Cachao

Cachao
Исраэль Ло́пес Вальдес (Israel Lopez Valdés), больше известный как “Качао” — кубинский музыкант, композитор, один из самых выдающихся контрабасистов в чаранге, соавтор музыкального стиля мамбо, выдающийся мастер дескарга (импровизационных джем-сейшенов в кубинской музыке). Ему посвящена звезда в Голливудской “Аллее славы”, а в 90-х годах он выиграл несколько премий Грэмми.

Биография

Качао родился 14 сентября 1918 года в Белене, в окрестностях Старой Гаваны. В его огромной семье было много басистов – около 40 человек. Он появился на свет и вырос в том же самом доме, где и национальный лидер Кубы, поэт и писатель Хосе́ Марти́.

RAraeXMwrWA
Когда Качао было 8 лет, он стал играть на бонгах в составе детского септета, в котором также играл в будущем знаменитый певец и лидер конхунто Роберто Фас (Roberto Faz), автор многих хитов, таких какTe traigo mi son, Nadie baila como yo и др.

0J_Tf0HlIJE

Позднее Качао аккомпанировал на контрабасе в кинотеатре по соседству, где показывали немое кино, в компании пианиста, ставшего впоследствии самой настоящей суперзвездой, великого исполнителя в стиле кабаре Игнасио Вийя (Ignacio Villa), или Бола де Ниеве (Bola de Nieve) (“Снежный ком”, “Snowball”), получивший свое прозвище за круглые очертания черного, как сажа лица.

N46HuSZdWN0 Одна из самых известных записей этого гениального пианиста – Ay amor!

Родители Качао обеспечили ему классическое музыкальное образование – сначала в стенах дома, а затем в консерватории. Уже будучи подростком он играл на контрабасе в Филармоническом оркестре Гаваны, а среди приглашенных дирижеров были, в том числе, Герберт фон Караян, Эйтор Вила-Лобуш и Игорь Стравинский. В этом оркестре он играл 30 лет, с 1930 по 1960 год.

Карьера

Качао долгое время играл на контрабасе вместе со своим старшим братом, мульти-инструменталистом и композитором Орестесом Лопесом (Orestes Lopez), известным также как “Мачо” (“Macho”).

Orestes Macho

Macho

Братья в составе оркестра чаранга “Arcaño y sus Maravillas” написали буквально тысячи дансонов и оказали огромное влияние на развитие кубинской музыки в период с 1930 по 1950 годы. Они также придумали новый ритм в дансоне, назвав его “nuevo ritmo” в конце 30-х, добавив в него элементы африканской музыки. Позднее он стал известен как ритм мамбо. Они также были соавторами знаменитого дансона “Мамбо”,  с легкой руки кубинского прозаика и журналиста Гильермо Кабрера названного “Матерью всех мамбо”.

Стоит привести отрывок из статьи известного российского сальсаведа Виктора Радзюна (профиль в ВК)  относительно самого термина мамбо в применении к нововведениям Качао:

В 1937 году Антонио Арканьо и братья Лопесы — Орестес и Исраэль «Качао» — сделали новый шаг в сторону реформирования кубинской музыки, добавив в дансон новую часть, которую, недолго думая, назвали nuevo ritmo, нуэво ритмо (новый ритм), а позже — мамбо. Фактически эти нововведения представляли собой дальнейшее развитие монтуно, которое обогатилось особыми ритмическими фигурами, исполнявшимися на духовых инструментах. (Весьма некстати они также получили название “мамбо”, что частенько вводит в ступор неискушённых отечественных переводчиков).

Оригинал статьи – на форуме Мамботрайб mambotribe_logo

Из числа прочих важнейших хитов того времени, Качао сочинил знаменитый дансон “Chanchullo”, положенный позднее в основу хрестоматийного “Oye como va”. Релиз “Chanchullo” состоялся в качестве сингла в 1957 году, на лейбле Gema. В 1958 году оркестр Arcaño y sus Maravillas распался.

Оригинальное “Чанчуйо”:

…и знаменитейшее Oye Como Va:

Одним прекрасным ранним утром 1957 года Качао с группой музыкантов собрался в студии звукозаписи и, будучи под впечатлением от ночных выступлений в клубах Гаваны, устроил джем-сейшн. Получившиеся в итоге дескарги оказали революционное влияние на всю афро-кубинскую популярную музыку. Под его руководством виртуозы импровизировали в свободной манере, напоминающей джаз, но использовали при этом язык кубинской музыки. Благодаря такому подходу концерты в афро-кубинских жанрах, от сальсы до лэтин джаза, стали по-настоящему горячими!

Звукозаписывающая компания Panart выпустила записи этих легендарных джем сейшенов под общим названием “Cuban Jam Sessions in Miniature: “Descargas” (“Кубинские джем сейшены в миниатюре: “дескарга”). Многие критики отзывались об этих пластинках как о самых важных для кубинской музыки 50-х годов, упоминание о записях можно найти даже в книге “1000 треков, которые нужно услышать прежде, чем умереть” ссылка на сайт этого любопытного проекта. В период между 1957 и 1959 годами Качао записал множество дескарг в студиях Panart. Позднее эти записи были изданы лейблами Kybaney и Maype, а также переизданы EGREM. Кроме того, он записал дескарги с оркестром Тохо (Tojo’s Orchestra), Чико О’Фэрильc Ол Старс Кубано (Chico O’Farill’s All-Stars Cubano), и многими другими ансамблями.

За рубежом

В 1961 году Качао покинул страну. Он пересек Атлантику на лодке и с помощью Эрнесто Дюарте добрался до Мадрида. В оркестре Эрнесто он играл несколько лет, путешествуя по стране, вплоть до его роспуска в 1963.

Оркестр Эрнесто Дюарте

Оркестр Эрнесто Дюарте

Затем Качао переехал в США. Как следует из фильма La Epoca“, в Нью-Йорке Качао был один из самых востребованных басистов, наряду с такими музыкантами, как Альфонс Джозеф “Ель Панаменьо” (Alfonso “El Panameno” Joseph) и Бобби Родригес “Биг Дэдди” (Bobby “Big Daddy” Rodriguez).

lTUhjEcGq4k

Джозеф и Лопес подменяли друг друга на протяжении пяти лет, работая в клубах Нью-Йорка и залах, таких как Палладиум, Роузлэнд, Бёрдлэнд, Гавана Сан Хуан и Гавана Мадрид. В то время как Качао выступал в составе оркестра Мачито (Machito’s orchestra), Джозеф записывался с кубинским конгеро Кандидо Камеро (Candido Camero), а когда Джозеф покинул группу Кандидо ради работы с Чарли Родригесом и Джонни Пачеко, Качао занял его место.

Кандидо Камеро
Кандидо Камеро

На видео – празднование в 2012 году 91-летия великого Кандидо Камеро:


На протяжении долгого времени Качао пребывал в двух амплуа. В нью-йоркском сальса-сообществе Качао почитали не иначе как “бога музыки”, ему посвящали концерты, а известный музыковед Рене Лопес (Rene Lopez) опубликовал записи его выступлений в 1977 году, спустя более 15 лет без записей в качестве лидера группы. Именно благодаря Рене Лопесу творчество Качао было вновь открыто для бурно развивавшейся сцене латиноамериканской музыки в Нью-Йорке. А с другой стороны, в Майами он был обычным музыкантом, играющим на праздниках совершеннолетия молодых девушек (кинсеаньерах), да на свадьбах, или, опять же, работающим в пресловутых ночных клубах для латиносов в эпоху “Полиции Майами”.

Поздние годы

В 90-х годах актер Энди Гарсиа (Andy Garcia) издал записи, известные как “Master Sessions“, а также большие концерты в честь его музыкального наследия. С тех пор имя “Качао” вновь вошло в обиходную лексику кубинцев, и его популярность продолжила расти. Племянник Качао, Орландо Лопес “Качаито” (Orlando “Cachaito” Lopez), также плодовитый басист, впоследствии стал одним из ключевых музыкантов знаменитой “Буэна Виста Сосиаль Клуб” (Buena Vista Social Club).

Джем-сейшен Орландо и Анга Диас в студии EGREM в 2001 году:

Музыка Качао была использована в таких фильмах, как “Клетка для Пташек” (римейк французской комедии “Клетка для чудиков” (1978), снятый Майклом Николсоном в 1996 году), и даже в качестве саундтрека к популярной компьютерной игре Grand Theft Auto: Vice City.

Энди Гарсиа снял два документальных фильма, посвященных музыке Качао: “Cachao… como su ritmo no hay dos” (“С ритмом, как никто другой”) (1993) и “Cachao: Uno más” (“Качао: еще раз”), премьера которого состоялась в 2008 году на Международном кинофестивале в Сан-Франциско. В качестве вдохновения для фильма “Cachao: Uno más”, снятого с помощью Института документальных фильмов при Государственном университете Сан-Франциско, послужил большой концерт, на котором играл Качао, в клубе Сан-Франциско “Бимбос 365” (Bimbo’c 365 Club), а премьера была приурочена к концерту-трибьюту с участием бэнда Джона Сантоса в клубе Йошис Джаз Клаб (Yoshi’s Jazz Club) в Сан-Франциско.

Полная версия фильма с английскими субтитрами:

Смерть

Лопес умер утром 22 марта 2008 года в живописном городке Корал-Гейблс, во Флориде, в возрасте 89 лет. Причиной смерти стала почечная недостаточность. В честь Качао был собран оркестр “Качао Мамбо Ол Старс” (Cachao’s Mambo All-Stars).

Признание и награды

В 1994 году Лопес был принят в Зал славы латиноамериканской музыки журнала Биллбоард. Он также выиграл несколько премий Грэмми за его собственные сочинения и за его вклад в альбомы звезд латиноамериканской сцены, в том числе Глории Эстефан. В 2003 году он был награжден Лэтин Грэмми за лучший традиционный тропический альбом”El Arte Del Sabor“, записанный вместе с Бебо Валдесом (Bebo Valdes) и Карлосом “Патато” Вальдесом (Carlos “Patato” Valdes). Затем Качао выиграл Грэмми в 2005, опять же за свой собственный альбом ”
¡Ahora Sí!“. В 2012 году получил Грэмми посмертно выпущенный альбом “Последнее мамбо” (“The Last Mambo“), в категории “лучший тропический альбом”.
11 июня 2006 года Лопес был награжден звездой в Аллее славы, в парке Селии Крус, в городе Юнион, Нью Джерси.

Об авторе - Марат Капранов

Музыкант, сальсеро, переводчик. Редактор сайта "О сальсе по-русски".

Top