Такие девушки, как звёзды…

В продолжение темы воображаемой разницы уровней между партнёром и партнёршей, а также рассуждения на тему, надо ли этой разницы бояться, давайте поговорим о том, что же, собственно, со всем этим делать.

Итак, звезда detected — на танцполе здесь и сейчас есть барышня, которая танцует лучше, чем ты. Она препод, профессиональная танцовщица или участница какой-то выдающейся шоу-группы, а может, просто танцует намного дольше, чем ты. И вот тут наступает дилемма — приглашать или ну его — и иногда наступает она на самое больное, на самолюбие. Вроде бы и хочется, но страх показаться смешным и нелепым, наскучить даме или получить отказ крепко держит за горло. Аргументы «за» и «против» у многих совпадают, давай разбираться с каждым, чтобы им было неповадно.

Не буду приглашать, потому что:

1) Она круче танцует

Эм, и что? Я уже писала про то, что, во-первых, в парных социальных танцах применять термин «круче» к партнёрше относительно партнёра (или наоборот) — вообще странно. У нас не спарринг и не конкурс, мы не соревнуемся друг с другом, мы вроде как собрались вместе поколбаситься под музыку ко всеобщему удовольствию. Как этому мешает то, что у одного из участников пары больше опыта? Вообще-то, даже помогает, если самому же себе своими загонами не помешать получать удовольствие от происходящего.

А во-вторых (и в-самых-интересных), эта разница, представь себе, может существовать только в твоей голове! Мало того, что сама барышня вообще может на эту тему искренне не задумываться, так ещё и может так же искренне считать, что круче танцуешь ты! Потому что ты вон как ловко румбу фигачишь, а у неё только-только бейсик начал получаться. При этом то, что ты про себя восторгаешься её пластикой и крутыми футворками, может её изумить до глубины души. Да и объективно не всегда понятно, кто там что лучше делает, так что не додумывай!

2) Она может мне отказать

Да, может. Как и любая другая девушка. И, как в случае с любой другой девушкой, совершенно не факт, что отказ связан именно с тобой. А может и связан. Принимать и анализировать отказы тоже нужно уметь, равно как и достойно на них реагировать.

3) На меня все будут смотреть, потому что я танцую с ней

Не льсти себе, дружище. Вот прям нет. Сколько-то человек, может, и посмотрят, просто потому что это танцпол, тут всегда много людей, глазеющих в разные стороны. Она привлекает больше внимания, чем другие дамы? Очень может быть, но тогда и смотреть будут, сюрприз, не неё! Я не знаю, хорошая это в целом новость или плохая, но тот, кто привлёк внимание, и будет его, по большей части, удерживать, если не случится что-то из ряда вон. Ты упал, уронил даму, сделал адищенскую поддержку её головой в соседнюю пару? Да, поздравляю, теперь взгляды направлены на тебя. Но если боишься этого, просто не делай всякую небезопасную ерунду, особенно с первых же тактов и на непростом танцполе.

С другой стороны, если ты лихо прокрутился на голове в торнийо, удачно обыграл музыку, выдал интересное соло, да даже просто красиво и уверенно ведешь заметную даму, на тебя тоже будут смотреть. И тогда это будет только в радость. Потому что мы все приходим в танцы отчасти за тем, чтобы на нас смотрели. Кто говорит, что это не так, обманывает себя, потому что кому внимания не надо, те в контактных импровизациях свою порцию взаимодействия получают. И принимать это самое внимание тоже надо уметь. Вот тебе прекрасная возможность ощутить его и научиться получать от него удовольствие.

4) Я боюсь, что ей будет со мной скучно

Ооооо, как мне нравится этот сомнительный аргумент:) Кроме шуток, реально нравится, и я очень уважаю мужчин за него. В противовес некоторым дамам, которые гроздьями виснут на заезжих звёздах, готовы стоять в унизительной очереди, чтобы с ними аж целых 15 секунд потанцевало лицо с ютуба, или на полном скаку останавливают своим приглашением юношу, впервые за 11 треков улизнувшего с танцпола в сторону водички и туалета, и совершенно не парятся, насколько там звезде с ними интересно…

В общем, парни, такой тактичный подход делает вам честь. И поскольку ответственности за судьбу танца на вас больше, прекрасно, что задумываетесь вы уже на этапе решения стоит ли приглашать даму и что вы ей можете дать. Другой вопрос, что вас иногда с этим аргументом заносит очень сильно не туда. В основном потому, что вы додумываете за партнёршу, что именно ей интересно, и чаще всего, кстати, не угадываете. В итоге мы имеет довольно обидный расклад: самоуверенные неумехи приглашают всех без разбору, потому что вообще не парятся, а тактичные и заботливые партнёры часами рефлексируют в углу на тему того, достаточно ли вариаций копы они уже знают или стоит постичь еще 42, а потом уже приглашать. В это время прекрасные дамы либо стоят в противоположном углу, страдая, что не с кем танцевать этот крутейший трек, либо, если сердобольные, танцуют с самоуверенным нахалом, поминутно морщась про себя от фигни, которую он творит.

5) Есть партнёры круче, пусть уж лучше они

Это ещё одна из ипостасей додумывания. Не всегда более высокий технический уровень гарантирует большее удовольствие от танца. Я даже не могу передать вам, насколько не всегда. Очень важно, что эмоционально происходит внутри пары, а это, как я уже писала, зависит не столько от техники, сколько от общего умения общаться.
И ещё один аргумент по этому поводу: чаще всего (в России) хорошо танцующих дам приглашают не так, чтобы на каждый трек. Поэтому даже если хочешь упорствовать в заблуждении, что ей непременно нужно танцевать с кем-то круче тебя, ну так и пусть потанцует. Всё равно почти наверняка будет момент, когда она с удовольствием потанцует и с тобой.

И вот от чего точно нужно избавляться — так это от страха сравнения. Рассказываю:

Как-то в Испании у меня было прямо очень светское настроение, хотелось выгуливать платье и сверкать каменьями. В общем, на вечеринку где-то посреди недели в не очень большом городе я пришла в коктейльном платье, вечерних украшениях, золотых шпильках и ресницах до потолка. По дороге заскочила к другу в соседний бар, он окинул меня взглядом и выдал вердикт — тебя вообще не будут приглашать. Я в изумлении смотрела на себя в зеркало за барной стойкой и недоумевала в лучших традициях американский блокбастеров — whyyyyy? Он пожал плечами и ответил — ты слишком нарядная, страшно. Да ну, не может быть, подумала я и двинула танцевать. Ну то есть, первые сорок минут ещё была надежда, что, может, всё-таки танцевать, потом пришлось себя успокаивать, что зато у них вкусное вино и вообще приятное место, не очень-то и хотелось…

Через час (!) меня всё же пригласил местный преподаватель, он же организатор дискотеки и диджей. Я плясала вот прямо от души, насидевшись за этот клятый час почти до полного онемения конечностей, а заодно радовалась, что ну вот сейчас увидят местные мачо, что я танцую, и как пойдут приглашать один за другим… Отнюдь, друзья, вот прямо даже нифига. Так этот танец и остался единственным. Я плюнула, сняла шпильки и поплелась обратно в бар, жаловаться и недоумевать дальше. На что тот же друг мне ответил — ну, а как ты хотела, после такого крутого чувака приглашать ещё страшнее, все ж до кучи ещё и увидят, что следующий пригласивший так не умеет…

Парни, я вам по секрету скажу, это несустветная какая-то глупость. Сама партнёрша не будет заниматься сравнительным анализом, потому что для этого надо изрядно поехать башкой. Ну то есть, если поехала, то запросто, но тогда есть риск нарваться на неадекват вне зависимости от вашего технического уровня. А так вообще мы сводные таблицы навыков и умений всех партнёров, с которыми танцевали за вечеринку, не составляем, знайте это. Да и окружающие не сидят с табличками, чтобы поскорее оценить, кто же станцевал с ней лучше.


Теперь, пожалуй, пройдёмся по аргументам «за».

Буду приглашать, потому что:

1) Любопытно

Вполне себе аргумент. Ну может у них, у мифологических «топовых партнёрш» как-то там иначе всё устроено, чем чёрт не шутит. А если серьёзно, то, что тебе интересно, как опытная партнёрша будет реагировать на твоё ведение и обыгрывать музыку, — это прекрасно. И да, стоит пригласить.

2) Когда ещё представится возможность

Если мы говорим о приглашённом преподавателе, который нечасто (а-то и впервые) в твоём городе, или, наоборот, ты выехал на фестиваль такого уровня (или в таком месте), который у тебя случается не каждый месяц, то да, возможностью неплохо бы воспользоваться. Даже если страшно заставить даму скучать, успокаивать себя тем, что «вот научусь и тогдааа» — не надо. Потом можешь локти искусать ведь, потому что всякое бывает, и не факт, что ещё пересечетесь. Дамы переезжают, уходят в декреты и другие танцы, вообще прекращают танцевать… Дерзай сейчас, другого случая, и правда, может не быть.

3) Она мне нравится

Если нравится девушка сама по себе и/или то, как она танцует, это ли не причина прекратить мучительно размышлять, достаточно ли ты хороший партнёр для неё?

4) Вот пойду сейчас и докажу, что могу

А вот этого не надо. Уязвлённое самолюбие — не наш бро, с его появлениями хорошо бы беспощадно бороться и не позволять своим комплексам диктовать тебе, что делать. Вообще мало кого, кроме тебя и, пожалуй, твоего преподавателя (и то не всегда) интересует, хватит ли у тебя духу. И был ли ты крут настолько, насколько от себя ожидал, тоже не ахти какая тема для светской беседы. Так что если это меряние детородными органами (неважно, с самим собой или с конкурентами, воображаемыми либо реальными) — единственная причина, по которой захотелось пригласить даму, то уж возьми себя в руки и не делай так.
Вообще, всё написанное выше — не сказать, чтобы было страшно секретно или неожиданно. Слегка абстрагировавшись от собственной рефлексии, любой танцующий мужчина может дойти до этого своим умом, используя элементарные коммуникативные навыки, эмпирический опыт и незатейливую логику. Но есть еще ряд моментов, достаточно очевидных с точки зрения дамы, однако, неочевидных для партнёра.

Что ещё иметь в виду, чтобы не накосячить с приглашением:

1 Удостоверься, что ты таки владеешь базой. То бишь, шагаешь той ногой, которой надо, и в тот момент, когда надо. Неопытному партнёру можно простить многое, но когда он не попадает в темп и постоянно путает ноги, ставя при этом барышню в перманентно неудобное положение — это фейл. Специально для совсем начинающих партнёров поясню: танцы, особенно парные, во многом схожи с языками. Представьте себе ситуацию, что вы начали учить какой-то язык, и на этой почве пытаетесь завязать беседу с человеком, который на этом языке бегло говорит. Ваш собеседник не прочь поболтать, и вполне возможно, что именно с вами, но знаете вы только 4 слова — каша, оранжевый и, скажем, морская болезнь. Мало того, что из них никак не складывается что-то внятное, так вы в них ещё и буквы путаете, а про роды и падежи и вовсе не слышали никогда.

И вот 4 минуты ваш несчастный собеседник вынужден что-то отвечать на бредовый бессвязный набор исковерканных слов, который вы с маниакальным упорством повторяете много-много раз. Проняло? Ну вот примерно так и выглядят попытки вести в исполнении партнёра, который ещё не научился ходить.

2 Оцени обстановку. Прежде чем подходить к даме, удостоверься, что твоё (и вообще чьё бы то ни было) приглашение будет к месту. Оно совершенно однозначно неуместно, если барышня ест, курит или вовлечена в очевидно оживлённую беседу. Есть ряд неоднозначных ситуаций — например, когда она только дотанцевала предыдущий трек. Если ты сам понимаешь, что ситуация именно такая, но пригласить всё же хочешь именно сейчас (мало ли, нравится именно эта песня или ещё что), отрази свои сомнения в приглашении. Что-то вроде «Ты устала или потанцуем?» покажет, что ты понимаешь, какого плана могут быть препятствия, но оставляешь решение на усмотрение дамы. Даже если откажет именно сейчас, тактичность твоя будет отмечена и запомнится.

3 Прими отказ достойно. Да, всем отказывают, даже звёздам. И да, далеко не всегда отказ связан именно с тобой. Прежде чем предаться унынию и самоедству, обрати внимание на обстоятельства и реакцию дамы. При желании, всегда можно понять, отказалась ли она танцевать с тобой вообще или отказалась танцевать именно сейчас. Даже если вербально это выражается одними и теми же словами — устала, слишком жарко, не нравится музыка — по интонации обычно ясно, что за ними скрывается — «не сейчас» или «никогда». И ради бога, не допытывайся, отчего ж так, сверх того, что девушка сама тебе пожелала сообщить. Она имеет полное право не хотеть танцевать именно с тобой, равно как и не обязана ставить вас обоих в неловкое положение, сообщая об этом прямым текстом. Кроме того, ей может не понравиться твой запах или выбесить принт на футболке. Не вынуждай её придумывать тактичные отговорки, она уже сказала ровно столько, сколько хотела. И учти, кстати, что иногда причина отказа бывает временной, но неадекватная на него реакция переводит тебя в чёрный список навеки. Неадекватная — это, в том числе, попытки докопаться до причины отказа, а ещё упрашивания (ну камон, уважай себя), мгновенная обидка (никто не хочет танцевать с истеричкой, даже если истеричка — здоровенный бугай) или комментарии на тему «конечно, куда уж нам уж» (и снова — уважай себя).

4 Музыкальность. Понятно, что ощущение музыки не универсально совершенно. Кроме того, у более опытного партнёра (любого пола) часто намного больше инструментов для обыгрывания музыки, больше опыта, позволяющего её предугадывать, плюс он/она больше знает треков. И поверь мне, ни одна партнёрша не расстроится, если ты не протанцуешь партию духовых со всеми акцентами. Зато очень расстроится, если ты будешь фигачить сальсу под сон. Поэтому главное, что тебе нужно изначально сделать — это правильно понять, что играет, и что с этим в общих чертах делать. Соответственно, учись распознавать стили. Если ты ещё в процессе и в точности своих познаний не уверен, не стесняйся спросить у старших товарищей или препода. Даже у самой дамы спросить не зазорно. Вопрос «Это же сальса? Я могу тебя пригласить?» абсолютно нормален. Ненормально, когда приглашает юноша под сон, выводит и начинает усиленно топтать в раз. У меня так было, я остановилась и осторожно заметила, что это сон, может, ну это, контратьемпо? На что мужчина мне ответил — а я знаю, что сон, просто не умею его, и попытался продолжить сальсировать. Вот ЭТО бесит, вот это вызывает один большой wtf в моей голове. Ну и в общее настроение музыки попадать хорошо бы. Поэтому слушать её надо, а не фигачить в первую очередь то, что лучше всего умеешь. Ну не впечатляет «краткий обзор всех выученных Васей связок», явленный мимо музыки.


5 Слушай, что она скажет. Это я по танцы сейчас. Один из самых приятных моментов в танце с более опытной партнёршей — это то, что ей уже однозначно есть, что сказать. И в плане ответа на твоё ведение, и в плане соло. Не надо закручивать её без продыху во всё, во что умеешь, давай ей время ответить, а себе — выслушать ответ. Так даже не обладая особо впечатляющим словарём, можно построить очень красивый диалог. Кроме того, если ты реально слушаешь партнёршу, ты всегда сможешь успеть избежать дискомфорта от разницы в объемах опыта. Не знаешь трек, а она явно знает? Дай ей возможность поиграться с акцентами. Кончились связки и подступает паника? Отпусти её на соло и наслаждайся. Есть только одно «но»: навык слушать партнёршу не приходит из ниоткуда, только от того, что вот она тебе такая шикарная в руки попалась. Учись этому как можно раньше, лишним точно не будет. Ну чтобы чувствовать себя увереннее, неплохо бы освоить какие-то сольные штуки, которые ты можешь делать на полном расслабоне и без привлечения 99% оперативной памяти — так и более опытную партнёршу будешь отпускать из закрытой позиции без панической мысли «что же делать?».

6Не испорть всё после. Категорически не надо многословно извиняться, даже если считаешь, что накосячил, где только можно, и вообще планируешь идти топиться вот прямо отсюда. Если накосячил объективно — наступил ей на ногу, ударил, не заметил идущего прямо на неё официанта, ещё как-то доставил явный дискомфорт — извинись ОДИН раз, при необходимости уточни, всё ли в порядке. Не спрашивай, как ей (если это не твой препод, тогда ваши отношения могут позволять запрос обратной связи). Захочет — сама скажет, не вынуждай её что-то экстренно придумывать. Спрашивать насчёт потанцевать вторую мелодию подряд уместно, если первую вы танцевали не целиком (хотя по мне, так лучше вообще не приглашать, чем с середины песни, но мало ли что). В остальных случаях лучше не злоупотреблять.

7Ну и последнее. Не нужно стесняться своих эмоций и их выражения. Даже самый брутальный мужчина не нанесёт урона своей репутации, если искренне восхитится дамой. Это актуально и в процессе танца. Кстати, иногда именно демонстрация этого самого восхищения даёт вам вопрос на совет, что делать, когда дама так круто солирует, а вы не знаете, куда себя деть. Ну давай же, соберись уже с мыслями и пойми, что в данный момент она танцует для тебя. Оцени это и вырази уже лицом, что ценишь и вообще тебе нравится. Это тоже диалог, даже если твои ноги при этом ходят бейсик и ни в какую не соглашаются выдавать все эти крутые футворки, которые ты так усердно долбил на классах.

* * *

Чтоб вы знали, самое приятное послевкусие от танца за всю мою жизнь было после тимбы с парнем, который не офигеть как сложно танцует. Нас как-то мельком познакомили на дискотеке в Барселоне, никто из нас не видел другого до. И попалась нам одна из самых проникновенных для меня песен дяди Саши Абреу, а ещё партнёр, который слышал не только музыку, но и меня. И мне было поэтому вдвойне приятно слышать его. И хотя он вообще не заморачивался с обыгрываниями акцентов всеми частями тела, да и вёл на очень простые фигуры, было ощущение полнейшей гармонии. И сказанное им «Я никогда в жизни ничего подобного не чувствовал» — оно ценнее… да ценнее, чем всё остальное в танцах, если честно. Ради этого я лично танцую, и сдаётся мне, так много у кого. Ну и чего тогда бояться?

Еще по теме:  Денис Золотарёв. О приглашениях хороших партнёрш 

Оригинал статьи в ВК

Об авторе - Юлия Телия

Привет, меня зовут Юля и вот уже 12 лет я танцую - сальсу, румбу и множество других карибских танцев, а еще учу танцевать других. Вдумчиво, методично, с безграничным терпением и ворохом авторских методик. А еще - весело, с драйвом и хорошими, кайфовыми нагрузками. В общем, как ты любишь! Моя группа ВК: yulia_teliya