Захотелось написать по следам написанного замечательной девушкой, тангерой Тумановой, и по следам того, что реально происходило лично у меня.
Почему танцующие останавливаются в развитии — или почему в сальсе мало действительно продвинутых танцоров, и что с этим можно сделать.
Я буду писать по мамбос, но тоже самое касается любого социального танца, с некоторыми поправками.
Зачем двигаться дальше этого рубежа?
Зачем, если от танца и от тусовки можно и так получать удовольствие, больше того — если не заморачиваться на тему своего развития и не находиться в процессе улучшения, можно зачастую получать от танца даже бОльшее удовольствие, ведь к себе менее критичны, не сравниваете себя ни с кем.
Для кого же такое положение дел является обидным?
- В первую очередь, для действительно продвинутых танцоров — их круг, с кем им действительно интересно, узок и еще сужается, а не расширяется, в силу естественным причин.
- Для общего состояния танца в школе, городе, стране (ну да :)) это тоже весьма неприятное явление.
- Для некоторых преподавателей — которым хочется дать больше, которым хочется выращивать действительно хороших танцоров, а не просто зарабатывать на массе.
Для чего людям совершенствовать этот навык?
В первую очередь, чтобы танцевать именно с желанными по разным причинам партнерами. При этом если человек рассматривает процесс совершенствования как тяжелый труд, то ему заниматься этим явно не захочется.
Кто же продолжает учиться?
Те кто любит учится, и те кто получает удовольствие от процесса обучения, и те кто еще не танцует с теми, с кем им хочется танцевать — если вклад одного человека в свое развитие в танце явно больше чем другого — вполне вероятно, что одному будет гораздо менее интересно.
Возможно, люди теряют удовольствие от процесса обучения.
Что же с этим делать, и как совершенствовать этот навык?
Кстати, если человек не хочет развивать свой навык, а просто получать удовольствие — это нормально.
Просто, скорее всего, те люди, которым развивать свои навыки социального танца нравится, будут с ним танцевать с меньшей охотой.
Да, конечно, некоторая часть ответственности за удовольствие, получаемое в процессе обучения лежит на преподавателе, он способен дать стимул, вдохновить, но переложить на него ответственность целиком — значит ждать не обучения, а развлечения. А это немного другая история, тоже, впрочем, имеющая право на жизнь) мы о другом варианте. Основная задача преподавателя другая. О ней ниже.
Как же происходит процесс обучения?
Есть теория, увы не помню автора, но там было сказано что в процессе развития любого навыка человек проходит стадии:
- неосознанного неправильного
- осознанного неправильного
- осознанного правильного
- неосознанного правильного.
И вот оно! То, ради чего стоит идти вперед — когда правильное движение становится неосознанным, привычным и возникает то самое ощущение свободы и непринужденности в танце. То самое, которого добиваются танцоры, музыканты, актеры… Это выглядит (и таком и является) как непринужденное импровизирование.
Но что происходит в процессе его достижения? И какую роль играет ваш преподаватель и вечеринки?
Начало: неосознанное неумение:
Танцующий делает поворот — неважно партнер или партнерша — общий принцип тот же. Как-то этот поворот происходит, путем напряжения каких-то мышц, усилий. Танцующий, может, даже и понимает, что теряет баланс или тратит много сил (чаще нет), но процесс то идет) и, в общем, большое количество людей это и считают танцем.
И важный момент таков — если танцор постоянно ходит на вечеринки, танцует, однако находится на этой стадии — он просто тупо создает образ «я танцую так!», так — может означать разную степень адекватности, но о развитии тут уже говорить нечего)
Да, кто-то танцует так, что не надо таскать и держать на поворотах, кто-то ломает партнерше руки — но чтобы не осознать, что они делают это неправильно, в ход идут феноменальные объяснения не хочется углубляться, думаю понятно о чем я :)) примеры у многих найдутся)
Второй шаг
То самое, что зависит от преподавателя! Вы занимаетесь, и преподаватель говорит вам о том, что вы делаете движение неправильно. Показывает, как его сделать правильно, объясняет, почему именно так, объясняет, какое именно ощущение и каким способом должно появиться, если вы сделаете его правильно.
Как преподаватель может создать для вас этот конечный правильный образ, как помочь надеть вам его на себя, сформировав именно у вас правильное ощущение — это искусство вашего преподавателя и вопрос вашей «подходимости» с ним. Чем больше опыт и глубже изыскания преподавателя, чем больше его желание научить вас — тем больше шансов. Впрочем, на мой взгляд есть преподаватели и ученики которые просто не совпадают. И если у вас никак не получается совпасть и воспроизводить для себя этот правильный образ — возможно, стоит сходить к другому преподавателю и попробовать.
Опытный преподаватель поможет не только создать образ правильного движения, но и сказать вам, что именно в вас отделяет имеющееся от правильного движения. Безусловно, в определенных рамках) и тут самая главная задача ученика — слышать и воспринимать то, что говорит преподаватель, а не шарашить уже, возможно, укоренившийся неверный навык (смотреть первый этап). И это уже первый стресс, на котором некоторые останавливаются.
Кстати, тут же хочу отметить что, у некоторых преподавателей нет у самих правильного образа движения))) Но это тоже уже совсем другая история)
Что можно сделать на вечеринках на этом этапе?
Отмечать! Отмечать, что вы сделали движение неправильно! Осознанное слежение за собой — это почти все для развития. И если вы сказали себе — хм, опять я провалилась в этом движении — интересно! И вот он, тот самый сильный стресс:
«У меня не получается сделать правильно!!!»
Тот самый стресс, из-за которого люди теряют удовольствие от процесса развития. Примете его — это наблюдение — пойдете дальше. Будете отрицать… Ну что же, будете получать удовольствие от того уровня и в том виде на котором остановились. Сделайте из этого для себя интересный момент, исследование! Получите удовольствие от того, что вы можете это понимать!
Третий этап
Танцующий пытается исправить то что делает, пытается воспроизвести правильное движение. Самый сложный этап. И что самое важное — в этой битве человек один и, несмотря на то, что помощь возможна, но это «его сражение». И сражение идет на нескольких фронтах.
Во первых, наше тело, усвоив навык, уже будет считать его комфортным, а поиск комфорта — первейшая задача для него.
Иногда получается, иногда — нет, но если уделять этому достаточно много внимания и постоянно следить за тем, как и что получается — навык будет расти. На этом этапе требуются усилия чтобы убрать старый шаблон и создать новый. Пока тело не усвоило новый шаблон, оно будет пытаться делать по старому.
Менять сложно. Как бывает в плохих отношениях — уже бесполезны, но отказаться сложно, и все это сопровождается переживаниями))) Пока не придет новый автоматизм.
Важный момент: тут мы выходим на вечернику чтобы расслабиться и потанцевать, а не чтобы работать.
Но! Если не дать достаточно времени и количество раз телу чтобы усвоить навык — в мозгу не сформируются необходимые связи. Переход в бессознательный режим укрепляет уже существующие связи и не дает закрепиться новым.
Очень важно в этот момент было бы походить на занятия младшего уровня, чтобы дать себе как можно больше возможности спокойно и осознанно поработать над этим моментом.
Важно все это время относиться положительно и замечать, что не получается, в каких условиях и почему, а не фрустировать на тему того, что не получается. Именно отношение к процессу в этот момент определит то, получится ли продвинуться дальше. Кстати в это время кажется что на вечеринку даже и идти не стоит — потому что «все не так») На самом деле как раз все начинает становиться так!
Итог, четвертый этап.
Тело усвоило новый, правильный способ движения, его воспроизведение больше не требует от вас усилий и концентрации, движение становится привычным и естественным. Движение без видимого усилия становится свободным.
Немного еще хотела сказать о пути, что на нем важно и что важно для него вообще (для меня).
Отношение
То о чем уже сказано, и то самое что делает для нас путь не мучением, а удивительным путем открытий. Станете ли вы относиться к процессу с удовольствием или будете корить и ругать себя и в итоге остановитесь.
Точка осознанности
То самое важное что помогает нам продвигаться вперед.
Тоже писала, но эта тема заслуживает отдельного размышления и обсуждения.
Что нам помогает нам продвигаться и формировать правильное отношение?
Наше тело.
Как бы это не звучало — те самые «не получается правильно сделать», «падаю с ног», «не могу так сделать» связаны во многом с возможностями нашего тела. Развивать его, повышать его возможности, заботиться о его состоянии — значит помочь себе пройти путь от «знаю как правильно» до «могу сделать правильно».
Ну просто потому что чтобы что-то сделать надо иметь физическую возможность это сделать. Получается криво часто потому, что тело не готово к другому движению. Каким способом развивать тело — тут уже дело каждого.
Ожидания.
То, из-за чего случается масса кризисов. Счет по несбывшимся ожиданиям можно предъявить и себе, и преподавателю, и партнеру (благо танец парный). И чем больше разрыв между ожиданиями и вашей реальной скоростью — тем сложнее.
Не стоит забывать, что самый большой путь состоит из маленьких шагов.
И начать получать от этого настоящий кайф.
Вместе с другими мотивированными людьми, с вашими преподавателями, вдохновляющими танцорами, статьями, конгрессами на которых вы получаете громадные толчки к развитию!
И да. Конечно же. Техника это не все для танца, это язык, а есть еще много всего о чем стоит поговорить.