Происхождение
Buena Fe – дуэт из Гуантанамо, Куба, основан в 1999 году Исраэлем Рохасом (Israel Rojas) (руководитель, композитор и лид-вокал) и гитаристом, вокалистом Йоелем Мартинесом (Yoel Martinez). Исраэль с ранних лет показывал недюжинные способности к пению и сочинению песен, но в музыкальную школу он не пошел, выбрав вместо этого юридическое образование. Несмотря на это, он никогда не прекращал писать песни, и вскоре стал известен в артистическом сообществе Гуантанамо как поэт-песенник. Йоэль же родился в семье профессиональных музыкантов. Он начал осваивать гитару под присмотром своего отца, игравшего в El Trio Martínez в Гуантанамо, а затем поступил на отделение классической гитары в Школу искусств Гуантанамо.
Парни познакомились, когда Исраэль подбирал мелодию к своей очередной песне на одном из пианино в Школе искусств. Йоэль услышал музыку и подошел, чтобы помочь советом. Это сотрудничество положило начало дуэту, где основной упор был сделан на такие жанры как трова и нуэва трова, с двумя вокалами в сопровождении гитары. Исраэль любил говорить, что их дуэт – “один тровадор о двух головах и четырех руках”. Они не только были замечательны сочетанием песенного таланта Исраэлья и мастерства аранжировки и гармонизации Йоэля. Их голоса удивительно подходили друг к другу. Дуэт назвали “Buena Fe” – “Добросовестность”, что поначалу сбивало с толку людей, полагавших, что музыканты исполняют песни на тему религии. В названии отражено не только значение слова в юридическом смысле с отсылкой к профессии Исраэля, но и в более широком плане отношение ребят к тому, что они намерены делать в музыке.
Тексты и музыка
В центре творчества Buena Fe всегда был текст песни. Тексты основаны на поэтическом наследии Кубы – кансьона и тровы, а также на переосмыслении в социальном плане нуэва тровы. Какая бы ни была тема песни, романтическая баллада ли, или острая социальная критика, тексты дуэта всегда интеллектуальные, проницательные, выразительные и точные, но никогда не вульгарные или банальные. Личный опыт Исраэля, трансформируясь через его стихи, рассказывает о чем-то большем – о нашей общей человечности. Слова его песен универсальны и доступны для широкого круга людей, даже тогда, когда отправной точкой служит история Кубы и кубинцев во всем мире. Творчество Buena Fe пропитано искренней любовью и заботой о своем народе, родине и своих ближних.
Исраэль отмечал, что благодаря своему происхождению из Гуантанамо, у него была возможность познакомиться с уникальным сочетанием различных жанров: ненгон, чангуи, тумба франкеса и другими традициями восточной Кубы, особенно с соном и конга. Кроме того, Гуантанамо было открыто для других влияний карибской культуры, в отличие от остального острова. Вдобавок ко всему, благодаря американской военной базе жители города слышали рок и поп-музыку задолго до того, как они были разрешены на кубинском радио. Все это в совокупности дало богатую почву для ранних музыкальных экспериментов Исраэля и Йоэля.
Дебютная песня дуэта называется “Intimidad” (“Близость”). Благодаря ей ребят пригласили присоединиться к Ассоциации “Asociación Hermanos Saiz“, объединяющей молодых творческих людей, работающих в жанре трова и организующей концерты в различных провинциях, что позволяет подающим надежды музыкантам получить шанс развиваться и выступать перед широкой аудиторией. В первый же год Buena Fe написали множество песен и исполнили их на множестве фестивалей, в Гуантанамо и не только.
От редакции “Сальса по-русски”: благодаря Алле Зайцевой у нас есть уникальная возможность ознакомиться с глубиной смыслов некоторых песен Buena Fe на чистейшем русском языке. La Culpa – в разделе “Поем вместе с Аллой Зайцевой”.
“Déjame entrar” – Первый альбом.
В 2001 году Хулио Байестер (Julio Ballester), директор кубинской звукозаписывающей студии EGREM, приехал в Гуантанамо и попал на выступление Buena Fe. Увидев в дуэте потенциал, он предложил им записать диск на студии в Гаване. Для Исраэля и Йоэля это было чем-то вроде осуществления несбыточной мечты. До этого момента лишь четыре коллектива из Гуантанамо записывали диски. Недолго думая, Йоэль взял свою гитару, и парни отправились в столицу.
Благодаря сотрудничеству с EGREM музыканты могли выбирать формат записи пластинки. В тесном сотрудничестве с Хосе Мануэлем Гарсиа и Амедом Мединой они переделали аранжировки песен, добавив различные инструменты – барабаны, клавиши, струнные, трубы и электрогитару. Из обычной тровы с акустической гитарой песни превратились в полноценные поп-рок композиции. В альбоме сочетаются традиционные кубинские жанры – сон, гуарача и трова – с другими карибскими направлениями: реггей, фламенко (наследием испанского владычества), а также поп и рок-музыкой из США. Когда парни отправлялись в Гавану, имея при себе лишь свои чемоданы, гитару и немного “добросовестности”, они не имели понятия, что их музыкальные эксперименты ожидает национальный успех, а также приз за самый продаваемый альбом года и премию за лучший дебют на фестивале Cubadisco в 2002 году.
Первый концерт дуэта в Гаване состоялся в 2001 году в Театро Мейя. В отличие от студийной записи, где можно пользоваться услугами сессионных музыкантов, для работы на сцене нужен сыгранный коллектив, с залом для репетиций и специальным звуковым оборудованием. Все это было очень непросто организовать, но упорство Исраэля и Йоэля принесло свои плоды, и концерт удался на славу. На сегодняшний день в группе есть еще четверо музыкантов, хотя Исраэль и Йоэль по-прежнему часто выступают в формате дуэта. Buena Fe репетируют в небольшом уютном гараже в Гаване.
На пути к популярности
Buena Fe сопутствует неизменный успех. Их альбомы и видео постоянно оказываются на вершине хит-парадов. С 2001 года до момента написания этой статьи (2012 – прим. переводчика) они записали уже семь студийных дисков, великое множество сборников хитов, DVD/CD с концерта 2008 года в La Plaza de la Revolucion, получивший премию и собравший уже около 300 тысяч поклонников, а также запись их первого выступления в США. В перерывах между работой над компакт-дисками они записали саундтреки нескольких сериалов для кубинского телевидения, музыку для документальных фильмов и сингл “Pleiesteichon” для фильма Яна Падрона (Ian Padrón) “Habanastation”, впоследствии ставший популярным хитом.
Buena Fe дали концерты в более чем 12 странах, в том числе в Венесуэле, где они понравились публике настолько, что им были вручены ключи от города Каракас, а в 2012 году в Каракасе за выдающиеся заслуги в культуре Buena Fe были удостоены ордена Франсиско де Миранда.
Конечно, всем этим успехам они были обязаны не только доброй судьбе, но и тяжелейшей работе и мудрой стратегии. На протяжении многих лет дуэт не почивал на лаврах, но продолжал трудиться, не покладая рук, выкладываясь по полной в каждой новой песне и на концертах. Начиная с четвертого по счету студийного альбома “Presagios” они взяли на себя все финансовые расходы на записи и производства дисков.
Будучи детьми поколения информационных технологий Исраэль и Йоэль отлично понимают возрастающую, мультимедийно-ориентированную роль артистов в мире современных коммуникаций. У них есть собственный арт-директор, сайт, twitter и почти ежедневно обновляющуюся страницу на Facebook с фанатами со всех уголков мира. Кроме того, недавно сам Исраэль завел Твиттер (и уже, кажется, его благополучно забросил – прим. переводчика), и один из его первых твитов выглядит так:
Интернет – многонационален для тех из нас, кто сам по себе не многонационален.
Buena Fe использует все доступные средства для того, чтобы донести свою музыку возможно большему числу людей во всем мире.
Конечно же, Buena Fe на протяжении всего их существования подвергаются критике со стороны заядлых троверос и людей, считающих себя культурной элитой, за то, что их тексты, якобы, слишком легковесные, а их аранжировки свидетельствуют об обычной погоней за популярностью и банальных коммерческих интересах. Повсюду они сталкиваются с упреками, но при этом их популярность остается непоколебимой. Вероятно, это то, о чем писал Брендан Биэн:
Не существует никакой “плохой известности”, за исключением собственного некролога.
Музыка во время эпидемии холеры
Одна из причин столь большой любви фанов к дуэту – преданность тем идеям и ценностям, о которых поют Buena Fe. Они не просто поют о них, они ими живут. Причем они не знают, что такое отпуск. Когда они не записываются на студии или не гастролируют, Исраэль и Йоэль посещают детские больницы, выступают в школах и устраивают благотворительные концерты с тюрьмах. В июле 2012 года Buena Fe отправились в тур по восточной Кубе, с заездом в Мансанийо. Когда началась эпидемия холеры, многие концерты разных групп были отменены по понятным причинам, однако Buena Fe отыграла весь тур полностью, подарив людям радость и передышку, в которой они так нуждались.
Buena Fe не забывают и о творческом сообществе, на собственном опыте зная, как тяжело музыканту найти аудиторию и создать собственное пространство в мире кубинской музыки. Став полноценной группой, у них появилась возможность помогать новым дарованиям. Периодически они приглашают юных музыкантов на свои концерты в качестве специальных гостей. Также они сотрудничают с другими музыкантами в совместных проектах, в их числе запись с Рауделем, музыкантом группы “Escuadrón Patriota”, хип-хоп фьюжен версии собственного мега-хита “Soy”, для проекта Майкла Мирабола “Créeme”.
Buena Fe помогали с записью дебютного альбома новой трова-фьюжен группе “DcoraSon”, собранной студентами ISA, предоставив им музыкальное оборудование и помещение для записи. В 2012 году Исраэль записал песню “Corazón universidad” в честь 90-летнего юбилея Университетской студенческой федерации (FEU) совместно с DcoraSon, и этот трек был добавлен в качестве бонусного на альбоме “Dial” 2013 года.
Общество
Buena Fe никогда не отступали от принципов и идей, о которых пели. Видео, снятое в 2012 году на сингл “Ser de sol”, записанный вместе с Descemer Bueno, открыло новую страницу в истории кубинских клипов, поменяв стандартную историю о любви между мужчиной и женщиной на любовь двух женщин. Режиссер видео – Ian Padrón, с которым Buena Fe работали над другими успешными проектами. Несмотря на отсутствие вульгарности в клипе, по кубинскому TV его не показали. Это не помешало клипу дебютировать в видео-чартах Lucas под номером 8, а затем быстро подняться на 5-ое место. 3 августа Исраэль написал пост в Фейсбуке, в котором рассказал о ситуации вокруг видео и попросил поклонников написать обращение в адрес кубинского института телерадиовещания (ICRT). В течение недели эта история была подхвачена зарубежными СМИ, и уже 15 августа состоялась премьера на кубинском телевидении, в программе “Fuera de rosca”. К началу сентября “Ser de sol” был клипом номер один на Lucasnómetro, вытеснив Лос Ван Ван.
“Ser de sol” от Buena Fe & Descemer Bueno, режиссер Ian Padrón
Обновление
Будучи чуждыми формальному подходу, Buena Fe продолжают искать способы для развития своего творческого потенциала. Подобными источниками для вдохновения являются сотрудничество с другими музыкантами, обмен и обучение у других творческих людей. В 2010 году Buena Fe издали диск “Extremistas nobles”, записанный совместно с троверо Франком Дельгадо, звучание которого отсылает к ранним аранжировкам, более акустическим, в стиле трова. В альбом 2011 года “Pi 3,14” вошла песня “Miedos” в стиле рок-хип-хоп, с участием Los Aldeanos, “Despedida” с Пабло Миланес (Pablo Milanés) и “Mamífero nacional” с Элиадесом Очоа (Eliades Ochoa).
Совместная работа с Дескемером Буэно в бачате “Ser de sol” послужила поводом для планирования записи целого альбома в 2013. Кроме того, в 2012 году они записали вместе с галицийским певцом и автором песен Андресом Суаресом (Andrés Suárez) трек под названием “Volar sin ti”.
Buena Fe планируют завершить их восьмой по счету студийный альбом в конце 2012 года. Об этой новой работе Исраэль говорил в интервью на “23 y M” в 2011, что это будет музыкальный эксперимент.
Другой сильной стороной Buena Fe является их умение выступать с самыми разными инструментовками. Сегодня их обычный состав – акустическая гитара, бас, электрогитара, барабаны и клавиши. Но Исраэль и Йоэль продолжают выступать также и дуэтом. Песня, записанная в полном составе, с пафосными гитарными соло, может прозвучать совсем иначе – на одной-единственной акустической гитаре. У них есть акустические версии песен, в которых барабанщик группы Майкель использует вместо барабанной установки кахон. Благодаря такой гибкости парни могут выступать в помещениях, не приспособленных для полноценного электрического звука. В особых случаях они могут приглашать дополнительных музыкантов, например, секцию духовых или дополнительного перкуссиониста. Возможность менять аранжировки собственных песен позволяет репертуару звучать свежо и не надоедать поклонникам.
В качестве примера – песня “Corazonero” в оригинальной аранжировке в стиле рок, с DVD живого выступления Buena Fe в 2008 году, и эта же самая песня, исполненная в балладном стиле на фестивале Латиноамерикандо в Милане, в 2012 году.
Мы приводим видео и аудио (для тех, кто ограничен в скорости или трафике Интернет)
Секрет успеха
Buena Fe остается на вершинах хит-парадов вот уже на протяжении 13 лет, завоевав сердца поклонников не только на Кубе – несмотря на отсутствие кубинской музыкальной индустрии, сравнимой, к примеру, с США, – но и за ее пределами. В интервью их часто спрашивают, в чем секрет такой популярности. Ответы бывают в разное время разными, но чаще всего Исраэль отвечает: “Спросите об этом у наших поклонников”. Что ж, я, как поклонник Buena Fe, попробую собрать воедино разные точки зрения на этот счет.
Первое, что покоряет слушателей – это их голоса. Исраэль обладает очень особенным тембром, чувственным и красивым, а голос Йоэля отлично подходит Исраэлю, создавая полноценную гармонию. Сочетание их голосов, пожалуй, безупречно. Когда слушаешь, например, “Intimidad” – только голоса музыкантов в сопровождении гитары, и даже если ты не знаешь ни слова по-испански, то сразу понимаешь, что это что-то из ряда вон выходящее.
Как говорил Исраэль, их музыка эклектична и варьируется от болеро с чангуи до рока и хип-хопа, и даже махровой попсы, но она всегда отлично доносит доносит до слушателя идею и эмоции. Я предлагал послушать Buena Fe своим друзьям, не знающим испанского, и хотя они не понимали смысла песен, мой “тестовый” плейлист не оставлял их равнодушными.
Вне всякого сомнения, тексты песен – это то, что отличает Buena Fe от стандартной поп и рок-музыки. Проиллюстрировать это можно, взяв для примера комментарий на Youtube одного из фанатов, размещенный под видео на песню “No te salves” (с альбома Extremistas nobles):
Для человека, который мечтал под “Арсенал” (“Arsenal”), кто плакал под “Sigo cayendo”, смеялся вместе с “Mamífero nacional”, кто влюблялся под “Intimidad” и осознал, как может быть прекрасна Музыка – вместе с Buena Fe… Для человека вроде меня сказать, что песня тронула мою душу – это означает сказать на самом деле очень многое. Спасибо, Buena Fe.
Но есть еще кое-что, помимо всего вышесказанного. Просто по-человечески, Йоэль и Исраэль обладают удивительной харизмой, а их выступления – это всегда искренность и удивительная способность к эмпатии. Они могут устанавливать связь с аудиторией на невероятном эмоциональном уровне, где-то даже нахально (andar en cueros), если угодно, и оставаться верными себе, своим корням – два деревенских парня из Гуантанамо, кто хочет подарить немного честности – buena fe.
Фотогалерея на Timba.com (в новом окне)
Состав Buena Fe (2012)
Директор, композитор, лид-вокал | Israel Rojas |
Акустическая гитара и второй вокал | Yoel Martínez |
Электрогитара (бэк-вокал) | Dairon Rodríguez |
барабаны | Maikel Pérez |
Клавишные (бэк-вокал) | Ernesto Cisneros |
Бас | Israel López |
Звукорежиссер | Adolfo “Fito” Martínez |
Арт-директор | Gabriel Dávalos |
Buena Fe выступали в России, Испании, Франции, Англии, Германии, Италии, США, Канаде, Мексике, Венесуэле, Чили, Аргентине, Эль Сальвадоре, Никарагуа и в Южной Корее.
“Déjame entrar” (2001 EGREM) | Лучший дебют на Cubadisco 2002 Самый продаваемый CD года |
“Arsenal” (2003 EGREM) | Премия Cubadisco 2003 в категории поп-музыка Премия EGREM 2004 в категории поп-музыка |
“Corazonero” (2004 EGREM) | Премия EGREM 2005 в категории “поп-рок” Премия Cubadisco 2005 за графический дизайн |
“Presagios” (2006 EGREM) первый альбом, полностью записанный и изданный на собственные средства | Премия Cubadisco 2007 в категории “поп-рок” |
“Catalejo” (2008 EGREM) | Премия Cubadisco 2009 в категории “Трова-поп-рок” |
“Extremistas nobles” (2010 EGREM) совместно с троверо Frank Delgado | |
“Buena Fe Live – 10 años de canciones” (2009 EGREM) DVD/CD Ian Padrón dir. | Премия Cubadisco 2010 в категории “аудиовизуальное оформление концерта” |
“Pi 3,14” (2011 EGREM) | Премия Cubadisco 2012 в категории “трова-фьюжен” |
“Dial” (2013 EGREM) | В iTunes |
Перевод – Марат Капранов, специально для “Сальса по-русски”