О взаимодействии

Денис Золотарев - коннекшн

Разговоры о правильном взаимодействии напоминают споры о том, как правильно заниматься сексом (спойлер: так, как нравится всем участникам процесса). Поэтому сама постановка вопроса «как надо» лишена смысла. Как кому надо?

Тем не менее, об этом говорится столько (в том числе на постоянных сравнениях кого-то с кем-то — партнеров, техник, школ, стран), что, пожалуй, пора уже закрыть тему, сэкономив тусовке массу когнитивных усилий в будущем. Не благодарите. Впрочем, учитывая склонность людей абсолютизировать собственный опыт (мне хорошо, когда N, значит всем хорошо, когда N), вряд ли мы избавимся от этих разговоров насовсем.

Я не буду скрывать, что все написанное дальше — в значительной степени критика сложившегося в нашем отечестве консенсуса о единственно правильной форме «коннекшна».

Итак — что такое правильное взаимодействие?

Парный танец — своего рода форма коммуникации, и рассуждая о взаимодействии в танце мы легко можем использовать аналогии из других видов общения. Про секс в начале мы уже пошутили, поэтому остановимся на сравнении с дружеской беседой.

Разговор с любым человеком — это процесс нащупывания такой формы общения, которая будет в равной степени комфортна обоим участникам и при этом позволит сохранить некое взаимопонимание.

Иными словами, если один постоянно требует зрительного контакта, громко говорит и отчаянно жестикулирует, а второму от этого становится не по себе — беседа, скорее всего, не заладится. Как и в случае, если первого раздражает и сбивает с толку тихий голос и внешняя безэмоциональность собеседника. Тут ключевое слово — «если». Не обязательно быть похожими, чтобы иметь приятную беседу, но обязательно уметь адаптироваться к чужим особенностям (если вам хочется поговорить).

В этом ключе говорить о правильном или неправильном взаимодействии так же странно, как утверждать, что люди должны общаться по четко определенной схеме, со строго выверенной громкостью голоса и прочими нюансами. А любые дискуссии на тему выглядят как спор посетителей библиотеки с завсегдатаями спортивного бара о том, как надо вести себя в общественном месте (или может лучше запретить библиотеки? или бары?). Кстати, к слову, на что больше похожа сальса — на библиотеку или на шумный бар?

Несомненно, для каждого конкретного человека органичен какой-то определенный формат общения, но разумно ли экстраполировать свои предпочтения на всех окружающих? И снисходительно смотреть на других танцоров (вернемся все таки к танцам): дурачки, какое богатство танца могло бы открыться им, если бы они делали «вот так»!

Окей, а какое богатство могло бы открыться вам, если бы вы делали «вот этак»?

«Коннекшн», безусловно, должен быть, но он должен быть с конкретным партнером, а не с представлениями посторонних людей о том, «как правильно». И если вы кого-то не поняли, то скорее всего это означает не то, что кто-то из вас не умеет танцевать, а то, что вы делаете это по-разному и кайфуете от разного. Потому что не существует такой вещи, как «неудобно». Существует только «МНЕ неудобно».

Возвращаясь к началу, правильное взаимодействие — это прежде всего готовность увидеть и понять партнера и его предпочтения как есть, вне фильтра своих стереотипов. И честно отказаться от танцев с ним, если расхождения критичны. Ну а жесткие руки, мягкие руки, уходы в соло, неуходы в соло — это спор любителей окрошки на квасе с любителями окрошки на кефире.

Об авторе - Денис Золотарев

Танцор, преподаватель, один из старейших и авторитетных сальсерос Москвы