Вкратце о сальсе

Los Muñequitos de Matanzas, ок.1954. Из коллекции Майкла Спиро.

Сальса — термин, включающий в себя множество разновидностей ритмических стилей и музыкальных форм. Изучая истоки сальсы, мы должны обратиться к Кубе, благодаря ее беспрецедентному вкладу в развитие этой музыки. Хотя США, а также страны Карибского бассейна, такие как Пуэрто-Рико, Венесуэла, Мексика, Колумбия и Республика Доминикана тоже оказали влияние на развитие сальсы, но именно Куба является родиной и колыбелью сальсы. Сам по себе термин был коммерциализирован в Нью-Йорке, в 60‑х годах XX столетия, для того, чтобы помочь в популяризации этой «горячей» афро-кубинской музыки. В переводе с испанского сальса («salsa») означает «соус». Это название намекает на особенный острый соус, распространенный в латиноамериканской и карибской кухнях. Для того, чтобы научиться понимать эту музыку, мы должны разобраться в музыкальной истории Кубы, а также в истории музыкального развития и межкультурных влияниях Карибских островов и Америки.

Кубинская музыка — это плавильный котел африканских и европейских гармоний, мелодий, ритмов и музыкальных инструментов. Взаимопроникновение столь разнообразных элементов с XVI века привело к бесчисленным сложным и увлекательным музыкальным формам, обогатившим сальсу в разных аспектах, включая инструменты, танцевальные шаги, поэтические формы, строение, ритмические и мелодические фразы. Главным фактором развития сальсы стала глубокая связь с огромным количеством барабанных стилей, главным образом заимствованных с Кубы, где порабощенным народам Африки удавалось сохранять свои духовные и светские традиции. Уникальный элемент этих традиций — это тесная связь между языком и музыкой, где высказанное слово выходит за пределы песни и инструментов как таковых.
Интеграция барабана в популярную культуру, вероятно, является главным доминирующим фактором в афро-кубинской музыке — и вообще всей музыки черного континента. Именно благодаря барабану на Кубе сохранились многие традиции и обычаи, и даже были созданы новые. Вдумчивым исполнителям или композиторам афро-карибской музыки должно быть очевидным, что, в конечном счете, мы все должны быть в некотором роде барабанщиками.

Наследие ритмов сальсы напрямую связано с популярной кубинской музыкой. В этом смысле наиболее важны музыкальные формы, такие как румба (rumba), сон (son) и дансон (danzón), которые представляют из себя сплав религиозных и светских африканских и европейских элементов. Фактически, весь материал этой книги отсылает к этим трем формам. Ноты в книге служат в качестве руководства для развития ваших основных навыков и для понимания сложных и выразительных форм искусства. Однако, никакая книга не заменит вам практического опыта.

Raúl Diaz и его группа бата, по часовой стрелке, сверху слева): неизвестный танцор, Merceditas Valdés, Francisco Aguabella, Diaz и Trinidad Torregosa. Коллекция Майкла Спиро.

Raúl Diaz и его группа бата, по часовой стрелке, сверху слева): неизвестный танцор, Merceditas Valdés, Francisco Aguabella, Diaz и Trinidad Torregosa. Коллекция Майкла Спиро.

Африканская культура Карибского бассейна

Африканцы, завезенные на Карибы, были преимущественно родом с западных областей Африки. Многие были вынуждены жить в barracones de patio (лачуги в виде бараков, окружающих внутренний двор) и работать на сахарных и табачных плантациях. На Кубе система плантаций стала образом жизни рабов в сельской местности.

Африканцы из разных народностей играли важную роль в развитии музыкальной культуры Нового Света. Вот некоторые из них: Йоруба (Yoruba) — народ Нигерии, Бантý (Bantú) из Конго и Анголы, Еве-Фон (Ewe-Fon) и Фанти-Ашанти (Fanti-Ashanti) из Дагомеи, и Мале (Male) или Мандинга (Mandinga) из Судана.
Хотя многие африканские музыкальные традиции после переселения на Карибы исчезли, но многие все же остались и процветают до сих пор:

1) Вопрос-ответ (антифонное) пение, в котором импровизированное голосовое соло как бы спрашивает хор, отвечающий фиксированной фразой;
2) Полиразмерность, когда одновременно исполняется двудольные и трехдольные размеры;
3) Полиритмия, характеризующаяся синкопами и наложением разных частей, почти всегда в пульсации, тяготеющей к разделению паттернов на две или четыре доли;
4) Пентатоника и народные лады, особенно в плане вокальной импровизации с украшающими переливами;
5) развитие и создание поистине бесконечного числа инструментов, как перкуссионных, так и мелодических.

Африканские инструменты не были привезены вместе с рабами. Скорее всего, африканцы создавали свои инструменты из доступных на островах материалов, попутно адаптируя их. С небольшими вариациями, эти воссозданные инструменты были очень похожи на своих африканских собратьев. К сожалению, колонисты запретили множество из них, в результате чего исчезли, например, несколько видов барабанов. После Гаитянской революции 1791 года, тем не менее, несколько дагомейских инструментов (и музыкальных стилей) были привезены на Кубу с Гаити, обогатив креольскую музыку. Главным образом, на остров попали инструменты четырех народностей: Йоруба, Дагомеи, Конго и Абакуа (из Калабара). Главным образом, это были барабаны, колокольчики и шейкеры.

Влияние испанской культуры

Танцор фламенко и музыканты. Слева направо: автор книги, Roberto Zamora, Miguel Ruiz и Monique Fournier, фестиваль этнической музыки в Сан-Франциско, 1986. Из коллекции Monique Fournier

Танцор фламенко и музыканты. Слева направо: автор книги, Roberto Zamora, Miguel Ruiz и Monique Fournier, фестиваль этнической музыки в Сан-Франциско, 1986. Из коллекции Monique Fournier

Посреди многих веяний европейской музыки на Карибах особняком стоит музыка испанских островов. Благодаря особой роли Испании как доминирующего европейского государства на протяжении многих веков, а также из-за миграции сотен разнообразных культурных обычаев на его территории, испанская музыка сама по себе была сплавом европейской, карибской, цыганской, нордической и иудейской культурных традиций. Городская музыка Карибов находилась под прямым влиянием музыки испанских дворцов, театров, армии и церквей. Сельская музыка, обнаруживаемая повсеместно по всей Латинской Америке, — известная как musica campesina («деревенская» или «крестьянская музыка») — почти полностью испанского происхождения.
В процессе колонизации Америки некоторые из обрядовых музыкальных традиций были привезены в Новый Свет, в том числе средневековый хорал и органная музыка. Музыка испанских религиозных праздников и торжественных шествий, таких как фестиваль Corpus Christi, пришла в колониальную Кубу и на протяжении всего XVI века постепенно становилась частью местного фольклора.

Светская традиция Испании демонстрирует большую любовь к популярным местным танцам и музыке, в том числе к ностальгическим песням о любви, а также к танцам, наполненным радостным ликованием, как из верхних, так и нижних слоев общества. Народы Африки аналогичным образом сохранили свои песни и танцы, часто танцуя группами, что привлекало чувственных испанских колонизаторов. Именно благодаря взаимному обмену между чернокожими и испанскими рабочими, африканские танцы стали частью популярной кубинской культуры, медленно продвигаясь вверх по социальной лестнице в направлении принятия новой музыки высшим обществом Испании.

Фламенко появилось на Кубе в XVI веке, повлияв на музыку на всей территории Карибского бассейна и Латинской Америки. Лады и звукоряды Средней Азии и Индии, инструменты и ритмы, соединенные с традициями Северной Испании, все вместе они оказали влияние на музыку Карибов, выразившихся в таких формах, как хабанера (habanera) и румба (rumba) (на Кубе), а также йоропо (joropo) (Колумбия), йарабе (jarabe) (Мексика) и другие.

Джаз и влияние американцев с Севера

Dizzy Gillespie. Из коллекции Hector Rivera.

Dizzy Gillespie. Из коллекции Hector Rivera.

Музыкальные стили Северной Америки, Европы и Карибского бассейна взаимодействовали на протяжение многих веков. Но в прошлом веке мы обнаруживаем наиболее заметные межкультурные влияния, главным образом между североамериканским джазом и кубинской музыкой. Кроме того, резкий рост музыковедческой литературы также усилил этот эффект.

Есть несколько аспектов взаимодействия этих культур, в их числе:

1) Включение африканской религиозной традиции в светскую музыкальную культуру Кубы;
2) Адаптация европейских военных оркестров под популярные наборы инструментов;
3) Развитие гармонии и инновации под влиянием европейских импрессионистов, смешанных с гармониями черной Африки (такими, как пентатоника и блюзовое настроение).

Североамериканские музыкальные и танцевальные стили находились под очень большим влиянием кубинской музыки, также и наоборот. В начале 20‑х годов ХХ века такие стили, как рэгтайм тустэп, фокстрот, чарльстон и тэп дэнс были популярны в кубинских танцевальных клубах; оркестры исполняли традиционную кубинскую музыку в составе джаз-бэндов, новые «приджазованные» гармонии появились в популярной музыке Кубы. Некоторые ученые выступают против «фальсификации» кубинской музыки, предостерегая от адаптации традиционных кубинских ритмов зарубежными артистами и коммерциализации уникальной музыки самими же кубинцами для туристов и иностранного рынка.

Оркестр Мачито, Джазовый фестивль в Беркли, 1982. Из коллекции автора.

Оркестр Мачито, Джазовый фестивль в Беркли, 1982. Из коллекции автора.

Мачито и его афрокубинцы, 1941. Коллекция Макса Саласара и архива Мачито

Мачито и его афрокубинцы, 1941. Коллекция Макса Саласара и архива Мачито

Изобретение радио в 20‑х годах, а также развитие индустрии записи звука и появление звукового кино стали формировать вкусы аудитории и определили карьеру тех, кому посчастливилось стать частью этой индустриальной революции. В эту новую эпоху коммуникаций кубинская музыка стала приобретать вкус мировой музыкальной культуры, благодаря своей роли изобретателя, вдохновителя зарубежных стилей, а также благодаря их ассимиляции и адаптации. Это привело к появлению стиля, почти не отличимого от «иностранных коллег».

Джаз и музыка Карибского бассейна развивались параллельно в тесной взаимосвязи в основном благодаря тому, что колыбель джаза — Новый Орлеан был фактически частью карибского сообщества. Начиная с 30‑х годов музыка Кубы и Пуэрто‑Рико утвердилась в Нью‑Йорке, распространяясь по всей территории США благодаря радио и звукозаписывающим компаниям. Смешиваясь с джазом и другими североамериканскими стилями, «латиноамериканская» музыка стала оказывать поистине огромное влияние на всю североамериканскую культуру и по сей день. Непрекращающаяся эволюция музыки дала жизнь таким формам, как кубоп, лэтин джаз, сальса, лэтин рок и лэтин фьюжн, а также органично вписалась в ритм‑н‑блюз, рок‑н‑ролл и даже рэп.

Между тем, на самой Кубе джаз и другие стили Северной Америки продолжали развиваться в духе традиционной кубинской музыки. Кубинские музыканты не только продолжили собственные традиции, но и исследовали и создали новые звучания, смешав старые стили с новыми, а также с традициями других культур — Бразилии, Гаити, Ямайки и Южной Африки.

Israel «Cachao» Lopez, Беркли. © Мартин Коэн. Из коллекции Хуана Сантоса.

Israel «Cachao» Lopez, Беркли. © Мартин Коэн. Из коллекции Хуана Сантоса.

Что такое «сальса»?

Технически, сальса является таким же широким термином, как джаз или рок. Этот жанр состоит из различных ритмических форм, таких как сон (son), мамбо (mambo), гуарача (guaracha), бомба (bomba) и меренге (merengue), а также стилей оркестровок, таких как чаранга (charanga), конхунто (conjunto), секстето (sexteto) и других. Важно уметь определять разницу между упомянутыми определениями и понимать их взаимодействие друг с другом: сальсу можно описать как основное понятие, охватывающее различные ритмические стили и инструментовки Кубы, Пуэрто-Рико, Доминиканской республики и других областей, вся структура которых строится вокруг ритмической фигуры клаве. Это то, что отличает ритмы сальсы —  особенный ритмический рисунок, чье наличие и главенствующая роль неукоснительно поддерживается всеми исполнителями сальсы и аранжировщиками. Клаве создает ритмический базис, оставаясь по‑настоящему уникальным среди многочисленных афро‑карибских музыкальных стилей (клаве и его функции детально рассмотрены в III главе).

Выдающиеся личности в сальсе

Tito Rodriguez. Из коллеции Макса Саласара.

Tito Rodriguez. Из коллеции Макса Саласара.

Многие музыканты сыграли важную роль во время становления и последующего непрерывного развития сальсы. Сложно переоценить важность постоянного изучения ретроспективного взгляда на жизнь как новаторов и первопроходцев сальсы, так и современных знаменитых артистов. Но эта книга — учебник для изучения основ техники сальсы, и несколько непрактично углубляться в детали относительно жизни и творчества людей, помогавших создавать эту музыку. Тем не менее, в Приложении А («Список для прослушивания»), приведенном в конце книги, вы найдете небольшой перечень музыкантов, с чьим творчеством крайне важно познакомиться.

Сальса — музыка, сложившаяся на протяжении многих веков, преимущественно из вокальных традиций. Чтобы прийти в мир сальсы, нужно в роли ученика заслужить честь быть частью этой традиции, соединяющей день сегодняшний с прошлым и будущим.

Об авторе - Rebeca Mauleon

Ребека Маулеон — пианистка, композитор, аранжировщик, певица и танцовщица афро-кубинской музыки и фольклора уже на протяжении более 15 лет. Родилась в Санта Монике, в Калифорнии, в семье испанских басков и евреев. Впервые заинтересовалась сальсой в возрасте пятнадцати лет, на пике карьеры в качестве исполнительницы танцев в стиле фламенко. Впоследствии Ребека усиленно занималась самообразованием с помощью записей и пленок, вернулась в школу и получила степень бакалавра искусств в колледже Милз в Окленде, штат Калифорния. Она совершила несколько поездок по Карибским островам, Европе и Северной Америке в качестве исполнителя, исследователя и преподавателя. Ребека принимала участие в записи, а также выступала вместе с Карлосом Сантаной, Тито Пуэнте, ансамблем Мачете, Джо Хендерсоном, Стивом Туррэ, Исраэлем Лопесом «Cachao», Франциско Агебейа, Дэниелом Понсе, Алексом Акунья, Джованни Хидальго, Джусто Алмарио, Пете Эсковедо, Пончо Санчесом и многими другими.

Ребека является музыкальным со-директором ансамбля Мачете, также она писала музыку и аранжировки для Тито Пуэнте, Пете Эсковедо, ансамбля Мачете, Рэя Обиедо и для джазового фестиваля Сан-Франциско, а также для репертуара Театра Беркли. Ее фортепианные работы можно услышать в саундтреке к фильму «Henry and June» режиссера Филиппа Кауфмана. Ребека преподает в рамках музыкальной программы «Rythmic Concept’s», включая курс JAZZCAMP. Получив грант от художественного совета штата Калифорния, она преподает в начальной школе Сан-Франциско, а также учит исполнять сальсу на фортепиано и в ансамбле по всей Калифорнии. На момент написания этой книги Ребека сотрудничала с музыковедом-перкуссионистом Джоном Сантосом (John Santos), создавая антологию афро-карибской музыки под заголовком «Истоки сальсы» («The Roots of Salsa»).