Про мотивацию, особенности обучения взрослых и кто проходит «барьер»

Как-то так складывается, что когда мы говорим про занятия танцами или музыкой для взрослых, часто речь идет о том, что люди вроде бы решили этим заняться и учиться этому, но вот как-то не удается делать это регулярно.

А еще такой интересный вопрос — мотивация к занятиям, регулярно всплывает в моей френдленте и в разговорах. О «смысле» во всех этих занятиях. Причем, как правило, это звучит так, что все мы, пришедшие во взрослом возрасте к танцам, ищем то самое мифическое «удовольствие». Конечно, с одной стороны, это так, а с другой, на мой предвзятый взгляд, это не совсем корректное слово, которым стоит описывать какие-то свои занятия — музыкой ли, танцами ли.

Попробую объяснить. Порой кажется, что у слова «удовольствие» есть такой оттенок, на котором паразитирует целый пласт школ, преподавателей и тусовок, что это некоторое действо, при котором мозг особенно-то не занят, пот не сходит, и вообще… Но ведь для танцев это не так!

Если же говорить об удовольствии как о неком достижении чего-то, в том числе и в результате преодоления себя и упорного труда — тогда да, это слово вполне применимо. Удовольствие в наших занятиях и наша мотивация живет внутри нас, потому что занятия и отношение к ним исходит изнутри.

Самый частый аргумент, который я слышу:

Чтобы серьезно относиться к занятиям (имеется ввиду, чтобы напрягаться имело смысл), этим надо заниматься с детства.

И тогда же говорят про ограничения, которые стоят перед ними в виде естественных способностей. Ну комон, ребятки! Даже если нам уже далеко не 10 лет, и мы посмотрим на среднюю продолжительность жизни в мегаполисе, то у нас остается лет 30−40−50 лет на совершенствование себя. Неплохо ведь, а? Вопрос ведь не в желании быть профессионалом и начать зарабатывать на жизнь выступлениями. Вроде таких особо и нет. Дело же в том, чтобы сразу скинуть практически до нуля требования к себе и к процессу обучения.

И все это выливается в «барьер», за которым живут хорошие танцоры. Преодоление новичком начальной боли по настройке себя — своего мозга и тела — на то, что надо учиться, а не просто получать «удовольствие».

Зы, построение по кирпичам — вообще самый универсальный метод в жизни. Прежде чем начать летать, надо научиться ползать. Прежде чем кинуться выражать музыку — научиться не падать на базовых элементах. Я не хочу сказать, что техника обязательно отрабатывается отдельно от музыкальности, я только про то, какие цели должны стоять в приоритете. И про самый стимулирующий принцип — про ощущение прогресса. Игнорирование небольших успехов -это расстройство, потеря терпения, блокировка своего движения.

А чего хотят взрослые от танцев?

Давайте скажем честно. Просто многим ведь не хочется прилагать массу усилий, вычищать ошибки, двигаться постепенно (как и делают те самые, кто начинает в детстве), хочется чтобы оно как-то взяло и как-то сразу получилось, без отработки, без необходимости тратить много времени на занятия, без сложностей. Направленность сразу на продукт, а не на процесс.

И именно это порождает тот самый вид преподавания — дать людям то, что они хотят, ведь все равно завтра бросят. В преподаватели попадают те, кто не умеет учить, кто не умеет давать базу, даже те, кто не умеет сам танцевать.

А потом на танцполе оказывается тот, кто считает, что овладел определенными навыками и готов идти дальше. Только вот их там нет. И, кстати, в этом смысле наиболее уязвимы те, кто когда-то куда то ходил, когда-то что-то где-то усвоил — что часто становится «свалявшейся мешаниной», через которую под силу пробраться только действительно хорошему преподавателю.

Показательное для меня сравнение про обучение танцам: его можно сравнить, например, с резьбой по дереву, когда ошибка в предыдущем слове будет стоить всей красоты картины. Поэтому приходится двигаться медленно, не спеша, потихоньку покрывая каждый слой лаком (или чем там? :)), давая каждому слою время на то, чтобы застыть. При неряшливости технологии, скорее всего, придется все начинать сначала. Вот такие они — быстрые курсы для взрослых, «для кривулек» — не просто название в ироничном смысле

Но если это востребовано, то будут и курсы сальсы за 3 недели с нуля, или курсы экстрасенсов или что-то подобное.

И еще. По мне, если о чем-то и жалеть, так не о том, когда начал, а о том, как мало качественного времени на что-то потратил.

Об авторе - Валерия Чернышова

Сальсера, тангера, автор записок о сальсе, за последний год приобретших популярность в сальса-сообществе. Член жюри Открытого Московского Кубка по сальсе. О себе: «Я - не преподающего типа, а обучающегося. Постоянно». https://vk.com/id3568590