Дорогие друзья! Сегодня празднует свой 50-летний юбилей Omar Sosa – музыкант с острова Куба, который родился 10 апреля 1965 года.
Пожалуй, если вы хотите услышать этническую мозаику, выраженную в звуках, то вам по адресу. Его музыка лишний раз доказывает, что эти произведения – “продукт” не просто и не только индивидуального мышления, но и каких-то неосознанных (или же, в его случае, наоборот – осознанных достаточно точно) корней. Не будь их – не родился бы новоорлеанский, французский или скандинавский джаз… Омар, как последователь учения сантерии – смеси исконных верований африканских рабов, вывезенных на Кубу, и католизизма, считает, что его путь в музыке – “служение” сантерии и человеческому духу. Омар – “человек мира”, родившийся на Кубе, живший в Латинской Америке, США, а теперь живущий в Европе, и его музыка несет след “родовой памяти” самых разных идентичностей.
Омар Соса родился в Camaguey на Кубе. В возрасте пяти лет Соса начал учиться музыке в Escuela Provincial de Musica в Camaguey и первоначально играл на барабанах, изучая ритм, в возрасте же 8 лет переключился на фортепиано и затем на маримбу. Уже в двадцатилетнем возрасте он создает группу “Tributo” (1986), для которой сочиняет музыку, и издает вместе с ней два альбома. Затем следует работа с кубинскими музыкантами – вокалистом Висенте Фелиу (издается альбом “Arteporética” в 1988 году), появляется его новая группа группа “XL Talla”, в которой принимает участие кубинская вокалистка Ксиомара Логарт.
1993 году музыкант переехал в Эквадор, затем в Сан-Франциско, где стал принимать активное участие в развитии местной сцены латинского джаза. Тогда Соса сотрудничал с такими музыкантами, как Терри Кабрера и Джон Сантос.
Журнал “All About Jazz” пишет о нем:
“Виртуозный пианист смешивает би-боп с кубинскими корнями, фри-джаз и даже хип-хоп с электроникой в удивительно свежее и современное блюдо. Это гораздо больше, чем просто сумма компонентов этой музыки”.
В конце 90-х – начале 2000-х Омар создает успешные альбомы, среди которых были “Omar Omar”, “Free Roots”, “Spirit of Roots”, “Inside”, Bembon”, “Prietos”, а также весьма эксцентричный, по оценкам критиков, альбом “Sintir”, который был позже был номинирован на премию “Latin Grammy Award” и был признан лучшим альбомом 2002 года.
Впрочем, это не единственная из его наград: дважды Омар Соса получал награды от Ассоциации джазовых журналистов Нью-Йорка (один из альбомов пианиста Ассоциация назвала лучшим афрокарибским джазовым альбомом 2003 года), радио BBC3, а в январе 2011 года Омар Соса завоевал победу в номинации «Лучший джазовый альбом» на церемонии вручения 10 ежегодной Независимой национальной премии (США).
С 1999 года Омар живет в Барселоне, дает сотни концертов по всему миру, играет в соло и творческих тандемах. Его последние альбомы на сегодняшний день – “Alma” (2012) и “Eggun: The Afri-Lectric Experience” (2013).
И конечно, самое интересное в творчестве Омара Сосы – это его невероятная “образность” и выразительность, с которой он рисует нам самые разные картины. Дар ли это всех латиноамериканских народов, или же индивидуальное свойство его музыки, Омар обладает удивительной способностью выстраивать реальность своего воображения вокруг вас. То африканские воины наносят ритуальные рисунки на свои лица, и вы вместе с ними заклинаете принести им удачу, то вместе с ним вы видите диск луны, погружающийся в темноту саваны. А то оказываетесь на улицах безлюдного солнечного города, и все утро – безгранично ваше. Би-боп ли, фьюжн, хип-хоп или фри-джаз – какими бы музыкальными “стилями-инструментами” ни пользовался Омар Соса, определенно, он способен сопроводить вас в мистическом таинственном путешествии к самому себе.
http://www.youtube.com/watch?v=-5GfQRKY628