Мачито

Представляем вам молодого и безмерно талантливого автора — Арину Старцеву, окончательно и бесповоротно влюбленную в музыку. Многие петербуржцы знают ее как DJ Viejo, резидента танцевальной школы “Dance High School”. Мы желаем Арине прославиться в качестве ди-джея далеко за пределами «альма матер», а также успехов во всех ее сложных (и очень наукоемких!) начинаниях.
Предлагаемая статья — это перевод биографии одного из самых значимых американских музыкантов кубинского происхождения первой половины XX века, чье имя неразрывно связано с историей латиноамериканской популярной культуры, а затем и с сальсой — Мачито.

Мачито (Machito), настоящее имя Франциско Рауль Гутьеррес Грильо (Francisco Raul Gutierrez Grillo) – влиятельный латиноамериканский джазовый музыкант, который работал над усовершенствованием афро-кубинского джаза и развивал кубоп (Cubop) – сокращенное название кубинского бибопа (ранние сочетания джаза с кубинской музыкой). Он воспитывался в Гаване вместе со своей приемной сестрой, певицей Грасиелой (Graciela).

В 1940 году, в Нью-Йорке Мачито сформировал афро-кубинский оркестр вместе с Марио Баусой (Mario Bauza), который впоследствии стал музыкальным директором этого ансамбля. Мачито создал большое количество звукозаписей в период с 1940-х по 1980-е года, многие из них совместно с Грасиелой. В 1975 году Мачито изменил формат своего оркестра и стал путешествовать по Европе. В 1983 году, за год до своей смерти, он получил премию Грэмми.

Музыка Мачито оказала большое влияние на жизни многих музыкантов, которые играли в афро-кубинских оркестрах в те годы, и привлекла их внимание к латиноамериканскому джазу. Джордж Ширинг (George Shearing)[ref]Джордж Ширинг – британский джазовый пианист[/ref], Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie)[ref]Диззи Гиллеспи – джазовый трубач-виртуоз, вокалист,  композитор, аранжировщик, руководитель ансамблей и оркестров, родоначальник современного импровизационного джаза[/ref], Чарли Паркер (Charlie Parker)[ref]Чарли Паркер – американский джазовый саксофонист и композитор[/ref] и Стэн Кентон (Stan Kenton)[ref]Стэн Кентон – американский джазовый пианист, композитор, дирижер, руководитель джазового оркестра[/ref] доверяли Мачито, как очень влиятельному музыканту.

Детство и юность

Существуют противоречивые версии о дате рождения Мачито. Одни источники говорят, что Мачито был рожден на Кубе, в Гаване. Другие источники говорят, что место его рождения – Тампа, штат Флорида, и Мачито является американцем с кубинской родословной. Возможно, Мачито родился в 1908 году в районе Хесус-Мария Гаваны или в Тампе, а может быть в 1909 году в районе пляжа Марианао Гаваны или в городе Тампа, или в 1912 году в городе Тампа или Гаване, или даже в 1915 году в Гаване.

Несмотря на путаницу с местом его рождения, Мачито с раннего возраста воспитывался в районе Хесус-Мария Гаваны, где 23 августа 1915 года родилась его приемная сестра Грасиела. Родители Мачито воспитывали их обоих. Юный Франсиско Рауль Гутьеррес Грилло, сын изготовителя сигарет, получил прозвище «Мачо», когда был еще ребенком, потому что он был первым сыном у своих родителей после того, как у них уже родились три дочери. В подростковые годы Мачо стал профессиональным музыкантом на Кубе и играл в нескольких ансамблях с 1928 по 1937 годы.

Личная жизнь

Мачо был невысокого роста – 5 футов 4 дюйма (1,63 м). После женитьбы на пуэрториканке Хильде Торрес (Hilda Torres) 17 января 1940 года, Мачо изменил свое прозвище с «Мачо» на «Mачито». Его межкультурный брак послужил знаком в Нью-Йорке для латиноамериканцев, что можно достичь пан-латиноамериканского братства. У Мачито и Хильды родилось пятеро детей: Марта (1941), Фрэнк младший (1943), Барбара (1948), Марио (1956) и Паула. Семья жила в Испанском Гарлеме (Эль Баррио) (Spanish Harlem)[ref]Испанский Гарлем (Эль Баррио) – восточная часть Гарлема в г. Нью-Йорке, с 50-х гг. XX в. населенная преимущественно пуэрториканцами. Расположена между Парк-авеню и проливом Ист-Ривер, протянувшись от района 96-й улицы примерно до 125-й улицы[/ref] на пересечении 112-ой улицы и 2-ой авеню. Мачито любил готовить для своих детей и сочинять в это время песни (например «Sopa de Pichon» – «голубиный суп»).

Профессиональная деятельность

Мачито переехал в Нью-Йорк в 1937 году. Он работал со многими латиноамериканскими артистами и оркестрами в конце 1930-х годов, делал звукозаписи с Кохунто Модерно (Conjunto Moderno), квартетом Каней (Cuarteto Caney), оркестром Сибоней (Orchestra Siboney), с Шавье Кугатом (Xavier Cugat)[ref]Шавье Кугат – испано-американский руководитель джазового оркестра, аранжировщик, певец, актер, режиссер и сценарист[/ref]. После более ранних попыток организовать оркестр с Марио Баусой, Мачито создает в 1940 году афро-кубинский ансамбль. Их первый концерт состоялся 3 декабря в отеле «Парк Плаза». Стилем его большого оркестра стала секция духовых инструментов с трубами и саксофонами, поддерживающая кубинские ритмы. Мачито взял Марио Бауса в качестве музыкального директора оркестра на следующий год; эту роль Марио выполнял 34 года. Бауса также играл на трубе и альт-саксофоне.

Мачито и его афро-кубинцы

Мачито и его афро-кубинцы

В 1941 году оркестр выпустил в свет свой ранний хит под названием «Sopa de Pichon». Название хита – сленг «голубиный суп» (pigeon soup), пуэрториканская шутка об ужасно голодных эмигрантах в Нью-Йорке. Тогда Тито Пуэнте (Tito Puente) играл на тимбалес, а Чино Посо (Chino Pozo)[ref]Чино Посо — кубинский барабанщик[/ref] выступал в качестве перкуссиониста.

Афро-кубинский оркестр Мачито был среди первых оркестров, который сочетал афро-кубинские ритмы с джазовой импровизацией. Мачито был ведущим вокалистом, дирижером и игроком на маракасах в этом оркестре. Марио Бауса приглашал в ансамбль аранжировщиков и музыкантов, ориентированных на джаз. В результате музыка Мачито весьма вдохновила таких северо-американских джазовых гигантов, как Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи, Cтэн Кентон. Одним из самых известных выступлений оркестра Кентона стал афро-кубинский номер, известный как «Мачито», композиторы Стэн Кентон и Пьетро Руголо (Pietro Rugolo)[ref]Пьетро Руголо — американский джазовый композитор и аранжировщик итальянского происхождения[/ref], релиз 1947 года.

В апреле 1943 года, во время Второй Мировой Войны, Мачито был призван в армию США. После нескольких месяцев тренировок он получил травму ноги и был демобилизован в октябре. Ранее, предвидя долгое отсутствие лидера оркестра, Бауса отправляется за младшей приемной сестрой Мачито Грасиелой, которая приехала в Нью-Йорк из Гаваны с гастролями. Грасиела оказала помощь оркестру и выступала в качестве певицы в течение года, до возвращения Мачито в группу. Потом Грасиела продолжала оставаться на выступлениях ансамбля, где они с Мачито чередовали сольные песни с дуэтами, такими как «Si Si No No» и «La Paella», Грасиела играла на клавеc, а Мачито – на мараках.

В начале 1947 года подросток Вилли Бобо помог перенести инструменты группы на выступлении в Северном Манхэттене, после чего он заслуженно смог полюбоваться игрой оркестра. В конце вечера, когда в поле зрения не было руководителей Американской Федерации Музыкантов (Вилли был несовершеннолетним), он позаимствовал бонгос у Хосе Мангуала (Jose Mangual) и стал играть вместе с группой. Позже Мачито помог Вилли устроиться в другой оркестр. Много лет спустя Джордж Ширинг отмечал, что Мачито и Вилли Бобо помогли ему понять, «о чем же была латиноамериканская музыка».

В декабре 1947 года Мачито согласился сделать запись «Продавца арахиса» («The Peanut Vendor») с оркестром Стэна Кентона. Мачито играл на мараках и пел. Позже песня стала большим хитом. Также в этой записи принимали участие Карлос Видал (Carlos Vidal, конги) и Хосе Мангуал (Jose Mangual, тимбалес). В следующем месяце оркестры Кентона и Мачито вместе вышли на сцену здания муниципалитета (The Town Hall), намереваясь поднять интерес публики к кубопу. Позже в этом же году Мачито сделал студийные записи с Чарли Паркером и Флипом Филлипсом (Flip Phillips)[ref]Флип Филлипс — американский джазовый тенор-саксофонист и кларнетист[/ref]. Звезда Мачито восходила, и 11 февраля 1949 года он играл в Карнеги-холле[ref]Карнеги-холл — концертный зал в Нью-Йорке, на углу 7-ой авеню и 57-й улицы Манхэттена. Одна из самых престижных в мире площадок для исполнения классической музыки. Ныне в Карнеги-холле устраиваются также концерты джазовой и легкой музыки[/ref] на одной сцене с такими великими джазовыми музыкантами, как Дюк Эллингтон (Duke Ellington)[ref]Дюк Эллингтон — пианист, аранжировщик, композитор, руководитель оркестра, представитель джазового искусства[/ref], Лестер Янг (Lester Young)[ref]Янг Лестер — американский тенор-саксофонист и кларнетист, один из крупнейших музыкантов эпохи свинга[/ref], Бад Пауэлл (Bud Powell)[ref]Бад Пауэлл — американский джазовый пианист, один из пионеров бибопа[/ref] и Коулмен Хокинс (Coleman Hawkins)[ref]Коулмен Хокинс — американский джазовый музыкант, один из известнейших тенор-саксофонистов, создавший собственную исполнительскую школу[/ref]. Концерт в Карнеги-холле уже сам по себе означал признание музыканта.

В 1949 году был выпущен альбом «Mucho Macho». В записи этого альбома принимали участие 14 музыкантов: три трубача (включая Бауса), четыре саксофониста, пианист Рене Эрнандес (Rene Hernandez), басист, три перкуссиониста (бонгосеро, конгеро, тимбалеро), Грасиела играла на клаве, и сам Мачито — на мараках. Следующим релизом был альбом «Tremendo Cumban», отличительной особенностью которого стала аранжировка пианиста Рене Эрнандеса и вокал Rugual Brothers. В композиции «Oboe Mambo» из этого альбома на гобое играл Митч Миллер (Mitch Miller)[ref]Митч Миллер — американский гобоист, дирижер, музыкальный продюсер, руководящий сотрудник звукозаписывающей компании[/ref].

Каждое лето с середины 1940-х годов и до конца 1960-х, в течение 22 лет Мачито и его оркестр 10 недель играли в курортном отеле Конкорд (Concord Resort Hotel) в горах Катскилл[ref]Катскилл – горный хребет в южных Аппалачах, в юго-восточной части штата Нью-Йорк, США, к северо-западу от Нью-Йорка и к юго-западу от Олбани[/ref]. Альбом Мачито «Vacation at the Concord» («Каникулы в Конкорде»), символизирующий работу оркестра на вечерних концертах этого отеля, был выпущен в 1958 году. В 1961 году, в период одних таких летних «каникул» ансамбля пятилетний сын Мачито Марио Грилло (Mario Grillo) учился играть на тимбалес у Убы Ньетто (Uba Nietto). По возвращению в Нью-Йорк он играл вместе с оркестром отца свое первое соло на тимбалес в знаменитом “Палладиуме”, стоя на стуле рядом с Тито Пуэнте.

В 1957 году Мачито записал альбом «Kenya» («Кения»). Композиция «Tin Tin Deo» из этого альбома была записана Чино Посо. Помимо постоянного оркестра Мачито в записи альбома принимали участие Док Читхэм (Doc Cheatham)[ref]Док Читхэм – джазовый трубач, певец и лидер группы[/ref] и Джо Ньюман (Joe Newman, трубы)[ref]Джо Ньюман – американский джазовый трубач, композитор и педагог[/ref], Эддерли Кэннонболл (Cannonball Adderley, альт-саксофон)[ref]Эддерли Кэннонболл – джазовый альт-саксофонист, игравший в стиле хард-боп[/ref], Эдди Берт (Eddie Bert, тромбон)[ref]Эдди Берт – американский джазовый тромбонист, игравший в стиле бибоп[/ref], аранжировщик Рэй Сантос (Ray Santos, тенор-саксофон)[ref]Рэй Сантос – саксофонист, аранжировщик, лауреат премии Грэмми[/ref], секция из семи перкуссионистов, включая Кандидо Камеро (Candido Camero)[ref]Кандидо Камеро – перкуссионист кубинского происхождения[/ref] и Карлоса Вальдеса (Carlos «Patato» Valdes)[ref]Карлос Вальдес – американский конгеро кубинского происхождения[/ref]. Альбом долго оставался популярным, и спустя полстолетия после релиза он был назван одним из важнейших альбомов Мачито.

Маленький оркестр Мачито

В 1975 году сын Мачито Марио Грильо, известный как Мачито младший, присоединился к оркестру вместе с Диззи Гиллеспи для записи альбома «Afro-Cuban Jazz Moods» (аранжировка Чико О’Фаррилл (Chico O’Farrill)[ref]Чико О’Фаррилл — кубинский композитор, аранжировщик и дирижер [/ref]). Альбом был номинирован на премию Грэмми. Позже, в 1975 году, Мачито решил совершить тур по Европе с маленьким ансамблем из 8 человек. Марио Бауса ушел. У него были серьезные сомнения, что это смелое решение сработает. Грасиела тоже уехала. Тур маленького оркестра Мачито был очень успешным, и с этого момента для ансамбля начались продолжительные поездки по Европе. Спустя несколько лет Бауса согласился, что он был опрометчив в этом вопросе. В 1977 году Марио Грильо принял на себя обязанности музыкального директора оркестра. В этом же году ансамбль был номинирован на еще одну премию Грэмми за альбом «Fireworks». Изменение звучания некоторых композиций альбома сигнализирует нам о появлении Лало Родригеса (Lalo Rodríguez)[ref]Лало Родригес — сальса певец и музыкант, известен за его хит «Ven Devórame Otra Vez»[/ref] в качестве соведущего певца и композитора. Продолжающиеся туры по Европе оркестр совершал под именем «Machito and his Salsa Big Band». Дочь Мачито Паула Грильо стала певицей ансамбля, идя по стопам Грасиелы. В феврале 1982 года оркестр приехал в Лондон и подписал долгосрочный контракт, что сделало этот город «их домом».

В 1978 году Мачито со своим оркестром играл в концертном зале «Эйвери Фишер-холл» (Avery Fisher Hall)[ref]Эйвери Фишер-холл — концертный зал в Линкольн-центре в г. Нью-Йорке. Открыт в 1962 году, в нем размещается Нью-Йоркский филармонический оркестр, здесь проводятся ежегодные фестивали под названием «В основном Моцарт» («Mostly Mozart»), а также знаменитые джазовые фестивали [/ref] в Нью-Йорке на Ньюпортском фестивале джазовой музыки (Newport Jazz Festival)[ref]Ньюпортский фестиваль джазовой музыки — старейший фестиваль джаза. Впервые был проведен в 1953 году в г. Ньюпорте, шт. Род-Айленд. С 1984 года проводится в г. Нью-Йорке при спонсорской поддержке японской фирмы по производству электроники «Джей-ви-си»[/ref]. Диззи Гиллеспи солировал вместе с группой. После выступления Диззи Гиллеспи Мачито и Тито Пуэнте вышли со своими оркестрами на одну сцену. Мачито стал руководить оркестром Тито, а Тито – оркестром Мачито. Два оркестра играли «Mambo Adonis» целых 15 минут. Позже эта песня стала носить название «Machito Forever». Концерт был завершен песней «Manteca» (аранжировка 1948 года).

В 1983 году Мачито получил премию Грэмми в категории «Лучшая латиноамериканская запись». Запись была сделана в Нидерландах примерно за четыре часа.

Создание лэтин-джаза

«Tanga» (1942 год) – это первая джазовая композиция, построенная на базе клаве. Песня была записана Мачито и его афро-кубинским оркестром (композитор Марио Бауса).

Первая дескарга (кубинский джемсейшен), которая заставила мир обратить на себя внимание, произошла на репетиции 29 мая 1943 года в танцевальном зале Park Palace (Park Palace Ballrom), на пересечении 110-ой улицы и 5-ой авеню. В это время Мачито был в Форт Диксе (штат Нью-Джерси) на обучении. Днем ранее в клубе La Conga Марио Бауса услышал, как пианист Луис Варон (Luis Varon) и басист Хулио Андино (Julio Andino) играли что-то такое, что можно было бы использовать в качестве постоянной мелодии. Бауса склонился над пианино и попросил Варона сыграть эту импровизацию еще раз. Левая рука Варона начала играть вступление из El Botellero Гильберто Вальдеса (Gilbert Valdes)[ref]Гильберто Вальдес – кубинский композитор, дирижер, флейтист и саксофонист[/ref]. Затем Марио дал указания, что должен играть Хулио Андино, потом подключились саксофоны, далее – трубы. Вскоре разрозненные аккорды начали складываться в афро-кубинскую джазовую мелодию. Потом альт-саксофон Джина Джонсона (Gene Johnson) заиграл джазовые музыкальные фразы на восточный мотив. Таким образом, совершенно случайно, за один вечер, когда Марио Бауса сочинил композицию «Tanga», был изобретен афро-кубинский джаз.

После этого, всякий раз, когда играли композицию «Tanga», она звучала по-разному, в зависимости от солиста. В августе 1948 года, когда трубач Говард Мак-Ги (Howard McGhee)[ref]Говард Мак-Ги – один из первых трубачей стиля бибоп[/ref] солировал вместе с оркестром Мачито в театре «Аполло»[ref]Театр «Аполло» –  знаменитый негритянский театр на 125-й улице в Гарлеме, г. Нью-Йорк[/ref], его экспромт на композицию «Tanga» привел к мелодии «Cu-Bop City», которая была записана в Roost Records[ref]Roost Records – звукозаписывающая компания, основанная в 1949 году для записи в первую очередь джазовой музыки[/ref] месяц спустя. Джемы оркестра Мачито, которые проходили в Royal Roots, Bop City[ref]Bop City – джаз-клуб в Сан-Франциско, существовавший с 1950 по 1965 год  [/ref] и Birdland[ref]Birdland – джаз-клуб в Нью-Йорке[/ref] при участии Говарда Мак-Ги, тенор-саксофониста Брю Мура (Brew Moore)[ref]Брю Мур – американский джазовый тенор-саксофонист[/ref], Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи, были неотрепетированными, раскованными и неизвестными ранее. Конферансье Симфони Сид (Symphony Sid)[ref]Sid Torin (известный как «Symphony Sid») – диск-жокей в США, специализирующийся на джазовой музыке[/ref]назвал это афро-кубинским джазом. Десяти- или пятнадцатиминутные джемы оркестра Мачито стали первыми в латиноамериканской музыке записями, отошедшими от четырехминутного формата. В феврале 1949 года, также впервые в латиноамериканской музыке оркестр Мачито отвел главную роль тенор-саксофонисту Флипу Филлипсу в пятиминутной записи «Tanga».

10 нововведений афро-кубинского оркестра Мачито

  • ОБЪЕДИНИЛИ ВМЕСТЕ КОНГИ, БОНГОС И ТИМБАЛЕС и сделал их стандартным набором перкуссионых инструментов в афро-кубинской танцевальной музыке. Использование прерывистого музыкального рисунка бонго белл в секции мамбо, рост многообразия ритмических рисунков конг и их функций в оркестре повысили важность тимбалес в создании мелодических элементов духовой секции и выделило его как инструмент, часто использующийся большими джазовыми оркестрами, к примеру, «Nague» – первая запись, в которой все три инструмента играют в одной секции.
  • СОВМЕСТИЛИ ДЖАЗОВЫЕ ПРИЕМЫ АРАНЖИРОВКИ С АУТЕНТИЧНЫМИ АФРО-КУБИНСКИМИ РИТМАМИ, благодаря чему звучание этого оркестра стало уникальным и однозначно определяемым. Никакой другой оркестр того времени, играющий афро-кубинскую музыку, не имел такого особенного звучания. Кубинский аранжировщик Чико О’Фаррилл говорил:

    Это была новая концепция в интерпретации кубинской музыки с таким большим количеством гармонического богатства, насколько это возможно. Вы должны понимать, насколько важно это было. Это сделало любые другие оркестры, идущие за афро-кубинским оркестром Мачито, только лишь последователями.

  • ИССЛЕДОВАЛИ ВОЗМОЖНОСТИ МОДАЛЬНЫХ ГАРМОНИЙ В ДЖАЗЕ. В записи «Tanga» заслуживают внимания звуковые эффекты аранжировки, создающиеся за счет использования многократного наслаивания.
  • ИЗУЧИЛИ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ЛАДЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АФРО-КУБИНСКИХ РИТМОВ. Особенно богатым материалом на эту тему является альбом «The Afro-Cuban Jazz Suite».
  • УДАЧНО СОЧЕТАЛИ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИЗ ДЖАЗА С ДЖАЗОВЫМИ СОЛО И АФРО-КУБИНСКОЙ РИТМ-СЕКЦИЕЙ в рамках своих новых музыкальных произведений.
  • УСПЕШНО БОРОЛИСЬ С РАСИЗМОМ В МУЗЫКЕ. Оркестр Мачито — первый по-настоящему многонациональный оркестр в истории США.
  • ВПЕРВЫЕ ОДНОЗНАЧНО НАЗВАЛИ СЕБЯ АФРО-КУБИНЦАМИ. Первый оркестр в США, который публично использовал выражение Afro-Cuban в названии оркестра (Machito & The Afro Cubans), идентифицируя себя таким образом и признавая западноафриканские корни тех музыкальных форм, которые они играли. В действительности, это был невидимый вклад оркестра в тогдашнее расцветающее движение за гражданские права. Это заставило латиноамериканцев Нью-Йорка и сообщества афро-американцев напрямую иметь дело с их общими западноафриканскими музыкальными корнями, независимо от того, хотели они признать это публично, или нет.
  • ГАРМОНИЧНО ИСПОЛЬЗОВАЛИ КЛАВЕ. Первый оркестр афро-кубинской танцевальной музыки, который публично исследовал возможность гармоничного добавления клаве в музыкальную композицию с точки зрения аранжировки, без резких переходов, пауз и нарушений целостности ритмической структуры.
  • УСТАНОВИЛИ ОБРАЗЕЦ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И МУЗЫКАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА. Оркестр, благодаря дальновидности музыкального руководителя Марио Баусы и ведущего вокалиста Мачито, установил образец профессионализма и музыкального мастерства, с которым должны были столкнуться в дальнейшем лидеры оркестров-последователей – Хосе Курбело (José Curbelo), Тито Пуэнте, Марселино Герра (Marcelino Guerra), Тито Родригес, Эльмо Гарсия (Elmo Garcia). Хотя, безусловно, можно утверждать, что Шавье Кугат установил чрезвычайно высокий уровень профессионализма намного ранее со своим оркестром в гостинице “Уолдорф-Астория” (Waldorf Astoria Hotel)[ref]Уолдорф-Астория – фешенебельная многоэтажная гостиница на Манхэттене в Нью-Йорке[/ref] в 1931 году. Но звучание, которое копировало большинство лидеров оркестров в Нью-Йорке, было не от Кугата, оно было от Мачито и его афро-кубинцев. Кугат давал концерты для нью-йоркского светского общества, а не для нью-йоркских латиноамериканцев, которые жили в Восточном Гарлеме и позднее в Южном Бронксе. “Ньюйориканцы” не могли вживую послушать концерты Кугата из-за социально-экономического неравенства и довольствовались трансляциями по радио.
  • ПОДГОТОВИЛИ ПОЧВУ ДЛЯ ОБМЕНА ПРОГРЕССИВНЫМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИДЕЯМИ И ОПЫТОМ, а также базу для исполнения музыкальных произведений и аранжировок на базе афро-кубинской музыки совместно с джазовыми техническими приемами и джазовыми соло. Они полностью революционизировали манеру игры афро-кубинской танцевальной музыки и в некотором смысле манеру игры джаза. «Manteca» Диззи Гиллеспи никогда бы и не существовала, если бы не было Марио Бауса и его влияния на Диззи. Музыкального гения Тито Пуэнте также не было бы в том виде, в каком мы его знаем, если бы оркестр Мачито не существовал.

Тито Пуэнте и Мачито

Мачито перенес инсульт перед концертом в Лондоне в 1984 году, в ожидании выхода на сцену в клубе Ронни Скотта (Ronnie Scott)[ref]Ронни Скотт – английский джазовый тенор-саксофонист, владелец джазового клуба[/ref]. Он умер через четыре дня, 19 апреля 1984 года в лондонской больнице «Юниверсити-Колледж» (University College Hospital)[ref]Больница «Юниверсити-Колледж» – крупная лондонская клиника при медицинском колледже Лондонского университета, основанная в 1833 году[/ref]. После смерти отца сын Мачито, Марио, взял управление оркестром в свои руки, а дочь Паула, хотя и посвятила свою жизнь научным исследованиям, время от времени выходила на сцену с оркестром в качестве певицы.

В 1985 году мэр Нью-Йорка Эд Кох (Ed Koch) дал распоряжение назвать пересечение восточной 111-ой улицы и 3-ей авеню в Восточном Гарлеме «площадью Мачито» в честь Франциско Рауля Гутьерреса Грилло «Мачито». В 1987 году был выпущен документальный фильм Карла Ортиса (Carlo Ortiz) «Мачито: Наследие латин-джаза» («Machito: A Latin Jazz Legacy»), где показаны архивные записи выступлений в 1940-х годах, а также пожилой Мачито со своей супругой в их доме, в Бронксе. В 2000 году песня «Mambo Mucho Mambo» была использована в качестве саундтрека в игре «Grand Theft Auto Vice City». В 2005 году альбом Мачито «Kenya» (1957 года) был занесен в книгу «Тысяча и один музыкальный альбом, который стоит прослушать прежде, чем вы умрете».

Мачито с сыном

Источник - Machito’s Biography на сайте Last.fm

Переводчик выражает благодарность Глебу Столбихину за перевод главы “Создание лэтин-джаза”
Небольшая редактура – Капранов Марат, “Сальса по-русски”.
Оригинал переведенного документа: vk.com/wall-125643220_80

Об авторе - Марат Капранов

Музыкант, сальсеро, переводчик. Редактор сайта "О сальсе по-русски".

Top