Мы продолжаем двигаться в сторону расчленения музыки на ее мелкие составляющие части. В прошлой части мы обсуждали разницу между звуком и шумом. Основная идея была в том, чтобы вы обратили внимание на эту разницу, прислушались к окружающему вас пространству более внимательно, попробовали вывести из «сумрака» те звуки и шумы, которые до сих пор ваше заботливое сознание скрывало от вас.
Я думаю, многие из вас слышали об эффекте, когда слепые люди настолько хорошо развивают другие органы чувств — главным образом слух и осязание — что нам остается только позавидовать им. Они могут читать книги, ориентируясь на малюсенькие пупырышки, и слышать вас так остро, как если бы они были опытными охотниками в древних джунглях.
В каком-то смысле музыкант должен быть слеп. Отключая один орган чувств, обостряются все остальные. Для музыканта главное — слух, следовательно, он должен сделать все для того, чтобы слух был остр, разборчив, точен. Кстати говоря, в практике обучения игры на музыкальных инструментах есть четкое направление в сторону постепенного освоения игры вслепую, когда исполнитель не смотрит на клавиши или струны. И сегодня мы с вами немножко поиграем в таких вот «слепых», но не глухих
Составляющие музыки и особенности национальной охоты
Из чего состоит музыка? Сразу предупрежу — расчлененка не приблизит вас к чувствованию музыки, и после рассмотрения отдельных частей нужно обязательно все собрать назад.
1. Ритм.
2. Мелодия.
3. Гармония.
4. Тембр.
5. Динамика.
6. Форма.
Ритм — это фундамент музыки, ее сердце и ее дыхание. Причем под ритмом подразумевается не только целый арсенал барабанов, палочек и колокольчиков, но и особенности пения, призвуки смычков, возникающие паузы, динамика.
Мелодия — это то, что, грубо говоря, поют. Ну или то, что можно спеть (попытаться).
Гармония — это укрупненная музыкальная мысль в срезе вообще всего, что звучит в данный момент. Например, за гармонию может отвечать аккомпанемент на гитаре. Очень грубо говоря, те аккорды, которые сопровождают пение — это почти гармония. Почему почти? Потому что речь идет о сумме этих аккордов и самого пения.
Тембр — это то, что позволяет нам (или не позволяет) отличать один музыкальный инструмент от другого. Пение мужчины весьма отличается от пения женщины, просто потому, что это совершенно разные тембры.
Динамика — это, грубо говоря, громкость и сила звука. Можно жить в деревне и играть на дудочке, облокотившись на стог сена, а можно разрывать чудовищным грохотом концертный зал Юбилейный. Это разная динамика.
Форма — это то, без чего нам очень сложно понять, а в чем, собственно, дело. Если же мы знаем, что вот сейчас идет куплет, а сейчас — припев, то все становится как-то… привычнее, что ли.
А все вместе — это музыка. И чем ближе музыка к нашему пониманию, к тому что мы привыкли, тем более она нам нравится.
Вот тут уместно сказать несколько слов о наших национальных особенностях. Дело в том, что русская музыкальная культура почти целиком — вокальная, в отличие, скажем, от культуры Африки, где на первом месте все же сначала стоит ритм. История русской музыки — это огромнейшая тема для изучения, я обращу ваше внимание только на пару моментов.
Фольклор и суеверия.
Фольклорное, «русское народное» пение стойко ассоциируется с некими бабушками в платочках, сидящих на лавочках под окошками избы и заунывно вытягивающими какие-то маловразумительные песни на совершенно непонятных диалектах. И да, так оно и есть. Тематика песен точно такая же, как и, кажется, во всех деревнях остального мира — семьи, свадьбы, рождение, смерть, напасти всех калибров, любовь, как счастливая, так и неразделенная, все, что окружает людей — леса, поля, волки, дожди, и так далее. Главное — это община. Пение у русских бабушек почти стопроцентно коллективное, и в этом смысле мы очень близки по духу к самым настоящим африканским племенам. И даже существует традиция «запевания», когда одна бабушка начинает петь, а через фразу-другую все остальные присутствующие подхватывают песню. Такое же сольное вступление есть и в кубинской румбе!
Церковная культура
В эпоху СССР была плановая и очень эффективная политика государственного атеизма. В результате народ в буквальном смысле перестал осознавать вою культуру в тесной связи с церковной, однако до установления молодых Советов буквально каждый аспект жизни простого селянина был так или иначе связан с церковью. Достаточно сказать, что традиция накрывать стол скатертью пришла от деревенской культуры сопоставления стола с Божиим престолом. Стол всегда ставился прямо под красным углом (где висели все важнейшие для дома иконы), и на стол ставился хлеб. Стол всегда был накрыт, так как появление хлеба ассоциировалось с даром Бога.
Тогда все было подчинено духовной жизни, но в причудливом смешении с суевериями и фольклором, что, собственно, и создало уникальную «русскость», недоступную для понимания западным сознанием.
Церковное пение — это тоже предмет совершенно отдельного и огромнейшего исследования, однако в рамках нашей беседы достаточно сказать, что благодаря церкви в жизнь русских людей, в сознание наших с вами прабабушек и прадедушек вошли стройные гармонии, осознанная ритмика, а фольклорные темы были обогащены осмыслением взаимодействия живого Бога и живой бабушки на лавочке.
Русское музыкальное сознание, в первую очередь, мелодическое и гармоническое. Именно поэтому русскому человеку так сложно воспринять африканские ансамбли, составленные целиком из барабанов. Как, даже нет дудочки? Ну ладно, хоть поют что-то, и на том спасибо.
Да бог с ними, с барабанами черного континента. Ваш покорный слуга нередко сталкивался с тем, что продолжительные «инструменталы» — музыкальные композиции, в которых никто не поет — неизменно вызывают скуку у пришедших на концерт людей. А целиком инструментальные группы, в которых вообще нет вокалиста, постоянно сталкиваются с проблемами набрать залы на свои выступления. Конечно, есть люди, которых совершенно не смущает отсутствие песни, но все же их меньшинство, и я склонен полагать, что в этом повинен наш вокально-ориентированный менталитет.
А кроме того, слова песни должны быть понятны! Нет, конечно, если музыка хороша, если вокальная мелодия прям нравится, то слова можно и не знать, но если еще и слова хорошие — так это вообще супер! Более того, если слова хорошие — то бог с ней, с музыкой! Как насчет вас? Что вам нравится в музыке больше всего? Важен ли вам смысл песни, а если смысл важен, то сможете ли смириться с отсутствием мелодии?
Я хочу подвести вас к одной простой и понятной мысли — если вы не можете сходу легко найти, где там этот «раз» в сальсе, то вашей вины в этом нет. Сложнейшая ритмика кубинской музыки абсолютно понятна кубинцам, но не всегда понятна нам, ибо мы привыкли ориентироваться на пение. Вот если поют более-менее понятно в плане ритма, скажем, простыми четверостишьями, то вступить нам достаточно легко. А как начнут петь куда-то не в туды качель, то все, туши свет.
Лирическое отступление галактического масштаба
Есть такая традиция в русской культуре — всю неделю после Пасхи (эту неделю называют сплошной светлой седмицей) можно залезать на колокольню и трезвонить от души, невзирая на полное неумение. Так сказать, оттянуться. На многих колокольнях города, увы, с улицы не пускают — слишком уж много городских сумасшедших, да и колокольня может быть в аварийном состоянии. Однако кое-где (например, у меня, в Старой деревне), это вполне реально. И этой весной также я каждый день в районе 12 часов принимал очереди по 200−300 человек, желающих поколоколить.
В один из погожих деньков сплошной седмицы, когда уже все назвонившиеся, довольные гости разошлись, кроме одной пьяненькой женщины, я, как обычно, проверял веревки — не оторвались ли какие, и собирался уже сам уходить, как женщина, неэротично икнув, попросила меня сыграть какую-нибудь «музыку». Я согласился, и проколоколил какой-то простой звон секунд на 30. Женщину это не устроило совершенно! И она снова попросила сыграть меня какую-нибудь «прям музыку!», типа той, что звучит в «Иване Васильевиче меняет профессию». И когда я ей объяснил, что русские колокола не настраивают в конкретные ноты, и сыграть можно, но очень-очень приблизительно фальшиво, она прям вцепилась в веревки и, обдав меня очередной порцией крепкого перегара, попросила меня попробовать.
Я попробовал. Женщина была крайне довольна и, наконец, слезла с колокольни. А я был доволен, что праздник удался.
И сейчас я проведу с вами эксперимент на тему угадывания мелодии.
Предлагаю послушать два коротеньких отрывка и попробовать угадать, что же имелось в виду. А самое важное — я хотел бы, чтобы вы послушали свои чувства и определили, какой вариант был понятнее.
Лично мне намного понятнее второй вариант. Примерно так я его и сыграл на колоколах — совершенно мимо нот, но в правильном ритме. И этого оказалось достаточным, чтобы простая пьяная женщина без музыкальной подготовки узнала эту мелодию! И если для вас второй вариант тоже понятнее, то вы согласитесь, что ритм все же важнее, чем мелодия, чем конкретные ноты. И не просто важнее. Он понятнее. Но более того, нам понятнее ритм мелодии!! Ну вот такие мы. Такая вот у нас изюминка
Если вы все равно не поняли, что это за мелодия, в конце этой заметки я привел правильный ответ.
А вот примеры из нашей с вами любимой кубинской музыки. Какой трек вам понятнее, где там «раз»? А для продвинутых задание — попробуйте простучите ритм вокальной мелодии. Ну хотя бы куплет.
А пока можно попробовать простое упражнение. Поставьте какую-нибудь прикольную сальса песенку, которая вам нравится, и которую вы слышали уже много раз, и попробуйте простучать пальцем по столу ритм мелодии, как бы «подпевая» этим легким стуком вокалисту.
В качестве усложнения — попробуйте это сделать, выключив песню. А в качестве прикола — попробуйте простучать мелодию какой-нибудь очень известной песенки своим коллегам — пусть догадаются, что это такое! Подойдет что-нибудь вроде «Happy birthday to you» или гимна России. Попробуйте настроить свои ушки на восприятие ритма, а не только мелодии. И в следующий раз мы с вашими настроенными ушками окунемся в мир клаве.
Постскриптум (тоже вселенский)
Музыка — это сложная вещь. И одновременно — простая. Мало кто абсолютно равнодушен к музыке, ну или к тому, что он считает музыкой. Причем не важно, кто вы — профессиональный музыкант, разучившийся воспринимать музыку полноценно из-за профессиональной привычки слышать все компоненты раздельно, или вы — обычный человек, никогда не занимавшийся игрой на музыкальных инструментах, в силу разных причин не имевших возможности погрузиться в океаны музыкальных стилей.
Музыка имеет большое влияние на нашу жизнь, даже если мы этого не осознаем. Качество музыки также важно для нашего сознания, как качество еды, качество окружающей нас эстетики и уровня интеллекта людей — коллег, родных, близких. Уровень любого продукта — фильма, картины, воды, освещения, воздуха. Конечно, человек весьма живуч и в состоянии выжить даже в суровых условиях, не потеряв личность и духовный стержень. Например, где-нибудь в Новом Девяткино, посреди суровых водителей маршруток, свор диких собак и бескрайних сугробов черной петербургской ночи.
К счастью, мир сальсы насыщен каким-то сумасшедшим количеством очень вкусной музыки, написанной и исполненной по-настоящему талантливыми людьми, некоторые из которых были гениальными. Если вы слушаете классику сальсы или кубинского сона, очень мала вероятность того, что вы попадете на какую-то нехорошую попсятинку в стиле поздних див российской эстрады. В этом смысле сальса реально поможет вам развить чувство музыкального вкуса и приобщиться к миру аппетитной и правильной музыки.
Правильный ответ на мою «угадай мелодию», в исполнении прекраснейшего певца Владимира Трошина («Дяди Стёпы»).