El Goyo

Основатель и инструктор Конхунто Фолклорико Насиональ вот уже на протяжении 25 лет, фольклорист, профессор, директор сцены, перкуссионист, композитор и актер El Goyo, вероятно, самый известный певец классической румбы, такой как “Mayeya” на Rapsodia Rumbera и “La Jerigonza” на сборнике, посвященном юбилею Тata Güines. Он работал с джазовой саксофонисткой и флейтисткой Jane Bunnet на одном из самых ее заметных дисков Chamalongo, а также на DVD “Кубинская Одиссея”. Но Эль Гойо спел и записал гораздо, гораздо больше.

Эль Гойо родился 17 ноября 1936 года в провинции Пинар-дель-Рио, и вскоре после его появления на свет семья переехала в доведенные до нищеты окрестности Гаваны под названием Las Yaguas. Кстати, как ни странно, но его день рождения совпал с юбилеем его исполнительства.

На заре 40-х годов отец Грегорио, Исидоро, занялся бизнесом, который он сам для себя назвал “ботелеро”. Каждый день начинался спозаранку с обхода улиц Гаваны с тележкой. Исидоро, зазывая людей, скупал пустые бутылки у жителей – для последующей их перепродажи компаниям.

Одним таким утром, когда Исидоро, как обычно, готовился выйти на работу, маленький Гойо преподнес ему сюрприз. По словам María del Carmen Mestas в ее книге “Pasión de Rumbero” (откуда взято большинство информации в этой заметке), просьба звучала так:

“Папа! Сегодня мой день рождения, и я хочу, чтобы ты в качестве подарка взял меня с собой, чтобы я помогал тебе зазывать людей.”

“al poco rato ya andaba el chiquillo de siete años lanzando al aire sus pregones entre la admiración de los que disfrutaban aquella voz melodiosa.”

“Вскоре семилетний зазывала приводил всю округу в восхищение своим мелодичным голосом”.

Позднее семья переехала в Эль Моро, где Гойо по-настоящему увлекся румбой, сначала как танцор, а потом стал играть на палитос и трес-дос, и, в конце концов, петь.

Это было подходящее время для становления румберо. По радио и тв транслировали румбу, которая до этого была скрыта под навесами бараков, а теперь стала на виду, и множество новых групп ворвались на сцену.

“Te digo que fue toda una explosión: nacieron grupos como Alejo y sus muchachos, Los Chicos Buenos, Las Estrellas Amalianas, Los Principales, Rumboleros, Los Parraqueños, y Los Tercios Modernos, hasta llegar posteriormente a ese cuarteto magnífico que forman Los Papines.”

Говорю тебе, это был взрыв: появились такие группы, как Alejo y sus muchachos (Алехо и его парни), Los Chicos Buenos (Хорошие Мальчики), Las Estrellas Amalianas (Звезды Амалины), Los Principales (Главари), Rumboleros, Los Parraqueños, y Los Tercios Modernos. Все это привело, в конечном итоге, к появлению того самого квартета, который сформировал группу Los Papines.

Ель Гойо собрал свой первый дуэт с Carlos Águila. Впоследствии они работали вместе с Daniel Sánchez, Jesús Estrella Gutierrea, Fico Fabelo и Juan de Dios Ramos (оба в Конхунто Фолклорико Насиональ и позднее – в El Sicamarié, Mambo Chambo и Los Principales).

Прославленный певец Абакуа – Ель Гойо заинтересовался закрытым мужским сообществом с Калабарскими корнями, услышав в румбе множество отсылок к Абакуа.

El mundo del Abakuá está muy vinculado al de los rumberos y, especialmente, al de los cultivadores del yambú y el guaguancó; por eso, desde que me inicié en la rumba sentí interés por esa sociedad.

Мир абакуа очень сильно связан с миром румберос и особенно с миром тех, кто развивает румбу ямбу и гуагуанко. Поэтому, с тех пор как я начал интересоваться румбой, я почувствовал интерес к этому сообществу.

Впоследствии он стал членом Абакуа. Его пласа[ref]В оригинале – plaza, вечная позиция в иерархии Абакуа (?)[/ref] – Moruá Iyuansá Uriabón. Благодаря педантичному самообразованию он стал настоящим экспертом в песнях и ритуалах Абакуа. Он говорил: “Одна из вещей, которые я знаю, как нужно делать –  íreme , выходя из комнаты fambá”[ref]”Lo que sí sé hacer es hacer al íreme salir del cuarto fambá”[/ref]. Его мастерство пения Абакуа особенно ярко проявлено в работе “Антология афрокубинской музыки[ref]CD-0744 Antología de la musica afrocubana[/ref]”, том X, недавно переизданной EGREM на 10 компакт-дисках.

В 2000 году Ель Гойо собрал в студии мастеров жанра для того, чтобы рассказать историю румбы от уличных исполнителей (bandos de calle) и коро де клаве (coros de clave) до гуарапачагео[ref]См. на youtube краткую демонстрацию ритма guarapachagueo[/ref] и румба-рэпа, на компакт-диске “La Rumba es Cubana” (номер по каталогу Abdala UN-CD6004).

Также, помимо посещения конференции на фестивале Guanana 2006 в Сьенфуэгосе, а также “Festival La Conga y La Rumba” в Бехукале, Куба, Ель Гойо планировал записать DVD под названием “De las Raíces a las Síntesis” (“От истоков до синтеза”) о своих исследованиях взаимопроникновения испанской и африканской традиционной культур в кубинской музыке, сделав упор, главным образом, на влиянии румбы и сона.

Кроме того, он планировал запись трёх CD, для которых, как он говорил, ему был нужен “основательный материал” – “Goyo y sus Amigos” (“Гойо и сотоварищи”), “Homenaje al Tío Tom” (“Посвящение Тио Тому”) и еще один диск без названия, рассказывающий о том, как румберос пели о национальных и международных политических событиях.

Эль Гойо пережил несколько инсультов и операций, но так и не оправился. Он умер 8 января 2012 года.

Оригинал статьи на заброшенном автором блоге

 Читайте интервью 2005 года с Эль Гойо (перевод на русский язык)

Об авторе - Марат Капранов

Музыкант, сальсеро, переводчик. Редактор сайта "О сальсе по-русски".