Обнаружил в себе страх… Вернее, не обнаружил, а признал очень четко и ясно, что он есть. До вчерашнего дня я его чувствовал, но пытался сделать вид, что этого страха нет. Для меня это такое удивительное открытие, что я вчера словил ощущение «лампочка загорелась» в голове!
Момент истины наступил вчера, когда мы собрались в нашей тройке по коучингу, чтобы попрактиковаться и отработать нужные нам навыки/инструменты. В тройках мы работаем после каждого учебного модуля по программе «Наука и Искусство Трансформационного Коучинга» (НИТК'а), чтобы практиковаться и помогать друг другу расти. И вот вчера на такой вот встрече я поймал себя на мысли, что для меня подобные встречи стресс, т.к. внутри сидит страх ошибиться, страх неудачи. И он работает именно в окружении тех, кто с тобой на одном уровне или выше тебя по уровню. Очень интересное открытие, я вам скажу. Мозг сразу начинает суетиться, паниковать, перестает видеть очевидные моменты. Мозг так старается сделать все правильно, что от подобных экстра-усилий происходит внутренняя блокировка, иными словами, чем сильнее человек старается, тем меньше у него получается. Самое интересное, что когда я провожу «живые» коуч-сессии, то все легко для меня, я сразу захожу в состояние потока, все очень спокойно и естественно.
Вырисовывается вот какая картина — во время «живых» сессий я пребываю в состоянии творчества: вряд ли мне кто-то скажет, что я сделал ошибку или неправильно применил какой-либо из инструментов, или нарушил алгоритм. А вот во время демо-сессий и встреч в «тройке» творчество уже не получается, т.к. есть понимание, что каждая твоя ошибка будет замечена, каждое отклонение будет замечено, а потом тебе еще об этом расскажут.
И в этом ведь самое интересное заключается в том, что РЕАЛЬНО меня пугает не сам факт ошибки, не факт того, что ошибку заметят, не факт того, что мне об ошибке могут сказать… РЕАЛЬНО же меня пугает тот факт, что Я ДУМАЮ/МНЕ КАЖЕТСЯ, что заметив мою ошибку, люди как-то изменят свое отношение ко мне, а это значит, что мне нужно сделать это идеально, а значит я начинаю сильно стараться, а значит вместо того, чтобы созидать, я напрягаюсь. И это очень БОЛЬШИЕ ОЖИДАНИЯ от самого себя…
Кстати, если вы спросите у танцоров, то в танцевальной жизни такой страх тоже есть: многим страшно танцевать с тем, кто с тобой на одном уровне/выше тебя уровнем. Вместо танца там получается попытка удивить/наворотить/сделать все «круто», при этом самого танца часто не случается. У меня тоже есть такой внутренний страх: я редко танцую с преподавателями. Вот именно с теми, кого я хорошо знаю, чьим знакомством дорожу. По сути с теми, кто мне может дать обратную связь. При этом это касается именно Кизомбы… А в сальсе я всегда спокоен. На международной сальса сцене я «андердог», а в кизомбе я тот, кто привез ее в Казахстан, я один из первых, кто начал танцевать на территории СНГ. Видимо, эти факты налагают на меня какую-то повышенную ответственность и большие внутренние ожидания. И когда я знаю, что не доработал в каких-то моментах, то стараюсь избегать ситуаций, когда я увижу это в зеркале, которым выступает танец.
Получается, что все вышеописанное можно объединить в список:
- завышенные ожидания к самому себе
- страх сделать ошибку и того, что ошибку заметят
- страх того, что это повлияет на отношение ко мне
Для меня это компоненты одного страха — СТРАХ НЕУДАЧИ. Именно этот страх не пускает дальше многих людей, именно он является одним из самых распространенных внутренних «STOP-еров» человечества. А мне казалось, что у меня он отсутствует, ведь я столько всего сделал в своей жизни… Сейчас думаю: «А сколько бы я мог сделать, если бы этого страха не было?!». Но это уже другая история и это уже прошлое…
Сейчас, когда СТРАХ очень четко detected, нужно применить очень крутую технику, которую я иногда применяю. Она состоит из 2-х частей:
- снизить внутреннюю важность того, что я делаю. Это позволит расслабиться и быть свободным. Когда перестаешь думать о чем-то, как о ВАЖНОМ, то тогда снижается чувство повышенной ответственности и давление «крутого результата». Это не про то, чтобы «забить» на ситуацию, а про то, чтобы перестать переживать и позволить себе созидать, заниматься творчеством.
— зайти в режим путешественника/исследователя, который смело и более того с сумасшедшим энтузиазмом пускается в путешествие. Причем лезет в самые дебри с радостью ребенка, который открывает мир. Такому путешественнику всё интересно, всё надо потрогать и понюхать. Подобная энергия задает настроение: «Как же круто мне сейчас! Я открываю столько нового!!! Ой, кажется я не туда свернул?! Тоже круто, ведь я столько всего нового увидел. Пойду искать теперь в другом месте!»
Когда я в таком состоянии, то мне вообще круто, я чувствую, что отсутствуют границы моих возможностей, отсутствуют какого-либо рода страхи, я пребываю в ощущении потока и кайфа…
У меня мой страх проявляется только с теми, кто со мной на одном уровне/этапе/опытнее меня. Я об этом писал выше… Получается, что я вижу в таких людях угрозу, а хорошо бы в них видеть поддержку, видеть ту поддерживающую среду, в которой я смогу стать сильнее…
[…] Надо научиться позволить себе творить среди сильнейших мира сего. Позволить себе созидать и позволить себе ошибаться — одно из самых замечательных позволений, которое я могу себе дать и нужно пробовать это сделать, ведь СТРАХ и ТВОРЧЕСТВО вещи разных уровней и очень трудно совмещаются. Сальса, кизомба, бачата — танец, коучинг — танец, жизнь тоже танец… Танец и страх не совместимы…
Источник: https://yvision.kz/post/702 884