Возможно ли, придя на танцы, определить, что ты попал “в хорошие руки”? Иными словами, возможно ли оценить эскпертность преподавателя, не являясь эскпертом?
Конечно же, в новом фильме от Марвел «Доктор Стрендж» мое внимание не могла не привлечь фраза, написанная на картинке к этому посту)) Так что вот мои очередные “многобукаф” на эту тему. Пост неконфликтный, не наболевший, и даже не о бачате сеншуал)
Преподаватель: доверять или проверять.
Пару лет назад один мой коллега у себя на странице в соц сетях разместил глубокомысленную цитату про преподавание, смысл которой сводился к тому, что если ты выбрал преподавателя, то должен доверять ему безоговорочно. И вот я снова мыслями вернулась к этой теме после случая, недавно произошедшего на моем занятии.
Лично мне очень нравится, когда мне на занятии задают вопросы – это значит, что человек интересуется, думает, пытается разобраться. Да, бывает, что ученики подкидывают заковыристые задачки. И не всегда у меня на них есть готовый ответ. Но тем интереснее – ведь понимая ЛОГИКУ, на которой основан танец, можно найти ответ на практически любой вопрос. В общем, я люблю содержательные вопросы и давно к ним привыкла. А вот к чисто эмоциональному прессингу со стороны ученика оказалась не готова.
Если вы пришли на танцы – стоит ли безоговорочно довериться преподавателю или стоит проверить его профессионализм?
С одной стороны, без доверия к учителю процесс обучения будет очень малопродуктивен. С другой стороны, мне встречалось очень много сальсерос, сетовавших на то, что первые несколько месяцев занимались «ерундой», «зумбой», «сальса-анимацией» и т.п.
Как недавно пришедшему на сальсу (бачату/кизомбу /зук и др.) человеку понять, что преподаватель из себя представляет? Возможные критерии:
– Внешний вид. Увы, если Вы никогда не занимались сальсой, едва ли Вы сможете сходу определить, кто круче и техничнее – грамотный преподаватель сальсы или, например, непереученный бальник (который выглядит эстетично, но при этом выдает технику бальных танцев за сальсу). * ничего не имею против бальных танцев. Просто это ДРУГИЕ танцы, с другой техникой. И не стоит их путать с социальными.
– Как танцуют ученики – ну вот, пожалуй, это критерий. Хотя для совсем нового в тусовке человека, наверное, все сальсерос выглядят практически одинаково, мы все-таки способны оценить эстетическое восприятие нами танца. Так что если вам нравится пара на танцполе – не стесняйтесь спросить, где они преподают или у кого занимаются! (если от разных человек услышите одни и те же рекомендации – то это признак хорошей школы. Или единственной в городе =)))))
– Если вы за первый месяц выучили энчуфлу и диле ке но – то либо вы в группе восхитительных гениев, либо ваш преподаватель совсем не парится за технику. Бегите и ищите нового))
– Совет друзей/знакомых. Как ни крути, но сарафанное радио – до сих пор один из самых действенных методов привлечения людей в танцы. Самое главное, оцените экспертность советующего – если это человек, погруженный в тусовку, разъезжающий по фестивалям – то его мнению я бы, наверное, поверила. Попробуйте прислушаться к мнению опытных сальса-товарищей.
– Сколько объясняет. Казалось бы – очевидный критерий. Много объясняет – значит хороший преподаватель? Но как недавно выяснилось в ходе другой дискуссии… Говорить «много» и говорить «по делу» – совершенно разные вещи. Если преподаватель долго и упорно повторяет «просто положи руку сюда» не объясняя, зачем и почему – то… возможно, он сам не знает? Когда я пришла на сальсу, преподаватель и его партнерша упорно заставляли нас вываливать правое бедро на счет три в диле-ке-но. Повторяя про это бедро при каждом повторе фигуры. Вроде, старались «поставить технику». Но было ли это правильным? Понимали ли ребята до конца что они делают? Увы… На мой взгляд, тут более весом следующий критерий:
– Как отвечает на вопросы. Вот если бы мне тогда, пять лет назад на мой вопрос «почему на три выводим правое бедро?» доходчиво и логично смогли ребята ответить, возможно до сих пор вываливала бы =))) Но, конечно, тогда исчерпывающим ответом было «Потому что» – ведь это абсолютно не логичное движение и преподы просто повторяли за кем-то такое объяснение.
Грамотный преподаватель почти всегда может ответить на вопрос (пусть не с наскоку – ибо ответ на некоторые простые вопросы типа «А сальса правда кубинский танец?» может занять пару часов в кратком изложении), но уметь объяснить зачем и почему вы делаете каждое базовое движение – должен!
– Погруженность преподавателя в тусовку. Ездит ли на фестивали? На какие вечеринки ходит? Наверное, для меня сейчас этот критерий был бы одним из основных. Польза фестивалей и вечеринок – отдельная тема. Я бы хотела поговорить о включенности преподавателя в «тусовку». Если ваш препод ходит только на мероприятия, где много начинающих и мало «продвинутых»… у меня для вас плохие новости )) Помнится, пару лет назад у нас был преподаватель, который отказывался танцевать на общегородских тусовках. Просто стеснялся человек. Понимал, что выглядит бледно на общем фоне. Да до сих пор у меня есть коллеги, которых я никак не имею счастья лицезреть на танцполе. Как только собирается компания из хороших танцоров, они сидят в стороне. Либо раненько сбегают с вечеринки.
Понятно, что это не исчерпывающий список критериев. И если вы поделитесь своим опытом и наблюдениями в комментариях – буду очень этому рада!
И, конечно, я не призываю забраковывать всех попавшихся на вашем пути преподавателей, если они не прошли хотя бы один критерий))) Так же как полная неразборчивость в выборе преподавателя может сыграть с вами злую шутку, так и излишняя разборчивость.
Знаю несколько примеров, когда человек хотел разобраться в танце, поскорее научиться и… начинал бегать по всем преподавателям без разбора. Месяц там, месяц сям. По вторникам я в Клавеллине, по четвергам «у амигосов»… Видела ли я хоть одного, кто бы научился таким образом танцевать? Нет. У каждого преподавателя своя методика. И если конечная цель (хорошее танцевание) у всех примерно одна, то пути к ней могут быть разными. И, если уж вы нашли адекватного преподавателя, вот здесь нужно «осесть» на некоторый период. На начальном этапе очень важна логичная и хорошая база. И дайте своему преподавателю шанс вам ее выдать. Например, у нас была некогда группа, которая отчаянно страдала, что «соседи» уже вяжут узлы, а мы басиллалу все учимся правильно делать. Я понимаю, что это некий «кредит доверия» своему преподавателю. Но иногда все-таки нужно его своему преподавателю выдавать, ибо потом та же самая группа «узлы» вязала слету. Без критических выпаданий из ритма и выламывания рук партнерше. И в сравнении за полугодовой период результат был более качественным, чем у торопящихся «соседей»))
Как рассказывал мой коллега: «Моя первая группа учеников через пол года знала все связки и узлы, которые знал я. Смотреть на это было невозможно»)))
Мораль: подходите внимательно к выбору преподавателя. И количество выученных узлов и поддержек – совсем не показатель качества.
Но раз уж выбрали – то доверьтесь. Месяц-два совсем не показатель. Я думаю, что пробовать судить можно по периоду около полугода с момента прихода в танцы.
Пы.Сы. Если вам не повезло и через полгода (год, два года, пять, десять) вы поняли, что выбрали неправильно… И даже, если вы выбрали правильно и обучались у хорошего преподавателя… Не поленитесь, загляните снова на пару месяцев в начинающую группу. Поверьте, она приготовит для вас много открытий.
Лично я ходила на мастер-классы и семинары по базе к уважаемым мной преподавателям не по одному разу. У одних Марины Ванюшиной и Дениса Романова я была на курсе по базе сальсы НЙ раза четыре))) Конечно, «ты же преподаватель, тебе нужно»! Поверьте, непреподавателям тоже нужно. Но, можно не 4 раза)) хватит, наверное, и одного-двух повторений базы.
Знаю, этот совет совсем не нов. Но всегда актуален. По мере вашего танцевального развития взгляды меняются, появляется осознание многих движений, смещаются акценты. И, вернувшись по истечении некоторого срока в нулевую группу к толковому преподавателю, вы, гарантирую, найдете, что поправить и что улучшить =)
Самое главное, не останавливайтесь в развитии и «не сворачивайте с пути».
Виктория Агафонова