Мое категорическое ЗА
Вышла недавно статья на salsa union, где А. Алексенцев рассказывает о вреде руэды для становления начинающего танцора. Вот она: http://salsa-union.ru/2016/04/14/otritsatelnoe-vliyan..
И, поскольку я отношусь к тем самым преподам, которые ставят учеников в круг при первой появившейся возможности, позволю себе поставить под сомнение некоторые тезисы мэтра.
НУ ПАЧЕМУ?
Но сначала попробую объяснить, почему мы делаем это с новичками, как только они научаются сносно танцевать enchufla, vasilala и еще не вполне сносно понимают динамику di le que no.
Да, для того, чтобы выучить геометрию двух самых простых смен, а именно da me и enchufla уходит порой ползанятия. И еще ползанятия на отработку этих смен. Зато уже в это время становящиеся танцоры начинают, наконец, танцевать то самое di le que no куда как более качественно, чем «до».
В результате танцевания руэды в начинающей группе партнеры приходят к мысли (а от мысли – к умению и навыку) о необходимости точного ведения. То есть у партнера появляется задача не просто привести девочку «куда комбинаторика выведет», а туда, куда нужно с достаточно высокой точностью, учитывая возможные маневры (и погрешности!) других танцующих. Кстати, и девочки и мальчики, начавшие танцевать руэду в новичковом танцевальном возрасте, меньше паникуют на переполненном танцполе. Близость танцующих рядом не означает для них неминуемое столкновение и вызывает меньший дискомфот.
Немаловажный аспект в новичковых группах – эмоциональное раскрепощение и сближение. Ни распитие шампанского на брудершафт, никакие корпоративы и неслужебные романы не сближают людей так быстро (а главное – без побочных эффектов), как это происходит во время первого-второго занятия руэдой. Ибо уже в первый же день – локоть соседа превращается в локоть товарища по несчастью)))
Если речь идет про самые-самые первые шаги в сальсе, то руэда как раз позволяет преподавателю:
- отслеживать ошибки в исполнении базовых фигур
- привести группу к исполнению фигур в едином ритмическом рисунке (что важно именно для начинашек)
- оторвать танцующих от зеркала и созерцания спины препода и дать толчок к развитию пространственного мышления
- нивелировать разноуровневость.
Все тренеры знают, что группы бывают не однородны по своему составу. Если вам повезло и у вас примерно равное соотношение сангвиников, флегматиков и холериков, бывших танцоров, офисных работников и пенсионеров и т. и т.п. – то рано или поздно вы столкнетесь с тем, что пара человек все время трясут с вас новенькие фигуры, которые благополучно забывают к следующему занятию, кто-то честно и с энтузиазмом выполняет все предложенное, кто-то тихо плачет в углу, а кто-то уже решил повеситься в субботу в полдень, потому что лучше так, чем снова кентуки с этим страшным человеком.
Я, конечно, очень ценю индивидуальность в танцорах, но еще больше мне нравится мысль, что сальсе на базовом и среднем уровне можно обучить всех. Ну почти всех.
Естественно, когда люди встают в пары так, как им вздумается – никто не бежит к тем, у кого получается хуже или медленнее. Когда тренер предлагает поменяться парами – процесс порой идет весьма вяло и некоторые «звезды» еще и демонстрируют свое нежелание вставать с тем или иным партнером. В результате от группы может остаться половина. А то и треть.
В руэде смена происходит быстро. Группа не теряет драгоценное время на выяснение того – переходить слева направо или с право налево. Сама смена воспринимается как неизбежность, но не фатальная. Нет опасности зависнуть с неприятным партнером на полчаса. Процесс отработки фигуры позволяет партнерам протанцевать разными девочками одну и ту же фигуру и нащупать на физическом уровне – где действуют универсальные законы, где особенности партнерши, где хватает или не хватает инерции, импульса, координации. Спесь слетает и с тех, кто изначально привык выезжать за счет более сильной (скоординированной, ведущейся) партнерши или партнера. Вот человек видит, что сосед станцевал с девушкой фигуру – и все у них получилось, а он, с той же девочкой не смог. И со следующей не смог. Есть повод задуматься. И шанс – вот идет к тебе новая партнерша. Пробуй. Делай. (А в противном случае тот же персонаж ползанятия ковырял бы партнерше мозг десертной вилочкой про рамочку и «почему она не ведется».) Если кантор не дурак, руэда – это шанс для напуганных и неуверенных “влиться”, получить ощущение своей значимости для группы. Вот пришла девочка «посильнее» – сама сводила на сетенту, сама руку подала, сама довернулась. Но, в конечном счете все получилось. Ушла она – можно попробовать со следующей. Сам поймал руку, сам попробовал довернуть. Почти получилось. И так дальше. Тут важно, чтобы кантор чувствовал группу и держал темп, который не развалит руэду, а соберет.
Надо еще раз повторить, что в конечном счете после 8-10 ну иногда 16-ти повторений фигуры в руэде с постоянной сменой партнеров, как правило, вся руэда фигуру уже танцует, и время на переходы знач… [тут запись, увы, обрывается – СпР]