Другой известный музыкант, José Luis Quintana «Changuito» из Los Van Van не только участвовал в создании стиля сонго, но стал одним из первых кубинских барабанщиков, использовавших электронные барабаны (тома и бас-бочку) в своих установках. Oscarito Valdés стал известен благодаря своей работе с двумя известнейшими фьюжн-коллективами, Афро Куба и Иракере, в которой использовал секвенсоры и двойную педаль бас-бочки.

Барабанщик и тимбалеро Guillermo Barreto с женой, певицей Merceditas Valdéz, Гавана, январь 1990. Коллекция Nanvy Berglass

Барабанщик и тимбалеро Guillermo Barreto с женой, певицей Merceditas Valdéz, Гавана, январь 1990.
Коллекция Nanvy Berglass

Ансамбли в традиционной афро-кубинской музыке

Сочетания европейских, африканских и креольских инструментов породили множество различных оркестровок, в зависимости от исполняемого стиля и доступности инструментов как таковых. Множество кубинских ансамблей вышли из оркестровой традиции, в то время как другие представляют из себя смесь фольклора и крестьянской музыки.

Компарса

Традиция кубинских карнавалов насчитывает вековую историю. Ансамбли, играющие в этом стиле, известны как конгас, компарсас, или конгас де компарса. В качестве инструментов используются тумбадорас (конги), в составе трех барабанов, как было описано ранее, бомбо, сенсеррос (ковбелы), сартенес (сковородки) и духовые (трубы). В Сантьяго‑де‑Куба играли также на автомобильных тормозных барабанах, а китайская труба выступала в роли основного мелодического инструмента, чья мелодия как бы отвечала шествию. В наше время также используются обычные малые барабаны.

Чарангита

Популярная оркестровка деревенских вечеринок guateques. Содержит аккордеон, тимбалес и гуиро.

Коро де Клаве

В XIX в. группы коро де клаве на улицах и в окрестностях городов исполняли песни канто де клаве. В этом жанре соединились стили испанского пения и мелодий с простым аккомпанементом, обычно в размере 6/8. Коро состоит из одного солирующего вокалиста и обширного хора, небольшого альта без струн, который используется в качестве барабана, гитар, клавес и изредка ботихи (керамического кувшина), а также гармошки.

Румба (фольклорные ансамбли)

Не существует строго определения для инструментовки групп, исполняющих румбу, за исключением coro de guaguanco, поздней вариации coro de clave. Другое название coro de guaguanco — grupo de guaguancó. Также, как и его предшественник, коро (или групо) включает солирующий вокал и хор, музыка в начале ХХ века исполнялась на улице. В качестве инструментов использовались тумбадоры (конги) или кахоны (деревянные ящики или коробки), которые обычно разделялись на три части: тумбадора (басовый барабан), сегундо (средний, или второй барабан) и кинто (солирующий барабан). Также использовались две ложки (кучарас) или палочки, называемые палито, с помощью которых ударяли по куску бамбука или по бокам тумбадора или кахона. Также в набор инструментов могли входить маругас или другие шейкеры.

Современные фольклорные ансамбли и сегодня сохраняют эту простую инструментовку и исполняют не только румбу, но и другие стили, добавляя соответствующие им инструменты, в том числе инструменты, описанные ранее в этой главе — Лукуми́, конголезские и дагомейские.

Conjunto de Clave y Guaguancó, Гавана, 1992. © Ребека Маулеон

Conjunto de Clave y Guaguancó, Гавана, 1992. © Ребека Маулеон

Оркестра Типика

Инструментовка, используемая в креольском контрадансе (contradanza criolla) обычно состоит из деревянных духовых (2 кларнета), медных духовых (1 труба, 2 горна), струнных (две скрипки и контрабас), гуиро и литавр. В конце XIX века литавры были заменены на тимбалес, а секция горнов была исключена.

Чаранга Франчеза

Появившийся в начале XX века небольшой состав инструментов, называемый чаранга франкеза (charanga francesa) (позже это название было сокращено до чаранга), состоял из одной деревянной флейты (заменяющей всю духовую секцию), двух скрипок, фортепиано, контрабаса, тимбалес и гуиро. В 40‑х были добавлены тумбадора (конга) и изредка использовалась виолончель. Изначально в оркестрах чаранга струнные не подвергались аппаратному усилению, позднее звук стали снимать с помощью микрофонов, установленных напротив резонаторных отверстий и эфов. С развитием электроинструментов теперь в чаранга можно услышать электроскрипки.

Трио

Инструментовка трио развивалась на протяжении 20‑х годов ХХ века на основе интерпретаций трубадуров, включая болеро, кансьо́на, гуарачи и сона. Состоит из трех солистов, двух гитар и марак, или трех гитар.

Секстето

Инструментовка была разработана для стиля сон. Включает гитару, трес, контрабас (или маримбулу, в стиле чангуи́), бонги, мараки и клаве. Многие видные группы развивали этот жанр в начале ХХ века, в частности, Секстето Хабанеро в 1920 — пионеры в инструментовке с использованием 6 инструментов.

Sexteto Habanero. © EGREM

Sexteto Habanero. © EGREM

Септето

Вероятно, самым важным коллективом для развития кубинского сона являлся оркестр Септето Насиональ. Начав в виде секстета, в 1927 году они добавили трубу, став таким образом септетом.

Конхунто

Около 40‑х стал развиваться конхунто, основанный на ранних септетах. Помимо классического состава инструментов в септето, в конхунто присутствовали также две или три трубы, три солиста (играющих также на ручной перкуссии вроде маракасов или клавес), фортепиано и тумбадора, добавленного тресеро Арсенио Родригесом.

Комбо

Созданный по образу и подобию североамериканских ансамблей с аналогичным названием, этот вариант сформировался в конце 50‑х годов в результате вынужденной экономии на количестве музыкантов, исполнявших музыку в маленьких ночных клубах. Обычно в комбо присутствует одна труба, саксофон, фортепиано, бас-гитара, барабаны (барабанная установка), кубинская перкуссия и электрогитара, хотя могут быть самые различные варианты[ref]Оровио, 98[/ref].

Пуэрториканские инструменты

В формировании звучания сальсы принимают участие несколько пуэрториканских инструментов и стилей инструментовки. Важной составляющей сальсы были и остаются по сей день два таких стиля, как бомба (bomba) и плена (plena). Плена — городской уличный стиль, похожий на калипсо, набор инструментов включает в себя настраиваемые ручные барабаны пандеретас (panderetas), гуичаро (guicharo) и аккордеон. Бомбой называют как стиль, так и барабан, на котором его исполняют — бочкообразной формы, наподобие кубинской тумбадоры (конги). Ритмическая структура скрепляется паттерном, называемом куá (cuá), который исполняется палочками по вудблоку, или с помощью клавес — точно так же, как и кубинский клаве. Бомба и плена обыкновенно исполняются на перечисленных акустических инструментах, включая пуэрториканский струнный куатро (cuatro) — слегка модифицированную гитару, очень похожую на кубинский трес.

 

Пандерета и куатро

Пандерета и куатро

Familia Cepeda с бомбас, Пуэрто-Рико. Коллекция John Santos

Familia Cepeda с бомбас, Пуэрто-Рико. Коллекция John Santos

Доминиканские инструменты

Меренге из Санто-Доминго (подробнее в главе V) обычно исполняется на тамборе, гуиро и аккордеоне. Тамбора — маленький двухсторонний барабан, который вешается на шею. Играют на нем одной палочкой и руками, как по мембране, так и по деревянному корпусу барабана. Гуира — металлический цилиндр с насечками, на котором играют металлической щеткой. Аккордеон в меренге чаще всего кнопочный.

Тамбора и гуира

Тамбора и гуира

Пандеретас: участники Coro Folklórico Kindembo. Слева направо: John Santos, Harold Miñiz, Maribel Garcia‑Soto и автор. Коллекция Hector Rivera

Пандеретас: участники Coro Folklórico Kindembo. Слева направо: John Santos, Harold Miñiz, Maribel Garcia‑Soto и автор. Коллекция Hector Rivera

Популярные стили инструментовки

На протяжении истории развития кубинской музыки было множество открытий и разработок в ансамблях, исполняющих сальсу. Одно из заметных изменений было сочетание инструментов, заимствованных из других ансамблевых стилей. В качестве примера можно привести чарангу, в которой были добавлены бонгос и трубы из конхунто. Другой пример — добавление тимбалес в конхунто.

Большое значение имели джазовые группы и ансамбли, получившие распространение в 40‑х и 50‑х годах XX века. Основную ритм-секцию в сальсе образовывают фортепиано, бас, конги, бонгос, тимбалес, гуиро и (или) мараки и клавес. Состав духовой секции варьируется от двух до шести музыкантов. В варианте с двумя духовыми это могут быть две трубы, или труба и флейта, или саксофон и труба, и т. п. Три духовых могут включать в себя трубу, саксофон и тромбон, либо два тромбона и флейту, две трубы и тромбон, и т.д. Четыре инструмента в духовой секции могут формироваться с помощью четырех труб, или комбинации двух труб и альтового и сопранового саксофонов, или из четырех тромбонов. Комбинаций может быть бесконечное множество, хороший аранжировщик вправе подобрать любое сочетание голосов на свой вкус.

Инструментовки сальсы претерпели множество изменений в последние несколько десятилетий. Несколько групп придерживались традиционных форматов конхунто и чаранга, в то время как другие комбинировали инструменты, заимствованные из других стилей. К примеру, стиль инструментовки чаранга вайената — сочетание элементов кубинской чаранги и конхунто с колумбийским стилем вайенато (vallenato), который включает аккордеон. Roberto Torres и его Charanga Vallenata записали мощный хит «Caballo Viejo», где можно услышать аккордеон, трес и трубу в составе чаранги.

Во многих популярных сальса-группах начиная с 70‑х годов часто использовалась большая духовая секция — от 4 до 6 инструментов, составленная из двух или четырех труб, саксофона (или саксофонов) и (или) тромбонов. В качестве классического примера из нынешнего времени можно привести пуэрториканский коллектив Sonora Ponceña, в котором пианист и музыкальный директор группы Papo Lucca делает неизменно захватывающие аранжировки с духовой секцией, состоящей из четырех труб.

Еще одно популярное звучание — сочетание флейты и тромбонов, используемое, например, в группе Conjunto Libre. Комбинация оркестра чаранги и тромбонов стала популярной благодаря кубинской Los Van Van, которые добавили в свой состав синтезаторы и электронные барабаны. Orquestra Revé — еще одна группа, которая использовала сочетание трех тромбонов и инструментовки,названную самими музыкантами charangón – включающей в себя скрипку и трес.

Los Van Van. Любезно предоставлено Хуаном Формелём, Гавана, 1990. Коллекция Ребеки Маулеон.

Los Van Van. Любезно предоставлено Хуаном Формелём, Гавана, 1990. Коллекция Ребеки Маулеон.

Еще одна уникальная инструментовка — баритон-саксофон в дополнение к духовой секции, состоящей из четырех инструментов. Часто баритон дублирует басовую линию и исполняет независимую мелодию, которая добавляет к ритм-секции полиритмическую текстуру. Такой стиль ансамбля стал популярен благодаря таким артистам, как Willie Rosario (тимбалес/лидер) и его оркестру.

С наступлением эры электронных инструментов 60‑х, в сальса-оркестрах нашли себе место несколько видов клавишных, барабанов, гитар и синтезаторов, а с середины 1980 электронные инструменты часто заменяли собой традиционные акустические, как правило, струнные и духовые. Rubén Blades и его Seis del Sonar сочетали синтезаторы и вибрафоны с бескорпусной электронной барабанной установкой. Синтезаторы часто заменяли традиционные инструменты, добавляя в акустическое звучание группы современные звуки и текстуры.

Rubén Blades во время выступления в Филлморе, Сан-Франциско, совместно с (по часовой стрелке слева): Armando Peraza, Karl Perazzo, Ralphy Irizarry, Orestes Vilato, Jesús Diaz и Bobby Allende. © 1987, René Castro.

Rubén Blades во время выступления в Филлморе, Сан-Франциско, совместно с (по часовой стрелке слева): Armando Peraza, Karl Perazzo, Ralphy Irizarry, Orestes Vilato, Jesús Diaz и Bobby Allende. © 1987, René Castro.

Актуальные музыканты, такие как Luis Enrique, продолжали совмещать традиционные стили сальсы с современными — чаще всего поп-стилями, экспериментируя с гармониями и аранжировками, комбинируя электронные и акустические инструменты. Кубинские Irakere и Afro Cuba использовали как синтезаторы, так и драм-машины и секвенсоры в дополнение к обширному акустическому составу своих ансамблей. Эти и другие группы, например, Batacumbele из Пуэрто-Рико постоянно экспериментируют с несколькими инструментовками, включая в них фольклорные барабаны — такие как batá.

Еще одна популярная кубинская группа NG La Banda имеет в своём составе второго клавишника на синтезаторе, исполняющего гуахеос (guajeos) наподобие партии трес поверх фортепианного монтуно, и часто дублирующего партии духовых или добавляющего электронные текстуры во время риффовой секции (см. главу 4). Все вышеперечисленные коллективы также усиливают ритм-секцию с помощью барабанной установки в дополнение к традиционной перкуссии — конгам, тимбалес и бонгос.

От автора:
При подготовке этой главы оказались жизненно необходимыми две книги — пятитомник Fernando Ortiz «Los instrumentos de la musica afrocubana» и Helio Orovio «Diccionario de la musica cubana».

Об авторе - Rebeca Mauleon

Ребека Маулеон — пианистка, композитор, аранжировщик, певица и танцовщица афро-кубинской музыки и фольклора уже на протяжении более 15 лет. Родилась в Санта Монике, в Калифорнии, в семье испанских басков и евреев. Впервые заинтересовалась сальсой в возрасте пятнадцати лет, на пике карьеры в качестве исполнительницы танцев в стиле фламенко. Впоследствии Ребека усиленно занималась самообразованием с помощью записей и пленок, вернулась в школу и получила степень бакалавра искусств в колледже Милз в Окленде, штат Калифорния. Она совершила несколько поездок по Карибским островам, Европе и Северной Америке в качестве исполнителя, исследователя и преподавателя. Ребека принимала участие в записи, а также выступала вместе с Карлосом Сантаной, Тито Пуэнте, ансамблем Мачете, Джо Хендерсоном, Стивом Туррэ, Исраэлем Лопесом «Cachao», Франциско Агебейа, Дэниелом Понсе, Алексом Акунья, Джованни Хидальго, Джусто Алмарио, Пете Эсковедо, Пончо Санчесом и многими другими.

Ребека является музыкальным со-директором ансамбля Мачете, также она писала музыку и аранжировки для Тито Пуэнте, Пете Эсковедо, ансамбля Мачете, Рэя Обиедо и для джазового фестиваля Сан-Франциско, а также для репертуара Театра Беркли. Ее фортепианные работы можно услышать в саундтреке к фильму «Henry and June» режиссера Филиппа Кауфмана. Ребека преподает в рамках музыкальной программы «Rythmic Concept’s», включая курс JAZZCAMP. Получив грант от художественного совета штата Калифорния, она преподает в начальной школе Сан-Франциско, а также учит исполнять сальсу на фортепиано и в ансамбле по всей Калифорнии. На момент написания этой книги Ребека сотрудничала с музыковедом-перкуссионистом Джоном Сантосом (John Santos), создавая антологию афро-карибской музыки под заголовком «Истоки сальсы» («The Roots of Salsa»).