Самое страшное, что люди могут сказать себе вообще по жизни — «со мной что-то не так»!
Но про всю жизнь я сейчас говорить не буду, скажу про танцы. Изначально многие приходят в танцы с мыслью: «Да, вряд ли получится. Я же вообще деревянный, медведь на ухо наступил!» и прочее «позитивные» установки.
Потом начинаются занятия и мысли эти только подтверждаются, ведь не получается изолированно двинуть плечом, начинаем путать ноги, руки не слушают, ритм играет в прятки с вашими ушами, каждый шаг уходит в пятку, хотя преподаватель просит наступать на переднюю часть стопы! Короче, тихий ужас! А если вы еще пришли в звании «лучший танцор на свадьбах, Днях Рождениях и корпоративов», то вообще печаль становится, ведь на этих мероприятиях вы тот еще «жгун», а тут жечь не получается, тут и танца нет, и настроение кончилось, и тело «оказывается» уже не слушается.
Честно говоря, это так и есть, вы деревянный/деревянная! Это простая истина и можете ее даже назвать в последней инстанции, но есть кое-что, что не является истиной. Не ВЫ деревянные, а ваше ТЕЛО, ведь оно не привыкло делать осознанные движения, танцуя на корпоративах и свадьбах, оно просто танцует. Сальса, кизомба, бачата, west coast swing и другие направления, хоть и являются социальными танцами, но все же имеют «форму», пребывание в которой требует навыка. В этих танцах есть куча технических аспектов, над которыми работать надо. Сделать скрутку в корпусе, изолированно двинуть плечом, сделать волну — для многих их нас ни одно из этих движений не является привычным для нашего тела. Мы привыкли ходить, сидеть, лежать, совершать простые действия руками, ногами, головой… ВОТ И ВСЁ! Вот и вся причина, по которой ваше тело деревянное — оно не привыкло делать изоляции и волны, ноги не привыкли быстро менять направления и еще и держаться в определенном ритме, руки не привыкли вести тело партнерши или крутить повороты.
Когда-то даже сидение, хождение, ползание требовало от нас сноровки. Это было в детстве, когда мы только учились это делать. Даже пользоваться вилкой мы учились. Так вот с танцами то же самое: наше тело нужно научить танцевать, научить координировать мышцы, научить осознанно двигаться в пространстве и потом это уже будет на уровне рефлексов. Это просто реальная вдумчивая практика. Из аналогов из взрослой жизни первыми приходят на ум палочки для суши. В этом «нелегком» деле много мастаков сейчас. Многие любители уже не представляют поедание роллов без палочек, а ведь каждый из этих любителей потратил какое-то время, чтобы научиться этими палочками есть и сдается мне это тоже потребовало время, а ведь это просто две палочки и координация пальцев на одной руке. А теперь представьте сколько вдумчивости нужно, чтобы скоординировать свое тело на свое танцевание, а еще и ведение партнерши или следование за партнером.
Или вот еще пример: навык водить машину. Кто учился на механике, тот помнит этот ад «газ-сцепление-тормоз», а еще своевременное переключение скоростей. Так ведь это тоже требовало усилий: инструктор говорит простые команды и мозгом мы их понимали, но требовалось время, чтобы тело осознало это мягкий переход, который должен был произойти в работе ног на педалях. И это было дичайший стрессом для многих. Но ведь после того, как тело осознало, всё наладилось и многие из окружающих меня людей вовсю уже ездят и уже не парятся где там газ, тормоз и сцепление (тут, конечно еще сказалось внедрение «коробки-автомат»).
Палочки, вождение — навык. Танец тоже навык. Но танец парный навык сложнее, чем сольный танец, т.к. тут нужно разобраться со своим телом, а еще и вести/следовать за телом другого человека, который тоже в этот момент пытается подружиться со своим телом.
Так что может стоит начать вдумчиво работать со своим телом, чтобы в него пришла свобода? Пора перестать говорить, что с вами «что-то не так». Всё с вами так, просто наше тело не умеет танцевать. Его надо научить… И это задача каждого из нас. Я не знаю ни одного крутого танцора, который танцует и при этом не понимает, что делает его тело. Они могут не задумываться, делая то или иное движение, делая его на уровне рефлексов, но так было не всегда… В какой-то день/дни/недели/месяцы они потратили не один час, чтобы их тело этому научилось.
Иногда я слышу, что «танцы не для него/нее»… Простите, но это бред! Танцы для каждого. Посмотрите, что такое инклюзивные танцы, вот тут еще стереотипно можно сказать, что танцы не для него/нее, но в этих танцах танцуют. Просто посмотрите этот короткий репортаж про инклюзивные танцы (https://www.miloserdie.ru/special/tanzy/) и хочется верить, что вы уже никогда не скажете, что вы не МОЖЕТЕ танцевать, ведь люди в инвалидных колясках, с ДЦП и прочими непростыми жизненными ситуациями танцуют. Вы умеете ходить, вы слышите, у вас 2 руки и 2 ноги: единственное ваше ограничение это ваш мозг, который вам говорит, что вы НЕ МОЖЕТЕ, что с вами ЧТО-ТО НЕ ТАК.
Недавно я услышал от своей ученицы: «Офигеееть, я поняла, что я своим телом вообще не владею, я им пользуюсь. Я делаю элементарные движения, но при этом не могу выделить работу отдельного сустава/мышцы». А другой ученик, который ходит на индивы вообще попросил пока ему шаги не давать после того, как на одном из уроков мы начали медленную проработку шага и работу плеч: он так вдохновился тем, что он пусть даже еще медленно, но может заставить свое тело сделать то, что ОН ОТ НЕГО ХОЧЕТ. И сейчас каждый урок мы тратим на изоляционные работы с телом. И каждый урок я вижу озарения и счастливое выражение лица после того, как он подчиняет себе ту или иную часть тела.
Каждый из танцоров был в моменте, когда у него случалась вспышка счастья от того, что он смог сделать то или иное движение. А теперь вспомните, что этому предшествовало: вы слушали преподавателя/смотрели видео, понимали мозгом что нужно сделать теоретически, а потом паззл складывался только в момент, когда тело догоняло в понимании мозг. Момент, когда вы поняли, что нужно сделать вашему телу, чтобы это случилось. Момент, когда мы договорились со своим телом. Я считаю, что это самый важный момент: договориться со своим телом, со всеми его частями о том, что им нужно сделать в тот или иной момент. А на это время нужно и времени немного. Никто из нас не делает себе скидку: «Ай, это же социалка, а значит можно быть страшным в танце!». Неа, все хотят танцевать красиво… Простите, но для этого нужно научиться управлять своим телом, а это навык, который является фундаментом. Управление телом является фундаментом, связки и движение возведенными этажами. Если мы большую часть тратим на возведение этажей, а фундамент не укрепляем, то рано или поздно дом может обрушиться (придет разочарование от самого себя). Не единожды я наблюдал такое разочарование, когда люди учились несколько лет, а потом посмотрев на себя со стороны жутко расстраивались.
Хватит бить себя по личному фундаменту, говоря, что «танцы не мое совсем», «со мной что-то не так», «вот же я дерево». У вашего тела есть причина быть «деревом» — наша обычная и малоподвижная жизнь. А это означает, что вы можете сделать так, чтобы ваше тело смогло, чтобы вы пришли в режим «Я МОГУ». Режим «Я МОГУ» значительно приятнее режима «СО МНОЙ ЧТО-ТО НЕ ТАК». Наша профессиональная компетентность зависит не сколько от нашего теоретического знания своей профессии, а сколько от практических навыков. С танцем тоже самое: наша уверенность зависит не от связок, а от понимания и владения своим телом. И тогда становится не важно, что танцевать, вы быстрее обучитесь любому танцу, если понимаете как управлять своим телом. Мы круты не только тем, сколько движений делаем, а тем, КАК мы их делаем. Как наше тело «танцует» в момент исполнения этих движений. Научите свое тело не только связкам. Научите свое тело танцевать, научитесь владеть/управлять своим телом. У хип-хоперов есть такое упражнение: они стоят перед зеркалом и танцуют по очереди отельными частями тела… В ход идут голова, плечи, грудь, руки, ноги, бедра. Это так круто!
Я МОГУ — требует времени и усилий. Нужно будет больше работать со своим телом, нужно будет отслеживать свое тело, нужно будет чаще практиковать (именно практиковать, вдумчиво и осознанно). Но поверьте мне, результат превзойдет ваши усилия. С вами всё так, ведь вы МОЖЕТЕ! Перестаньте гнаться за миллионом фигур — научитесь владеть своим телом