Rubén González

Автор: Екатерина Селянинова

26 мая 1919 года в кубинской провинции Санта-Клара на свет появился Рубе́н Гонса́лес (Rubén González), один из самых известных пианистов острова свободы. Этот самородок, сочетающий в своей игре сплавы латиноамериканских ритмов с джазовой импровизацией, считается одним из немногих пианистов, которые фактически создали современную кубинскую школу игры на фортепиано. И хотя впервые Рубен вкусил плоды настоящей славы только в возрасте 78 лет, он был истинным революционером звука кубинской музыки, сформировав свой собственный, полный жизненной энергии стиль, который так и хочется назвать солнечной манерой игры свинга. А поскольку и сам пианист был человеком солнечным, просто, скромно, страстно и с чувством юмора радующимся музыке во время игры, неудивительно, что эта радость возвращалась к нему вместе с миллионами благодарных слушателей.

Свои блестящие музыкальные способности Рубен проявил с ранних лет. А так как его детство проходило в небольшой деревушке Crucijada, недалеко от города Cienfuego, то с благословения своей матери каждые две недели он ездил в город, чтобы брать уроки в высшей школе музыки в Cienfuego. К изумлению своей учительницы, порою он привозил репертуар из 20 самостоятельно освоенных произведений. Но для Рубена, проявлявшего незаурядный интерес к джазовой музыке и бредившего кубинской национальной музыкой “сон”, с тех пор как он себя помнил, обучение классической музыке было лишь способом совершенствования его исполнительского мастерства. Поэтому в 15 лет, едва окончив школу, он стал играть в местных танцевальных оркестрах.

Правда, несколько лет спустя желание стать врачом привело Рубена в медицинский институт, но его любовь к музыке оказалась сильнее всех клятв Гиппократа. В итоге он забросил учебу и в 1941 году переехал в Гавану, чтобы стать профессиональным музыкантом, что было для него совсем не трудно, ведь его изобретательный стиль быстро становился популярным. Он играл со многими танцевальными оркестрами Гаваны, и группа “De Los Hermanos”, возглавляемая перкуссионистом Mongo Santamaria, была одной из первых. Они играли в основном в Гаване, но частенько выступали в близлежащем прибрежном городе Матансас – месте, которому приписывают рождение румбы.

Известность пришла к Гонсалесу в 1943 году, после выступлений и записи первых пластинок с ансамблем мультиинструменталиста Арсенио Родригеса, с которым он изобретал новые ритмы. Однако в 1946 году, будучи противником коммерциализации музыки, Гонсалес оставил группу и в 1950-х путешествовал по миру, иногда живя то в Аргентине, то в Панаме и играя там с ансамблем “Les Estrellas Negras”.

В начале 1960-х, после своего возвращения в Гавану, Рубен выступал в знаменитом на весь город клубе “Tropicana Club”, а также начал играть с группой родоначальника “ча-ча-ча” Энрике Jorrin. Их 25-летнее сотрудничество продолжалось вплоть до смерти Jorrin в 1987 году, после чего Рубен временно взял на себя роль лидера коллектива. Но, поскольку для пианиста, желавшего, по его словам, “уйти с концерта, сразу же после его окончания”, административные обязанности казались слишком тяжёлым грузом, он вскоре покинул группу и, более того, вообще ушел из профессиональной музыки.

Лишь через несколько лет Рубен, совершенно неожиданно для себя, обрел второе дыхание. Это случилось благодаря художественному чутью Рая Кудера, обратившегося к Гонсалесу с предложением записать его первый сольный альбом. Идея была блестящей, и её удалось реализовать под британским лейблом “World Circuit”: в 1997 году был издан первый диск Гонсалеса – “Introducing … Ruben Gonzalez”. Под псевдонимом “The Afro-Cuban All Stars”, всего за 10 дней группа Гонсалеса записала два альбома, а третий, записанный следом под брендом “Buena Vista Social Club”, был продан тиражом более пяти миллионов копий и выиграл премию “Грэмми” в номинации “Лучший латинский альбом”. В том же году, в течение трёх с половиной часов группа блестяще играла в “Карнеги-Холл”, по длительности выступления побив рекорд самого Луи Армстронга.

Кстати, группе “Buena Vista Social Club” позднее был посвящён документальный фильм с таким же названием, подаривший Гонсалесу огромное признание как в США и Европе, так и в родном отечестве. “Я был уверен, что на Кубе люди забыли обо мне. Они думали, что я ушёл из музыки, но вдруг узнали, что я более успешен, чем когда-либо в своей жизни. Естественно, они немного удивлены, как впрочем, и я”, – говорил Рубен о возрождении своей популярности на страницах “Daily Telegraph”.

И действительно, несмотря на мучивший его артроз, а также долгий перерыв в исполнительской деятельности, Рубен не переставал удивлять. С заразительной энергией и силой, свойственной лишь молодым людям, он играл, как никто другой, ставя под сомнение свой солидный возраст. Рай Кудер восхищённо говорил о нём, как о величайшем пианисте, представляющем собой “кубинский крест между Телониусом Монком и Котом Феликсом”. Но, кроме почёта и славы, самой большой наградой и радостью для Рубена стал тот факт, что теперь к его музыке действительно прислушивались, ведь всю предыдущую жизнь он играл лишь для танцующей публики.

Никогда до этого не гастролировавший в столь широком масштабе, Рубен Гонсалес, вместе с Раем Кудером и участниками своего ансамбля, Компаем Сегундо, Ибрагимом Феррером, Элиадесом Очоа и Омарой Портуондо, теперь разъезжал с турами по всему миру. На волне этого головокружительного успеха появились ещё несколько сольных альбомов, в том числе “Indestructible” – в 1998-м, “Estrellas De Areito” – в 1999-м, “Chanchulloвсе” – в 2000-м и “America del 55” – в 2002 году. А последние выступления пианиста состоялись в Мексике и на Кубе в 2002 году, после чего он вынужден был оставить музыкальную карьеру из-за прогрессирующего артроза.

Рубен Гонсалес умер в возрасте 86 лет – у себя на родине, в Гаване, 8 декабря 2003 года. Больше всего на свете он любил играть и теперь, наверное, играет на небесах, ведь незадолго до смерти с его уст слетели слова:

“Если я не могу взять фортепиано с собой, то я не хочу уходить”.

Оригинал записи в ВК

Об авторе - Марат Капранов

Музыкант, сальсеро, переводчик. Редактор сайта "О сальсе по-русски".

Top