Знакомьтесь — ковбел. Ну или ковбелл (с двумя «л»), кому как удобнее.
Да-да, на этом чудесном животном висит колокольчик. Благодаря его резкому звуку, слышимому на большом расстоянии, можно довольно легко определить местонахождение любимой животинки. Этот своеобразный аналоговый спутниковый навигатор — неотъемлемая часть истории человечества на всех континентах.
А потом пришли фанаты спортивных мероприятий. Кажется, это были американцы. На заре бейсбола матчи проводились на коровьих пастбищах, ведь это была эпоха, когда большинство американцев были обычными крестьянами. Страсти так распирали увлеченных зрителей, что с блуждающих неподалеку коров срывали колокольчики и гремели ими, производя невероятный шум. И до сих пор мало какое спортивное мероприятие обходится без этих железных погремушек!
Впрочем, африканцы были куда как изобретательнее своих двуногих братьев, играющих в бейсбол посреди коровьих «мин». Прототипом для музыкального инструмента послужил ритуальный колольчик Абакуа, называемый «экон» («ekon»). У него не было язычка, по нему ударяли палочкой, причем можно было производить разные звуки в зависимости от того, куда ударить. Среди кубинских музыкантов этот инструмент принято называть сенсерро (cencerro), однако даже те, кто не догадывается про существование сальсы, знают его под англоязычным называнием «cowbell» (буквально: cow — «корова», bell — «колокол»). Еще иногда можно встретить название «кампана», чаще по отношению к классической форме колокола.
Буквальная цитата из книги Ребеки Маулеон:
В фольклоре Кубы известно множество разновидностей ковбелов, но самым популярным является креольский сенсерро, сконструированный на основе абакуанского «ekon» Это простой ковбел без язычка, по которому ударяют деревянной палочкой. Сенсерро обладает двумя основными тембрами: открытый тон, получаемый с помощью удара по широкому торцевому краю колокольчика, и приглушенный тон, получаемый с помощью прижатия пальцев к нижней части ковбела и ударами палочкой по его центральной части.
Разновидностей ковбела огромное количество. В кубинской музыке наиболее популярен креольский сенсерро. Но, пока я искал информацию по истории ковбела, набрел на совершенно чудовищный инструмент. Мне даже показалось, что он мог бы стать мечтой любого сальсеро. Ведь ковбел по праву — один из любимейших среди танцоров! Итак, представляю вашему вниманию хорошо темперированный мега-ковбел:
Звук
Как же звучит ковбел? Очень просто. Вы можете просто пройти на кухню, взять любимый ковшик из нержавейки в одну руку, в другую — остатки деревянной швабры, оставшиеся после изготовления клавес (инструкцию см. в части про клавес), и начинайте стучать одно о другое. Ковбел звучит очень похоже.Если же вы хотите услышать прямо вот натуральный ковбел, то поищите в своей танцевальной студии (скорее всего, там есть ковбел, ну хотя бы самый завалящийся!) или у своих знакомых барабанщиков. В крайнем случае, можно просто заглянуть в музыкальный магазин и с видом знатока попросить у продавца показать вам, где у них лежат ковбелы. Попросите также дать палочку (тестовую, не новую, желательно со следами эксплуатации!) и смело постучите по нему! Стучать можно по центру плоской части, а также по самому краю — звук будет очень разным. Стучите громко!
На видео примеров звука ковбела — море. Например:
Ковбел в сальсе
Напомню, что ковбел = сенсерро = ча белл = бонго белл = тимбал белл = мамбо белл. Разница только в размерах, высоте звука, наличии крепления на стойку.
В сальсе используется несколько вариантов сенсерро, различных по размеру. Причем в разных стилях их могут называть по-разному. Но на самом деле все очень просто.
Ручной ковбел
В целом, ковбел можно держать одной рукой, а другой бить по нему палочкой. Именно так делают бонгосеро — исполнители на бонгах. Когда в песне начинается «замес», они откладывают свои маленькие барабанчики и берут в руки тяжелую артиллерию. В ролике ниже бонгосеро на 0:50 слышит призывный звук трубы и берет в руки свой немаленький бонго белл, после чего начинается мощнейший сальса замес! В кадре мелькает также стеклотара…
Джентельменский набор правильного бонгосеро:
Ковбел на стойке
Звук ковбела — резкий, громкий и очень легко узнаваемый. И не только бонгосеро имеет право со всей дури долбить в ковбел. Этим волшебным правом обладает также тимбалеро, которому обычно не хватает одного лишь ковбела, и на свою стойку он крепит их сразу несколько штук. Самый большой ковбел принято называть «тимбал белл», или «мамбо белл». Ковбел поменьше — тот самый «бонго белл», отобранный у бонгосеро, уменьшенный до безобразия и привинченный на самый верх стойки, переименованный в «ча белл». В ча-ча-ча он был основным ковбелом, однако его ритм можно услышать в самых разных жанрах. Разные названия ковбелов служат для того, чтобы различать звук, ведь в них играют по-разному.
Посмотрите, как новенькие ковбелы могут звучать совершенно по-разному:
В этом видео ковбелы используются только в самом начале, а потом тимбалеро улетает в свой специфический космос, где существует только ритм и звуки тимбалес…
Вы наверняка заметили, что тимбалеро часто играет не только по самим барабанами и ковбелам, а также по маленькой тарелке, но и по корпусу барабана — такой характерный щелкающий звук. Неопытное ухо может спутать звук ковбела с этим щелкающим звуком, но все же ковбел будет погромче и помощнее. Вот видео, на котором отчетливо видна разница — тимбалеро, который прячется за светлой рубашкой солиста, сначала играет по корпусу барабана, а потом переходить на мамбо белл — начинается классическая секция монтуно, в которой вокалист вываливает все, что у него накопилось, а хор дружно подпевает! А потом, после короткого взрыва тромбонов, начинается звездный час тимбалеро — соло на тимбалес (2:30)!
www.youtube.com/watch?v=2QrrtvsPzuo
Но самый прикол там, когда на 4 минуте тимбалеро отходит в сторону, давая дорогу молодым, и слушает в позе фараона Хеопса, пытаясь перевести дыхание.
На 6 минуте начинается кульминация — тимбалеро начинает активно играть в ковбелы и тарелку, выжимая из тимбалес все соки!
Согласитесь, тема тимбалес — совершенно отдельная, но сейчас ковбелы в составе тимбалес — вещь, прямо скажем, крайне необходимая, вот почему в этой статье про ковбелы так много тимбалес!)
Ну, а вот шедевральное видео, где всенародно любимое «Vivir mi vida» поставлено фончиком, а мужик на тимбалес играет под этот фончик. И сразу после вступления начинает фигачить куда? Правильно! В самый большой ковбелл! Точнее, в мамбо белл. А в первом куплете начинает сплошную долбежку в ковбел поменьше размером — в ча белл.
А зачем оно надо?
Как же вам научиться определять ковбелл в песне, а самое главное, зачем?
- Ковбелл — это круто. Когда появляется ковбел, то все внутренности сальсеро начинают плясать с утроенной силой. Особенно, если это мамбо белл, или бонго белл.
- Ковбелл — один из самых узнаваемых инструментов, ибо пробивает все и всех. Не услышать ковбел может только совершенно глухой человек — и то не факт.
- Ковбелл — спасательный круг в бурлящей кастрюле сальсы. Когда уже давно все не понимают, что происходит, вступает ковбел — и все с облегчением выдыхают. Потому что сразу становится понятно, где там «раз». И еще — понятно, где там какое клаве.
- Ковбелл — это круто. Аааа!
Если вы научитесь различать на слух хотя бы одну партию ковбела — а именно бонго белла, то это уже сэкономит вам массу времени и нервов в попытках сориентироваться в сложной сальсе. К тому же эта партия до безобразия проста. Вот эта партия на видео, пропетая отдельно несравненным Майклом:
ссылка сразу на нужное место: http://youtu.be/lakkjp4t32M?t=1m50s
либо промотайте до 1 мин. 50 сек. на этом видео:
ссылка сразу на нужное место: http://youtu.be/lakkjp4t32M?t=4m30s
либо промотайте до 4 мин. 30 сек. на этом видео:
ссылка сразу на нужное место: http://youtu.be/yKRwpnBklz0?t=1m33s
либо промотайте до 1 мин. 33 сек. на этом видео:
Аудио примеры — ковбелл
Сначала послушайте трек и попробуйте отметить, где, по-Вашему, начинается активное использование ковбелла. А потом сравните с моим вариантом. Будем ориентироваться по позиции в песне:
А вот в треке посложнее ковбелл играет не партию «бонго белл», а классическую «мамбо белл». Попробуйте просто узнать ковбел, ориентируясь по его тембру, а не по партии!
В тимбе, возможно, найти ковбелл посложнее, ведь там почти всегда используется полноценная барабанная установка, дающая огромное количество звучаний, а удар барабанщика по самому верху тарелки (по чашке) вполне может сойти за ковбел в некоторых случаях. Но все же — если вы услышали резкое и ритмичное «Пам! Пам!», это, скорее всего, наш любимый ковбелл, который стучит четко на «раз» и на «три». Попробуйте найти это место в этом треке, а заодно и бонго белл (он там тоже есть):
Бонго белл на 2:00 (более глухой звук, скорее «Пум! ти-ти Пум! ти-ти Пум!»)
Попробуйте послушать любимую музыку (вы ведь слушаете сальсу часто, да ведь, да, правда?) и заодно угадать, где же там играют ковбелы. Записи бывают разные, и не только дело в качестве mp3 или ваших наушников, или колонок. Бывает так, что музыканты нарочно записывают ковбел не очень ярко, хотя для звукорежиссера это непростая задача.
Ну, а на живых концертах очень полезно и увлекательно посмотреть своими глазами, как музыкант играет в ковбелл и соотнести это с тем, что вы слышите. Не на всех видео можно узреть это, ведь камера может в это время снимать любого другого музыканта. Поэтому пользуйтесь любой возможностью сходить на живой концерт сальса-группы!
Я лишь могу предложить несколько видео, где виден и слышен ковбелл:
Александер Абреу, фрагмент концерта в Париже 2014 г. Потрясающе красивая песня. Обратите внимание на тимбалеро на заднем плане (в красной рубашке) — отчетливо видно и слышно, как он начинает играть на ковбеле с первых звуков песни, а потом продолжает примерно с 1:50. Ну, а с 2:15 это вообще очевидно.
Бонго белл и клаве
Если вы без труда определяете в музыке бонго белл, слышите этот характерный ритм, то вы всегда сможете уверенно сказать, какой же сейчас клаве. Делается это не просто, а очень просто.
Ритм бонго белл состоит из нескольких кирпичиков. Кирпичик «ти-ти Пум» повторяется, грубо говоря, три раза, а кирпич «Пам Пум» повторяется один раз. Например, партия может звучать так:
ПУМ ПАМ Пум ти-ти, Пум ти-ти, Пум ти-ти" и сразу повтор «ПУМ ПАМ Пум ти-ти, Пум ти-ти, Пум ти-ти.
Вот абсолютно то же самое в исполнении моего корявого компьютера:
Если вы немножко знаете ноты, то эта картинка поможет вам моментально разобраться, что именно имеется в виду.
Так что для всех, у кого есть задача определить направление клаве, бонго белл — явный, удобнейший флаг, на котором буквально огромными буквами нарисована подсказочка! Но даже если вам не нужно знать, какой там клаве, все равно — ковбел ведь четко играет на «раз» и на «три» нижним звуком. Именно он не даст вам утонуть в океане сложнейших синкоп, сбивок и сумасшедших музыкантских фишек, акцентов и брейков, которые, как порой кажется, придуманы специально, чтобы сбить танцоров с толку, или превратить их в извивающиеся живые акценты!
А вообще — присылайте мне свои треки с указанием, где там начинает звучать сплошной ковбелл, а я попробую подтвердить или опровергнуть вашу догадку.
MORE COWBELL!
Пум! Пум! Пум!