Чангуи: русский взгляд

Чангуи

В оформлении использована картина кубинского художника Elio Fernandez Lugo

Вкратце о чангуи

Чангуи (changüí) (ударение на последнюю букву и) – это жанр танцевальной музыки родом с восточной провинции Кубы, а конкретно – из городка Ятерас, близ Гуантанамо. Имеет схожее звучание с кубинским соном, однако при ближайшем рассмотрении сильно от него отличается. Для русского сальсеро чангуи может быть интересен прежде всего своей сильной синкопированностью[mfn]Синкопа – акцент на слабой доле в музыке, противоположность маршированию[/mfn]. В нем почти полностью отсутствует сильная доля, а ритм настолько непрост, что способен ввести в ступор даже маститых музыкантов. Для кубинцев этот особый “грув”, или правильнее говорить – тумбао, и есть суть “кубинскости” в их музыке.

Родина чангуи - Ятерас

Ятерас – северо-восточнее Гуантанамо, знаменит своим зоопарком с каменными изваяниями животных.

Существует традиционное чангуи и современное. Классический чангуи, как правило, ограничен дюжиной стандартных песен, которые перепевают самые разные коллективы, а также очень четкой структурой и набором инструментов. Знакомство следует начинать с группы “Grupo changüí de guantanamo” (сборник на Я.Музыке)

15 просмотров

Лидирующее положение занимает трес, который дублирует мелодию певца. Бонгос увеличенного размера и без подстроечных приспособлений, по своей функции гораздо ближе к конгам в кубинской румбе. Чангуисерос искренне считают, что научиться играть и петь чангуи может только тот, кто рожден в Ориенте. Возможно, они и правы – горные массивы восточной Кубы накладывают особенный отпечаток на восприятие мира.

Современный чангуи – это, прежде всего, коллектив Элио Ревé “Orquesta Revé” (не путать с Элито Реве, хотя тот вполне пошел по стопам маэстро). Уловить “фишку” сможет лишь тот, кто достаточно наслушался традиционного чангуи и разобрался в вопросе.

Сегодня среди кубинских музыкантов много деятелей, которые искренне любят чангуи и стараются сильно синкопировать собственные аранжировки. Исполнять музыку так, чтобы в нее было максимально удобно танцевать контратьемпо стало неким трендом, под флагом возврата к кубинским корням. Как бы там ни было, жанр чангуи, действительно, очень любопытен в музыкальном плане и способен подарить современным композиторам много свежих (для них) идей.

В отношении танца надо признать, что сегодня кубинцы полностью утратили знание того, как раньше танцевали чангуи. Если кто-то говорит вам, что чангуи надо танцевать так-то и так-то, скорее всего, он лукавит и хочет ваших денег. Разобраться в вопросе танца тем сложнее, что это спонтанный народный жанр, возникший в преимущественно сельской местности среди простых людей. Но можно точно сказать, что характер танца динамичный, яркий и не рассчитанный на лоск столичных салонов.

В этой короткой статье попробуем разобраться, что такое традиционный чангуи.

Эта статья для тех, кто хочет быстро и увлекательно прочитать про чангуи. Это не этнографическое или музыковедческое исследование, не научный труд, а компиляция эмпирического опыта автора, основанного на чтении и просмотра разных источников, часть из которых приведена в конце статьи. Возможны неточности и даже ошибки. Заметили серьезный промах? Напишите автору, поправим текст.

Слово “чангуи”

Есть разные версии этимологии названия жанра, но наиболее достоверной нам представляется перевод с какого-то (одного из тысяч) африканского языка – “танец с подпрыжками”.

Состав инструментов чангуи

Для кубинцев состав инструментов зачастую и определяет жанр музыки. Это может быть несколько необычным для нас, но нужно принять этот факт, если мы хотим хоть что-то понимать.

Итак, традиционный ансамбль чангуи состоит из:

  • Трес
  • Бонгос де Ориенте
  • Гуайо
  • Маримбула
  • Голос (1 или 2)
  • Маракас

1. Трес

Хорошо известный инструмент, помесь гитары и балалайки. Напоминаю, мы тут с вами про русский взгляд на чангуи

Раньше игра на инструментах из семейства лютневых (собственно, сами лютни, их арабские предки уды, кубинский лауд, гитары всех видов) практиковалась преимущественно на свежем воздухе. Слышно гитару на улице плохо. Для усиления звука струны дублировались. Старые тресы были аж с тройными струнами! Куба сохранила в тени поросших лесами склонов Сьерра-Маэстра удивительную историю испанской гитары, ведь трес – прямой потомок этих замечательных инструментов.

Трес одинаков для чангуи и для сона

Кубинский трес. Сделан в Испании (сайт)

Обычная гитара для XVIII века. Барселонский мастер Хосе Массаге

58 просмотров
Пример звучания треса. На видео - переделанная гитара в трес.

Тресеро (исполнители на тресе) раньше активно пели, но сейчас практически всегда ограничиваются собственно игрой на инструменте. Этот примечательный факт позволит лучше понять, почему подход к игре именно такой, какой есть. А именно, трес по сути дублирует вокальную мелодию. То есть, играет то же самое, что и поют вокалисты в основном куплете. Это существенное отличие от всех прочих музыкальных жанров на Кубе. Если вы слышите сон, в котором трес играет то же, что поет вокалист, то это, вероятно, чангуи. Либо музыкальная цитата-отсылка к чангуи.

47 просмотров
Маэстро играет ровно то же самое, что поет.

Тресы изготавливают вручную. Конечно, их можно купить в магазине, и даже на китайских маркетплейсах, но за пределами Кубы и Испании достать хороший трес сложно. В России это вообще практически невозможно. Проще взять хорошую гитару с уменьшенным корпусом (из тех, что покупают для подростков) и переделать под трес.

2. Бонгос де ориенте

Обычные бонгос с легкостью узнает каждый сальсеро. Пара небольших барабанов, побольше и поменьше, скрепленных вместе, обычно их держат между колен. Звук высокий, яркий, пробивной. В части песни «монтуно» бонгосеро зачастую перестает стучать и начинает играть на кампане.

Еще по теме:  Ковбелл (ковбел, коубелл, кампана, сенсерро) в сальсе 

Однако на востоке Кубы бонгос другие. Они больше по размеру, у них нет металлических механизмов для настройки. Кожу натягивают так, чтобы звук был низкий, почти как у больших конг. Разумеется, музыканты на таких мощных бонгос играют иначе, чем в соне. Почти постоянно они импровизируют, что роднит чангуи с кубинской румбой, особенно с кинто (солируюший барабан в румбе гуагуанко и колумбия). Барабаны перевернуты относительно бонгос в соне – бонго большего размера “мачо” музыкант располагает слева, а маленький барабан называется “ма’чикито”. Да-да, маленький барабан в соне принято называть “Мачо”, а большой – “Эмбра”, но в чангуи этот самый “мачо” оказывается под правой рукой музыканта, и чангуисерос предпочитают называть его “мачикито”.

Вот короткий отрывок, в котором показывается и рассказывается ритмическая основа бонгос, своеобразное “клаве чангуи”.

(тут будет отрывок)

Кроме того, в чангуи бонгосеро может натирать кожу воском, и затем проводить по ней пальцами, извлекая необычный тянущийся звук. Вы можете послюнявить пальцы и поводить ими по стеклу, чтобы заставить умирать присутствующих от мерзкого чувства в зубах. В отличие от стекла, бонго де Ориенте звучит гулко и низко, словно леопард в ночных кустах. Ну или как будто кто-то играет смычком на контрабасе.

45 просмотров

Можно с уверенностью говорить о том, что бонгос де Ориенте очень близки к африканским традициям. Тут можно увидеть связь с абакуа и их тотемным звуком на священных барабанах, напоминающих как внешним видом, так и названием. Еще одно сходство – роль барабана в ансамбле. В Африке низко звучащие инструменты, как правило, солируют. В европейской традиции ровно наоборот. Поэтому когда вы слышите соло на звонком, высоком барабане, знайте: так “европеизировались” африканские барабаны, попав на земли Испанской империи. У барабанов бата, к примеру, соло по-прежнему отдано самому большому барабану Ия. Это самый яркий пример, который может воочию узреть отечественный сальсеро.

3. Гуайо

Этот инструмент хорошо знаком танцорам бачаты. Металлическая терка, на которой играют чем-то вроде вилочки. Обычно в сальсе используется другой инструмент со схожим эффектом – гуиро. Это плод дерева тыквы-горлянки, который собирают, высушивают, опустошают, на внешнюю сторону наносят насечки, и получается замечательная трещотка. Без гуиро невозможно представить современную сальсу или тимбу. Для ча-ча-ча этот инструмент ни много ни мало – визитная карточка. Современные гуиро можно встретить как из реальной тыквы, так и из пластика или стекловолокна.

Однако в чангуи король – гуайо. Это другой инструмент, он изготавливается из металла и производит на порядок больше шума. В небольшом закрытом помещении звуковое давление от гуайо настолько велико, что хочется убежать прочь. На улице все в полном порядке.

Функция гуайо – держать ровный ритм а тьемпо, слегка поддерживая своеобразный тумбао чангуи. Музыкант, ответственный за гуайо, может подпрыгивать в ответственные моменты песни – во вступлении или в завершении. Это весело и страшно.

гуайо - обязательный инструмент чангуи

Гуайо

45 просмотров
Игра на гуайо, на аутентичной вечеринке чангуи

4. Маримбула

Старцы говорят, что маримбулу использовали и в старом соне, однако можно с уверенностью сказать, что функция баса в соне нынче отдана на откуп контрабасу. А вот для чангуи этот инструмент очень важен.

По сути, это небольшой ящик, на лицевой стороне которого привинчены небольшие железные пластины разного размера. Музыкант сидит на ящике и дергает эти пластины, издавая звонкие, щелкающие и одновременно низкие звуки разной высоты соответственно длине пластины.

Корни этого инструмента также находятся в манговых рощах Нигерии. Самые древние и примитивные экземпляры обнаруживались этнографами в тайных комнатах сообщества Экпе (на Кубе – Абакуа). Также очевидна схожесть маримбулы с мбире. Сегодня ручную маримбулу можно приобрести на маркетплейсах – это хорошо знакомая вам калимба.

Маримбула чангуи - немного нетипичная, здесь пластины расположены не симметрично.

Маримбула чангуи – немного нетипичная, здесь пластины расположены не симметрично.

Крошечная маримбула (по центру, в вырезом в форме сердечка), в алтаре Абакуа

Калимба с Амазона – с инструкцией и мешочком.

Особенность маримбулы в чангуи – небольшое количество пластин (флехес) и их симметричное расположение относительно центра (бывают всякие разновидности, в том числе и не симметричные). Настраивать эти пластины (с помощью натяжения прижимной гайки) могут не в конкретную ноту, а в резонанс ящика. Если ящик классно “ухает”, значит, настройка произведена правильно. Благодаря тому, что высота звука маримбулы в ансамбле чангуи плохо различима, кажущиеся фальшивые ноты нисколько не мешают общему впечатлению. Напротив, они добавляют своеобразия в музыку.

36 просмотров

Кстати говоря, это очень интересный подход к басу как таковому. У предтечи чангуи – ненгона – использовался другой примитивный инструмент, тинго-таланго. Это натянутая на манер тетевы струна, в качестве резонатора выступает ямка в земле, закрытая куском кожи. Сама струна крепится к длинной изогнутой палке. Что-то подобное можно найти в архаичном кантри (брум-бас), когда к ведру привязывали швабру и натягивали струну. В кубинской традиции известен инструмент “ботиха” – пустой керамический сосуд из-под оливкового масла. Музыкант дует в небольшое отверстие в боку, регулируя высоту звука, прикрывая горлышко сосуда. Получается нечто среднее между маримбулой и “воющим” бонго. Ни в одном из этих примеров и речи нет о точном попадании баса в какую-то определенную ноту, его задача – чтобы ноги шли в пляс.

5. Маракас

Мараки в чангуи ничем не отличаются от тех, что используют в соне или сальсе. Считается, что этот древний инструмент достался от индейцев племени таино, коренного населения Кубы. Конструкция маракас для всех регионов очень похожая. Современные маракас (маракасы, мараки – как вам удобно) изготавливаются из дерева, кожи, пластика, кокосовых орехов, тыквы гуира. Ручка может быть выполнена отдельно, а может быть единой с камерой. На мараках играет певец.

25 просмотров

6. Голос

Обычно в ансамбле чангуи поют двое. Это роднит чангуи с другими жанрами кубинской популярной музыки – гуахирой, соном, румбой. Раньше, как я уже упоминал, одним из вокалистов был тресеро.

Манера пения очень “рваная”, синкопированная, как будто кто-то выколачивает соло на кинто  румбе. Поймать эту манеру или подпеть вокалистам непросто. Насколько я понимаю, певец ориентируется на некое внутреннее чувство “тумбао” – качающего синкопированного грува, который как бы подсказывает музыкантам лепить ноты туда, куда европейский музыкант никогда бы не додумался. Хотя “ловить” певцов и их ритмические скачки не вызывает проблем у тресеро, он дублирует вокалистов. Обязательно присутствует часть с антифоном – ответом хора на импровизацию вокалиста. Это привычный африканский элемент, который можно найти во многих жанрах на Кубе и за ее пределами.

29 просмотров

Структура песни чангуи

Так же как и в румбе или в соне, последовательность частей в разных песнях чангуи почти всегда одинакова. Ну а зачем что-то менять, если это хорошо?

1. Зов монтуно

Начало чангуи называется “llamada de montuno” – “зов монтуно (горного или неотесанного чего-то или кого-то)”. В кубинском соне тоже используется эта форма вступления, что может запутать человека, желающего отличать одно от другого. Это короткая повторяющаяся фраза на тресе, предваряющая вступление всех остальных инструментов. Затем на протяжении песни будет повторяться упрощенный вариант “йамады де монтуно” – “paso de calle” (“шаг по улице”) после каждой спетой строчки текста в куплете. Это нужно для того, чтобы певцы перевели дух, а слушатели могли приготовиться к очередной потрясающей идее. Внимательный музыкант вздрогнет, узнав в этом названии “пассакалью” – испанскую песню, с помощью которой в Испании давным-давно провожали гостей. Впрочем, схожесть лишь в названии – трагичная трехдольная пассакалья абсолютно не похожа на разухабистый чангуи.

2. Общее вступление

Тут нередко подпрыгивает мужик с гуайо, и все одновременно начинают играть. Фишка именно в том, что все музыканты точно ловят момент и вступают в одно и то же мгновение, задавая острое ритмическое ощущение.

3. Канто

В этом месте начинается куплет, то и дело прерываемый “paso de calle” на тресе. Трес вторит певцу. Танцевать можно сразу же, это вам не румба. Хотя ноги сами пойдут в пляс в следующей части – монтуно.

4. Монтуно №1

Это слово хорошо знакомо сальсерос и сонерос. В кубинской музыке это нечто вроде припева. Определяется очень просто: в дело вступает хор с одной и той же фразой. В монтуно вокалист импровизирует (не знаю, насколько это пересекается с пунто кубано, но, возможно, в этой импровизации есть что-то похожее), а хор в ответ повторяет какую-то фразу. Инструментов в чангуи мало, поэтому никакого динамического нарастания за счет секции медных инструментов нет. Искушенному сальсеро такое монтуно покажется жидковатым, но полноценное эмоциональное участие предполагает неплохое знание испанского языка, исторического контекста, сленга.

5. Дескарга

В этой части играют соло на музыкальных инструментах. Это может быть трес, а может быть и продолжительная импровизация на бонгос, чья роль в ансамбле чангуи чуть ли не главенствующая. Часто солируют оба инструмента. При этом хор и вокалист молчат – обратите на это внимание.

В соне же обычно солирует труба (в септетах) или трес (чаще в соне-монтуно), тогда как бонгос отведена роль поддерживающего инструмента. Таким образом, это еще одна подсказка, чтобы лучше понять, что именно вы слушаете.

6. Монтуно №2

После дескарги снова исполняется монтуно (или, если хотите, припев). По кубинской традиции, он может быть довольно длинным. В конце музыканты постепенно затихают (еще одна любопытная фишка чангуи) и, наконец, останавливаются.

Попробуйте послушать две-три песни классического чангуи, специально отслеживая все эти части – это поможет разобраться в вопросе. Тем более, что сон, румба и сальса строятся иначе. Сон урбано – это, как правило, двух или трехчастная форма, румба – строго двухчастная, а вот чангуи это “вступление треса + общее вступление + куплет + припев + инструментальное соло + припев”. От песни к песне эта последовательность повторяется вновь и вновь.

Я позволил себе нагло вторгнуться в запись и голосом прокомментировал все части:

02. El Guararey De Pastora con commentarios

В качестве практики предлагаю послушать оригинальный вариант без моих комментариев, отмечая для себя все основные части чангуи (зов монтуно, второе вступление и проигрыш, канто, монтуно 1, дескарга, монтуно 2, завершение). Затем можно снова проверить себя, послушав трек с моими комментариями.

Grupo Changui and Estrellas CampesinasEl Guararey De Pastora

Если у вас более менее появилось понимание, где какая часть начинается, можно послушать другой трек, без моих подсказок, и вновь отметить для себя все части. Поверьте, там все то же самое. И это прекрасно!

Grupo Changui and Estrellas CampesinasSoy La Tradicion

Лирика чангуи

Содержание песен чангуи – это своеобразный музей краеведения. В текстах постоянно упоминаются музыканты прошлых лет и особенно замечательные вечеринки. Песни можно даже использовать в качестве нематериального источника для написания трудов по истории Гуантанамо. Однако куплетная часть почти всегда очень короткая, и это еще одно отличие от кубинского сона, в теме которого обычно разворачивается полотно. В чангуи певец импровизирует в части монтуно, и основной текст именно там. Может использоваться обычная десима (десять строчек, зарифмованных по определенным правилам), прерываемая рефреном хора. Либо кварта (четверостишье, привычное нам). Десима в чангуи, вероятно, появилась благодаря испанской цивилизации и распространению среди сельских жителей, прежде всего, в жанре пунто кубано.

Еще по теме:  Десима и румба: иберийский формализм в сердце афро-кубинской песни 

Существует конкретный набор классических песен чангуи. Этакий “золотой стандарт”. Буквально все группы чангуи так или иначе играют эти песни. В отличие от джаза, они не пытаются безудержно импровизировать на тему старой песни, очень часто исполняют так, как есть. Для импровизации достаточно частей “монтуно” и “дескарга”, но сам куплет, основная тема, рефрен остаются прежними, из уважения к традиции и для ее сохранения.

Образ жизни

Чангуи – это не просто музыка и танцы. Вечеринки чангуи устраивались с вечера пятницы до раннего утра понедельника. Это тем более удивляет, учитывая нехитрые аранжировки и повторяющиеся мотивы песен. Типичная вечеринка чангуи могла выглядеть так:

Вечером в пятницу хозяйка дома (в котором обычно проводятся вечеринки) начинает готовить еду для гостей. Жареная рыба, свинина, какие-то нехитрые закуски. Мобильной связи, считай, нет, на часы на Кубе мало кто смотрит, так что двери открыты настежь. Наконец, приходит первый гость. Он переступает порог, крестится на иконы в красном углу избы, берет в руки бонгос и садится на табуретку. Хозяйка наливает ему в стакан ядреный самогон. Гость вяло выстукивает хитрые ритмы, болтает с хозяйкой, отвешивает острые (но веселые) комплименты и всячески развлекается. В это время заходит другой гость, немедленно выпивает стакан самогона и берет в руки, например, трес. Вместе они некоторое время играют дуэтом, а хозяйка уже начинает потихоньку приплясывать.

Пока гости угощаются рыбой, приходит еще один музыкант. Он тащит с собой деревянный ящик – маримбулу. Заходит, крестится на иконы, водружает ящик неподалеку от стола с рыбой и начинает дергать металлические пластины. Тут же подключаются уже порядком захмелевшие музыканты. Э, а вот и наш дорогой Хосе! Да, в руках огромная железная гуайя, которую тот выколачивал пару недель из свернутой жестянки. Он хвастался, что это не просто жестянка, а обшивка советской космической ракеты, упавшей в его огород. И тут же следом – как так они сговорились? – пришел Начо со своими маракасами, которые он еще в детстве выменял у какого-то тровадора на каменную резную лягушку. Ай, румба обещает быть горячей! А время близится к полуночи…

Микики

Потом – все как в тумане. Люди приходят, уходят, толпятся в небольшом дворике с соломенным навесом. Откуда-то берется и куда-то исчезает самогон. Казалось, что сами небеса пропахли жареной рыбой и бесконечно повторяемыми фразами, которые как бы запечатывают несомненную правоту певца. “Бонгос и трес палабрас” – бонгос и три слова… вновь и вновь, до самого утра. После короткого отдыха все повторяется вновь, пока последние лучи воскресного солнца не сгорят за тонкой полосой дрожащего горизонта… И все для того, чтобы всю следующую неделю гуахиро из Гуантанамо рубил своим мачете непокорный тростник с улыбкой и песней на губах: “Эста румба буэна!..”

Но напоследок, прежде чем отложить в сторону свой трес, усталый гуляка обязательно выпивает стаканчик крепчайшего кофе. Так повелось еще с давних времен, когда перепуганные французики спасались бегством от праведного гнева собственных рабов с Гаити. Куба приняла их, обогрела, защитила и впитала древние заклинания гаитянского колдовства. Поэтому кофе там такой крепкий – как самогон, кубинский гуахиро и чангуи из Гуантанамо.

Главное о чангуи

Резюмируя, предлагаю вам во время прослушивания любой композиции в жанре традиционного чангуи обращать внимание на следующие особенности:

1. Вступление – это всегда короткая мелодия на звонком тресе

2. В общем вступлении трес почти всегда играет мелодию песни.

3. В куплете (или правильнее, “канто”) вокалисты (вдвоем) поют эту мелодию, а трес играет то же самое, что и они.

4. Трес после почти каждой строчки куплета играет повторяющуюся короткую мелодию – “paso de calle”, как бы поддакивая певцам.

5. Непосредственно перед припевом на тресе играют более подвижную фразу, как бы намекая на предстоящую движуху.

6. Припев называется “монтуно”, в нем вокалист свободно импровизирует в форме десимы (испанский десятистрочный стих, зарифмованный определенным образом), либо в форме кварты (четверостишия). Хор постоянно поддакивает вокалисту с помощью одной короткой фразы.

7. После припева обязательно идет часть, где солируют инструменты: трес или бонгос, или трес и бонгос одновременно. Когда трес насолируется вдосталь, он снова играет фразу из пункта 5.

8. Второй припев монтуно является последним в песне чангуи. Снова вокальная импровизация, снова одинаковые фразы хора.

9. Завершать могут по-разному. Чаще всего просто одновременно останавливаются. А бывает, что уменьшают громкость и затихают.

Обратите внимание на необычный звук “вввух” у бонгос, его отлично слышно, а также на то, что куплет исполняется в два голоса. Если вы все вышеперечисленное с легкостью распознаете – поздравляю, вы довольно хорошо теперь знакомы с чангуи и уж точно не перепутаете с соном. И сможете узнать чангуи даже если музыканты вставили кусочек в тимбу.

Об авторе - Марат Капранов

Музыкант, сальсеро, переводчик. Редактор сайта "О сальсе по-русски".

Top