Клаве: трансформация и развитие

Клаве и пульсация

Наверное, самая выдающаяся и уникальная черта кубинской музыки — концепция двоичности и ритмический рисунок, называемый клаве. Чаще всего он исполняется с помощью клавес — двух округлых полированных палочек, которыми ударяют друг о друга, либо с помощью других перкуссионных инструментов.
Рисунок клаве используется в современной сальсе и в некотором смысле вообще во всех родственных ритмических стилях.

Клаве в размере 4/4

Клаве в размере 4/4

Хотя приведённый выше клаве записан в современном стиле нотации в размере 4/4, традиционно клаве записывался в 2/4. Однако, в истории сальсы было несколько трансформаций, о чем будет рассказано далее в книге. Клаве содержит две ритмические фигуры, находящиеся во взаимоотношении напряжение-расслабление, структурированные в двухтактовой фразе и удерживаемые вместе половинной пульсацией на «раз» и на «три». Это тот пульс, который стабилизирует ритм, так как множество полиритмических партий, исполняемых разнообразными инструментами, выделяют главным образом синкопы, акцентируя слабые доли. Необходимо начать изучение клаве с понимания его связи с пульсацией.

Ortiz определяет клаве как один из многих афро-кубинских «ритмических кирпичиков», который разделяется на две разные части, остающиеся неизменными1Ortiz, Fernando. «La africania de la musica folklorica de Cuba», Гавана, 1950, стр. 276.. В одном такте содержится три звука, в другом — два, такты можно исполнять двумя способами: «три-два» или «два-три», в зависимости от того, какой такт является первым.

Клаве и пульсация

Мы также можем назвать каждый такт в отдельности тактом «2» и тактом «3».

Клаве в направлении 3-2

Клаве в направлении 3−2

Клаве в направлении 2-3

Клаве в направлении 2−3

Клаве — это фундамент для большинства кубинских ритмов: паттернов инструментов, мелодических фраз и даже для построения импровизаций. Уникальное ритмическое взаимодействие клаве со всеми остальными инструментами остается неизменным. Другими словами, как только начинает звучать клаве, он не останавливается и не меняет направление и не «переворачивается». В результате этой фиксации может возникнуть ситуация, называемая испанским словом «cruzado», что означает «пересечение», вне клаве, или «неправильная» часть клаве. В процессе изучения концепции фразировки «в клаве» и взаимодействия клаве и каждого инструмента в отдельности этот процесс станет понятнее.

Таким образом, клаве — это первый «кирпичик» ритмического рисунка, который необходимо изучить прежде, чем двигаться дальше.

УПРАЖНЕНИЕ 1:

Прохлопайте клаве в ладоши, одновременно простукивая пульсацию ногой. Либо, прохлопайте клаве одной рукой (по коленке или поверхности стола), а другой рукой — пульсацию, затем поменяйте руки. Очень полезно использовать два разных тембра — например, голос и удары руками — для того, чтобы лучше услышать каждую партию в отдельности. Начните упражняться с клаве «3 — 2», затем остановитесь и продолжите с клаве «2 — 3», чтобы услышать каждый вариант в отдельности. Продолжайте упражняться до тех пор, пока не ваше исполнение клаве не станет удобным и привычным.

Вскоре вы поймете, насколько важна пульсация для поддержания стабильности клаве, в основном из-за соответствия сильным долям — в сильно синкопированном инструментальном окружении. В сальсе большое количество взаимосвязанных и переплетённых синкопированных ритмических рисунков, и все вместе они — что-то вроде сложного механизма. Эти ритмические рисунки должны исполняться исключительно точно, чтобы образовать цельную ритм-секцию, так что пульсация сильными долями может оказаться для вас настоящим спасением!

Клаве 6/8

Продолжая изучать развитие клаве, мы должны обратиться к африканской религиозной традиции. Африканским фольклорным ритмам присуща двоичность (парность) фразы с пульсацией, являющейся чем-то вроде общего знаменателя. Множество ритмов Карибского бассейна обладают этой чертой, в частности ритмические структуры музыкальной культуры нигерийского племени Йорýба. Многие сильно полиритмизированные паттерны исполняются на барабанах batá, например, основанные на клаве 6/8. Ниже приведен клаве 6/8 с пульсацией.

Клаве в размере 6/8 и пульсация

Клаве в размере 6/8 и пульсация

Этот рисунок может быть понят как последовательность акцентированных триолей с некоторыми пропущенными нотами:
Клаве 6/8, записанный триолями

Клаве 6/8, записанный триолями

Также можно воспринимать клаве 6/8 в отношении к четвертным длительностям, или в размере ¾. В этом случае различие между тактами паттерна будет отчетливее; первая часть фразы будет исполняться в доли, а вторая часть — синкопами:
Клаве 6/8 в размере 3/4

Клаве 6/8 в размере 3/4

Исполнение клаве 6/8 может начинаться с любой половины. Ниже приводится пример клаве 6/8 в направлении «2−3», которое начинается с синкопированного такта «2».
Клаве 6/8 в направлении 2-3

Клаве 6/8 в направлении 2−3

УПРАЖНЕНИЕ 2:

Простучите ногой пульсацию и одновременно прохлопайте клаве 6/8 (сначала «3 — 2», затем «2 — 3»). Поменяйте ногу на одну из рук и упражняйтесь с двумя руками, меняя партию пульсации с правой на левую, и наоборот.

Трансформация клаве

Современное клаве — это наследие ритмов самых разных африканских стилей, светских и обрядовых. Музыка Абакуá (Abakuá) (из традиции Калабар) содержит ритмический рисунок, почти идентичный румба клаве (об этом варианте клаве речь пойдет далее). В фольклорной традиции Йоруба имеется несколько вариаций клаве 6/8, исполняемых с помощью дополнительных перкуссионных инструментов в качестве аккомпанемента барабанам batá. Среди этих вариаций есть и упрощения, в которых убраны последние две ноты клаве 6/8 — из первого и второго тактов:

Сон клаве в размере 6/8

Сон клаве в размере 6/8

Выше приведен пример клаве «3−2» в размере 6/8. Если мы поменяем размер на 2/4, в результате мы получим сон клаве:
Сон клаве в размере 2/4 в направлениях 3-2 и 2-3

Сон клаве в размере 2/4 в направлениях 3−2 и 2−3

УПРАЖНЕНИЕ 3:

Начните простукивать ногой пульсацию и одновременно прохлопывать полный вариант клаве 6/8, затем, не останавливаясь, пропускайте последние ноты первого и второго такта, в соответствии с рисунком 3.8. Наконец, не останавливаясь, начните играть сон клаве (сначала «3 — 2», затем «2 — 3»). Цель — связный и плавный переход между всеми ритмическими рисунками.

Сон клаве

Традиционно сон клаве записывается в размере 2/4. Первый такт описывается как фуерте (fuerte) («сильный» — исп.) и называется тресийо (tresillo) («тройка» — исп.); второй такт — debil (слабый). Таким образом, в самих названиях уже описывается отношение частей клаве как «напряжение — расслабление»:

Сон клаве в размере 2/4

Сон клаве в размере 2/4

Этот клаве — отличительная черта кубинского сона, однако он используется во многих других ритмических стилях. Кроме того, он имеет прямое отношение к элементу африканского ритма синкийо (cinquillo) (фигура из пяти нот). Ниже приведена его запись в двух вариантах нотации:
Синкийо

Синкийо

Эта фигура была заимствована из кубинских контраданса и дансона. Так же, как и тресийо в клаве, синкийо — «сильная» фраза, вслед за которой следует «слабая»:
Бакетео

Бакетео

Выше приведена полная двухтактовая ритмическая фраза бакетео (baqueteo), она действует наподобие клаве в стиле дансон (см. главу 5, «Ритмические стили»).

Румба клаве

Еще один вариант клаве, образованный из клаве 6/8, также обнаруживается в обрядовой музыке Африки, в особенности в культуре племени Абакуá. Точно так же, как и сон клаве, румба клаве образуется с помощью исключения двух нот из первоначальной фразы:

Румба клаве 6/8

Румба клаве 6/8

Это общий вариант как для обрядовой традиции, так и для светских стилей, таких как румба колумбия (см. главу 5). Изменив размер на 2/4, получим вариант румба клаве в двудольном ощущении:
Румба клаве в размере 2/4

Румба клаве в размере 2/4

В отличие от сон клаве, румба клаве не доминировал в популярной музыке вплоть до середины 60‑х, когда он в конце концов заменил сон клаве в большинстве стилей румбы (см. главу 5).

УПРАЖНЕНИЕ 4:

Отмечая пульсацию ногой, а) прохлопайте обычный клаве 6/8, б) уберите две ноты, как рассказано выше и в) продолжайте прохлопывать румба клаве. Не делайте пауз между сменами клаве; не прерываясь, попробуйте менять клаве в случайном порядке. Как обычно, выполните упражнение, меняя направление клаве с «3 — 2» на «2 — 3».

Современное клаве

Последний этап трансформации клаве (как сон, так и румба клаве) — смена нотации с двудольного размера на 4/4.

Сон и румба клаве в размере 4/4

Сон и румба клаве в размере 4/4

Возможно, это веяние джаза (или другой популярной музыки), или просто такая запись легче читается с листа. В любом случае важно то, что клаве (и вся последующая, связанная с клаве фразировка) должен оставаться неизменной, зафиксированной двухтактовой фразой. Это крайне важно понимать как аранжировщикам, так и музыкантам-исполнителям.

Сон клаве продолжает занимать лидирующую позицию во многих современных танцевальных стилях. Его структура, вероятно, легче воспринимается на слух европейцев, так как содержит лишь одну синкопу — на счет «и» во второй доли такта с тремя нотами, которую называют бомбо (bombo):

Акцент «бомбо» в такте «3» клаве

Акцент «бомбо» в такте «3» клаве

В румба клаве кроме бомбо есть еще одна синкопа на счет «и» в четвертой доле такта «три». Эта нота находится на границе с тактом «два» и на слух обманчиво может показаться первой долей — и это одна из причин, почему так важно упражняться с одновременным исполнением пульсации половинными долями. Благодаря таким упражнениям вы научитесь отчетливо слышать эти непростые синкопы.
Румба клаве и пульсация

Румба клаве и пульсация

Румба клаве чаще всего используется в фольклорной музыке, например, в румбе, конга де компарса и мозамбик, а также во многих афро-кубинских электронных стилях — сонго и ареито (см. главу 5, страница 157).

УПРАЖНЕНИЕ 5:

Отмечая ногой пульсацию, чередуйте между собой сон и румба клаве 6/8 в обоих направлениях.

Фразировка «в клаве»

С помощью простой арифметики легко понять концепцию фразировки «в клаве». Итак, мы можем взять простую мелодию, состоящую из 16 или 32 тактов, и исполнить клаве «3 — 2» на протяжении всей песни, не изменяя его направление. Почему?

Дело в том, что до тех пор, пока в вашей песне четное число тактов, все очень просто — клаве не меняет направление. Если в 8-тактовой фразе звучит клаве «2 — 3», то и в следующей 8-тактовой фразе он останется точно таким же, и так далее. Таким образом, достаточно научиться писать песни с четным количеством тактов и вообще не волноваться насчет направления клаве.

Но жизнь была бы слишком унылой, если бы вся музыка состояла лишь из таких четных фраз. Позвольте нам рассказать, что происходит, когда появляется нечетное число тактов на примере композиции «Ahora Si» с альбома «Recordando el Ayer» Селии Круз (Celia Cruz), Джонни Пачеко (Johnny Pacheco), Хусто Бетанкурта (Justo Betancourt) и Папо Лукка (Papo Lucca) (номер по каталогу Vaya Records JMVS-52).

В этой песне сначала звучит клаве «2 — 3» во вступлении, состоящем из 12 тактов, затем следуют 2 девятитактовые и одна 16-тактовая фразы, которая является предвосхищением импровизационной части, называемой «монтуно». Вслед за вступлением звучит 9-тактовая фраза А. Она начинается также с клаве 2−3, но так как количество тактов нечетное, следующий 9-тактный куплет Б начинается с клаве 3−2. 16-таковый куплет В начинается с клаве 2 -3, ведь предыдущая часть была нечетной. В части монтуно клаве остается без изменений. Таким образом, форма выглядит так:

Вступление: 12 тактов (клаве 2 — 3)
Куплет А: 9 тактов (клаве 2 — 3)
Куплет Б: 9 тактов (клаве 3 — 2)
Куплет В: 16 тактов (клаве 2 — 3)
Монтуно: (импровиз.) (клаве 2 — 3)

Итак, основное правило:

Клаве всегда остается неизменным, и фраза подстраивается под клаве.

В случае, если фраза состоит из четного числа тактов, клаве не меняет направления, а добавление нечетного числа приводит к смене направления клаве, так как фраза накладывается на неизменную линию клаве. Это изменение затрагивает все партии всех инструментов. Другой важный момент — изменение направления клаве может возникнуть посредством добавления одного такта, который служит осью поворота между двумя фразами. Такой такт обычно обыгрывается всем ансамблем или ритм-секцией как специальный брейк. Самый распространенный пример этой еще одного «ритмического кирпичика» (в терминологии Ортиса) — конга, ритмическая фигура, заполняющая такт «три» клаве и акцентирующая две последние ноты тресийо.

Конга

Конга

Паттерн конга один из самых популярных «кирпичиков» в кубинской музыке (после самого клаве), он используется в самых разнообразных ситуациях, являясь, без преувеличения, сутью такта «три» клаве. Подробнее об этом и других стандартных ритмических паттернах будет рассказано в главе IV.

В продолжении обсуждения концепции мелодической фразировки «в клаве» рассмотрим популярную мелодию в стиле румба ямбý. Она служит вступлением («диана») к ямбу и является хорошим примером отчетливой фразировки в клаве:

Диана и сон клаве

Диана и сон клаве

Эта мелодия начинается из затакта и укладывается в клаве 3−2 — прохлопывание клаве одновременно с пением это подтверждает. Конечно, не все ноты мелодии буквально совпадают с клаве. Чтобы понять направление клаве, нужно послушать, к какому клаве тяготеет мелодия. Другими словами, нужно понять, есть ли в мелодии какие-то места, которые очень напоминают клаве.

Приведем еще один пример — отрывок из песни Хуана Формеля (Juan Formell), руководителя кубинской группы Los Van Van, «¿Qué palo es ese?»:

«Qué palo es ese», фрагмент (Хуан Формель)

«Qué palo es ese», фрагмент (Хуан Формель)

Обратите внимание, что мелодия начинается из затакта, таким образом основная фраза начинается со следующего, второго такта. В первом такте после знака репризы звучат явные акценты синкоп такта «три» клаве, в то время как во втором такте звучат простые четверти, подчеркивающие такт «два».

В главе 4, в разделе «Мелодия и клаве» мы покажем несколько подходов к выстраиванию ритмических и мелодических рисунков, а до тех пор важно усвоить суть происходящего в отношении основных функций клаве.

Вариации клаве

Существует множество ритмических паттернов с функциями клаве, которые оказывают влияние на другие паттерны в ансамбле. Некоторые из них — варианты клаве, описанных нами ранее, другие же исполняются в дополнение к обычному клаве (подробнее об этом в главе 4, «Паттерны инструментов и клаве»).

Продолжая обсуждение клаве 6/8, приведем несколько его вариаций, часто встречающихся в африканских и кубинских фольклорных стилях:

Вариация клаве 6/8

Вариация клаве 6/8

Вариация клаве 6/8

Вариация клаве 6/8

Вариация клаве 6/8

Вариация клаве 6/8

Вариация клаве 6/8

Вариация клаве 6/8

Мы привели лишь несколько примеров, хотя, конечно же, существует множество других вариаций.

Бразильский клаве

Хотя бразильская музыка, строго говоря, не является частью сальсы, ансамбли, исполняющие сальсу и пр этом включающие в свой репертуар босса-нову или самбу — не редкость. В этой книге мы рассматриваем музыку афро-кубинского происхождения, но интересно отметить важность и бразильской музыки тоже. Точно так же, как и на Кубе, у бразильцев есть свой собственный клаве, который отличается от сон клаве лишь синкопированной второй нотой такта «два»:

Бразильский клаве

Бразильский клаве

Бразильский клаве по своим функциям похож на кубинский клаве, формирует мелодическую форму ритмического стиля и паттерны инструментов, интерпретирующих ритмы. Однако в бразильской музыке клаве, как правило, записывается в двухдольном размере.

Резюме

  1. Клаве —двухтактовая фраза, состоящая из «сильного» такта «тресийо» (tresillo) (три звука) и «слабого» такта (два звука), поэтому мы называем их тактом «три» и тактом «два» соответственно. На протяжении всей композиции клаве остается неизменным и не «переворачивается». Пульсация половинными длительностями позволяет поддерживать ощущение стабильности как клаве, так и партий других инструментов.
  2. Клаве в размере 6/8 — паттерн, состоящий из семи звуков, заимствованный из африканской обрядовой музыки. Он является основой для различных вариаций клаве. Ему так же аккомпанируют пульсацией половинными длительностями.
  3. Сон клаве и румба клаве образованы из клаве 6/8 и изначально записывались в размере 2/4.
  4. Еще один предтеча клаве — синкийо (cinquillo), «кирпичик», состоящий из пяти звуков, заимствован из кубинских музыкальных стилей контраданс и дансон.
  5. Современный клаве записывается в размере 4/4. Во многих популярных ритмических стилях преобладает сон клаве, в то время как румба клаве используется в фольклоре и эклектических стилях.
  6. Синкопа, которая приходится на счет «и» во второй доле такта «три» называется бомбо (bombo).
  7. Чтобы определить направление клаве в мелодии, нужно попытаться услышать какую-либо часть этой мелодии, похожей на клаве, например, на акцентированный рисунок тресийо.
  8. Бразильский клаве очень похож на кубинский и отличается от него лишь смещением на половину доли в такте «два» последней ноты.
  • 1
    Ortiz, Fernando. «La africania de la musica folklorica de Cuba», Гавана, 1950, стр. 276.

Об авторе - Rebeca Mauleon

Ребека Маулеон — пианистка, композитор, аранжировщик, певица и танцовщица афро-кубинской музыки и фольклора уже на протяжении более 15 лет. Родилась в Санта Монике, в Калифорнии, в семье испанских басков и евреев. Впервые заинтересовалась сальсой в возрасте пятнадцати лет, на пике карьеры в качестве исполнительницы танцев в стиле фламенко. Впоследствии Ребека усиленно занималась самообразованием с помощью записей и пленок, вернулась в школу и получила степень бакалавра искусств в колледже Милз в Окленде, штат Калифорния. Она совершила несколько поездок по Карибским островам, Европе и Северной Америке в качестве исполнителя, исследователя и преподавателя. Ребека принимала участие в записи, а также выступала вместе с Карлосом Сантаной, Тито Пуэнте, ансамблем Мачете, Джо Хендерсоном, Стивом Туррэ, Исраэлем Лопесом «Cachao», Франциско Агебейа, Дэниелом Понсе, Алексом Акунья, Джованни Хидальго, Джусто Алмарио, Пете Эсковедо, Пончо Санчесом и многими другими.

Ребека является музыкальным со-директором ансамбля Мачете, также она писала музыку и аранжировки для Тито Пуэнте, Пете Эсковедо, ансамбля Мачете, Рэя Обиедо и для джазового фестиваля Сан-Франциско, а также для репертуара Театра Беркли. Ее фортепианные работы можно услышать в саундтреке к фильму «Henry and June» режиссера Филиппа Кауфмана. Ребека преподает в рамках музыкальной программы «Rythmic Concept’s», включая курс JAZZCAMP. Получив грант от художественного совета штата Калифорния, она преподает в начальной школе Сан-Франциско, а также учит исполнять сальсу на фортепиано и в ансамбле по всей Калифорнии. На момент написания этой книги Ребека сотрудничала с музыковедом-перкуссионистом Джоном Сантосом (John Santos), создавая антологию афро-карибской музыки под заголовком «Истоки сальсы» («The Roots of Salsa»).