El Juego de Maní. При чем здесь «арахис»?

«Женщины не должны танцевать Колумбию! Этим они дискредитируют саму идею этого танца!» – так говорил мне мой учитель, когда я заикнулась ему о том, что уже все давно смирились с этим фактом. «Если ты не веришь мне, почитай Dicionario de la musica cubana Helio Orovio. Там все написано! И не говори потом что кто-то что-то где-то тебе рассказывал.»

Найти эту книгу на просторах интернета я не смогла. Но зато, нашла несколько упоминаний о том, что некоторое влияние на формирование стиля Columbia оказало El Juego de Maní – афро-кубинское нечто, в одних источниках называемое «боевое искусство» в других «боевой танец».

Кубинское боевое искусство? Мне при данном словосочетании приходило на ум только «kárate operativa», созданное на Кубе в 70-х годах. Но карате довольно далеко отстоит от капоэйры, на которую, судя по обрывкам сведений, должны быть похожи эти «арахисовые игрища» (таков дословный перевод фразы juego de maní).

El Juego de Maní («Военная игра») – слово “Maní” в некоторых африканских языках означает «война».

В силу специфической скользящей пластики боевого танца Baile de Maní (или просто Maní) его еще называют иногда el Juego de Maní con Grasa (grasa – жир) или Bambosa. Это боевое искусство/ танец было завезено на Кубу конго-ангольскими переселенцами и поддерживается сегодня некоторыми кубинскими фольклорными группами только как танец (“maní”), не имея широкого распространения как именно “боевое искусство”.

Искусство El Juego de Maní подобно бразильской Capoeira, которая также имеет корни, исходящие из Конго-Ангольской культуры.

Танец не имеет такого сильного уклона в сторону акробатики, как Capoeira Regional, по своему характеру он более схож с Capoeira Angola. В Кюрасао и Пуэрто-Рико есть свои варианты Maní, которые не следует путать с Juego de Maní Кубы.

В танцах Maní, используется музыка Palo Monte или, как ее называют просто – Palo, одной из афро-кубинских религий. Одна из статей Википедии утверждает, что: “Люди, практикующие это искусство, называются “Maniсeros” (вообще-то, там написано “maniseros” , но думаю, это просто опечатка).
Но слово это переводится как “продавец арахиса”, поэтому я уточнила правильность использования этого термина у Йоргениса Гарсиа (Yorgenis Danger Garcia – один из ведущих знатоков и преподавателей афро-кубинских танцев). Он утверждает, что никакого отношения к продавцам арахиса исполнители танцев мани не имеют и называют их “palero” – от наименования “Palo”.

Гроссмейстером искусства, и одним из нынешних преподавателей его, является Хуан Де Диос Рамос Морехон ( Juan De Dios Ramos Morejón).

Не смотря на то, что на Кубе было несколько мастеров Еl Juego de Maní , не многие действительно понимали боевые аспекты этого искусства по его фольклорной танцевальной версии. Хуан Де Диос рос, осваивал и оттачивал боевое искусство на улицах Гаваны. К моменту начала преподавания его считают «живой энциклопедией» el Juego de Maní.

mg_4719Juan De Dios Ramos Morejón – танцор, хореограф, перкуссионист аранжировщик и педагог. Свою артистическую карьеру начал еще будучи ребенком, участвуя в гастролях многочисленных национальных коллективов и фольклорных ансамблей.

С 1962 г. он был участником фольклорного ансамбля “Conjunto Folklorico Nacional de Cuba ” где выступал как ведущий танцовщик, перкуссионист и преподаватель. А в 1975г. основал свой собственный фольклорный ансамбль “Raíces Profundas”. Именно через эти фольклорные группы поддерживались традиции Palo и Maní.

Хуан де Диос Рамос Морехон – является создателем La Escuela Nacional de Artes и Centro Nacional de Superacion de la ensenanza Artistica. Ему принадлежит большое количества наград в области художественных достижений. Его выступления и культурно-просветительская деятельность проводились не только на Кубе но и далеко за ее пределами: в Южной Америке, Мексике, Европе, Японии, Африки и США.

Но, вернемся к нашим орехам…

Техника исполнения Maní включает в себя нижние удары (как в тайском боксе), подсечки, удары головой, локтем, предплечьем, коленом и «колесо» (то, что в капоэйре называется aú). Работа ног теоретически подобна бразильскому ginga, но имеет больше «топающего движения» (здесь использован не понятный мне термин «stomping motion» – подозреваю, что имеется ввиду более акцентированный удар стопой об пол на шаге вперед, в отличие от мягкого, плывущего движения в капоэйре). Кроме того, в танце используется оружие: мачете, двойной мачете и посох или палка (обычно это боевой посох, применяемый в танцах Calinda).

Энергетически каждое движение идет от земли. Каждая схватка заканчивается подсечкой, тейкдауном (сваливание противника на землю в целях продолжения борьбы в партере) или переходом в грепплинг.

В колониальной Кубе el juego de maní исполнялся сольно танцором, танцующим внутри круга противников. Противники попытаются наносить свои удары, в то время как танцор старается их избежать, используя технику уходов, прыжков и уклоняющихся шагов. Борьба ведется в определенном ритме, который задается сопровождающими бой музыкантами, исполняющими различные ритмические паттерны. Такая форма была популярна в областях Matanzas и Las Villas и являла собой мужской соревновательный танец, легший в дальнейшем в основу rumba columbia.

Оригинальная форма боевого искусства juego de maní, отличалась особой рискованностью и была весьма опасна в исполнении, так как танцоры иногда использовали кожаные наручи (muñequeras), «украшенные» гвоздями и другими металлическими предметами.

Сегодня, Мaní является более танцевальным фольклорным, чем боевым искусством и те, кто практикует его, придают ему характер более социально-досуговый и культурологический, чем спортивный или соревновательный.
Одна из основных песен, используемых в El Juego de Maní: “Vamos a la Guerra si Maní”. И опять же, песни Maní сопровождаются музыкой Palo.

А вот теперь atención!

«Изначально, – читаем мы в википедии, – кубинские женщины также танцевали juego de maní, и, хоть танец и был запрещен законом в 1930-х, но все равно исполнялся». Вот тут мне не совсем из текста понятно, что именно было таки запрещено в 30-х годах – то ли сам танец, то ли только женское его исполнение. Но факт остается фактом: если женщины танцевали сей военный танец, то это логично обосновывает и их танцевание румбы колумбии. Хотя мне, если честно, идея танцевания женщинами колумбии не очень близка) Я, наверное, напрочь лишена духа состязательности

Вот такие пироги. Я не настаиваю на исключительности вышеуказанных сведений и буду признательна за любые аргументированные исправления и дополнения.
Спасибо

(написано по материалам статьи wikipedia https://en.wikipedia.org/wiki/El_Juego_de_Man%C3%AD и обрывкам иных сведений всемирной паутины)

Видеоматериалами на эту тему интернет не богат. Мало мальски дают представление о боевых танцах Пало вот эти два ролика:

Об авторе - Алла Зайцева

Алла Зайцева - энтузиаст кубинской музыкальной и танцевальной культуры, преподаватель кубинского сона и касино в Санкт-Петербурге. Какое-то время проводила легендарные open-airы в СПб (на Соляном). Филолог, знаток кубинской культуры.

Top