В своей очередной статье хочется поделиться с вами мыслями о том, что происходит в процессе обучения танцам на групповых занятиях. И на этот раз речь пойдет не о преподавателях, а об учениках. Ведь всем известно, что процесс обучения, он двухсторонний — учитель учит, а ученик учится. И если какой-то полюс этого взаимодействия будет нарушен, то обучение пойдет уже не так и не туда. Мы часто сталкиваемся с людьми, у которых получается схватывать материал урока быстрее, чем у остальных. Возможно, мы сами иногда скучаем на уроке, потому что уже успели выучить связку или попали на ее повторение. В этом есть недостаток группового обучения, но в нем есть и преимущество.)
Действительно, преподаватель, ведущий занятия в группе, каждый раз сталкивается с нелегкой задачей — уровень учеников разный, но материал надо дать один, чтобы у всех получилось и результат занятия порадовал. Но неизбежно кто-то схватывает быстрее, а кто-то медленнее. И тут люди, оказавшиеся в числе первых, начинают скучать — требуют включить музыку, или выучить новую связку, начинают импровизировать, танцевать свое или просто всем видом показывают свою незаинтересованность процессом. Ах, такие моменты трогают меня до глубины души!
Хотя проблема всей ситуации лежит на поверхности. Приходя на танцы, люди часто надеются, что ИХ НАУЧАТ. И даже если со временем они начинают понимать, что их уровень танцевания гораздо больше зависит от них самих, чем от преподавателя, тем не менее, они склонны воспринимать лишь ту информацию, которую ГОВОРИТ преподаватель.
Однако если вам кажется, что вы блестяще усвоили то, что говорит преподаватель, почему вы все-таки еще учитесь, а не преподаете вместо него? Правильно, потому что он знает и умеет больше, чем вы. Потому что, простите, у вас получается криво, а у него нет. И пусть «ровное танцевание» не является темой занятия, вы в силах научиться этому, даже если ваш преподаватель ни слова об этом не говорит!
Опытный педагог может рассказывать о любом движении часами. Даже о базовом шаге. Особенно о базовом шаге) И все это потому, что в любом движении задействовано огромное количество разных механизмов тела. Преподаватель объясняет шаг, но выполняет при этом работу бедрами, корпусом, плечами, руками, часто добавляет собственных фишечек, обыгрывает музыку и при этом еще и говорит!
Что вы из этого можете выяснить, кроме того, куда ставить ноги? Массу всего! Информация буквально требует, чтобы ее усвоили! Попробуйте станцевать с вашим преподавателем синхронно. И это не значит одновременно делать движения, это значит сделать одинаково — повторить всю пластику, скорость, все ужимки, каждое движение его мышц. Вы сразу почувствуете, что движение, которое вы считали усвоенным, оказывается гораздо богаче и сложнее. Теперь вам есть, чем заняться оставшееся время=)
Обучаясь, всегда помните о том, что каждое движение естественно для нашего тела (особенно, если мы говорим о танцах с историей более 30 лет). Когда мы только начинаем усваивать какое-то действие, оно, как правило, дается нам с трудом, требует больших усилий и вызывает лишние напряжения в мышцах. Поставьте перед собой задачу понять, за счет чего на самом деле выполняется это движение, как сделать его с минимальными затратами энергии и максимальной скоростью? Решить эту задачу порой оказывается не так просто, это занимает большое количество времени и требует от вас хорошего самоанализа и погружения в себя. Однако, если вы будете находить суть в каждом движении, его «ключи», танцы станут для вас гораздо интереснее, а учиться вы будете быстрее и лучше! Причем даже не так важно оказывается, кто ваш педагог!
Если вы планируете продолжить свою карьеру в качестве преподавателя — у вас тем более не должно быть времени скучать! Выучили движение? Отлично! Сделали в синхроне? Молодцы! А теперь понаблюдайте за тем, как ваш учитель ведет занятие. Какие приемы он использует? Как держит внимание группы? Что вам нравится в его манере? Как бы вы объяснили тот или иной момент? Здесь тоже работы больше, чем на час занятий.
И даже если вы настолько профи и полностью осознаете, что вы круче преподавателя, который ведет занятие (например, в ситуации, когда вы пришли на мастер-класс или семинар), вы тоже можете извлечь много инетересного! Начиная хотя бы с того, почему вы не ведете сейчас мастер-класс вместо него, или какие ошибки он допускает, что он делает хуже чем вы, а что лучше?
Одним словом, друзья, анализируйте. Думайте постоянно. Почему это движение выполняется так, а не иначе, почему и как ваш преподаватель делает ту или иную штуку, как у него/нее получается так красиво, что он нашел в этой музыке и пр.
Всем известно, что мы осознаем только то, что способны осознать. Как, например, мы не понимали пошлые шутки в фильмах когда были маленькими. Если вы осознаете, что хочет донести до вас преподаватель, это хорошо. Но попытайтесь осознать и то, о чем он молчит…
Успехов вам!
Ваша,
Света Рэй