Мерседитас – Pasión de Rumbero

Рита и Мерседитас

Быть может, в тот яркий вечер сама судьба свела их. Да, это была она, она, вне всяких сомнений… Уверенным шагом идущая по улице, благоухающая французскими духами, величественная… Не в силах противостоять желанию разглядеть поближе эту женщину, Мерседитас последовала за ней. Она прошла так несколько улиц. Вдруг Рита, заметив девочку, идущую следом, резко обернулась: «Почему ты идёшь за мной по пятам?» Вопрос повис в воздухе. Продолжая смотреть на своего кумира, словно завороженная, Мерседитас потеряла дар речи. Рита была здесь, прямо перед ней, и это не сон. Лицо женщины было точь-в-точь как на той фотографии из журнала, которая висела на стене её комнаты. Тот же пленительный взгляд, та же родинка на лбу. Запинаясь, Мерседитас только и смогла вымолвить: «Просто я… я Вами так восхищаюсь…»

Напряжение исчезло. «Ла Уника» («Единственная» – примеч. пер.) заговорила с девушкой. В порыве обычной для нее щедрости она сняла один из звонких браслетов, россыпью украшавших ее руки, и подарила своей поклоннице на память. Мерседитас и вообразить себе не могла, что спустя годы ей посчастливится выступать на одной сцене с одной из самых знаковых фигур кубинской музыки – Ритой Монтанер.

Румба Мерседитас

Будучи ещё совсем ребёнком, едва услышав виртуозную игру кинтеро на кахоне, Мерседитас пускалась в пляс, кружилась как заводная – румба звала её. Эта музыка нравилась девочке, она слушала ее с упоением. Особенно, когда звучал голос отца, известного вокалиста группы из Пуэбло Нуэво, «Los Roncos» (“Охрипшие”), которой руководил Игнасио Пиньейро. В их доме часто бывали настоящие мастера румбы. Так девочка и влюбилась в звук барабана. Она будто впитала в себя клаве, чтобы навсегда стать частью этого ритма.

Каждый раз невероятным счастьем для Мерседитас была возможность посмотреть на шествие группы из «Cabildo de Regla» во главе с Сусаной Кантеро.[mfn]Susana Cantero Fernández (1884–1948)[/mfn]

Сусанна Кантеро Фернандес

Сусанна Кантеро Фернандес

Наконец-то – артистка!

Однажды Мерседитас участвовала в конкурсе “La Corte Suprema del Arte”, проходившем на кубинском радио. Публика приняла ее с восторгом – Мерседитас завоевала несколько наград с песнями «Babalú» и «La Negra Mercé». Затем она выступала в популярной радиопередаче «Rincón Criollo». Кроме этого, молодая певица попытала счастье в небольших кабаре, что напротив парка развлечений «Coney Island»[mfn]Coney Island – парк аттракционов в Гаване[/mfn] в Марианао. Одним из таких мест стало «Mi bohío», где Мерседитас с мамой были частыми гостями.

Coney Island – парк аттракционов в Гаване

Coney Island – парк аттракционов в Гаване, 1955

Кабаре “Mi Bohio”, пляж Марианао

Навсегда в памяти певицы осталось кабаре “Los tres hermanos” c шоу-программой Чорисеры,[mfn]Choricera – Silvano Shueg Hechevarría “El Chori” (1900-1974) – кубинский перкуссионист, прославившийся исполнением композиций на сковородах и бутылках. Сам себя музыкант называл «Чорисера».[/mfn]  гениального тимбалеро Чори.  Он играл музыку на полупустых бутылках и сковородках, пряча в ней воспоминания своей израненной души.

Это были довольно авантюрные и рискованные времена. Приходилось сбегать на старых трамваях в  часы рассвета, когда день буквально обрушивался на её хрупкие плечи. Тогда жизнь свела Мерседитас лицом к лицу с очень разношерстной публикой, среди которой были и иностранные туристы. И если что и было хорошего в тот период, так это участие в программе, посвящённой кубинскому фольклору, на радио “Suaritos”. Мерседитас оказалась там благодаря Обдулио Моралесу, директору оркестра, в котором на барабанах играл один из старейших мастеров бата – Тринидад Торрегроса.

Торрегроса, Нэт Кинг Коул и Мерседитас в "Тропикане"

Торрегроса, Нэт Кинг Коул и Мерседитас в “Тропикане”

Этот великий тамбореро, посвящённый в таинства африканских ритмов, представил девушку кубинскому ученому Фернадо Ортису, до которого дошла молва о Мерседитас как о певице, знающей язык йоруба. С исследователем кубинской культуры ее связала крепкая дружба и совместная работа на протяжении более десяти лет.

Мерседитас и Фернандо Ортис

Мерседитас и Фернандо Ортис

С лёгкой руки учёного, признанного третьим исследователем и открывателем Кубы,[mfn]После Колумба и Диего Веласкеса, – примеч. СпР[/mfn] Мерседитас погрузилась в запутанный мир этнографии. Она принимала участие в тщательно задокументированных выступлениях своего коллеги и друга, демонстрируя своим голосом всю красоту песнопений и молитв йоруба. Мерседитас была преданным адептом этой религии. В 1954 году Мерседитас объездила всю страну, иллюстрируя лекции неутомимого исследователя.

Фернандо Ортис со временем стал называть её «моя маленькая aché». На его лекциях, помимо прочего, затрагивались темы Пало Монте, Юки, Кинфуити… Среди слушателей и участников были, в основном, представители кубинской интеллигенции и иностранцы, слушавшие летние курсы Гаванского университета, а также студенты, желающие расширить свои знания в области кубинской культуры.

Ревностно, с огромной любовью и трепетом Дон Фернандо хранил коллекцию предметов религиозного культа, привезённых из Африки, он с удовольствием показывал своей ассистентке удивительной красоты троны и прочие экспонаты.

Здание, в котором располагалась радиостанция "Mil Diez"

Здание, в котором располагалась радиостанция “Mil Diez”

Тем временем, артистическая карьера Мерседитас шла своим чередом. Она работала на радиостанции «Mil Diez»,[mfn]Mil Diez – кубинская радиостанция, Гавана (годы вещания 1943-1948)[/mfn] в телерадиокомпании «CMQ»,[mfn]CMQ – кубинская телерадиокомпания, Гавана (годы вещания 1933-1960)[/mfn] в эфире которой спела «Rapsodia Negra» («Чёрная рапсодия»), дирижировал Энрике Гонсалес Мантичи.[mfn]Enrique González Mantici – кубинский скрипач, композитор и дирижёр (1912-1974), первый дирижёр Национального симфонического оркестра Кубы[/mfn]

Энрике Гонсалес Мантичи

Несколько раз она с гастролями посетила Венесуэлу и другие страны. В Нью-Йорке выступила на сцене Карнеги-Холла, исполнив произведения из анталогии композитора Гильберто Вальдеса[mfn]Gilberto Valdés – выдающийся кубинский композитор и дирижёр (1905-1972); Алехо Карпентьер называл его “креольским Гершвином”[/mfn] «Ogguere» и «Bembé». Затем, после нью-йоркского успеха, гастроли продолжились и в других городах США и Канады. В то время певица выступала с Эллой Фицжеральд, Линой Хорн и Чарли Паркером.

В Гаване Мерседитас была звездой таких блестящих спектаклей как «Sunsundambaé» в кабаре «Sans Souci»; в этом представлении также принимал участие американский певец Джонни Мэтис[mfn]John Royce Mathis (1935 г.р.) – американский автор и исполнитель песен в жанре популярной музыки и джаза[/mfn]. Актриса была среди главных действующих лиц в постановках «Tambó» y «Carabalí» знаменитого хореографа Родерико Нейра («Родней») в кабаре «Тропикана».  Помимо этого, Мерседитас пела и в «Zalamalekun».

Ей выпала честь работать с композитором Эрнесто Лекуона[mfn]Ernesto Lecuona – Ernesto Sixto de la Asunción Lecuona Casado – выдающийся кубинский пианист и композитор (1895-1963)[/mfn] и даже попасть в его театральный коллектив. Артистка принимала участие в популярных телепередачах и в съёмках документальных фильмов. Вместе со своим  мужем, ударником Гильермо Баретто[mfn]Guillermo Barreto – выдающийся кубинский перкуссионист (1929-1991)[/mfn], и другими музыкантами, она была в составе музыкальной группы «ORU», под руководством Серхио Витьера.

Голос Мерседитас можно услышать на многих знаковых пластинках. Особенно интересен альбом «Santero», записанный при участии «чёрного хора» Обдулио Моралеса, хора йоруба Альберто Сайаса и квартета Факундо Риверо.

Обдулио Моралес

Вместе с Луисом Сантамария она поет на пластинке Монго Сантамария «Bembé». На первой стороне диска звучат песнопения для различных божеств, а на второй – румбы гуагуанко и колумбия при участии Макучо и Карлоса Эмбале.

Мерседитас с Вилли Бобо, Луисом, Кантом, Монго Сантамария, Мигелито Вальдесом, Пупи Кампо

Мерседитас с Вилли Бобо, Луисом, Кантом, Монго Сантамария, Мигелито Вальдесом, Пупи Кампо

Среди других музыкальных сокровищ из наследия певицы особое место занимает тетралогия «Aché I», «Aché II», «Aché III» и «Aché IV», собравшая избранные произведения из её репертуара. Совместно с группой «Yoruba Andabo» и саксофонисткой Джейн Баннетт она принимала участие в записи пластинки «Espíritu de La Habana», удостоенного столь желанной канадской премии «Джуно» («Juno»). Последней записью, сделанной Мерседитас вживую, стал альбом «Chamalongo», при участии Джейн Баннетт, Ларри Грамера и знаменитых румберос: Тата Гуинеса, Эль Гойо, Эль Гато и пр.

На большом экране Мерседитас появляется в фильме Индио Фернандеса «Yambaó» и в музыкальной короткометражке «Zamba».

11 просмотров
Мерседитас на большом экране

Мерседитас на большом экране

Неповторимая, уникальная артистка, которую Фернандо Ортис называл «живым этнографическим свидетельством», Мерседитас Вальдес на протяжении своего творческого пути была отмечена множеством наград, среди которых была и Премия Пикассо от ЮНЕСКО. Певица скончалась 13 июня 1996 года. Прощание с ней на кладбище Колумба проходило под звуки песнопений и барабанов. На похоронах присутствовали самые близкие и почитатели её таланта.

Одна из величайших див кубинской музыки, она по-прежнему величественно царствует на музыкальном олимпе со своим необычайным голосом, идущим из глубины веков, с молитвами богам пантеона йоруба: Йемайе, Бабалу Айе, Обаттала. Старинные колыбельные и румбы, исполненные ею, будут жить вечно.

В репертуаре группы «Agüiriyo», основанной в 1998 году, с которой Мерседитас выступала и записывала пластинки, есть композиция под названием «Посвящение Мерседитас Вальдес». Кинорежиссёр Октавио Кортасар запечатлел певицу в документальном фильме «La pequeña Aché».

Дополнительные материалы