Calabar Mgbè № 16
«Первое кубинское посвящение в Экпе«, номер за 14 ноября 2014 г.
В нигерийском регионе Кросс-Ривер и в Камеруне «сообщество Леопарда» Экпе часто описывают как исключительно мужское братство. Однако некоторые женщины могут быть удостоены чести присоединиться к сообществу. Например, в портовом городе Калабара в сообществах Èfik, Èfût и Kwa первая дочь и жена титулованного Экпе Obong как правило инициируются, так что они могут присутствовать в группе Экпе, прибывающей для того, чтобы приветствовать Вождя в его доме, или для погребения после его кончины. Обряд инициации женщин проходит вне здания ложи, во дворике. Их не пускают в зал, им не раскрывают деталей внутренних событий ложи. Они носят в качестве отличительного знака того, что являются участницами Экпе, павлинье перо (Ntàng Nkàndà). На представленном фотоснимке миссис Дженифер Торрьенте-Миллер, жена д-ра Миллера, после обряда инициации в абанекпе («допущенная в Экпе»). Она родом из Гаваны, в Калабар впервые приехала в августе 2014 года.
В Экпе могут быть приняты люди с особенными талантами, например, выдающиеся барабанщицы и певицы, с тем, чтобы они могли придать церемониям энергию. Например, мадам Ekoyo Bassey в сообществе Èfût Abua (Калабар) была инициирована в своей ложе благодаря великолепному вокалу и умению превосходно танцевать Экпе.
Инициировать женщин с присвоением титулов запрещено. Несмотря на это, во всех сообществах Калабара когда глава Экпе умирает, мистический Ékpè выбегает из зала и скрывается в кустах, и вернуть его можно только с помощью молитвы женщины королевских кровей, находящейся в периоде постменопаузы. В общине Kwa такая женщина называется Ntoe Ninkae («Женщина-вождь»); она дополняет Ntoe, главу общины.В регионе Кросс-Ривер женщины поддерживают общественную силу с помощью собственных клубов. В эфик-говорящих сообществах существуют Iban Ísòng (буквально — «женщины земли»). Они представляют собой историческое сообщество с ранжированной инициацией женщин, которое защищает их права. Кроме того, существуют объединения, основанные на «духе воды», в которых женщины занимают основные позиции в молитвах богиням. Наряду с сообществами Èfûk и Èfût, существует местная богиня воды, которую обычно называют Ndèm. Ее знают под именем Atakpo в Úrúán и Órón. Все эти термины можно встретить в слегка измененном виде в кубинском Абакуа, где у родов Efí, Efó и Orú существуют песнопения, восхваляющие Ndèm, а также Natácho, которые вспоминаются как духи предков из Калабара.
Со второй половины XIX в. культура Экпе в Западной Африке постепенно умалялась, терялось влияние закона сначала перед лицом колониальных властей, а затем нигерийского правительства. Кроме того, Экпе постоянно находилось под атакой со стороны самозваных христианских церквей, особенно пятидесятнических. В связи с этим некоторые старейшины почувствовали, что организацию можно спасти, если расширить права женщин относительно их посвящения в Экпе, так как в церквях они преобладали. Ну, а как культура Экпе будет развиваться, приспосабливаясь к реалиям современности, нам еще только предстоит увидеть.
Четыре этапа посвящения
Текст и фотографии: д-р Айвор Миллер (имя в Èfé Ékpè Éyò Émà – Ékórétònkó: Isun-Mbàkàrà), антрополог Университета Калабара, штат Кросс-Ривер, Нигерия.
Источник: http://www.crossriverheritageafricandiaspora.com/p/calabar-mgbe-es-una-assemblea-de-grupos.html
Перевод: Капранов Марат, специально для сайта «Сальса по-русски», 27.08.2017, Санкт-Петербург, Россия
Публикуется с любезного разрешения автора - д-ра Айвора Миллера