Исмаель Ривера (известный также как «Маело») (5 октября 1931 – 13 мая 1987) – пуэрториканский композитор и исполнитель сальсы.
Ривера родился в Сантурсе, районе г. Сан Хуан, в Пуэрто-Рико, в одном из самых больших и густонаселенных районов столицы. Он был первенцем в семье с пятью детьми. Его отец, Луис Ривера, был плотником, мать Маргарита – домохозяйкой.
В детстве маленький Исмаэль почти всегда пел и стучал палочками по банкам и склянкам. Свое первое образование он получил в начальной школе у Педро Г. Гойко, и затем был отправлен изучать плотницкое мастерство в училище. Чтобы помогать семье, он работал уличным чистильщиком обуви, а в дальнейшем и плотником, с 16 лет.
В свободное время Исмаель любил «зависать» по углам со своим лучшим другом Рафаэлем Кортихо (ставшем впоследствии именитым музыкантом, дирижером и композитором) и распевать песни. В 1948 году неразлучные друзья присоединились к ансамблю Monterrey El Conjunto Monterrey) где Ривера играл на конгах, а Кортихо сел за бонгами. Ривера тогда не мог отдавать всего себя музыке, так как целыми днями работал плотником.
В 1952 году Ривера пошел служить в армию США, но был вскоре уволен в запас, так как он не знал английского языка. По возвращении в Пуэрто-Рико он оставил работу плотника и, благодаря рекомендации его друга Кортихо, устроился вокалистом в оркестр Панамерикана. С этим оркестром он записал свои первые хиты – «El charlatán» («Шарлатан»), “Ya yo sé” («Теперь я знаю»), “La vieja en camisa” («Старая женщина в рубашке») и “La sazón de Abuela” («Аромат бабушки»). Однако из-за инцидента с другим участником группы, вызванного отношениями с девушкой, ему пришлось покинуть популярную группу. В 1954 году он присоединился к комбо Кортихо (combo – небольшая музыкальная группа) и записал ряд песен, которые вскоре стали хитами в латинско-американском сообществе:
“El Bombón de Elena” («Расцвет Елены»)
“El Negro Bembón” («»)
“Juan José” («Хуан Хосе»)
“Besitos de Coco” («Кокосовые поцелуи»)
“Palo Que Tú Me Das” («»)
“Quítate de la Vía Perico” («»)
“Oriza” («»)
“El Chivo de la Campana” («»)
“Maquinolandera” («»)
“El Yayo” («»)
“María Teresa” («»)
“Yo Soy del Campo” («»)
Комбо Кортихо набирало популярность, и вслед за ней становился известным и Ривера в качестве лид- вокалиста. Ривера даже удостоился быть названным «Главным певцом» (“Sonero mayor”) – так его назвал кубинский продюсер Ангель Маседа, владелец казино Бронкс в Нью-Йорке. Группа гастролировала в Нью-Йорке, в известнейшем танцевальном зале Палладиум, там, где выступали такие знаменитости, как Тито Родригез, Тито Пуенте и Чарли Палмиери.
Ривера женился на Виргинии Фуенте в 1951 году. Известны также его отношения с другой женщиной, Гладис Серрано, женой композитора болеро и известного исполнителя карибской музыки Дэниеля Сантоса. У Риверы было пятеро детей: Исмаэль младший, Карлос, Маргарита, Каридад и Орхидея.
В 1959 году Ривера вместе с Кортихо и его ансамблем принял участие в европейских съемках фильма «Калипсо» с Гарри Белафонте в главной роли. Он путешествовал с Кортихо по всей Европе, по Центральной и Южной Америкам.
Однажды, во время гастролей в Панаме у Риверы обнаружили наркотики, и его арестовали. Согласно более поздним полицейским отчетам, было вполне в порядке вещей, что музыканты разных групп регулярно скрытно провозили наркотики, но в тот момент инспекторы их поджидали. Ривера попался, выгораживая других участников, но в итоге из-за этого инцидента группа Кортихо распалась. Вскоре после этого Рафаэль Итиер вновь собрал музыкантов, частично из старого состава, и назвал новую группу «Эль Гран Комбо де Пуэрто-Рико».
После освобождения из тюрьмы Ривера собрал свою собственную группу –”Исмаэль Ривера и сотоварищи” («Ismael Rivera and his Cachimbos»), которая успешно выступала на протяжении восьми лет. Ривера воссоединился с Кортихо и в честь этого записал песню «Juntos otra vez» («Снова вместе»). Затем Ривера принял участие в записи живого концерта на сцене Карнеги Холла. Ривера спел песню Бобби Капо «Dormir contigo» («В постели с тобой»), а одним из последних его выступлений было в Париже, где впервые встретился с Бобом Марли, в 1978 году.
Ривера принял участие в качестве искреннего и верного паломника в процессии «Чернокожего Иисуса Христа» в Портобело (Панама), проходившей в период с 1975 по 1985, и даже записал песню, посвященную Чернокожему Христу, ласково названному «el Nazareno» («Назарянин»). В Панаме Исмаэль принял баптизм.
Смерть его друга детства Рафаэля Кортихо в 1982 году стала настоящим ударом. Он даже не нашел эмоциональных сил петь в день памяти Кортихо в «Колизее Роберто Клементе» (колизей в Сан Хуане). Впоследствии Ривера активно участвовал в создании исторического музея, призванного показать вклад в культуру и жизнь Пуэрто-Рико чернокожих пуэрториканцев.
Исмаэль Ривера умер 13 мая 1987 года на руках своей матери Маргариты от инфаркта.
5 октября 2008 года губернатор Пуэрто-Рико Анибал Асеведо Вила подписал указ о годовщине празднования Риверы и назвал этот день «Памятным днем рождения Исмаэля Ривера». 27 сентября 2001 года сенат Пуэрто-Рико принял закон №134, согласно которому 5 октября становится «днем Исмаэля Ривера». В Вила Палмерас (Сантурсе, Пуэрто-Рико) находится «Площадь сальсерос», где установлены статуя и мемориальная табличка, посвященные Исмаэлю. Селия Круз записала посвящение Исмаэлю, так же такие посвящения создали Dario и ComboRican.
Оригинал записи в ВК: https://vk.com/wall198029047_231