Напишу, что набралось по личному опыту) взгляды на это разные очень, вот у меня так)
Вообще, если девушка не танцевала до этого что-то (например, бальные танцы) много лет на каблуках, новичку лучше начать с плоской подошвы. Ни в коем случае не обычные туфли, даже очень удобные, пожалейте свои связки! Не кроссовки!
Джазовки, чешки, на крайний случай балетки со скользящей подошвой, или совсем на крайний — носочкиКстати, потом поговорим о том, зачем нам достаточно скользящая подошва и почему это важно. Так вот! Обувь для танца, какой бы она ни была, должна позволить вам свободно работать стопе, голеностопу и коленям.
Если это туфли — надевайте и проверяйте, не напрягаются ли у вас в них мышцы, не перерастягиваются ли. Она не должна давить, натирать (танцевальные туфли, как правило, мягкие, и мозолей при правильном подборе не вызывают). Подбор туфель вообще дело очень индивидуальное.
На что еще я обращаю внимание?
Колодка: самое важное. Она обеспечивает правильно положение и здоровье вашей спины! Вас не должно в них кренить/заваливать и прочее.
Каблук: Надели и смотрим — как стала наша ось, устойчив ли каблук, когда вы стоите (это зависит не от формы каблука! Это заблуждение! А от распределения веса). Слишком толстый каблук и тонкая шпилька таят опасности — пусть и разные. О них позже.
Форма туфлей: У меня на ногах мизинцы не особо ровные, они норовят выпадать и натираться, это очень некрасиво! Поэтому мое ограничение — как правило, хорошо садится модель с закрытым мизинцем. Бывают удачи, когда и поворозочки тонкие, а мизинец там плотно и аккуратно зафиксирован.
Где ремешок: не так важно, это вопрос посадки, но туфли не должны норовить слететь!
Материал: знаете, тут все зависит от предпочтений и вашей физиологии, но если в синтетике ваши ноги потеют, танцевать на жарких фестах на юге будет неудобно.
Подошва: хорошие туфли для социальных танцев (они не такие, как бальные) сделаны так, что подошва чуть плотная и амортизирует. Это очень хорошо при забегах на «длинные дистанции». Материал подошвы имеет важное значение. Наши подошвы — это наша легкость и контроль в поворотах (именно там живет энергия поворота и импульс), это наша скорость и наша устойчивость.
Каблук: поворот в туфлях на каблуке (на плоской подошве есть отличия, и вообще, для меня это другой танец. Про переход чуть позже) происходит на передней части стопы. Каблук разгружается! Именно тут таится опасность толстых каблуков — есть соблазн оставить на них часть веса — а это такой удар по коленям, что мама не горюй.
Импульс для поворота мы берем от пола! Это категорический для меня момент техники поворота.
Проблемы с ногами
Не так давно я лечила стопы, в итоге делюсь тем, что собрала полезного и хорошего. Вдруг кому пригодится.
Начнем с того, что каблуки для меня — это элегантность, сексуальность, красота. Ну как с этим поспоришь! Я вообще про красоту отдельно еще напишу.
Но ведь все это вовсе не лежит с ними в одной коробочке/сумочке. Все это требует умения пользоваться и бережного отношения к здоровью ножек, так как каблуки оказывают влияние на работу стоп, голеностопа, коленей, таза и всего позвоночника. Красота — но не в ущерб здоровью!
Как прямоходящие, мы выстроены вертикально — над стопами таз, над тазом торс, над торсом голова. Когда мы встаем на каблуки — вся эта конструкция требует перераспределения. Так, чтобы даже при таком раскладе попа, голова или что-то еще не уехало ни вперед, ни назад.
Колени
Их функция сгибаться и разгибаться, снижая нагрузку при движении. У неопытных носителей каблуков колени норовят то выключиться, то, наоборот, все время находиться в согнутом положении. И то, и другое, поверьте, не полезно. Не буду углубляться, но у коленей должна быть возможность выполнить их функцию, тогда это будет смотреться красиво, а не противоестественно. Еще одна болезнь неопытных — перенапряжение, связанное с боязнью упасть с каблуков.
По расчетам производителей танцевальной обуви, при шаге на плюсну давит вес от 3 до 10 раз превышающий массу тела. Поэтому от того, как вы ставите ногу, от того, как распределяет вес обувь — если речь о каблуках — зависит нагрузка на вашу стопу.
Ортопедические вкладыши могут снять до 20 процентов нагрузки!
Если после занятия мы, как правило, (если ситуация еще не критическая) не замечаем ничего страшного, и ничего не болит, то после длинной вечеринки у многих уже все не так радужно, а после фестивальной ночи все практически ухромывают босиком. А к концу фестиваля ногам требуется срочная помощь.
Красота и безопасность нашего шага зависит от обуви — свободы пальцев, опоры для свода, устойчивости колодки, гибкости и скользящих свойств подошвы.
Про высоту каблука
Как правило, для каждого голеностопа есть свой более «удобный» каблук. Для кого-то это 7 сантиметров, а для кого-то 11. Тем не менее, врачи советуют обзавестись разной высотой и, научившись контролировать напряжение в голеностопе, давать сменную нагрузку на связки и периодически менять высоту каблука. Кстати, предпочтения в каблуке меняются со временем, проверено. Это нормально, имейте разные варианты, и обязательно при сборах на фестивали стоит взять их с собой.
Конечно же, не стоит забывать и про джазовки/ганзяпки — в фестивальное время без них не обойтись. Особенно на МК, где приходится много стоять при объяснениях, а это тяжело…
Техника танцевания на каблуках и без — две разные жизни. И тренируются обе, по-большому счету, по-разному!
Как уменьшить нагрузку на стопу?
Спрашивайте себя во время движения:
- Напряжен ли сейчас мой голеностоп?
- Работает ли моя стопа?
- Контролирую ли я возникающее напряжение в стопе?
- Расслаблены ли пальцы на ногах?
- Не косолаплю ли я (носок завернут внутрь больше чем колени)?
- В тонусе ли мое тело?
- Где сейчас находится мой центр тяжести?
- Загружаю ли я каблук, когда шагаю (кроме шага 6 и 2 для барышень и кавалеров, соответственно)?
Если использовать постоянно только плюсну, не используя каблук, стопа будет переутомляться. Но если во время поворота оставить часть веса на каблуке — это убийственная нагрузка на колено!
Вырастает ли косточка от танцев на каблуках?
Нет, если вес распределен правильно, и туфли позволяют пальцам свободно и удобно лежать, при этом предоставляя для них удобную гибкую фиксацию. Правильно — когда вес в большей степени распределен при подъеме пятки на основаниях 1−2-3 пальцев, а 4 и 5 играют поддерживающую роль. Если сместить вес наружу на внешние пальцы, будет некрасиво и неустойчиво, если все сместить на первый палец — вот тут сустав в опасности.
Для быстрого восстановления на фестивалях мне помогают:
- стучать босыми пятками в пол — для восстановления кровообращения;
- пластыри «викола»;
- контрастные обливания ступней;
- массаж или самомассаж;
- используйте любую возможность посидеть или полежать подняв ноги — в перерывах между плясками;
- любимое: лежа поднять конечности вверх и мелко-мелко потрясти.
Чтобы чувствовать себя устойчиво
Нужно укреплять и разрабатывать связки и мышцы голеностопа: вращения, потягивания, перекаты предметов, «перебирание пальцами», растопыривание и собирание пальцев, ходьба на внутренней и внешней части стоп, на пятках и пр.
Средства первой помощи: Хондрокисд для суставов, для мышц — дип релиф, траумель, от ссадин — левомеколь, от ушибов — гирудокс.
ЗЫ: Про платформу я лично могу сказать только не очень хорошее. Неподвижность стопы приходится компенсировать всем телом. Возможно, есть умельцы, но от себя лично я бы не советовала.